Практическая работа 2 по биологии 9 класс – Лабораторные и практические работы по биологии 9 класс Лисов

Содержание

ГДЗ по биологии 9 класс лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.

автор: Лисов Н.Д..

ГДЗ по биологии 9 класс лабораторные и практические работы, авторы: , Лисов Н.Д., Аверсэв 2019 год.

  • Общий обзор организма человека

  • 1
  • 2
  • 3
  • Регуляция функций в организме

  • 1
  • 2
  • Нервная система

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Эндокринная система

  • 1
  • 2
  • 3
  • Опорно-двигательный аппарат

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Внутрення среда организма

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Сердечно-сосудистая система

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Дыхательная система

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Мочевыделительная система

  • 1
  • 2
  • Покровная система

  • 1
  • 2
  • Репродуктивная система

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Сенсорные системы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Поведение и психика

  • 1
  • 2
  • 3
  • Практические работы

  • 1
  • 2
  • Лабораторные работы

  • 1
  • 2

gdz.fm

Лабораторные и практические работы по биологии (9 класс)

Ф.И. _____________________

Класс: 9

дата ___________

Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Цель: проанализировать причины возникновения экологических проблем человечества; предложить и проанализировать возможные пути их решения.

Ход работы:

1. Заполнить предлагаемые таблицы таким образом, чтобы получились причинно-следственные цепочки, описывающие формирование глобальных экологических проблем.

  1. Причина Следствие

Гибель в водоемах рыб

А) необходимость производства значительного количества электроэнергии;

Б) увеличение посевных площадей;

В) внесение в почву больших количеств удобрений и вымывание их в водоемы;

Г) ситуация роста сине-зеленых бактерий;

Д) увеличение роли технологий в жизни человека; Е) уменьшение биологического разнообразия;

Ж) постройка атомных электростанций; З) увеличение численности человечества.

  1. Причина Следствие

Нарушение баланса и гибель экосистем

А) перекрытие русла рек; Б) интенсивная вырубка тропических лесов;

В) уменьшение биологического разнообразия; Г) увеличение посевных площадей;

Д) увеличение численности человечества; Е) увеличение объема транспорта нефти;

Ж) обмеление рек; З) увеличение роли технологий в жизни человека.

  1. Причина Следствие

Увеличение частоты возникновения мутаций

А) увеличение численности человечества;

Б) увеличение роли технологий в жизни человека;

В) построение атомных электростанций;

Г) необходимость производства значительного количества электроэнергии;

Д) внесение в почву больших количеств удобрений и вымывание их в водоемы;

Е) выбросы радиоактивных веществ в результате аварий;

Ж) обмеление рек;

З) интенсивная вырубка тропических лесов.

  1. Причина Следствие

Нарушение баланса гидросистем

А) увеличение посевных площадей;

Б) увеличение численности человечества;

В) необходимость производства значительного количества электроэнергии;

Г) увеличение выброса углекислого газа;

Д) перекрытие русла рек;

Е) увеличение роли технологий в жизни человека;

Ж) постройка атомных электростанций;

З) постройка гидроэлектростанций.

2. Сделайте вывод, укажите возможные на ваш взгляд пути решения существующих экологических проблем.

infourok.ru

Практическая работа №2 по биологии 9 класс (ответы)

 Практическая работа №2 по биологии 9 класс  (ответы) — Строение и функции скелета человека

 

  1. Рассмотрите скелет человека.
  2. Определите отделы скелета. Какие типы костей образуют скелет? Чем определяется подвижность костей скелета?
  3. Подпишите кости скелетов нижней и верхней конечностей, обозначенные на рисунках.
  1. таз
  2. крестец
  3. таз
  4. бедро
  5. чашечка
  6. большая берцовая
  7. малая берцовая
  8. предплюсна
  9. плюсна
  10. фаланги пальцев
  1. ключица
  2. лопатка
  3. плечо
  4. локтевая
  5. лучевая
  6. запястье
  7. пясть
  8. фаланги пальцев
  1. Сделайте заключение о связи строения костей и выполняе­мых ими функций.

Строение костей непосредственно связано с выполняемой функцией: бедро, голень, плечо — трубчатые кости (опорная функция), фаланги пальцев — губчатые кости (подвижность), лопасти, тазовые кости — плоские (находятся в полостях организма).

Ответьте на дополнительные вопросы

  1. Какие виды соединения костей преобладают в скелете чело­века?

Подвижное соединение, полуподвижное.

  1. В каких отделах скелета наибольшее число костей? Почему?

Скелет конечностей: разнообразие и сложность выполняемых функций.

  1. Какой палец кисти имеет наибольшую подвижность? Поче­му? Какие преимущества это дает?

Большой палец. Он противопоставлен всем остальным, что даёт возможность захватывать предметы.

  1. Если бы стопа состояла только из одной кости, как это отра­зилось бы на походке, беге, прыжках, способности сохранять равно­весие?

Это значительно бы усложнило движения, сделало бы их неуклюжими, было бы сложность сохранять равновесие.

Изучите раздел § 20 учебного пособия «первая помощь при вы­вихах и переломах». Заполните таблицу.

Диагностика и первая помощь при повреждениях скелета

Виды нарушения Характерные признаки Первая помощь
Растяжение связок боль, отёк, опухоль приподнятое положение тела, холод, покой
Вывих неправильное положение в области суставов наложение фиксирующей повязки, обезболивающее
Закрытый перелом костей ильная боль, отёк, нарушение функций фиксирование конечности шиной, обезболивание
Открытый перелом костей нарушение целостности костей и мягких тканей остановка кровотечения, наложение повязки

Скелет

По вертикали: 2. Основа скелета человека (позвоночник).

По горизонтали: 1. Вид соединения костей черепа (неподвижное). 3. Оболоч­ка костей, обеспечивающая их питание и рост в толщину (надкостница). 4. Прочные тяжи из соединительной ткани (связки). 5. Смещение концов костей, обра­зующих сустав (вывих). 6. Нарушение целостности кости (перелом). 7. Плоская грудная кость (грудина). 8. Основной элемент скелета (кость). 9. Слегка изогнутая кость пле­чевого пояса (ключица). 10. Смешанная кость (позвонок). 11. Кость мозгового отдела че­репа (височная). 12. Дефект в развитии стопы (плоскостопие).

belmathematics.by

Решебник по биологии за 9 класс лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.

Решебник по биологии за 9 класс лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.

автор: Лисов Н.Д..

Решебник к учебнику Мащенко можно скачать здесь.

ГДЗ: Онлайн готовые домашние задания лабораторные и практические работы по биологии за 9 класс, автор Лисов Н.Д., спиши решения и ответы на ГДЗ гуру

Введение

Общий обзор организма человека

Регуляция функций в организме

Нервная система

Эндокринная система

Опорно-двигательный аппарат

Внутрення среда организма

Сердечно-сосудистая система

Дыхательная система

Мочевыделительная система

Покровная система

Репродуктивная система

Сенсорные системы

Поведение и психика

Практические работы

Лабораторные работы

gdzguru.com

Лабораторные работы для 9 класса по биологии

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

  1. Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.

  2. Изучите строение клеток столбчатой паренхимы дорзовентрального листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.

  3. Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.

  4. Рассмотрите строение клеток

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

  1. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

infourok.ru

Решебник по Биологии за 9 класс лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.

Авторы: Лисов Н.Д.

Подробный решебник (гдз) по Биологии для 9 класса лабораторные и практические работы, авторы учебника: Лисов Н.Д. на весь учебный год от Спиши.нет

Решебник к учебнику Мащенко посмотреть тут

Общий обзор организма человека

Регуляция функций в организме

Нервная система

Эндокринная система

Опорно-двигательный аппарат

Внутрення среда организма

Сердечно-сосудистая система

Дыхательная система

Мочевыделительная система

Покровная система

Репродуктивная система

Сенсорные системы

Поведение и психика

Практические работы

Лабораторные работы

spishy.net

Лабораторная работа №2 по биологии 9 класс

Лабораторная работа №2

Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора»

Цель: закрепить знания о критериях вида и его структуре.

Выполнила

ученица 9а класса

Данилова Алина

Учитель:

Е.В.Ковалёва

2015 г.

Оборудование: иллюстрации лисица степная, лисица обыкновенная.


Ход работы

№ п/п

Критерии вида

Показатели первого объекта

Показатели второго объекта

1

Морфологический

Корсак или степная лисица относится к семейству псовые, роду лисицы и образует отдельный вид, обитающий в степных зонах Азии. Это огромный район от крымских степей до Маньчжурии. Встретить зверя можно в северо-восточных районах Китая, Монголии, Казахстане, южных районах Западной Сибири, прикаспийских степях и на прилегающих к Дону территориях. Встречается лиса также в северных районах Афганистана и Ирана. Местность зверь предпочитает холмистую с редкой растительностью. В леса он не заходит. Исключение составляют только лесостепные зоны. В горах тоже не бывает, ограничиваясь предгорьями.

Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях; всего насчитывают 40—50 подвидов, не учитывая более мелких форм. В общем, при продвижении на север лисицы становятся более крупными и светлыми, на юг — мелкими и более тускло окрашенными. В северных районах и в горах также чаще встречаются чёрно-бурые и другие меланистические формы окраски лисиц. Наиболее распространённый окрас лисы: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Часто у лисиц присутствуют бурые полосы на хребте и лопатке, похожие на крест. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста. Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких, тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Линька начинается в феврале-марте и заканчивается в середине лета. Сразу же после этого у лисицы начинает отрастать зимний мех, в который она полностью одевается к рубежу ноября и декабря. Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний — более густой и пышный. Лисы отличаются большими ушными раковинами-локаторами, при помощи которых они улавливают звуковые колебания. Уши для лис — «ловец» добычи. Вокализация рыжей лисицы — такой же вой, как у волка, только ниже по тону.

2

Физиологический

Потомство корсака рождается, обычно в начале весны, помётом от 2 до 6 лисят. Но известны случаи помёта до 16 зверьков одного возраста. Вес новорожденных составляет около 50-60 грамм, волосяное  пухлявое покрытие светло-бурого цвета, с однотонным цветом хвоста. Открытие глаз происходит приблизительно на 14-16 день после рождения. В возрасте одного месяца в рацион детенышей включается мясо. Заботу о потомстве проявляют, как мать, так и отец, хотя живет корсак-самец отдельно. В период взросления детенышей, мать меняет нору 2-3 раза, по причине большого количества паразитов в жилище. Растет потомство очень быстро, в возрасте 4-5 месяцев они достигают размеров родителей. По этой же причине они и быстро расселяются, но до осени живут вместе с матерью-лисицей. И только с наступлением холодов, они воссоединяются снова.

Размножаются они только раз в год. В размножении важную роль играет степень упитанности лисы, а точнее то, каким был год. В голодные годы половина самок может остаться без потомства. Таким образом, происходит некоторое регулирование численности лис, хотят они этого или нет. В этот период идет ожесточенная борьба за норы, где можно вырастить молодняк. Пустых нор практически не бывает, если одна лисица погибла, на ее место сразу же найдется другая. В период ухаживания между самцами часто происходят бои, которые вполне могут закончится большим количеством крови. Беременность длится до 58 суток. Выводок насчитывает аж до 13 щенков, естественно при условии хорошего года и достатка пищи. Рыжие лисицы прекрасные родители, самец и самка принимают активное участие в воспитании детенышей. Самец даже может самостоятельно вылавливать блох у самок. В это время может происходить смена жилищ, при условии, что старое слишком сильно заражено всевозможными вредителями.

3

Экологический

Встретить степную лисицу вы можете на территории таких странах как Индия, Афганистан, Казахстан, Китай, Иран, Монголия, Киргизия, Туркменистан, а также Пакистан и Узбекистан. На территории Российской Федерации корсака можно увидеть на берегах Каспийского моря, на Северном Кавказе; корсак живет в степи и лесостепных районах, а также на юге Западной Сибири, доходя на западе до Самарской области, на севере – до Татарстана. Ныне среда обитания степной лисицы активно расширяется на запад и уже встречается в Воронежской обл. А также корсак встречается в степных районах Восточной Украины.

Несмотря на такое кажущееся безразличие к месту жительства, лисица предпочитает открытые местности, разбавленные всевозможными холмами, перелесками, оврагами и рощами.
Лисица не любит мигрировать, разве что в тундре и пустыне такое может случиться. Даже молодняк после ухода из логова родителей селится на расстоянии до 30 км от него.

Вывод:

 Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче (длина тела 50—60 см, хвоста — 25—35 см), с более крупными ушами и высокими ногами. Высота в плечах около 30 см. Вес — 4—6 кг. Морда короткая, сильно заостренная; скулы широкие; уши большие, широкие в основании, к концам заострённые.
 Общая окраска светлая, серая или рыжевато-серая, встречаются оттенки красного; брюхо беловатое или жёлтоватое, кончик хвоста тёмно-бурый или чёрный, подбородок светлый. Выражен сезонный морфизм в длине меха: зимой мех длинный и пышный, летом — короткий и прилегающий. Зимой возле хребта у корсака заметен седой налёт.
 От обыкновенной лисы корсак отличается тёмным концом хвоста, от афганской лисы — менее длинным хвостом и белой окраской подбородка и нижней губы.

Лисица и корсак – заклятые враги, по причине сходства рациона, зимой эти особи ведут борьбу друг с другом за пропитание.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о