Биология 10 11 каменский – ГДЗ по биологии для 10‐11 класса Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.

Содержание

Читать книгу Биология. Общая биология. 10–11 классы В. В. Пасечника : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник
Биология. Общая биология. 10–11 классы

Введение

Вы начинаете изучение школьного курса «Общая биология». Это условное название части школьного курса биологии, задача которого – изучение общих свойств живого, законов его существования и развития. Отражая живую природу и человека как ее часть, биология приобретает все большее значение в научно-техническом прогрессе, становясь производительной силой. Биология создает новую технологию – биологическую, которая должна стать основой нового индустриального общества. Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

§ 1. Краткая история развития биологии

1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология как наука.

Вы хорошо знаете, что биология – это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны.

С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.

Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.

Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – прежде всего физики, химии и математики.

Основные направления развития современной биологии. В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны. Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи). Эти открытия заставили ученых по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы. Для настоящих ученых-натуралистов природа – это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален. Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в ее защиту.

Второе направление – это эволюционная биология. В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас еще есть много нерешенных вопросов, ответы на которые ищут ученые-эволюционисты.

Созданная в начале XX в. нашим выдающимся биологом

Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов.


Чарлз Дарвин (1809–1882)


Александр Иванович Опарин (1894–1980)

Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас еще остается одной из самых больших загадок биологии.

Третье направление – физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Развитие биологии как науки. Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Назовем лишь некоторых из них.

Гиппократ (460 – ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины.

Аристотель (384–322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.

Теофраст (372–287 до н. э.) изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники.

Гай Плиний Старший (23–79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.

Клавдий Гален в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности.

В средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период еще не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.

Эпоха Возрождения является переходной от культуры средних веков к культуре нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.

Самый известный ученый этой эпохи Леонардо да Винчи (1452–1519) внес определенный вклад и в развитие биологии.

Он изучал полет птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных.

Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.

В XVI–XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые для невооруженного глаза микроскопически малые живые организмы – бактерии и простейшие.

Большой вклад в развитие биологии внес Карл Линней, предложивший систему классификации животных и растений.

Карл Максимович Бэр (1792–1876) в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии.


Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200)


Карл Линней (1707–1778)

В 1808 г. в работе «Философия зоологии»

Жан Батист Ламарк поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции.

Огромную роль в развитии биологии сыграла клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарлза Дарвина. Авторами клеточной теории считают зоолога Теодора Шванна (1818–1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804–1881).

На основе многочисленных наблюдений Ч. Дарвин опубликовал в 1859 г. свой основной труд «О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в котором сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов.

В XIX в. благодаря работам Луи Пастера (1822–1895),

Роберта Коха (1843–1910), Ильи Ильича Мечникова в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.

К концу XIX в. как отдельные науки выделились паразитология и экология.

XX век начался с переоткрытия законов Грегора Менделя, что ознаменовало собой начало развития генетики как науки.

В 40–50-е годы XX в. в биологии стали широко использоваться идеи и методы физики, химии, математики, кибернетики и других наук, а в качестве объектов исследования – микроорганизмы. В результате возникли и стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная биология, бионика и др. Исследования в космосе способствовали зарождению и развитию космической биологии.


Жан Батист Ламарк (1774–1829)


Илья Ильич Мечников (1845–1916)

В XX в. появилось направление прикладных исследований – биотехнология. Это направление, несомненно, будет стремительно развиваться и в XXI в. Более подробно об этом направлении развития биологии вы узнаете при изучении главы «Основы селекции и биотехнологии».

В настоящее время биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике.

Чрезвычайно важное значение имеют экологические исследования. Мы, наконец, стали осознавать, что хрупкое равновесие, существующее на нашей маленькой планете, легко разрушить. Перед человечеством встала грандиозная задача – сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Без биологических знаний и специальных исследований решить ее невозможно. Таким образом, в настоящее время биология стала реальной производительной силой и рациональной научной основой отношений между человеком и природой.


Грегор Мендель (1822–1884)

Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология.

1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?

2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие биологических знаний?

3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?

4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

5. Какова роль биологии в современном обществе?

Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:

1. Роль биологии в современном обществе.

2. Роль биологии в космических исследованиях.

3. Роль биологических исследований в современной медицине.

4. Роль выдающихся биологов – наших соотечественников в развитии мировой биологии.

Насколько изменились взгляды ученых на разнообразие живого, можно продемонстрировать на примере разделения живых организмов на царства.

Еще в 40-е годы XX столетия все живые организмы делились на два царства: Растения и Животные. В царство растений включались также бактерии и грибы. Позднее более детальное изучение организмов привело к выделению четырех царств: Прокариоты (Бактерии), Грибы, Растения и Животные. Данная система приводится в школьной биологии.

В 1959 г. было предложено делить мир живых организмов на пять царств: Прокариоты, Протисты (Простейшие), Грибы, Растения и Животные.

Данная система часто приводится в биологической (особенно переводной) литературе.

Разработаны и продолжают разрабатываться и другие системы, включающие 20 и более царств. Например, предложено выделить три надцарства: Прокариоты, Археи (Архебактерии) и Эукариоты. Каждое надцарство включает несколько царств.

§ 2. Методы исследования в биологии

1. Чем наука отличается от религии и искусства?

2. Какова основная цель науки?

3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

Наука как сфера человеческой деятельности. Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира. Для научного познания необходим выбор определенных объектов исследования, проблем и методов их изучения. Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого ученого важнейшим всегда остается принцип «Ничего не принимай на веру». Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются лишь при достаточных доказательствах. Научным фактом (греч. factum – сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.

Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Вся история развития биологии наглядно свидетельствует о том, что она определялась разработкой и применением новых методов исследования. Основными методами исследования, применяемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

Описательный метод. Он широко применялся еще учеными древности, занимавшимися сбором фактического материала и его описанием. В основе его лежит наблюдение. Практически до XVIII в. биологи в основном занимались описанием животных и растений, делали попытки первичной систематизации накопленного материала. Но описательный метод не потерял своего значения и сегодня. Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования.

Сравнительный метод. Он позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями и стал применяться в XVII в. Использование сравнительного метода позволило получить данные, необходимые для систематизации растений и животных. В XIX в. он был использован при разработке клеточной теории и обосновании теории эволюции, а также в перестройке ряда биологических наук на основе этой теории. В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках. Однако если бы в биологии использовались лишь описательный и сравнительный методы, то она так и осталась бы в рамках констатирующей науки.

Исторический метод. Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Он стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве. Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы.

Экспериментальный метод. Применение экспериментального метода в биологии связывают с именем Уильяма Гарвея, который использовал его в своих исследованиях при изучении кровообращения. Но широко применяться в биологии он начал лишь с начала XIX в., прежде всего при изучении физиологических процессов. Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта.

Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внес Г. Мендель, который, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов. Работа Г. Менделя стала классическим образцом методологии экспериментальной науки.


Уильям Гарвей (1578–1657)

В XX в. экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможным благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф и др.) и использованию методов физики и химии в биологии.

В настоящее время в биологическом эксперименте широко используют различные виды микроскопии, включая и электронную с техникой ультратонких срезов, биохимические методы, разнообразные способы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т. д. Не случайно во второй половине XX в. в биологии развилось целое направление – создание новейших приборов и разработка методов исследования.

В биологических исследованиях все шире применяют моделирование, которое считают высшей формой эксперимента. Так, ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем или даже всей биосферы (например, в случае глобальных климатических или техногенных изменений).

Экспериментальный метод в сочетании с системно-структурным подходом коренным образом преобразил биологию, расширил ее познавательные возможности и открыл новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.

Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный.

1. В чем заключаются основная цель и задача науки?

2. Почему можно утверждать, что развитие биологии определялось разработкой и применением новых научных методов исследования?

3. Какое значение имели описательный и сравнительный методы для развития биологии?

4. В чем сущность исторического метода?

5. Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в XX в.?

Предложите методы исследования, которые вы будете применять при изучении антропогенного воздействия на какую-либо экосистему (водоем, лес, парк и т. д.).

Предложите несколько своих вариантов путей развития биологии в XXI веке.

Какие болезни, по вашему мнению, будут побеждены человечеством при помощи методов молекулярной биологии, иммунологии, генетики в первую очередь.

Научное исследование, как правило, состоит из нескольких этапов (рис. 1). На основании сбора фактов формулируется проблема. Для ее решения выдвигаются гипотезы (греч. hypothesis – предположение). Каждая гипотеза проверяется экспериментально в ходе получения новых фактов. Если полученные факты противоречат гипотезе, то она отвергается. Если гипотеза согласуется с фактами и позволяет делать верные прогнозы, то она может стать теорией (греч. theoria – исследование). Однако даже верная теория по мере накопления новых фактов может пересматриваться и уточняться. Наглядным примером служит теория эволюции.

Некоторые теории заключаются в установлении связи между различными явлениями. Это правила и законы.

Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда. Например, закон сохранения энергии справедлив как для живой, так и неживой природы.

Рис. 1. Основные этапы научного исследования

§ 3. Сущность жизни и свойства живого

1. Что такое жизнь?

2. Что считают структурно-функциональной единицей живого?

3. Какие свойства живого вам известны?

Сущность жизни. Вы уже знаете, что биология – это наука о жизни. Но что такое жизнь?

Классическое определение немецкого философа Фридриха Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» – отражает уровень биологических знаний второй половины XIX в.

В XX в. делались многочисленные попытки дать определение жизни, отражающие всю многогранность данного процесса.

Все определения содержали следующие постулаты, отражающие сущность жизни:

– жизнь есть особая форма движения материи;

– жизнь есть обмен веществ и энергии в организме;

– жизнь есть жизнедеятельность в организме;

– жизнь есть самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

Жизнь представляет собой форму движения материи высшую по сравнению с физической и химической формами ее существования.

В самом общем смысле жизнь можно определить как активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Ни нуклеиновые кислоты, ни белки в отдельности не являются субстратом жизни. Они становятся субстратом жизни лишь тогда, когда находятся и функционируют в клетках. Вне клеток – это химические соединения.

По определению отечественного биолога В. М. Волькенштейна, «живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Свойства живого. Для живого характерен ряд общих свойств. Перечислим их.

1. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90 % массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

2. Единство структурной организации. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки жизни нет.

3. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

4. Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Обмен веществ осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии – света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.

6. Саморегуляция. Любой живой организм подвергается воздействию непрерывно меняющихся условий окружающей среды. В то же время для протекания процессов жизнедеятельности в клетках необходимы определенные условия. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т. е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (иными словами, поддерживается гомеостаз: от греч. homoios – одинаковый и stasis – состояние).

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост. Кроме того, все живые системы эволюционируют – изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия.

9. Наследственность и изменчивость. Преемственность поколений обеспечивается наследственностью. Потомки не являются копиями своих родителей из-за способности наследственной информации к изменениям – изменчивости.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе. Например, кристаллы в насыщенном растворе соли могут «расти». Однако этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Для горящей свечи тоже характерны процессы обмена веществ и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Следовательно, все перечисленные выше свойства в своей совокупности характерны только для живых организмов.

Жизнь. Открытая система.

1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?

2. В чем отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы?

3. Почему живые организмы называются открытыми системами?

4. Чем принципиально отличаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?

Сравните сущность процессов роста, размножения и обмена веществ в неживой природе и у живых организмов.

Приведите примеры свойств, характерных для живого организма, которые можно наблюдать и у неживых объектов.

Организм (лат. organizo – устраиваю) – это особь, индивид (лат. individuus – неделимый), самостоятельно взаимодействующий со средой своего обитания. Термин «организм» легко понять, но почти невозможно однозначно определить. Организм может состоять из одной клетки и может быть многоклеточным. Разные колониальные организмы могут состоять из однородных организмов, например вольвокс, или представлять собой комплекс высокодифференцированных особей, составляющих единое целое, например португальский кораблик – колониальное кишечнополостное животное. Иногда даже отделенные друг от друга особи образуют группы, отличающиеся определенными индивидуальными свойствами: например, у пчел, как и у других социальных насекомых, семья имеет ряд свойств организма.

iknigi.net

Общая биология. 10-11 класс. Учебник / Каменский, Криксунов, Пасечник | Учебники, учебные и методические пособия всем, кто учится и учит

Учебник 10-11 классов Каменского, Криксунова, Пасечника по общей биологии входит в УМК 5-11. Разработан на базе оригинальной программы В. В. Пасечника. Отражает проблемы общей биологии, освещены глубоко – подробно, в отличие от учебника 9 класса, где приведены только начальные сведения.  Написан с учетом современных достижений  биологической науки.

-Содержание-

Введение 03
Краткая история развития …. 03
Методы исследования … 09
Сущность жизни … 15
Уровни организации живой … 16
Краткое содержание … 20
Основы цитологии 22
Методы цитологии. …22
Особенности химического состава… 26
Вода ее роль … 29
Минеральные вещества … 32
Углеводы их роль…34
Липиды… 37
Строение функции белков 40
Нуклеиновые кислоты … 48
АТФ … 53
Строение клетки. … 55
.Цитоплазма. Клеточный центр. …61
Эндоплазматическая сеть. …. 64
Митохондрии. Пластиды. Органоиды… 68
Неклеточные формы жизни. … 78
Энергетический обмен … 84
Питание клетки 87
Фотосинтез 89
Хемосинтез 94
Генетический код. Транскрипция. …. 95
Регуляция транскрипции … 103
Краткое содержание главы 106
Размножение индивидуальное развитие …108
Жизненный цикл клетки 109
Митоз. Амитоз 111
Мейоз 114
Бесполое размножение 116
Половое размножение 120
Развитие половых клеток 123
Оплодотворение 125
Онтогенез — индивидуальное развитие…129
Эмбриональный период 131
Постэмбриональный период 138
Краткое содержание главы 138
Основы генетики 140
История развития генетики…. 140
Моногибридное скрещивание 142
Анализирующее скрещивание 147
Дигибридное скрещивание. …. 149
Хромосомная теория наследственности 153
Взаимодействие неаллельных генов 156
Цитоплазматическая наследственность 157
Генетическое определение пола 160
Изменчивость 163
Виды мутаций 167
Причины мутаций. …170
Краткое содержание главы 174
Генетика человека 176
Методы исследования генетики… 176
Генетика и здоровье 179
Проблемы генетической безопасности 182
Краткое содержание главы 185
Основы учения эволюции 186
Развитие эволюционного учения Дарвина 186
Вид, его критерии 196
Популяции 198
Генетический состав популяций 201
Изменения генофонда популяций 204
Изолирующие механизмы 214
Видообразование 218
Макроэволюция, ее доказательства 223
Главные направления эволюции … 231
Краткое содержание главы 238
Основы селекции биотехнологии 240
Основные методы селекции … 240
Методы селекции растений 245
Методы селекции животных 253
Селекция микроорганизмов 256
Современное состояние …260
Краткое содер

skachaj24.ru

Решебник по биологии за 10‐11 класс Каменский А.А., Криксунов Е.А.

Решебник по биологии за 10‐11 класс Каменский А.А., Криксунов Е.А.

авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В..

ГДЗ: Онлайн готовые домашние задания по биологии за 10‐11 класс, автор Каменский А.А., Криксунов Е.А., спиши решения и ответы на ГДЗ гуру

§ 1

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 2

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 3

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 4

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 5

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 6

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 7

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 8

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 9

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 10

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 11

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 12

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 13

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 14

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 15

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 16

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 17

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 18

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 19

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 20

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 21

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 22

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 23

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 24

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 25

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 26

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 27

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 28

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 30

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 31

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 32

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 33

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 34

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 35

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 36

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 37

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 38

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 39

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 40

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 41

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 42

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 43

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 44

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 45

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 46

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 47

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 48

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 49

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 50

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 51

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 52

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 53

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 54

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 55

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 56

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 57

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 58

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 59

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 60

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 61

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 62

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 63

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 64

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 65

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 66

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 67

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 68

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 69

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 70

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 71

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 72

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 73

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 74

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 75

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 76

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 77

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 78

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 79

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 80

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 81

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 82

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 83

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 84

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 85

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 86

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 87

Вопросы в начале

Вопросы в конце

§ 88

Вопросы в начале

gdzguru.com

Биология. Общая биология. 10-11 класс. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. планета ГДЗ

Биология. Общая биология. 10-11 класс. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Предлагаемый учебник входит в линию учебников по биологии для средней школы (5-11 классы), создан на основе оригинальной программы под руководством В.В.Пасечника.
Данная линия учебников построена по концентрическому принципу. Учебник для 10-11 классов посвящен проблемам общей биологии, которые освещены в нем более глубоко и подробно, чем в учебнике 9 класса, где учащиеся впервые познакомились с ними, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки.
Формат: djvu / zip
Размер: 9,3 Мб



Формат: pdf / zip
Размер: 88,1 Мб



Оглавление
Введение
§ 1. Краткая история развития биологии 3
§ 2. Методы исследования в биологии 9
§ 3. Сущность жизни и свойства живого 13
§ 4. Уровни организации живой материи 16
Краткое содержание вводной главы 20
Глава 1. Основы цитологии
§ 5. Методы цитологии. Клеточная теория 22
§ 6. Особенности химического состава клетки 26
§ 7. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки 29
§ 8. Минеральные вещества и их роль в клетке 32
§ 9. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки 34
§ 10. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки 37
§ 11. Строение и функции белков 40
§ 12. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки 48
§ 13. АТФ и другие органические соединения клетки 53
§ 14. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро 55
§ 15. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы 61
§ 16. Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения 64
§ 17. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения 68
§ 18. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток 71
§ 19. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов 75
§ 20. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги 78
§ 21. Обмен веществ и энергии в клетке 81
§ 22. Энергетический обмен в клетке 84
§ 23. Питание клетки 87
§ 24. Автотрофное питание. Фотосинтез 89
§ 25. Автотрофное питание. Хемосинтез 94
§ 26. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке 95
§ 27. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме 102
Краткое содержание главы 105
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
§ 28. Жизненный цикл клетки 108
§ 29. Митоз. Амитоз 111
§ 30. Мейоз 114
§ 31. Формы размножения организмов. Бесполое размножение 116
§ 32. Формы размножения организмов. Половое размножение 120
§ 33. Развитие половых клеток 122
§ 34. Оплодотворение 125
§ 35. Онтогенез — индивидуальное развитие организма 129
§ 36. Индивидуальное развитие. Эмбриональный период 131
§ 37. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период 136
Краткое содержание главы 137
Глава 3. Основы генетики
§ 38. История развития генетики. Гибридологический метод 140
§ 39. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание 142
§ 40. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание 146
§ 41. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 149
§ 42. Хромосомная теория наследственности 152
§ 43. Взаимодействие неаллельных генов 155
§ 44, Цитоплазматическая наследственность 157
§ 45. Генетическое определение пола 159
§ 46, Изменчивость 163
§ 47. Виды мутаций 167
§ 48. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации 169
Краткое содержание главы 173
Глава 4, Генетика человека
§ 49. Методы исследования генетики человека 176
§ 50. Генетика и здоровье 178
§ 51. Проблемы генетической безопасности 181
Краткое содержание главы 184
Глава 5. Основы учения об эволюции
§ 52, Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина 186
§ 53. Вид, его критерии 195
§ 54. Популяции 198
§ 55. Генетический состав популяций 200
§ 56. Изменения генофонда популяций 203
§ 57. Борьба за существование и ее формы 205
§ 58. Естественный отбор и его формы 2008
§ 59. Изолирующие механизмы 214
§ 60. Видообразование 218
§ 61. Макроэволюция, ее доказательства 222
§ 62. Система растений и животных — отображение эволюции 227
§ 63. Главные направления эволюции органического мира 230
Краткое содержание главы 237
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии
§ 64. Основные методы селекции и биотехнологии 240
§ 65. Методы селекции растений 244
§ 66. Методы селекции животных 252
§ 67. Селекция микроорганизмов 256
§ 68. Современное состояние и перспективы биотехнологии 259
Краткое содержание главы 263
Глава 7. Антропогенез
§ 69, Положение человека в системе животного мира 266
§ 70. Основные стадии антропогенеза 270
§ 71. Движущие силы антропогенеза 277
§ 72. Прародина человека 280
§ 73. Расы и их происхождение 285
Краткое содержание главы 290
Глава 8. Основы экологии
§ 74. Что изучает экология 292
§ 75. Среда обитания организмов и ее факторы 294
§ 76, Местообитание и экологические ниши 299
§ 77. Основные типы экологических взаимодействий 303
§ 78. Конкурентные взаимодействия 308
§ 79. Основные экологические характеристики популяции 312
§ 80. Динамика популяции 315
§ 81, Экологические сообщества 318
§ 82. Структура сообщества 324
§ 83. Взаимосвязь организмов в сообществах 327
§ 84. Пищевые цепи 328
§ 85. Экологические пирамиды 332
§ 86. Экологическая сукцессия 334
§ 87. Влияние загрязнений на живые организмы 337
§ 88. Основы рационального природопользования 339
Краткое содержание главы 342
Глава 9. Эволюция биосферы и человек
§ 89. Гипотезы о происхождении жизни 344
§ 90. Современные представления о происхождении жизни 349
§ 91. Основные этапы развития жизни на Земле 351
§ 92. Эволюция биосферы 356
§ 93. Антропогенное воздействие на биосферу 361
Краткое содержание главы 363

Внимание: о не рабочих ссылок на скачку сообщаем администратору через комментарий ниже текущей страницы, или через контакты вверху!

Итак, подведем итоги сегодняшнего дня: Вы всегда можете скачать бесплатно с нашего сайта любой доступный материал. Если вы не нашли на нашем сайте планета ГДЗ , тот материал, готовые домашние задания, билеты для экзаменов, тесты или реферат. Есть несколько решений этого вопроса: 1. вернуться на главную планета гдз , выбрать ту категорию которая вам больше подходит. 2.воспользоваться умным поиском, но это возможно сделать и с текущей страницы в правом углу сайта. В вести текст, фразу для поиска. 3. если после выше сказанных процедур вы так и не нашли нужный вам материал, тогда у нас к вам будет большая просьба, сообщить нашему администратору что бы вы хотели найти на нашем портале планета гдз. И в ближайшее время наш администратор разыщет не запрашиваемый вами материал и опубликует на сайте, если не будут нарушены авторские права! Внимание: если Вы уважаемый пользователь заметали нарушение авторских прав, просьба сообщить администратору, с минимальным доказательством на право. Всем удачи в учебе и закончить учебное заведение на отлично!

Бесплатная программа Stdu Viewer для чтения файлов PDF, DJVU, fb2, epub и других форматов, вы можете здесь или в верху сайта в разделе: программа для чтения файлов, книг, гдз.

planetgdz.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о