Окружающий мир 1 класс ивченкова ответы какие растения цветут осенью – Растения осенью (окружающий мир, 1 класс)

Содержание

Растения цветущие осенью | Веселый Урожайник

Перед погружением в зимнюю спячку дачные сады способны неожиданно вспыхнуть яркими прощальными красками. Солнца в сентябре и даже октябре еще предостаточно, чтобы ряд растений полноценно зацвел. Осень по праву называется самой красочной порой года. Она способна украсить сад не только видом изменившей окраску листвы, но и прекрасным сочетанием цветочных оттенков на клумбах. Давайте вместе рассмотрим растения цветущие осенью.

Поздние цветы в осеннем саду

  • Из известных видов астру ставят на первое место. Ее разноцветные звезды способны радовать глаз до наступления первых морозов.
    Однолетние цветы вырастают достаточно крупными по размерам, а многолетние представители отличаются мелкими соцветиями, но более многочисленными.

  • Хризантема попала в наши сады из Японии. Но это нисколько не повлияло на ее развитие.
    Крупноцветные сорта уважают солнечное тепло, а представители из Кореи способны выдерживать заморозки до минус семи градусов. Запах у растения горьковатый, цветовые оттенки разнообразные.

  • Рудбекия своим видом напоминает привычную всем ромашку. Она любит влажные и плодородные места. Цветение различных сортов приходится на сентябрь и октябрь, продолжается до наступления холодов.

  • Частенько в осеннем саду встречаются флоксы. Цветут они различными оттенками – сиреневыми, красными, розовыми и даже фиолетовыми. Встречаются сорта, у которых цветки окрашены сразу в два цвета. Такие растения выглядят очень симпатично на фоне осенних красок.

Злаковые растения

  • Бутелуа изящная своей удивительной декоративностью придает оригинальный вид цветочной клумбе. Соцветия этого злакового представителя довольно изысканно растут под определенным углом.

  • Остроцветковый вейник отличается высоким ростом, достигающим полутора метров. С его помощью отлично декорируются дальние участки цветников. Цветет метелочками, отличающимися нежно-розовым оттенком.

  • Молиния голубая довольно компактна и декоративна, имеет фиолетовые цветки.

  • А вот злак Мискантуса способен привлечь своими соцветиями серебристо-красных тонов, выгодно подчеркнутых коричневыми красками листвы.

Кустарниковые виды

  • Естественно, что не обходится и без них. Одним из представителей является гортензия. Пышно зацветает в сентябре. Цветы в форме шаров отличаются довольно праздничным видом, волшебства им прибавляет яркость различных оттенков, которые могут присутствовать на одном кусте.

  • Обыкновенный вереск так же способен доставить радость. Цветет розовыми и лиловыми оттенками до начала ноября.

Как организовать уход за осенними растениями

  1. В период начала цветения осенних растений рекомендуется прекратить полив. Вода необходима только для тех, которые пересажены или растут лишь год. Соцветия, прекратившие цветение, удаляются. Многолетние типы срезаются до корня. Если обрезка высокая, то стебли оставляют на зиму и удаляют весной.
  2. Растения в этот период рекомендуют поддержать суперфосфатными препаратами и калием сернокислым. Цветы, имеющие клубни в форме луковиц, удобряются лишь калием. Некоторым представителям разрешается выполнить окучивание, присыпать на зиму лапником или срезанными ветками.

Это далеко не весь перечень осенних растений. Их много, и все способны доставить радость красочными цветками. И если появилось желание осенью наслаждаться видом ярких соцветий – не спешите высаживать все подряд. Присмотритесь, какие представители удачно подходят для климата, почвенного состава и иных условий. И только после этого приступайте к выращиванию.

veselyi-yrozhainik.ru

Какие цветы цветут осенью (названия, фото и описания)

Осень наполняет сад яркими, но печальными красками. Зелень листвы сменяется красным, оранжевым, желтым. А что же до клумб? Буйное цветение завершается с уходом лета, и многие цветники выглядят очень пустынно… Но зная, какие цветы цветут осенью, можно оживить сад и как бы отсрочить наступление зимы.

Растений, цветущих осенью, значительно меньше, чем летне- и весеннецветущих, но все же известно достаточно видов, чтобы можно было создавать любые композиции.

Осенние цветы

Какими бы разными ни были осеннецветущие растения, всех их объединяет одно — для закладки бутонов и цветения им необходим короткий световой день. Ниже рассмотрены самые распространенные садовые цветы.

Каллистефус китайский — это всем известная астра однолетняя, которая много лет покоряет садоводов своими разнообразными соцветиями. Существует более 3000 сортов, различающихся формой и окраской цветов, их количеством и размерами куста. Бывают карликовые разновидности с подушковидными очертаниями куста, а также средне- и высокорослые экземпляры, образующие колоновидные или раскидистые формы.

Сроки цветения могут различаться, но, как правило, большинство сортов распускает бутоны в конце лета и продолжает радовать глаз вплоть до середины осени, а в южных районах без заморозков цветение продолжается и зимой.

Каллистефус неприхотлив в уходе и может расти на любых почвах, главное, выбирать для посадки солнечное место. Полутень он также переносит, но это сказывается на количестве и размерах цветков. Лучше всего выращивать этот яркий цветок рассадным способом.

Астра – это многолетнее травянистое растение, которое также известно многим. Представляет собой
сильноветвистый кустарник с множеством некрупных цветков. Листья напоминают по форме листочки астры однолетней, но немного мельче.

 

Среди этой культуры также встречаются карлики и гиганты с различной формой кустов. Окраска и размеры цветков тоже варьируется. Осенние астры зацветают в начале сентября и усыпаны бутонами вплоть до середины ноября.

Растение в целом неприхотливое, но место для высадки, как и в случае с другими многолетниками, нужно продумывать заранее.

Кроксомия — великолепный луковичный цветок родом из Африки. Этот родственник ириса цветет до поздней осени ярко-оранжевыми или красными соцветиями из крупных цветков. Весь куст выглядит весьма декоративно — жесткие мечевидные листья и ветвистый цветонос, усыпанный бутонами.

Растение довольно крупное и достигает высоты до 70 см, а также значительно разрастается в ширину.

Кроксомия неприхотлива и растет на любом месте, где не образуется застоя влаги. Высаживают ее весной на глубину 7-10 см, в зависимости от размера клубнелуковицы. Морозостойкость зависит от сорта, но большинство переносит наши зимы с укрытием в виде толстого слоя опилок.

Хризантемы – еще одни привычные для осени цветы, эти яркие кустики украшают практически любой участок.

Хризантемы образуют плотные сильноветвистые кусты высотой от 20 до 150 см. Формы и размеры соцветий также различны – существуют простые, махровые и полумахровые сорта, сорта с игольчатыми, перистыми, трубчатыми лепестками. Расцветка бывает самая разнообразная.

Сроки цветения также очень разные, самые ранние покрываются цветами уже в июне, а осенние могут цвести вплоть до выпадения снега. Собственно, благодаря такому разнообразию, можно создать клумбу из одних только хризантем.

Лучшее место для хризантемы – это хорошо освещенная возвышенность или склон. Земля подходит любая, но пышнее всего кустик разрастается в легком плодородном грунте.

Гелениум — еще один прекрасный многолетний цветок для клумбы. Представляет собой довольно плотный и высокий (70-150 см) кустик с мелкими ланцетовидными листьями и яркими цветами. Соцветия имеют окраску от желтой до красно-коричневой, в зависимости от сорта. От него же зависят и сроки распускания бутонов — помимо осеннецветущих есть и весенние, и летние разновидности.

Собственно, куст гелениума — это не куст вовсе, а колония одиночных экземпляров. Цветущие побеги живут один сезон, но к зиме образуется множество новых листовых розеток, которые выдадут цветоносы в следующем году.

Гелениум любит солнечные места и влажную почву. По поводу тесного соседства с другими представителями флоры можно не беспокоиться — этот вид неплохо растет на густо засаженных клумбах.

Безвременник — небольшой луковичный многолетник, который очень похож на крокус. Его крупные плоские листья появляются весной, но к середине лета отмирают. Нежные цветки голубовато-сиреневого цвета появляются в сентябре-октябре.

Этот странный цветок предпочитает легкие почвы и солнечный свет, хотя может расти и в полутени. Эффектно смотрится при посадке группками. Стоит помнить, что все части безвременника ядовиты.

Полезно будет почитать:

Осенние злаковые

Декоративные злаки — еще одна группа видов для оформления осеннего сада. Как правило, подобные растения сохраняют некоторую красоту и зимой. Прошлогодние листья и соцветия обычно срезают ранней весной, до начала роста, если, конечно, на зиму не требуется укрытие (в этом случае обрезку проводят осенью).

Вейник остроцветковый — достаточно высокий многолетник, его пушистые на вид кусты вырастают в высоту до полутора метров. Листья злака довольно узкие и жесткие. Рыхлые соцветия-метелки появляются в июле и держатся до холодов, хотя могут простоять и зиму.

Вейник неприхотлив, лучше всего он растет на сухих солнечных местах. Весной оставшиеся после зимы листья и цветоносы срезают практически у самой земли.

Молиния голубая — компактный многолетник высотой до 60 см. Образует шарообразный рыхлый кустик, который особенно декоративен осенью — цветы-метелки растут на желтых цветоносах, а длинные узкие листья приобретают яркую желтую окраску.

Летом кустик молинии равномерной сизоватой окраски, но бывают и пестролистные разновидности. Соцветия появляются в августе и держатся до холодов.

Молиния предпочитает влажную кислую землю и большое количество солнечного света. В регионах с суровой зимой требуется укрытие.

Плоскоколосник широколистный — травянистое растение с широкими, похожими на бамбук, листьями. Вырастает до метра в высоту. Интересен он тем, что в течение года меняет свою окраску. Листья отрастают светло-зелеными, а к осени постепенно приобретают золотистую окраску. Примечательны и соцветия этого злака — чем-то они напоминают шишечки хмеля, но плоские, будто проглаженные утюгом. Распускаются они зелеными, но потом становятся бронзовыми или розово-желтыми.

Для полного проявления окраски и обильного цветения плоскоколоснику нужно хорошо освещенное местоположение. Любит обильный полив.

Бутелуа изящная — небольшой однолетний злак родом из Мексики. Образует компактные рыхлые куртинки. Листья очень тонкие, но жесткие и загибаются на концах. Особый интерес представляют соцветия бутелуа — они появляются с июля по сентябрь, сначала красные, а дальше светлеют и становятся соломенными. По форме они напоминают миниатюрные щеточки и располагаются горизонтально.

Бутелуа растет на любых почвах и прекрасно переносит засуху.

Кустарники, цветущие осенью

При всем разнообразии травянистых представителей флоры, не стоит забывать и про кустарники.

Гортензия — кустарник, который привносит разнообразие в осенний сад. А все потому, что соцветия-шары гортензии окрашены в цвета, несвойственные этому времени года. Розовые, белые или голубые, они контрастно смотрятся на фоне желто-оранжевой листвы окружающих растений. Существуют гортензии, цветущие летом, а есть сорта, время которых — с конца лета до середины осени.

Этот кустарник любит плодородные грунты и обильный полив. Зимостойкость зависит от сорта, крупнолистные формы менее устойчивы к холодам и требуют укрытия. Часто окраска соцветий гортензии зависит от кислотности субстрата.

Эрика и вереск — низкорослые вечнозеленые кустарнички с необычными чешуйчатыми листиками. Эти два вида часто путают, но отличить их можно по срокам цветения. Вереск зацветает летом, но его цветки остаются на кустике весь осенний период, уже засохшие, но не потерявшие окраски.

А эрика покрывается бутонами в середине осени. Кустики и заросли вересковых во время цветения выглядят как розовые, сиреневые или белые облачка.

Оба вида неприхотливы, растут даже на бедных почвах. Идеальной для них является смесь хвойной земли и песка.

Роза — известная всем королева сада. Многие ее сорта цветут до поздней осени.

Особенности использования в ландшафтном дизайне

Многие растения, которые цветут осенью, в остальные сезоны года не имеют декоративной ценности, другие же, наоборот, красивы с весны до наступления холодов. При планировании цветника или любой другой композиции это нужно учитывать.

Также следует помнить, что многолетникам свойственно значительно разрастаться.

Композиции

Осенние представители флоры часто используются на клумбах непрерывного цветения. Для этих целей прекрасно подходят низкорослые злаки, хризантемы, астры и безвременники. Есть место осенним цветам и на альпийских горках.

Крупномеры прекрасно смотрятся поодиночке или небольшими группами. Интересно выглядят красивоцветущие экземпляры на фоне более высоких злаковых или смесь злаков разных видов.

Осеннецветущими видами, наряду с другими, оформляют газоны и берега водоемов, высокорослые высаживают вдоль заборов или хозяйственных построек.

Какой бы ни задумывалась композиция, важно подбирать растения со схожими требованиями к грунту, поливу и освещению. А какие цветы нужно сажать именно осенью, вы сможете узнать здесь.

dachanaladoni.ru

Урок по теме «Какие растения цвести торопятся». 1-й класс. Окружающий мир. Программа «Перспективная начальная школа»

Разделы: Начальная школа


Задачи: уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной, познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины раннего цветения растения, научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, дальнейшее воспитание чувства ответственности за природу; формирование навыка чтения на материале урока.

Оборудование: учебники, тетради, слайды по данной теме.

Ход урока

1. Активизация деятельности учащихся

После сообщения темы, выяснить у учащихся какие раннецветущие растения они знают (дети могут назвать как деревья, так и травянистые растения, например, медуницу, подснежники и др.)

2. Новая тема

Работаем по учебнику, “садимся” в вертолет и отвечаем на вопрос: видно ли с вертолета, какие деревья цветут ранней весной? Отмечается, что с вертолета можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников в особые мягкие тона, которые не увидишь летом. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет. Лишь спустившись на землю можно с Машей и Мишей (рис. правого разворота) рассмотреть цветущие деревья и кустарники и отметить, что деревья цветут, но листьев на них нет. На разных растениях сережки разные: на одних желтоватые, на других зеленоватые. На голых веточках ивы видны “пуховки” – пушистые сережки. У орешника – гибкие серые хвостики, а рядом парные ярко-розовые ниточки-язычки (на этом месте потом появятся орехи). На веточках осины весной тоже появляются многочисленные сережки. Вначале они короткие. Плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. Таким образом, первыми цветут “надснежники”.

Рассматривание слайдов и прочитывание информации о первоцветах: почему так называются (первоцвет – первым цветет). Приложение 1.

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И, действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в нарядную кисточку.

И у каждого цветка, будто небольшой хохолок.

На светлых полянках разрастается ковром белая перелеска или, как чаще её называют, ветреница дубравная. Она очень красивая, нежная, цветки у неё белые, а снизу даже чуть-чуть розоватые. Листья светлые разрезные Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища, похожие на червячков. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота.

Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь и даже больше. Верхняя его сторона совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая.

Удивительное растение зацвело в сосновом лесу! Похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены. Нет, не колокольчик это. Прострел весенний, или сон-трава! Кое-где цветок называют сон-дрёмой, сончиком

Медуница. Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато, какие яркие! То, что цветки у медуницы разноцветные, удивительно. Но, пожалуй, ещё удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный. Но пройдёт какое-то время – и становится фиолетовым. Пройдёт ещё немного времени – станет синим. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

Весенний лес ещё прозрачный, чуть подёрнут зеленоватой дымкой. И земля едва прикрыта молодой травкой. А на поляне кудрявые, в крупных завитках, цветы. Золотые ключи весны… Золотые ключики… Так называют первоцвет в народе. Первоцвет – необыкновенное растение. Если соцветие его, похоже на связку ключей, то листья похожи на молодого барашка, они такие же курчавые. Вот почему это растение называют ещё баранчиком.

А латинское название первоцвета – примула.

Отвечаем на вопрос Миши: “Почему эти травянистые растения уже цветут?” Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и поэтому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Какие же особенности позволяют им так рано зацветать, ведь большинство травянистых растений цветет летом? Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, с нашей точки зрения, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой замерзают лужи). Но растения много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзала. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому, что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.

3. Подведение итогов

Отвечаем на вопрос Миши: “Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?” Заслушиваются ответы учащихся, затем их уточнение по рассказу в книге для чтения “Секрет ветреницы”.

Работа в тетради для самостоятельных работ: выбери рисунки растений, которые можно увидеть ранней весной. Подпиши их названия (можно цифрой). Раскрась рисунки тех растений, которые тебе особенно запомнились.

16.06.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Полна природа удивленья». Окружающий мир, 1-й класс.

Разделы: Начальная школа


Смена слайдов, чтение текстов на слайде, просмотр рисунков и фотографий осуществляется нажатием мышки – щелчком. (Приложение 1)

Тема: “Полна природа удивленья”(Окружающий мир 1 класс)

Цели:

  • а) дать представление о живой и неживой природе;
  • б) показать эмоциональное воздействие природы на человека;
  • в) развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
  • г) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Учебник для 1 класса “Окружающий мир” авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
  2. Мультимедиа установка, компьютер.
  3. Записи музыкальных произведений: А.Вивальди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Баркарола”, звуки природы “Дождь в лесу”

Ход урока.

Организационный момент

Сообщение темы урока.

Урок начинается со чтения стихотворения учителем

Учитель: …Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновеннымвзглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье!…”

Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Открывается 1 слайд. Дети читают название темы урока

Полна природа удивленья.

2 слайд.

“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”

Учитель: — Как вы понимаете эти слова?

(Дети дают свои объяснения)

Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.

3 слайд

Учитель: – А что же такое природа?

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)

Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.

Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.

Рассмотрите схему в учебнике на стр.58 (Окружающий мир 1класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.)

Учитель — Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.

Ответы детей.

Учитель — Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?

Эмоциональное воздействие природы на человека.

4 слайд.

Дети рассматривают иллюстрацию “Закат”

Учитель: – Вообразите, что вы видите не фотографию, а реальный пейзаж, в который вы можете “войти”.

Какие чувства вы испытываете?

Выслушиваются ответы детей.

5 слайд.

Картина И. Шишкина “Рожь” (музыкальное оформление. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Баркорола”

Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в мир красок. Перед нами картина И. Шишкина “Рожь”

Дети рассматривают картину и описывают её.

— Представьте, что вы идёте по пшеничному полю, над которым плывут белые лёгкие облака. Что вы чувствуете?

— Какое настроение вызывает эта картина у вас?

Дети описывают какое эмоциональное воздействие производит на них природа.

Учитель. Шишкин любил и понимал русскую природУчитель: Она вызывала у него восхищение. Его картины приковывают наше внимание и заставляют любоваться обычной красотой, которую мы в спешке иногда не замечаем. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского “Полна природа удивленья”

Читает подготовленный ученик.

Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добора.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.

6 слайд. “Портрет художника И. Шишкина” И. Крамской.

Перед нами портрет художника И. Шишкина. Этот портрет написал И. Крамской.

Представьте себя на месте художника И. Шишкина. Как вы думаете, о чём он задумался?

7 слайд

Прочтите стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева.

…Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

Учитель. – О чём вам говорят эти строки? (ответы детей)

-Ф.И. Тютчев, наблюдая за природой, пытался понять её душу, услышать её голос. Природу поэт изображает живым разумным существом.

— Согласны ли вы со взглядом Ф.И. Тютчева? (ответы детей)

 8 слайд. Явления природы.

Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.

— Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.

Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…

Учитель читает загадкУчитель:

Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес —
Прохудился и исчез.

— Что это?

 9 слайд.

— Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?

 Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.

(Читают заранее подготовленные дети.)

1й ученик

Тучки по небу плывут,
Дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.

2й ученик

Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!

Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?

10 слайд

— Послушайте ещё одно стихотворение

Читает ученик

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.

(А. Плещеев)

Учитель: — Какую картину вы представили?

Учитель: — Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?

11 слайд. И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу” (музыкальное оформление. Звуки природы “Дождь в лесу”

Учитель — Что увидел и передал И.Шишкин в своей картине?

— Схвачено мимолётное состояние природы – летний дождик, туман, люди, спешащие по дороге.

12 слайд. Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.

13 слайд

Учитель: — Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.

Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)

— Что страшнее гром или молния?

14 слайд. К Маковский “Дети, бегущие от грозы” (Музыкальное оформление.Звучит музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Лето” “Гроза”

Учитель. — При помощи чего художник передаёт настроение природы?

Дети. При помощи кисти, красок.

Учитель- В какие цвета окрашено грозовое небо? (Художник выбрал тёмно-синий, белый и жёлтый цвет. Сочетание этих цветов передаёт состояние тревоги.)

Учитель — А при помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (С помощью звуков и музыкальных инструментов)

Учитель — Какие звуки природы слышны вокруг? (Раскаты грома, шум ветра)

Отшумел у ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)

15 слайд. “Радуга.”

Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?

Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)

Учитель.

— почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)

— Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.

 16 слайд

Учитель.

– Какие явления природы вы ещё знаете?

— Дайте название каждому рисункУчитель:

Итог урока

Учитель. Что такое природа? Какие явления природы вы знаете? (ответы детей)

Учитель. Как можно увидеть красоту природы?

Дети. Надо быть внимательным и наблюдательным.

Учитель. При помощи чего можно передать свои чувства, своё ощущение, настроение?

Дети. При помощи красок , слов, музыки.

Учитель.

И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

Литература

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для дошкольников. Издательство “Педагогика”, 1988г.
  2. Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.
  3. Кульневич С.В. “Анализ современного урока”, издательство “Учитель”, 2003г.
  4. Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
  5. Сухаревская У.Ю., “Технология интегрированного урока”
  6. Музыкальные произведения: А. Вивадьди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Времена года” “Лето” “Баркорола”, записи звуков природы “Дождь в лесу”.
  7. Иллюстрации картин: И.Шишкин “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”; И. Крамской “Портрет художника Шишкина”; К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”
  8. Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.

23.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 1 классе «Растения. Части растения».

Окружающий мир по теме: «Растения. Части растений»

(по системе Л.В. Занкова). 1-й класс

Тема: Растения. Части растений. (с.22-23)

Цели:

  • дать понятия о частях растений, о их различиях по определенным признакам;

  • учить различать деревья, травы, цветы, кустарники;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир», тетрадь «Я и окружающий мир», иллюстрации растений (деревьев: осины, березы; трав, ромашки, крапивы, чеснока, помидоров, земляники, кустарников), луны, моря, гор, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организация класса.

— Проверим готовность к уроку.

1) Книги «Мы и окружающий мир», тетрадь «Я и окружающий мир».

2) Фломастеры, ножницы, клей.

2. На доске

— Картинки с предметами живой и неживой природы – что это?

— На какие группы Вы бы разделили эти предметы? (Дети отделяют растения и животных, предметы неживой природы).

— На какие группы разделили?

— По какому признаку? (Живая и неживая природа. Обоснование детей).

— О чем конкретно мы поговорили, Вы узнаете отгадав загадки и получив ключевое слово.

Загадки

3. Работа с таблицей.

1) — Какое ключевое слово получили?

— А что Вы хотели бы узнать о растениях?

— А что вы уже о них знаете?

2) Учебник «Мы и окружающий мир» с.24-25

Части растения.

1) Прочитайте, как они называются.

2) Найдите эти части, поставьте цифры соответствующие частям.

3) Какие части растения расположены над землей? Зачем растению корень?

Физминутка.

4. Народные приметы (на доске плакат).

— Как показана зависимость растений от неживой природы в народных приметах.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Если бы на горох мороз, он бы через тын перерос.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

5. Разновидности растений (с.25 «Мы и окружающий мир»).

— Какому из этих растений соответствует название:

Дерево?

Кустарник?

Травянистое растение?

(Дети называют растения)

6. Узнай по описанию вид каждого растения.

1, 2 – растение

3 – дерево.

— Докажи и обоснуй ответ.

— Какой из признаков существенный, т.е. который относится только к данному понятию? (Листья, корень, большой ствол, покрытый корой).

— Опишите кустарник, траву.

— А какие растения украшают наш класс? Сравните назовите их части (показать растение – цветок и его части).

— А какие еще растения растут в нашей местности?

— А, чтобы растения могли нас радовать… (их надо беречь).

7. Сценка «Береги растения».

«Белая черемуха».

Девочка «черемуха», читает стихи:

Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег!
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней
И могла цвести она много-много дней.
Любуясь черемухой проходят девочки.

— Это чья черемуха?

— Да ничья! Белая снегурочка у ручья.

Появляется лесная ведьма. Она оглядывается по сторонам, обламывает ветки, бросает на сцену и убегает.

Возвращаются девочки.

— Прибежали девочки,
А снегурочки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.

 — А была черемуха чистая, как снег
Радовался деревцу каждый человек.

Ведущий:

— Кто здесь был?

— Кто это сделал?

— Опять лесная ведьма. Надо найти ее и объяснить, как себя вести в природе.

— А Вы видели что-нибудь подобное? Где? Когда?

Если останется время, работаем в тетради «Я и окружающий мир» с. 16-17.

  1. Дорисуй недостающие части растений.

  2. Выбери животных, а остальные карточки раздели на группы.

8. Итог.

— Что сегодня вам запомнилось на уроке?

— Что вы расскажите дома родителям?

— Оцените свою работу на линейке достижений.

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме «Какие растения весной цвести торопятся». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной.
  2. Познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины их раннего цветения.
  3. Продолжать воспитание чувства ответственности за природу, стремление охранять её.
  4. Формировать навык чтения на материале урока. (Слайд 2)

Задачи урока:

  • научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений;
  • усвоить основные правила охраны первоцветов. (Слайд 3)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный урок.

Программное обеспечение:

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова. О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы.– М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.

Межпредметные связи:

  • с уроком литературного чтения;
  • с уроком изобразительного искусства.

План урока:

I. Самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с учебником.
  2. Формулирование темы урока.
  3. Словарная работа.

III. Постановка проблемных вопросов.

IV. Открытие нового.

  1. Поиск решения (подводящий диалог)
    а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
    б) Работа с учебником.
    в) Отгадывание загадки.
  2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “Почему так растение называется?”

V. Первичное закрепление.
Игра “ Отгадай-ка”.

VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение с включением новых знаний.

а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в Волгоградской области.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

X. Рекомендации по работе дома.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!

– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)

– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?

II. Актуализация знаний.

1. Работа с учебником.

– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.

Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.

– Где мы летим? (Над лесом)

– Что мы видим внизу? (Варианты ответов)

– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.

– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)

– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?

2. Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Варианты ответов детей)

– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.

– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.

3. Словарная работа.

Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)

(Первоцветы.)

Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.

III. Постановка проблемных вопросов.

– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)

Наша задача найти ответы на эти вопросы:

  1. Почему эти растения так назвали?
  2. Почему они уже цветут?
  3. Разве им не холодно?
  4. Бывают ли другие первоцветы?
  5. Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)

– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)

(Слайд 7.)

– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.

IV. Открытие нового.

1. Поиск решения (подводящий диалог)

В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?

а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.

– Почему растения стараются цвести до распускания листьев? (Варианты ответов)

– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.

– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.

– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.

Молодцы, ребята!

Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.

Смысл раннего цветения растений

– Достаточное количество света.

– Легче происходит опыление.

– Наличие влаги. (Слайд 8.)

б) Работа с учебником.

– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)

– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.

Посмотрите стр.48 учебника.

На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

в) Отгадывание загадки.

Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)

Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)

Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)

2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “ Почему так растение называется?”

Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.

– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют «баранчиком» за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием «ключики» – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)

(Добавляет сообщение учитель) Первоцвет – чемпион среди наших травянистых растений по содержанию аскорбиновой кислоты. Одного-двух листочков достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в витамине С. Издавна используют первоцвет в народной медицине.

– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)

– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.

(Слайд 14.)

– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)

– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)

– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)

V. Первичное закрепление.

Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.

Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)

– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.

(Слайды 18 – 21.)

– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.

VI. Самостоятельная работа.

а) Работа с тетрадью.

– Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.

– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.

б) Работа с хрестоматией.

Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?

Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”

– Холодно ли первоцветам? (Да)

– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)

в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.

Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)

Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

– Как вы думаете, можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Варианты ответов детей)

Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.

г) Отгадывание чайнворда.

– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)

В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)

Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?

(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)

Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)

Правила охраны первоцветов.

  1. Не рви букеты!
  2. Не губи места произрастания первоцветов!
  3. Не вырывай цветы с корнем!
  4. Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
  5. Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)

Одно из правил охраны первоцветов гласит: “Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов”. Как можно это сделать? (Варианты ответов)

– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.

– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение.

– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.

Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.

(На доске карточки с названиями первоцветов, ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)

  1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
  2. Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
  3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
  4. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
  5. У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
  6. У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)

В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.

В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?

– Что нового узнали?

– Для чего мы изучали эту тему?

– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)

– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?

Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…

X. Рекомендации по работе дома.

Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.

Презентация

21.06.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по окружающему миру «Части растения » 1 класс

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.

  • Учить находить, показывать и называть части растений.

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать,  делать выводы, опираясь на изученный материал.

  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Оборудование: презентация по теме урока, рисунок  «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер.

Библиография:

  • Учебник , рабочая тетрадь № 2 по окружающему миру. Автор: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

  • Методические рекомендации по предмету.

  • Интернет-ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Целеполагание и мотивация

  4. Изучение и первичное закрепление изученного материала

  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

  6. Включение в систему знаний и повторение

  7. Рефлексия

Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Цель: организованное начало урока)

Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).

– Продолжаем разговор о живой природе и у нас сегодня в гостях…А в прочем угадайте сами ,кто пришел к нам в гости

Выходят дети и загадывают загадки

1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.

3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.

4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.

Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я …

елка

5

6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.

7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

(По мере отгадывания на доске появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза,  листьев крапивы, веточки березы, веточки елки, кисти рябины, букета ромашек).

– Как назвать одним словом? Растения

III. Целеполагание и мотивация

– Они одинаковые или разные? Но почему же тогда мы называем их одним словом «растения»?(Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).

– А давайте посмотрим на людей. Нас в классе очень много,мы все такие разные, но почему мы все — люди? (Для примера можно вызвать несколько учеников и определить одинаковые части тела) Вот так и у растений есть одинаковые части .

__ Хотите узнать какие?

IV. Изучение и первичное закрепление

(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Как устроено растени

-Что ж , давайте рассуждать.Какая же часть есть у всех растений , без которой они не могут жить.(При затруднении показать цветок,который замерз,но благодаря корню восстановился)

-Для чего растению нужен корень?

На доске появляется слово КОРЕНЬ

-Корень впитал все полезные вещества и куда они движутся дальше СТЕБЕЛЬ(СТВОЛ)

-Какую же еще общую часть растений мы можем назвать? ЛИСТЬЯ

-Давайте закроем глаза и представим себе весну.Солнышко пригревает .На деревьях появляются первые листочки , а затем и ….ЦВЕТЫ.Только ли на деревьях появл яются цветы?)

А что появляется на месте цветов? ПЛОДЫ

(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть корень, листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)

ПЛОДЫ
ЦВЕТЫ
ЛИСТЬЯ ЧАСТИ РАСТЕНИЯ
СТВОЛ
КОРЕНЬ 

–Из чего же состоят наши растения?

– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их на примере комнатного растения, которое есть в классе)

А сейчас поиграем. Я показываю часть растения, а вы ее называете

– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

Теперь посмотрим как вы все запомнили. В классе есть несколько растений и дети определяют их части,что отсутствует,доказывают ,что у растений есть корень несмотря на то, что он невидим в горшке

ФИЗМИНУТКА ( Учитель называет части растения, а дети выполняют движения)

КОРЕНЬ-присели

СТЕБЕЛЬ-стали ровно

ЛИСТЬЯ- показали ладошки

ЦВЕТОК- ладошки над головой

ПЛОД- ладошки сомкнулись над головой

Как Мы назовем физминутку? ЧАСТИ РАСТЕНИЯ

-А сейчас вернемся к нашим гостям, которые пришли к нам в начале урока

.Какие части растения мы видим?(ГРУППОВАЯ РАБОТА)

Дети в группах определяют,какую часть растения они видят на фото .А при подведении итогов все должны ответить,какой части растения не увидел никто.Почему? (потому что корень в земле)

– Какую часть растений вы здесь не увидели? (Корень))

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

Практическая работа.

– Незнайка получил задание и неможет без нашей помощи с ним справиться

Есть рисунок мака и надо обозначить его части.Поможем?

. (Дети выполняют задание индивидуальноОдин ученик– «помощник» – работает за доской по точно такому же рисунку, но только больших размеров, подписывает полные названия частей) 

– Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)

VI. Включение в систему знаний и повторение

(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце  – листья. Назовите, от каких растений.

– Вторая группа: плоды. От каких растений?

– Третья группа: цветы. От каких растений?

– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

VII. Рефлексия.

(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

– На какой вопрос отвечали?

– Что нового узнали?

— А в заключении, мы познакомимся с необыкновенными растениями (показываю фотографии) )

Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

(Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

Кувшинка Виктория – на ее листьях может сидеть ребенок

– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

Оцените свою работу на протяжении всего урока.

– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *