Соболева русский язык 1 класс – Русский язык, Радуга речи, 1 класс, Соболева О.Л., 2006

Методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме: методическая разработка по развитию речи «Образы предложений» по учебнику О.Л. Соболевой «Радуга речи»

Предмет: русский язык

Тема: «Образы предложений»

Класс: 1

Учебник «Радуга речи» О.Л.Соболевой

«Левополушарный эффект» (логическая линия)

обучение формальной технике речевой деятельности ( конструирование предложений, установление оптимального порядка слов)

«Правополушарный эффект» (ассоциативно-образная линия)

снятие речевых комплексов через непроизвольное овладение материала

(слово-образ, образ-картинка)

Принцип построения учебного материала – поступательный (целостное представление о разделе

1.Оргмомент.

Слышите, прозвонил звонок, это к нам торопится, спешит наш добрый друг джинн Фаня.

Как я догадалась?

Правильно, это его колокольчики на волшебной шапочке подсказали нам о его приходе.

Если к нам пришел Фаня, жди чего-нибудь интересного, сказочного. А уж если урок начинается со сказки, то это должен быть сказочный урок.

Готовы узнать новое от Фани?

Тогда начнем.

2.Вводная беседа, включающая актуализацию знаний.

На прошлом занятии мы с вами узнали про необыкновенное слово ОБРАЗ. Но сказка, которую нам рассказывает каждый урок Фаня  не кончается, сказка продолжается.

«Однажды утром проснулся джинн Фаня и решил ,что его заветная мечта написать свою книжку – самую интересную на свете наконец-то должна исполниться. «А что» — подумал Фаня,- «Мы с ребятами день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем учились, учились и наконец многому научились. Например, я узнал, что моя удивительная способность изменять свой внешний вид называется умным словом – ОБРАЗ. Это я оказывается свой образ умею изменять! Да, и кем только я не был! (                                 )        

Но самое интересное занятие было сочинять предложения. Вы конечно помните ,что предложения бывают разные?   Правда?   А придумывать их легко, как летать во сне! И чего только мы не делали с предложениями: конструировали, определяли тему, слушали их настроение, и конечно познакомились со странным словом – ИНТОНАЦИЯ, которое похоже на девушку, играющую на флейте чудесную музыку! Только вместо нот она пользуется необычными значками —  .  !  ?»  

Но неожиданно рассуждения Фани были прерваны порывом весеннего ветерка, которому стало скучно гулять одному и он решил заглянуть к своему лучшему другу – ветерку-Фане ( вы конечно помните, что Фаня любил принять образ ветра и побродить по свету). Ветерок пролетел по Фаниной комнате – чернильнице и полистал книгу, которая лежала у него на столе. И очень заинтересовался одной страничкой на которой были какие-то замысловатые картинки . «Что это?», — поинтересовался он у Фани.

И тут наш джинн начал много и с удовольствием рассказывать своему другу про загадочные картинки из своего любимого учебника.

 Прошло время, ветерок улетел,   наш друг остался один. Он еще раз посмотрел на книгу, полистал странички на которых не успел побывать и решил ,что непременно дочитает книгу до конца , а то о чем рассказывал своему другу ветерку расскажет нам с вами.»

3.Работа с учебником. Повторение изученного.

-Итак, друзья, вы готовы встретиться с нашим веселым волшебником, знатоком русской грамматики, джинном Фант-Азилем Удивлюляддином ибн Ахом? Если ДА – то «Радуга речи» ждет вас.

-Откройте страничку, на которой мы с вами остановились.(30-31)

-На что похожа королева ИНТОНАЦИЯ?

-Почему слова интонация и настроение написаны вместе?(проблемный вопрос)

-Интонацию мы слышим, а с помощью чего мы можем увидеть  какую интонацию  хотел писатель передать в том или ином предложении?

-Если у вас есть желание поработать с этими чудесными знаками, то я могу вам показать рассказ который для вас приготовил Фаня, но, конечно же, все знаки в этом тексте ветерок, который гостил  у джинна, забрал с собой.

— Кто хочет выйти к доске и вставить пропущенные знаки препинания?

(запись на доске)

Вчера в парке на пустой карусели кружился жираф я его видел, а он меня нет интересно, о чем он мечтал наверное о далекой Африке а может быть о своей маме вот было бы здорово с ним подружиться

— Итак, что же меняется от того, какой знак мы поставим в конце предложения?

(можно предложить «похулиганить»: «поиграть» со знаками препинания и попробовать расставить их по своему усмотрению, наблюдая как изменяется «настроение» предложений)

(целесообразно вспомнить капризную Королеву, которая не знала как расставить запятые в предложении «Казнить нельзя помиловать»)

4.Изучение нового материала.

— Обратите внимание на 28 упражнялочку. По-моему Фаня оставил нам какой-то знак. Вам так не кажется?

-Что означают эти картинки? (кстати, именно об этих картинках спрашивал ветерок Фаню)

-Как вы думаете, это темы предложений или их образ?   Почему?

(художник нашел для каждого из них свой образ: художник увидел их такими)   (с.33, текст под солнышком)

— Какие картинки вам показались знакомыми? Где вы их уже видели?(с.12)

(сначала рассмотреть картинки в целом, а потом детали рисунков)

— Расскажите, почему художник выбрал именно такие образы для своих предложений?

-Вам понравились эти образы?                                                                                                — Как вы думаете тяжело или трудно их запомнить?

— Давайте проверим. Я вам дам одну минуту, а вы запомните эти образы и сможете угадать название всех картинок. (запоминают, закрывают учебник, подбирают к картинкам названия)

 

         смешное, радостное, поэтичное, просто доброе,

                                             немножко грустное, скучное-прескучное, сердитое,                                       

        страшное-престрашное

                                                                 

        (можно выполнить работу в группах)

— Прочитайте пожалуйста, какие предложения сочинил Фаня к этим образам. (с.33) (обратить внимание на цвет заставок, это тоже имеет значение)

 

-Какое предложение Фаня не придумал, а просто вспомнил?

— Мне очень хочется предложить вам выполнить одно непростое задание. Но я не знаю, захочется ли вам разгадать загадки Фани?

-Если да, то вам надо поработать группой и определить, какие предложения придумал Фаня (для помощи у вас есть учебник), и объяснить, почему вы так думаете.

1группа

Я увидел синий-синий, презеленый красный шар.

Я очень люблю вишневое варенье.  

Ромашка похожа на маленькое солнышко.

Нам так хорошо вместе!

2группа

Мне нравится встречаться с друзьями!

Почему-то вкусное очень быстро заканчивается.

Идет дождь.

Баба-Яга схватила Ивашку и решила из него сделать запеканку под простоквашкой!

3группа

Надо собрать портфель.

Из-за леса, из-за гор вышел дедушка Егор.

Схватил Кощей Бессмертный Василису Премудрую и  унес за тридевять земель в тридесятое царство.

Ты опять опоздал!

— Кому понравилось разгадывать загадки Фани?

— Кто бы хотел придумать свое предложение?

— Какие предложения придумывать легче? Почему?

— Какое предложение придумать хочется прямо сейчас?

— Кто хочет поделиться с нами своим сочинением?

— Кому очень хотелось сочинить, но пока не получилось, можно будет это сделать дома и нарисовать образ вашего предложения в нашей рабочей тетрадочке.

5.  Итог

— Что, по-вашему, интересней:  — увидеть образ предложения                                      

                                                     -услышать его

                                                    -прочитать его на доске        

— На следующем занятии мы с вами продолжим работать с образами. Если очень хочется, то можно подглядеть на с.35 о чем мы будем говорить.

— На этом наша встреча заканчивается. До свидания.

nsportal.ru

Соболева, Ольга Леонидовна — Русский язык, 1 класс : Метод. рекомендации к учеб.


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Ольга Соболева – биография, книги, отзывы, цитаты

Ольга Леонидовна Соболева хорошо известна учителям, родителям и ребятам. Ее знают благодаря оригинальным учебным пособиям, созданным по авторской методике. Среди них – замечательная сказочная повесть «Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным», ассоциативные сюжетные прописи, знакомые нам под названием «Космические прописи», уникальный комплект наглядных пособий «Для развивающего обучения», занимательный задачник по русскому языку и многое другое.

Ольга Соболева в течение многих лет читала курс лекций по методике преподавания русского языка на лингвистических кафедрах Таганрогского государственного педагогического института. Более двадцати лет занимается…

Ольга Леонидовна Соболева хорошо известна учителям, родителям и ребятам. Ее знают благодаря оригинальным учебным пособиям, созданным по авторской методике. Среди них – замечательная сказочная повесть «Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным», ассоциативные сюжетные прописи, знакомые нам под названием «Космические прописи», уникальный комплект наглядных пособий «Для развивающего обучения», занимательный задачник по русскому языку и многое другое.

Ольга Соболева в течение многих лет читала курс лекций по методике преподавания русского языка на лингвистических кафедрах Таганрогского государственного педагогического института. Более двадцати лет занимается проблемами преемственности в преподавании русского языка на разных этапах его изучения, проблемой развития орфографической интуиции, а также проблемами «правополушарных» и «левополушарных» детей. В настоящее время полностью посвятила себя созданию авторской, адаптивной методики, органично соединяющей ассоциативно-образный и логический подход в обучении языку.

Эта методика разработана Ольгой Соболевой совместно с Василием Агафоновым. В основу методики положены, в частности, его идеи, относящиеся к реализации «двуполушарного» подхода, обучению через «стереоскопический эффект», применению метода аналогии (в том числе «фантастической» аналогии), ассоциативному алгоритму запоминания, новым принципам создания наглядности.

Адаптивная методика прошла длительную апробацию в Карельском регионе, Новосибирской, Мурманской, Нижегородской, Владимирской областях, в Алтайском крае, Татарстане, Удмуртии, в школах Москвы и Московской области. По ней работают и во многих других российских регионах и городах.

Методика и созданные на ее основе учебники апробировались в школах разного типа: в гимназиях и классах с гуманитарным уклоном, в общеобразовательной школе и в классах коррекции. Результаты апробации убедительно показывают актуальность и высокую эффективность новой методики, успевшей завоевать признание учителей.

Авторской программе О. Л. Соболевой и ее учебно-методическому комплекту для четырехлетней начальной школы в 2001-2002 годах был присвоен гриф Министерства образования Российской Федерации.

С этого времени Ольга Соболева не только пишет книги , но и ведет большую работу по обучению учителей: в Москве и во многих российских регионах регулярно проходят ее авторские курсы, семинары и мастер-классы. Автор принимает участие в конференциях, дает открытые уроки, ведет Интернет-консультации для учителей, публикует серии статей в педагогической прессе, в том числе в журналах «Вестник практической психологии образования» и «Школьный психолог».

Книги Ольги Соболевой выходили в издательствах «Просвещение», «Новая школа», «Петербургская новая школа», «Феникс», «Ювента» и других. Большой период ее творческой жизни связан с издательством «АСТ-Пресс»: в период активного сотрудничества с этим издательством ею создано более двадцати проектов, адресованных самой широкой аудитории – от дошкольников до абитуриентов и учителей, в том числе справочники и словари. В этих проектах она работает не только как автор, но и как научный редактор, в соавторстве с коллегами. Среди книг, появившихся в этот период, — ставший очень популярным «Справочник для начальной школы», широко известный «Справочник школьника 5-11» (гуманитарный том), «Универсальный словарь по русскому языку для начальной школы», «Русский язык. Полный школьный курс. Универсальное учебное пособие по русскому языку 5-11», «Полный справочник по орфографии и пунктуации» и другие издания.

Сейчас ее надежды и планы связаны с высокопрофессиональным издательством «Дрофа-Плюс», где очень ярко начал свою жизнь новый проект «Школа Ольги Соболевой». В рамках этого проекта уже вышли две первые книги – «Новый букварь для дошкольников и первоклассников» и интегративное учебное пособие «Буквальные задачки, или «Счет идет на сказки».

www.livelib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *