Практикум обществознание важенин 10 класс – Обществознание — А.Г.Важенин — учебник

Обществознание — А.Г.Важенин — учебник

ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВО

1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.2. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

1.3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

1.4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

1.5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

1.6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК

2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

2.3. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2.4. ТРУД И ИГРА

2.5. ОБЩЕНИЕ

2.6. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

2.7. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

2.8. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ГЛАВА 3 ПОЗНАНИЕ

3.1. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ

3.2. ИСТИНА

3.3. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

ГЛАВА 4 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

4.1. КУЛЬТУРА

4.2. МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

4.3. НАУКА

4.4. РЕЛИГИЯ

4.5. ИСКУССТВО

4.6. ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛАВА 4 ЭКОНОМИКА

5.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ

5.2. СОБСТВЕННОСТЬ

5.3. ПРОИЗВОДСТВО

5.4. РЫНОК

5.5. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

5.6. ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

5.7. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ГЛАВА 6 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

6.3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

6.4. СЕМЬЯ

6.5. МОЛОДЕЖЬ

ГЛАВА 7 ПОЛИТИКА

7.1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

7.2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

7.3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

7.4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

7.5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

7.6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

7.7. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

ГЛАВА 8 ПРАВО

8.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

8.2. НОРМА ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА

8.3. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

8.4. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВООТНОШЕНИЕ

8.5. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

8.6. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

8.7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

8.8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

8.9. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

8.10. ТРУДОВОЕ ПРАВО

8.11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

СЛОВАРЬ

ЛИТЕРАТУРА

compendium.su

Важенин А.Г. Обществознание

УДК 3(075.32) ББК 60я723 В129

Р е ц е н з е н т ы :

доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политическихдисциплин

Московского государственного областного университета Е.А.Певцова; заведующая дневным отделением Московского

политехнического колледжа Н.Б.Ходакова

Важенин А. Г.

В129 Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. —5-еизд., испр. — М. : Издатель-

ский центр «Академия», 2008. — 368 с. ISBN 978-5-7695-4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.

Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

УДК 3(075.32) ББК 60я723

Оригинал-макетданного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательноиздательский центр «Академия», 2008

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критичскому анализу. Почему человек не может жить вне общества? Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? Почему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят войны и революции? Зачем нужно государство?

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучен многих научных дисциплин — философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, — науки, которые изучают человека и общество разных сторон. Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир искусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства н экономику. Политология занимается вопросами политическо системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

С древних времен особая роль отводилась философии— науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Древние мыслители представляли систему наук садом, в котором каждый ученый— представитель той или иной науки — «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада. Таким образом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук.

В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетворять необходимые потребности и оценивать достигнутые результаты.

Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.

Нередко молодые люди высказывают желание стать социологом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий. Для целенаправленного выбора будущей профессиональной деятельности необходимо получить базовые знания в области обществознания. Эти базовые знания содержит данная книга. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объясняется, почему одни народы развивались быстрее, а другие медленнее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует неравенство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основных отраслях российского права.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.

ГЛАВА 1

ОБЩЕСТВО

1.1.ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

Сдавних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле- дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называласьобщиной (миром,

•зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называютобщежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятиеобщество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие«общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотрет кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них ид заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество— это продукт взаимодействия людей.

Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма,провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание.Социал-дарвинистысчитали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия«общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либодеятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организациякакой-либостраны, имеющая определенную структуру(российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся и отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1)не является частью крупной системы;

2)браки заключаются между представителями данного объе динения;

3)пополняется за счет детей представителей этого объедине

ния;

4)имеет свою территорию;

5)имеет свое название и даже свою историю;

6)обладает собственной системой управления;

7)существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида;

8)его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре. ‘

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объеднениям людей, которые существовали в прошлом и существу сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольш средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов,

политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти— Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страныгосударство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти(парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории(унитарное или федеративное государство).

Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В об-

ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно-

сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

-производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

-политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть;

-брачно-семейныеотношения— личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей;

-межнациональные отношения между представителями разных наций;

-социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными.Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других-наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1)производство материальных и духовных благ;

2)социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либообщих признаков;

3)политические организации, главное место среди которых занимает государство; ‘_ 4) институты общества.

В обыденной жизни понятие«институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступаетполитический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи-

знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие(плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств-существования. Использованиепалки-копалкипозволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда

улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех до-

studfiles.net

ВВЕДЕНИЕ

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество — это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек — слабое существо, в едине­ нии с другими- сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять «общество» как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного… является проявлением и утверждением общественной

жизни».

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов- Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

туру.

Общество — это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей.В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков:1) экономический- институты, организующие хозяй­ ственную деятельность;2) политический- институты власти;

7

studfiles.net

Практикум по обществознанию Важенин А.Г.

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.

3-е изд., стер. — М.: 2008. — 208 с.

Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора «Обществознание». В нем содержатся задания разного типа — репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.

Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf / zip

Размер:  7,4 Мб

Скачать:  Учебный центр — английский язык  

   Готовые домашние задания (гдз)     

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. ОБЩЕСТВО

1.1. Понятие общества 5

1.2 Общество и природа 8

1.3. Сферы общества 11

1.4. Деятельность как способ существования общества 14

1.5. Развитие общества 17

1.6. Культура и цивилизация 20

1.7. Общественный прогресс 23

1.8. Глобализация человеческого общества 25

1.9. Типология обществ   28

Глава 2. ЧЕЛОВЕК

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 31

2.2. Бытие человека. Cooтношение бытия и сознания 34

2.3. Цель и смысл жизни человека 37

2.4. Труд и игра 40

2.5. Общение 43

2.6. Человек, индивид, личность 47

2.7. Духовный мир человека 51

2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества 53

Глава 3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Понятие познания 57

3.2. Истина 60

3.3. Научное познание 63



Отдохни — посмотри картинки,приколы и смешные статусы  

Разные афоризмы

И дурак может быть чересчур умным.

Цитаты и Статусы со смыслом

Это правильный плач: в непроницаемой тьме, запертый внутри кого-то другого, когда начинаешь понимать, что всё, что ты когда-либо сможешь создать, превратится в мусор. Всё, чем ты когда-либо гордился, будет выброшено прочь.

Приколы из школьных сочинений

Геологи пpишли к своей пpодовольственной базе и yвидели, что вся она съедена медведями.

Фото приколы



Смотрим еще приколы и все для учебы (на новой странице)   

advice-me.ru

Важенин А.Г. Обществознание — Стр 37

ЛИТЕРАТУРА

1.Арутьянян Н.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциоло-

гия. — М., 1998.

2.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993.

3.Василик М.А., Вершинин М. С. Политология. — М., 2001.

4.Волков Ю. Г., Добренькое В. П., Ничепуренко Н. И., Попов А. В. Соци ология. — М., 2000.

5.Волкова Е. В. Этика.10—11класс. — М., 2001.

6.Гуревич П. С. Человек и культура. — М., 1998.

7.Демидов Н. М. Основы социологии и политологии. — М., 2004.

8.Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990.

9.Канке В. А. Основы философии. — М., 1999.

10.Конституция Российской Федерации.

11.Кравченко А. И. Обществознание. 8 кл. Ч. 1. — М., 2003.

12.Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 кл. Ч. 2. — М., 2003.

13.Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Ч. 1. — М., 2003.

14.Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Ч. 2. — М.,

2003.

15.Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание: Справочное по собие для абитуриентов. — М., 2001.

16.Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

17.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. — М.,

1997.

18.Максуд Р. Ислам. — М., 2001.

19.Морозова С. А. Обществознание:Учебно-методическоепособие. —

СПб., 2001.

20.Мухаев Р. Г. Политология. — М., 1997.

21.Олещук В.А., Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. — М, 1997.

22.Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. — Ростов н/Д,

2003.

23.Певцова Е.А., Важенин А. Г. Теория государства и права: Учебнопрактическое пособие для студентов колледжей. — Ростов н/Д, 2003.

24.Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум. — М., 2000.

25.Певцова Е.А. Основы правовой культуры. 9 кл. — М., 2001.

26.Певцова Е.А., Важенин А. Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государ ство и право: теория, история, современность: Учебно-практическое по собие. — Ростов н/Д, 2001.

27.Пилкингтон СМ. Иудаизм. — М., 2001.

studfiles.net

гдз по обществознанию важенин — Boomle.ru

ГДЗ по по Обществознанию содержит ответы на всё вопросы и задания. Выберите необходимый класс и вам откроется список учебников и рабочих тетрадей с ответами. Учитесь с удовольствием, а гдз ми поможет!

GDZ.im > ГДЗ по Обществознанию

Важенин А.Г. Обществознание

В129 Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин.Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, — науки, которые изучают человека и общество…

StudFiles.net > Важенин А.Г.

Ответы@Mail.Ru: Как найти решебник АГ Важенин обществознание для средне проф образования?

Ответы Mail.Ru Домашние задания Русский язык Литература Математика Алгебра Геометрия Иностранные языки Химия Физика Биология История Обществознание География Информатика Экономика Другие предметы.

otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: Как найти

ГДЗ по обществознанию | Ответы на вопросы | 1 страница

gdzking.ru > ГДЗ по обществознанию |

Обществознание — А.Г.Важенин — учебник

учебник Обществознание — рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы обществаОбществознание — А.Г.Важенин. ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВО.

compendium.su > Обществознание —

Практикум по обществознанию Важенин А.Г.

Скачать бесплатно — Практикум по обществознанию Важенин А.Г. — Учебный центр.Практикум по обществознанию Важенин А.Г. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебныхГотовые домашние задания (гдз). ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение 3.

advice-me.ru > Практикум по

Практикум по обществознаниюВаженин А.Г.

Название: Практикум по обществознанию. Автор: Важенин А.Г. 2008. Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора «Обществознание«. В нем содержатся задания разного типа — репродуктивного и творческого, которые помогут студентам…

nashol.com > Практикум по

Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.

…И ПРИРОДА СФЕРЫ ОБЩЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА — Обществознание.

texts.news > Обществознание : учеб.

Обществознание. Важенин А.Г.

Обществознание. Важенин А.Г. 9-е изд., стер. — М.: 2014.Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, — науки, которые изучают человека и общество с разных сторон.

alleng.org > Обществознание. Важенин

Обществознание для профессий и специальностей технического…

Смотреть, читать и скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную и электронную книгу по лучшей цене со скидкой: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014.

nashol.me > Обществознание для

ГДЗ от Путина Обществознание

Подробные гдз по Обществознанию от Путина.Тут поможет ГДЗ по обществознанию с 5 по 11 класс, уникальность решебника в том, что в нем досконально разобраны все задания по каждой теме, у вашего школьника больше не будет вопросов, как же выполнить уроки.

GdzPutina.ru > ГДЗ от Путина

ГДЗ по Обществознанию, решебник и ответы онлайн

ГДЗ: Спиши готовые домашние задания по Обществознание, решебник и ответы онлайн на GDZ.ru.Родителям будет намного проще проверить домашнее задание, используя решебники по обществознанию. Более того, имея под рукой вспомогательную литературу, взрослые…

GDZ.ru > ГДЗ по Обществознанию,

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию [PDF]

twirpx.com > Важенин А.Г. Практикум по

Обществознание (для ссузов) Важенин А. Г 2014 432 с

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО, ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ У ч е б н и к Рекомендовано© Важенин А. Г., 2010 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2010 © Оформление.

freedocs.xyz > Обществознание (для

Обществознание для профессий и специальностей технического…

Смотреть, читать и скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную и электронную книгу по лучшей цене со скидкой: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014.

nashol.me > Обществознание для

ГДЗ к учебникам и рабочим тетрадям по Обществознанию

Приветствуем на образовательном портале Еуроки. Здесь вы найдете ГДЗ к учебникам и рабочим тетрадям по Обществознанию за все классы.

euroki.app > ГДЗ к учебникам и рабочим

Решеба по обществознанию, ГДЗ и Решебник

Самые подробные ГДЗ и решебники по обществознанию.Решебники по обществознанию включают в себя сокращенные варианты параграфов из учебника. По ним можно в разы быстрее готовиться к занятиям, поскольку составители пособий выбрали самую важную информацию и…

resheba.me > Решеба по обществознанию,

Скачать гдз или решебник по обществознанию в один клик.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по обществознанию 9 класс. ФГОС Поздеев Вако. Рабочие тетради.Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс. ФГОС Хромова. К учебнику Кравченко, Певцовой Русское Слово.

euroki.org > Скачать гдз или решебник

гдз по обществознaнию вaженин — видео NofolloW.Ru

Похожие видеоролики. гдз по обществознaнию вaженин прaктикум.важенин обществознание гдз. гдз обществознанию по 6-му классу. гдз обществознанию скачать бесплатно за 8 класс.

nofollow.ru > гдз по обществознaнию

ГДЗ по Обществознанию — 33 решебника с ответами онлайн

ГДЗ по Обществознанию — все решебники. Готовые домашние задания по обществознанию с 33 решебников, самостоятельных работ и рабочих тетрадей от авторов учебников по обществознанию образовательных программ ФГОС: Боголюбов, Соболева, Хромова, Данилов…

shkololo.ru > ГДЗ по Обществознанию — 33

Решебник по Обществознанию

Подробный решебник с готовыми домашними заданиями по Обществознанию к школьному учебнику.Родители смогут в любой момент проверить выполнение ДЗ, используя ГДЗ по обществознанию за 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класс.

MegaResheba.ru > Решебник по

ГДЗ и решебники по Обществознанию

Готовые домашние задания (ГДЗ) по Обществознанию 1-11 класс, решенные задания и онлайн ответы из решебников спиши.Решебники по обществознанию выполняют все необходимые вспомогательные функции, потому достаточно популярны среди учащихся.

stavcur.com > ГДЗ и решебники по

Практикум по обществознанию | | digital library Bookfi

Практикум по обществознанию КНИГИ ;НАУКА и УЧЕБА Важенин А.Г.8129 Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. средВ нем содержатся задания разного типа — репродуктивногои творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал…

bookfi.net > Практикум по

Гдз по обществу важенин 10 11 класс

Решебник по обществознанию важенин. А акинфеев, березуцкие ndash; Бабаев еще студентом был, но в клубе уже работал. Класс- 24 участника, среди них 3 место в регионе заняла самарина елена, ученица 7 а класса (учитель самарина лг).

dommaster66.ru > Гдз по обществу важенин 10 11

Решебник (гдз) по Обществознанию для 10 класса Вишневский…

Онлайн решебник по Обществознанию для 10 класса Вишневский М.И., гдз и ответы к домашнему заданию.Решебник по Обществознанию для 10 класса Вишневский М.И.

reshebnik.com > Решебник (гдз) по

ГДЗ (решебники) по обществознанию для 5-10 классов

Делаем домашнее задание по обществознанию правильно.Обществознание – это относительно новый предмет в современной школьной программе. Он достаточно специфичен, но обязателен для изучения во всех школах.

otlGDZ.online > ГДЗ (решебники) по

Практикум по обществознанию — А. Г. Важенин

livelib.ru > Практикум по

Решебник и ГДЗ по Обществознанию за 10 класс , авторы…

ГДЗ Обществознание 10 класс Л.Н. Боголюбов.Решебник и ГДЗ по Обществознанию для 10 класса , авторы учебника: Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский на 2018-2019 год.

gdzputina.net > Решебник и ГДЗ по

Практикум по обществознанию Важенин А.Г.

Практикум по обществознанию Важенин А.Г. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора «Обществознание«.

sferaznaniy.ru > Практикум по

www.boomle.ru

Гдз по обществу за 10 класс практикума а.г важенин :: magpapenur

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум по обществознанию Важенин А. Г. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Сферы общества. Деятельность как способ существования общества. Класс. Учеб. Алгебра в таблицах. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Практикум А. Г. Важенин. Все ГДЗ с 1 по 11 класс Просто заходи, выбирай предмет. По устройства на Решебник по алгебрекласс Колмогоров А. Н.20, 2002. Книги и.

Классапрофильный уровеньБоголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. Готовые домашние задания по предметам. Все ГДЗ. ЕГЭ. Экзамены. Файл формата. Размером 7,40 МБ. Содержание: Введение. Общество. Понятие общества. Подробнее. Баранов П. А. Обществознание в таблицах:классы. В нем содержатся задания разн. Автор: Клименко А., Румынина В. В., Стрелков А. Л Год изданияПрактикум по обществознанию — Важенин А. Г. Книги — Книги:. Файл формата. Размером 7,40 МБ. Содержание: Введение. Общество.

Понятие общества. Подробнее. Баранов П. А. Обществознание в таблицах:классы. В книжном интернет магазине можно купить учебник Практикум по. ГДЗготовые домашние задания. Обществознание для профессий и специальностей техннического, естественно научного, гуманитарного профилей. Ответственность продавца за недоброкачественный товар. Аверьянов, Ю. И. Обществознание: Практикум. Класс: Пособие для учителей. Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,. Главная ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ Обществознание Практикум по обществознанию Важенин А. Г. Учебное пособие для.

Классапрофильный уровеньБоголюбов Техническое пособие дляПокрой главная гдз важенин а г.дохлого материала 1 Практикум по обществознанию важенин ответы общества. Практикум по обществознанию — Важенин А. Г. Книги — Книги:. Практикум по обществознанию. А. Г. Важенин. Оглавление Показать все страницы. Гдз по обществознанию важенин 6 задание класс практикум. Человек и общество, практикум по обществознанию важенин а. Автор: Важенин А. Г. Обществознаниеучебник для классапрофильный уровеньБоголюбов Л. Н.,.

Учебники. Практикум по обществознанию Важенин А. Г. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Сферы общества. Деятельность как способ существования общества. Класс. Учеб. Алгебра в таблицах. Практикум по обществознанию Важенин А. Г. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Деятельность как способ существования общества. Развитие общества . Гражданское право . Практикум по обществознанию Важенин Обществознаниеучебник для.

Студентов средних. А. Г. Важенин. Практикум по ОБЩЕСТ80ЗНАНИЮ.доктор юридических наук. Профессор кафедры методики преподавания общественно политическихдисциплин Московского государственного областного университета Е. А. Певцова. Обществознание класс Профильный уровень, опираясь на те признаки понятия. Техническое пособие дляПокрой главная гдз важенин а г. Классы.11 ОГЭ ЕГЭ Студентам Начальная школа Разное. Поиск по всей литературе.

Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. Готовые домашние задания по предметам. Все ГДЗ. ЕГЭ. Экзамены. Решебник по обществознанию а г важенин практикум. Твоим образом, все алгебра 8 класс нешков гдз Практикум по обществознанию важенин ответы. Автор: Клименко А., Румынина В. В., Стрелков А. Л Год издания. Контрольные задания А. Г. Важенин. Обществознание. Класс. Практикум по обществознанию Важенин А. Г. Глобализация человеческого общества 25 1. Автор: Важенин А. Г. Обществознаниеучебник для.

 

Вместе с гдз по обществу за 10 класс практикума а.г важенин часто ищут

 

А г важенин практикум по обществознанию ответы.

А.г.важенин обществознание ответы.

Обществознание важенин ответы.

Важенин обществознание ответы на вопросы.

А.г.важенин обществознание контрольные задания ответы.

Важенин обществознание практикум онлайн.

А.г.важенин обществознание ответы на вопросы.

А.г.важенин обществознание практикум ответы

 

Читайте также:

 

Решебник по английскому языку михеева и афанасьева 8 класс скачать бесплатно

 

Гдз english 8 students book

 

Решебник по английскому языку михеева и афанасьева 8 класс скачать бесплатно

 

magpapenur.webnode.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *