На какие группы делятся все звуки русского языка бунеев 4 класс – Упражнение 4 — ГДЗ 4 класс, Русский язык, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть. Страница 108

Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
  — гласная,   — йотированная,   — твёрдая согласная,   — мягкая согласная,   — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Русский язык 4 класс Учебник Бунеев Бунеева часть 1

Русский язык 4 класс Учебник Бунеев Бунеева часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, ЕВ. Бунеева, О.В. Пронина РУССКИЙ язык УЧЕБНИК • 4 класс • часть 1 Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа-2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина РУССКИЙ язык УЧЕБНИК • 4 класс • часть 1 !?’.5г:’ьЛ Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации || Москва ^ ^jem ЬШ2С 2013 УДК 373.167.1:811.161+811.161.1(075.3) ББК 81.2Рус-922 Б91 Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» {ША Совет координаторов предметных линий «Школы 2100» -лауреат лремии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (от 01.11.2010) № 10106-5215/242 и Российской академии образования (от 20.10.2010) № 01-5/7д-622 Бунеев Р.Н. Б91 Русский язык. 4 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. — Изд. 5-е, перераб. -М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. — 160 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»). ISBN 978-5-85939-420-3 («Баласс») ISBN 978-5-905772-31-3 («Издательство Школьный дом») Учебник предназначен для 4-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Обеспечивает речевое и личностное развитие детей, формирует у них универсальные учебные действия, чувство языка, первоначальное представление о языке как системе. УДК 373.167.1:811.161+811.161.1(075.3) ББК 81.2Рус-922 Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав ISBN 978-5-85939-420-3 («Баласс») ISBN 978-5-905772-31-3 («Издательство Школьный дом») О Р.Н. Бунем, Е.В. Бунеем, О.В. Пронине, 1997, 2000, 2001, 2003, 2011 с изменениями Ф ООО «Беласс», 1997, 2000, 2001, 2003, 2011 КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ Ты будешь изучать предмет „Русский язык“. Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Цель Образовательной системы „Школа 2100“ — помочь каждому научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком. Для этого надо уметь W» организовывать свои • действия: ставить перед собой цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат; • работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её; >■> общаться и взаимодействовать с разными людьми: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать; • развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки. Всему этому ты будешь учиться на уроках русского языка, выполняя специальные задания. Они обозначены так: •, -j, •. Зачем мы будем учиться? На русском языке ты говоришь, слушаешь, пишешь и читаешь — то есть общаешься с другими людьми. Если изучить законы и правила языка и научиться ими пользоваться, можно найти настоящих друзей, стать счастливым, добиться успеха. w» Так обозначены задания на развитие предметных умений. Как мы будем учиться! Чтобы научиться решать проблемы, мы будем использовать на уроках проблемный диалог (это образовательная технология). Определяем основной вопрос урока Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем формулируют проблему урока. Например, учитель приводит противоречивые факты или предлагает задание на незнакомый материал, и тогда может возникнуть удивление, разброс мнений или затруднение — проблемная ситуация. Учитель помогает ученикам осознать про-тиворечие и сформулировать проблему: вопрос для исследования или тему урока. Так выделены вопросы и задания, помогающие организовывать свои действия. Вспоминаем то, что знаем Так обозначены вопросы и задания по изученному материалу, который необходим для открытия нового. Решаем проблему, открываем новые знания Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем ищут решение проблемы: сначала составляют план её решения, затем учитель в диалоге побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы или с помощью определённых заданий в диалоге подводит их к открытию нового знания. В результате ученики сами формулируют новое определение или правило. Сравниваем свой вывод с авторским Ученики сверяют с текстом учебника свою формулировку. Она не должна обязательно совпадать с авторской. В результате делается вывод, решена ли проблема. [^1 Применяем новые знания, развиваем умения Так обозначены упражнения на применение новых знаний и умений. Что надо обязательно запомнить! Ни один человек не может знать всё. Поэтому мы учимся добывать те знания, которые нужны для решения проблемы. В учебнике есть дополнительные сведения о языке, которые ты можешь узнать и запомнить, если захочешь. Так выделены правила и определения, их нужно обязательно запомнить. Эти вопросы помогут уточнить, всё ли тебе понятно в тексте правила или определения. десерт □ Написание этих слов надо запомнить. Так обозначены дополнительные сведения о языке и „подсказки“-алгоритмы, которые учат пользоваться знаниями. Что надо обязательно уметь! ^ Пользоваться устной и письменной речью. Для этого нужны такие задания: ^ упражнения для развития устной речи; письменные творческие работы. ^ Грамотно писать, развивать своё чувство языка. Для этого нужны такие задания: юный^ — выполни фонетический разбор; дружок^ — разбери слово- по составу; милый^ — разбери слово как часть речи; Погасли звёзды.^ — разбери предложение. Самостоятельно находить нужную информацию. Для этого учимся: эпиграф* — обращаться к толковому словарю; — обращаться к текстам других учебников, например, по литературному чтению; ^ — проверять свои умения и знания. Это ты знаешь? Для ЭТОГО нужно самостоятельно вы-^умеешь—полнять специальныв задания. i———————— Что мы будем изучать и чему учиться в этом году В этом учебном году ты продолжишь изучение предмета „Русский язык“. Ты уже много знаешь и умеешь и, конечно, различаешь понятия „русский язык“ и „русская речь“. Знакомясь со звуками и буквами, с частями слова и частями речи, строением словосочетаний и предложений, ты постигаешь устройство языка, его законы. А во время общения друг с другом, когда ты слушаешь или говоришь, пишешь или читаешь, ты пользуешься языком. Язык в работе, в действии — это речь. Чтобы твоя речь была правильной, точной, богатой и красивой, чтобы люди понимали тебя и чтобы ты овладел искусством общения и понимания другого человека — непосредственно или через текст, нужно хорошо знать язык. А ещё постоянно совершенствовать свою речь. Этому ты будешь учиться. Русский язык — особый предмет, потому что ты изучаешь то, чем практически владеешь с детства. А ещё потому, что учебники по всем школьным предметам написаны на русском языке и тексты книг, которые ты читаешь, тоже. В этом году на уроках литературного чтения ты будешь знакомиться с историей русской детской литературы. В учебнике „В океане света“ есть тексты, которые относятся к XII, XVII, XVIII, XIX векам. Язык этих текстов отличается от современного, и это естественно. Путешествовать в историю детской литературы ты будешь вместе с нашими героями — Игорем и Олей. Ты встретишься с ними и на страницах учебника русского языка. У русского языка своя история, и мы хотим, чтобы ты открыл для себя её страницы, и тогда отдельные явления языка можно будет понять и объяснить, а не просто запомнить. Наш язык — это часть русской национальной культуры, в нём отразилась история нашего народа и его душа. Для многих жителей нашей многонациональной страны родным является, например, татарский язык или башкирский, а русский они изучают как« второй. Потому что именно на русском языке обгцаются между собой народы Российской Федерации. Каждый язык имеет своё устройство —

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Конспект урока по русскому языку «Гласные звуки» (1 класс, Бунеев)

План-конспект урока

Тема: «Гласные звуки»

МБОУ Кисловская СОШ Лысковского района

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 1

Тема и номер урока в теме: «Гласные звуки», урок №1

Базовый учебник: «Букварь» 1 класс, Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В..- М.: Баласс, 2009.

Цель: формирование представления у учащихся о гласных звуках

Задачи:

Обучающие:

  • уточнить представление о существенных признаках гласных звуков;

  • закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах;

  • учить детей слышать и выделять гласные звуки в словах

Развивающие:

  • развивать умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ;

  • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждения;

  • развивать фонематический слух

Воспитательные:

  • воспитывать культуру учебного труда;

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь и уважение к русскому языку

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, проектор, интерактивная доска, набор ЦОРов из Единой Коллекции ЦОР.

Структура урока:

  1. Орг. момент – 1 мин.

  2. Актуализация знаний, умений, навыков – 4 мин.

  3. Постановка учебной задачи – 5 мин.

  4. Физкульт. минутка – 2 мин.

  5. Открытие детьми нового знания – 5 мин.

  6. Первичное закрепление – 10 мин.

  7. Физкульт. минутка – 2 мин.

  8. Самоанализ и самоконтроль – 4 мин.

  9. Рефлексия – 2 мин.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся. Создаёт положительный настрой, проверяет готовность класса к уроку

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу

1 мин.

2.

Актуализация знаний, умений, навыков

На какие группы делятся звуки? (N 193475)

№1.

Демонстрирует на интерактивной доске ЭОР. Организует беседу о разнообразии звуков. Просит расшифровать схему.

Работая фронтально, отвечают на поставленные учителем вопросы.

4 мин.

3.

Постановка учебной задачи.

Составление рассказа по анимации. Выделение гласных звуков (N 193431)

№2.

Учитель просит учащихся составить рассказ по анимации, выделить первые звуки в словах ребят, изображенных на ней.

Ставит перед учащимися проблему – как можно назвать звуки [э], [о], [а], [у].

Фронтальная работа. Работают с анимацией.

Составляют рассказ с опорой на неё.

Под руководством учителя, формулируют цель урока.

5 мин.

4.

Физкультминутка

Демонстрирует движения для учащихся под музыку

Повторяют упражнения

2 мин.

5.

«Открытие» детьми нового знания.

Гласные звуки (N 193432)

№3.

Обращает внимание детей на экран. Организует деятельность учащихся с ЭОР с целью открытия нового знания детьми. Реализует технологию проблемного диалога. Проводит опрос об обозначении гласных звуков.

Знакомит с историей появления гласных звуков.

Работают со схемами. Открывают новые знания. Слушают информацию об истории появления гласных звуков, отвечают на вопросы учителя.

5 мин.

6.

Первичное закрепление

Место гласных в слове «жук» (N 193430)

№4.

Загадывает загадку учащимся. Просит записать отгадку (слово «жук») в виде схемы и обозначать гласный звук.

Фронтальная работа.

Отгадывают загадки. Выполняют схему к отгадке.

10 мин.

Место гласных в слове «радуга» (N 193434)

№5.

Загадывает загадку учащимся. Просит записать отгадку (слово «радуга») в виде схемы и обозначать гласный звук.

Фронтальная работа.

Отгадывают загадки. Выполняют схему к отгадке.

Место гласных в слове «ива» (N 193433)

№6.

Загадывает загадку учащимся. Просит записать отгадку (слово «ива») в виде схемы и обозначать гласный звук.

Фронтальная работа. Отгадывают загадки.

Выполняют схему к отгадке.

Просит детей обратиться к учебникам.

Организует работу детей по учебнику в парах. Организует проверку выполнения задания.

Работа в парах (один учащийся читает, называет гласные звуки и обозначает их, другой слушает и исправляет, если есть ошибки; затем меняются ролями)

Слова для разбора: волк, лисица, лимоны, рак, книга, машина.

7

Физкульт. минутка для глаз

Просит детей следовать его указаниям.

Выполняют требования учителя.

2 мин.

8.

Закрепление изученного материала

Организует и контролирует работу детей по заданиям учебника. Оказывает необходимую помощь при затруднениях в выполнении.

Самостоятельная работа учащихся: читают схемы слов. Находят и обозначают гласные звуки.

Осуществляют самопроверку с образца.

4 мин.

9.

Итог урока. Рефлексия

Сколько гласных звуков? (N 193512)

№ 7

Просит ребят обратить внимание на работу с ЭОР. Организует фронтальную работу в выполнении теста.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Выбирают правильный ответ на вопрос теста.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока : «Гласные звуки»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30b1-0a01-0180-016e-46f5d4cabbe1/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subject[]=16

2

Составление рассказа по анимации. Выделение гласных звуков (N 193431)

Интерактив-ный наглядный материал для введения новых знаний

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2f69-0a01-0180-017a-aa0e59cdc9f4/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subje

3

Гласные звуки (N 193432)

Интерактив-ный наглядный материал к уроку

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2f70-0a01-0180-004f-71a3cfa0aa23/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subject[]=16

4

Место гласных в слове «жук» (N 193430)

Интерактив-ный наглядный материал к уроку

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2f8a-0a01-0180-00d7-a9c9694c1b63/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subject[]=16

5

Место гласных в слове «радуга» (N 193434)

Интерактив-ный наглядный материал к уроку

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2fb3-0a01-0180-0001-1d9566acbee1/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subject[]=16

6

Место гласных в слове «ива» (N 193433)

Интерактив-ный наглядный материал к уроку

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a2fa1-0a01-0180-01b2-e44dd7461173/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subj

7

Сколько гласных звуков? (N 193512)

Задание для индивидуальной работы к уроку

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a46fb-0a01-0180-0123-7512040586c5/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=catalog&class=42&subject[]=8&subject

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *