Дидактический материал по теме «Лексика. Культура речи» к учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.) в рамках реализации ФГОС.
В1. Какого знака препинания недостаёт в тексте? Напишите слово, после которого он должен стоять, рядом в скобках укажите этот знак препинания.
Ответ: ___________________________________________________________
С1. Прочитайте текст ещё раз. Почему обиделась продавщица? Напишите развёрнутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Ивана Сергеевича.
II вариант.
А1. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
золотая осень, горячий утюг
горячий утюг, горячее сердце
золотая брошь, горячее сердце
горячее сердце, золотая осень
А2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
бежать 3) катиться
мчаться 4) нестись
А3. Какие слова нельзя считать антонимы?
холодно, тепло
поздний, рано
встречать, провожать
храбрый, трусливый
А4. Среди многозначных слов оказался ОМОНИМ. Найдите его.
запереть дом на КЛЮЧ
гаечный КЛЮЧ
вода бьёт КЛЮЧОМ
КЛЮЧ к шифру
А5. В каком слове пропущена буква О?
ср_жение 3) об_гащаться
м_гнитофон 4) насл_ждаться
А6. У какого слова лексическое значение определено неверно?
диалог – разговор между двумя или несколькими лицами
негодование – возмущение
изморозь – очень мелкий дождь
брошюра – небольшая книга
Прочитайте текст и выполните задания В1, С1
- Мама много раз напоминала Пете, что со знакомыми людьми надо здороваться. Петя решил быть вежливым. И вот по дороге домой он встретил соседку, женщину лет пятидесяти. Петя приподнял свою видавшую виды кепочку и произнёс:
— Привет Серафима Денисовна!
Но Серафима Денисовна лишь укоризненно покачала головой и молча прошла мимо.
В1. Какого знака препинания недостаёт в тексте? Напишите слово, после которого он должен стоять, рядом в скобках укажите этот знак препинания.
Ответ: ___________________________________________________________
С1. Прочитайте текст ещё раз. Почему расстроилась соседка? Напишите развёрнутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Пети. В какой речевой ситуации такая формула приветствия была бы возможна?
I вариант
Ответы к заданиям типа А, В и С
- — выражение «ну-ка» в разговоре с незнакомыми людьми звучит как просторечное, грубое;
— к незнакомым взрослым людям невежливо обращаться на «ты»
II вариант
Ответы к заданиям типа А, В и С
- — выражение фамильярное, в обращении к взрослым в устах мальчика звучит невежливо, как насмешка;
— возможно только в общении близких, хорошо знакомых людей, равных по возрасту и положению в обществе
Рекомендации по оцениванию теста
Каждое правильно (полностью, без ошибок) выполненное задание типа А и В оценивается 1 баллом.
Задание С1 оценивается по пяти аспектам:
Оценка «5»: 11 – 13 баллов; «4»: 8 – 10 баллов; «3»: 6 – 7 баллов
Словарные диктанты.
Какое из слов является многозначным?
Каллиграфия, орфография, чудесный, сантиметр, пустячный, орфоэпия, яичный, брошюра, вермишель, витрина, источник, жюри, грусть, гроздь.
Какие словосочетания употреблены в прямом смысле?
Солнце проснулось, улыбка расцвела на лице, малахитовые волны, душный день, небо заплакало, дождик пробежал по листве, белый лист бумаги, острый взгляд, жёсткий характер, стальные нервы, читать умные книги.
Какие слова являются омонимами?
Шляпка, кнопка, горка, хвост, копировать, брак, уголь, наряд, расторопный, чувствовать, бородатый, следить, громыхать, василёк, тьма, барабан, выключатель.
Контрольный словарный диктант.
Голубой, лазурный, бирюзовый, небесный, необыкновенный, особенный, необычный, пасмурный, серый, хмурый, громадный, огромный, блистать, сверкать, сиять, светиться, лучиться.
Комплексный анализ текста.
Прочитайте текст и выполните задания.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лё.. на лугу в лучах со(?)нца? Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки (под) утро схв..тил моро.. и ..делал из них кружева на лугу. Скоро со(?)нце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю з..лотыми каплями.
(М. М. Пришвин)
1.Определите тему текста.
2.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
3.Выпишите из текста слова в переносном значении, определите их роль в раскрытии темы текста.
4.Озаглавьте текст.
5.Какие лексические значения имеет слово золотыми (каплями)? В каком значении это слово употреблено в последнем предложении?
6.К выделенным словам запишите антонимы. Какой частью речи являются эти слова?
7.Выпишите предложение с однородными членами – сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу. Будут ли однородные сказуемые синонимами? Докажите, записав их лексическое значение.
Прочитайте текст и выполните задания.
Лесной омут.
Серая бабочка св..лилась в омут на спину треугольником. Она бе..прерывно шевелила но..ками. Все дв..жения маленькой бабочки по всему омуту ра..ходились частыми кругами с мелкой в..лной.
Под бабочкой спокойно плавали головастики, завёртывали свои петли на воде жучки, а щурёнок у камня в тени стал палочкой.
Эта мелкая в..лна от бьющейся бабочки в тихом омуте в..збуждала всеобщее внимание. Дикая смородина свесила к самой воде крупные зелёные ягоды, и отцветшая мать-мачеха росой и водой освежала свои листы, и зелёный молодой хмель вьюном поднимался на высокую ель.
Глядя на бабочку, я вспомнил, что и мне не раз приходилось лежать на спине и в отчаянии биться за свободу руками и ногами. Вспомнил и ударил по омуту камнем. Я поднял в омуте такую волну, что она подняла бабочку, выправила её и помогла подняться ей на воздух. Так своя беда учит понимать и чужую.
(М. М. Пришвин)
1.Определите тему текста.
2.Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
3.В первом абзаце текста вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Какие правила вам пришлось вспомнить?
4.Объясните значение слова омут, подберите к нему синонимы.
5.Из третьего абзаца выпишите все прилагательные и запишите к ним антонимы.
6.В выделенном предложении подчеркните грамматические основы. Начертите его схему.
7.Покажите, сколько звуков обозначает буква ю в словах вьюном, бьющейся.
Прочитайте текст и выполните задания.
Много-много миллионов лет назад хозяевами Земли были динозавры. Больши.. и маленьки.., добры.. и злы.. хищн..ки на двух и четырёх ногах, они паслись среди гиган(?)ских папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в топких болотах, парили вверху на небесах и царили внизу в морских стихияи. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосога ящера-водолаза возвышалась бы над современн..м двухэтажн..м зданием а под перепончат..м крылом л..тающего ящера – птеронодонта могло бы разместит(?)ся несколько слонов. Вымерли эти исполины 70 миллионов лет назад.
1.Определите тему, стиль и тип текста.
2. Озаглавьте текст.
3.Вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки. Обозначьте морфему, в которой находится орфограмма.
4.Подчеркните в тексте антонимы как члены предложения.
5.Запишите синонимы к слову ИСПОЛИН,
6.Выделенное предложение разберите по членам и надпишите, какой частью речи они выражены.
7.Из текста выпишите имена существительные. Укажите склонение.
Прочитайте стихотворение и выполните задания.
Норка Если в норк..
Вылезла из норк.. Нету норк..,
И пошла Может, норка
К знакомой норк.. . Возле норк..?
В норку норкину Нет нигде,
Вошла, Пропал и сле.. .
Норку в норк.. Норка здесь,
(Не) нашла. А норки – нет!
(В. Шибаев)
1.Озаглавьте стихотворение.
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Найдите в стихотворении омонимы, выпишите их и объясните значение. Напишите ещё несколько своих примеров омонимов.
4.Разберите по членам первое предложение.
5.Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания.
6.Выполните фонетический разбор слова след.
Лось пил воду из ручья. Ручей звонко б..жал скво..ь т..шину. Была насыщена она радостью, как оправдавшаяся н..дежда. Стоя на раскинутых ногах, лось растерянно слушал своё сер..це. С его влажных пугливых губ падали капли в ручей, рождая призрачные круги на воде.
Об этой тайной вод..пойной тропке ведало, должно быть, всё л..сное жительство: так читалось по следам у ручья. Из (за) дерева выступил к..рявый ст..ричок. Кроме неба и ж..лтых прошлогодних осок, в воде отр..зилась собачья шапка да длинные, не по тулову, руки, повисшие из рукавов. Вздувая ноз..ри, сердито внимал ст..ричок оглушительному гомону пр..буждения…
В то крайний час угасающего дня лес нач..нал хрюкать лаять петь всяк (в) свою любовную дуду. Первыми заст..нали зяблики, и где-то в с..седнем б..лотце, укромном месте птичьей любви, проникновенно отозвались бекасы. В позлащённой закатом выс..те проплакала скопа (о) своих жертвах, нар..ждающихся по земле, горлинка навзрыд звала своего хохлатого супруга, гукнула выпь…
(Л. Леонов.)
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тему, основную мысль, стиль и тип текста.
6.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7.Объясните лексическое значение слов ведало, внимая.
Диктанты с грамматическим заданием.
Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой? Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шёл по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдёт, когда девочка подрастёт. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, всё время спотыкается и падает. А мама её поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. (95 слов.)
(По Б. Голдовскому.)
Грамматические задания.
1.Сделайте фонетический разбор слов:
I вариант – всё, её;
II вариант – зверь, ей.
2.Подберите:
а) синоним к слову:
I вариант – понравилось;
II вариант – морозная (зима);
б) антоним к слову:
I вариант – маленькая;
II вариант – падает.
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В. М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (113 слов.)
(По Л. Кудрявцевой)
Грамматические задания.
1. Найдите синонимы к слову художник.
2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?
3.Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.
Использованная литература:
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой [и др.]. I часть / авт – сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Влодавская, Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебником / Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
Новикова Л. И., Грибанская Е. Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс: Учебно-практическое пособие / Л. И. Новикова., Е. Э. Грибанская – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
Сборник диктантов: 5-9 классы / Сост. В. Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2012.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2012.
infourok.ru
Сам учебник: sheba.spb.ru/shkola/ru-5-1974.htm СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОСОБИЯ В каждом разделе пособия карточки-упражнения даны с учетом материала, изложенного в параграфах учебника, поэтому (и для того чтобы облегчить поиск нужного упражнения) в начале каждой карточки (слева на полях) указывается номер параграфа учебника. Такой подход дает возможность учителю пользоваться пособием как на классных занятиях, так и для домашних заданий. Общий объем сведений, изложенных в карточках-упражнениях, соответствует программе и учебнику и нацелен на закрепление умений, формирование которых началось в IV классе и предусмотрено программой V класса. Хорошо подготовленным учащимся можно предложить упражнения повышенной трудности (на основе изучаемого или изученного программного материала). Они отмечены*. При отборе дидактического материала предусматривалось решение задачи воспитания учащихся в процессе обучения русскому языку. Широко представлены тексты о любви к Родине, о трудовых и воинских подвигах советских людей, тексты, посвященные морально-этическим проблемам и др. Работа с упражнениями-карточками — наиболее гибкая форма, дающая возможность отобрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, организовать одновременно работу с несколькими учащимися и по разным темам. О РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. Знакомство по словарям с лексическим запасом русского языка. Прочитайте. Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Ответьте на этот вопрос. Чтобы представить себе богатство русского языка, обратимся к словарям русского языка. В однотомном «Словаре русского языка» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч. В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» Академии наук СССР 120 480 слов. В перечисленных словарях собраны слова литературного языка, языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки и т. д. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» болеее 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет! В этом словаре, кроме слов литературного языка, собраны слова местных наречий, говоров (диалектов). 2. Ознакомление с некоторыми оценками русского языка, данными писателями и поэтами братских народов нашей страны. Русский язык для меня такой же бесконечно родной и любимый, как и украинский. Читая книги, написанные на русском языке, я познакомился с сокровищами русской и мировой литературы. (В. Сосюра, украинский поэт) Ни один язык, ни восточный и ни западный, не являются для армян столь благотворным, как русский. (X. Абовян, армянский писатель) Когда сидишь и пишешь на своем родном кабардинском языке, часто думаешь о том, как обогащает тебя, писателя, русский язык. Какое громадное счастье приносит тебе знание этого языка. Поистине этот язык велик и всеобъемлющ. Все можно постичь, зная его. Я шел с ним через горы, Стараясь в жизни многое постичь. То был язык великий, на котором Писал и разговаривал Ильич. И сердцем всем, сын горца, я привык Считать родным могучий тот язык! (Р. Гамзатов, аварский поэт) 3. Знакомство с русским языком как средством общения. Прочитайте два стихотворения. Каков их основной смысл? К кому поэты обращаются? ВЫУЧИ РУССКИЙ язык Если ты хочешь судьбу переспорить, Если нуждаешься в твердой опоре — Выучи русский язык. Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи — Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих ленинских книг. Русское слово — свободы зарница. Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык! Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен. (С. Абдулла, узбекский поэт) ОВЛАДЕЙ РУССКОЙ РЕЧЬЮ Ты родной владеешь речью, бойко говоришь, русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, в ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, перед спутниками хочешь знаньями блеснуть — в разговорах или спорах с другом иль с врагом ты воспользуешься смело русским языком! Наш народ внимает чутко ленинским словам и несет ученье, радость и награду нам. Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! (И. Гришашвили, грузинский поэт) ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В IV КЛАССЕ § 1. 4. Разграничение звуков и букв. Характеристика согласных по звонкости н мягкости. Прочитайте, в выделенных словах укажите количество звуков и букв, затем охарактеризуйте согласные по звонкости и мягкости. Охарактеризуйте первое предложение по цели высказывания. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (Вл. Луговской) § 1. 5. Выделение частей слова. Прочитайте выразительно, отделите в выделенных словах окончание от основы. Выпишите изменяемые слова, основа которых равна корню. Почему слово труд называет автор надежным словом? НАДЕЖНОЕ СЛОВО Из древних уральских руд, Когда — Не скажу я точно, Железное слово «труд» Сработано было прочно. Взвесив его в руках, Прапрадед сказал сурово: Останется жить в веках Надежное это слово! Вместе с словами: мать, Правда, Народ, Россия — Пойдет да пойдет шагать, Все зло, что ни есть, (Л. Татьяничева) § 1. в. Нахождение в текоте слов» основа которых равна корню. Прочитайте текст. Затем перескажите его. Выпишите изменяемые слова, основа которых равна корню. Для советского2 народа Москва превратилась в символ, обобщающий грандиозно-величественное понятие социалистического Отечества. Москва — столица Союза Советских Социалистических Республик4. Это важнейший административный и промышленный, культурный и научный центр, крупнейший3 узел транспорта и связи. Это хранитель редчайших исторических и архитектурных памятников, монументов, произведений искусства и памятных мест. Это сокровищница богатейшей летописи истории революционной борьбы трудящихся, центр развития науки и техники, литературы и зодчества, живописи и музыки. Объясните постановку тире. § 1. 7. Узнавание в тексте однокоренных слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однокоренные слова и укажите их состав. Укажите формы одного и того же слова. Над пропущенными знаками поставьте номер пунктограммы. С чего начинается у тебя каждое утро. Наверное, как у многих миллионов людей на земле, с утренней зарядк.. . Очень важно с утра «зар..жать» себя ф..зически и поддерживать этот тонус в течение дня и н..дели месяца года всей ж..зни. Движение — важнейшая потребность3 нашего организма. Физическая культура и спорт, поставленные на службу здоровья народа, оказывают могучее и благотворное влияние на ж..знь1 людей в современных условиях. (Из «Энциклопедического словаря юного спортсмена») Объясните постановку тире. Разберите это предложение по членам. § 1. 8. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Прочитайте. Укажите в последнем абзаце вначале известные вам части речи, которые называют что-либо, затем такие, которые служат для связи слов и предложений. Как называются эти две группы частей речи? Спишите, указывая у выделенных слов постоянные морфологические признаки. НАШ ФЛАГ Красное знамя в России впервые заколыхалось на первой демонстрации рабочих Петербурга в 1876 году. Его взметнул к небу поднятый могучими руками товарищей молодой мастеровой Потапов. Под Красным знаменем рабочие, солдаты и крестьяне во главе с партией Ленина победили в Октябре 1917 года. После этой победы Красное знамя стало Государственным флагом нового. Советского государства. Серп и молот на нашем флаге символизируют неразрывную дружбу рабочих и крестьян4. А пять концов звезды олицетворяют интернациональное братство, боевую мощь и единство тружеников всех пяти континентов. (Из журн. «Товарищи) Укажите предложения с однородными подлежащими и однокоренные слова. § 2. 9. Нахождение орфограмм в приставках и корнях слов. Прочитайте, затем спишите первый абзац и стихотворение. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и приставках. Над какими видами орфограмм вы работали? (…) Укажите предложение с обращением. § 2. 10. Различение проверяемых и непроверяемых орфограмм в корнях слов. Прочитайте текст. Спишите его. Есть хлеб — будет и песня… Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век великих научно-технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом. Особое, трепетное, святое отношение к хлебу присуще гражданам страны с колосьями в гербе. (Л. И. Брежнев. «Целина») Укажите предложения с однородными членами. Подчеркните слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. § 2. 11. Определение орфограмм в корнях слов. Прочитайте, затем установите, на какие правила пропущены буквы. Спи» шизе, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни с орфограммой, прове» ряемой правилами. Рожь, рожь… Дорога пол..вая В..дет неведомо куда. Над полем ни..ко провисая, Л..ниво стонут привода. Рожь, рожь — до свода г..лубого, Чуть вид..шь где-нибудь вдали Ныря..т шапка в..рхового, Груз..вичок плывет в пыли. Рожь уходилась. Бли..ки сроки. От..желела и на край Всем полем под..лась к дорог.., Нависнула — хоть подп..рай. Знать, колос, туго начиненный, Четырехгранный, золотой, Устал д..ржать пуды, в..гоны, Составы хлеба над з..млей. (А. Твардовский) § 2. 12. Выбор ё, о, е после шипящих и Ц. Спишите слова в такой последовательности: 1) слова с пропущенными о после шипящих и ц, 2) с ё и 3) с е. Обозначьте часть слова, в которую вы вставляли пропущенную букву. Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ..лкать, ж..лудь, ш..в, ж..лтый, врач..м, в чуж..м краю, на свеж..м воздухе, пч..лка, черточка, за улиц..й, перед границ..й. С любыми двумя словами составьте два побудительных предложения. § 2. 13. Выбор и — ы после ц в корне. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, вначале слова с и после ц, за-тем с ы. Дисциплина, ц..тата, экспедиция, цыганский, ц.,плята, нумерац..я, на ц..почках, продукц..я, ц..рк, циферблат, делегация, мотоц..клист, милиц..онер. С любыми двумя словами составьте одно именное словосочетание, другое — глагольное. KOHEЦ ФPAГMEHTA |
sheba.spb.ru
Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс [PDF]
К учебнику Т.А. Ладыженской и др. — М.: Экзамен, 2014. — 174, [2] с. — (Учебно-методический комплект). — ISBN 978-5-377-08043-5.Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объема, направленные на закрепление и повторение материала в 5 классе.
Пособие составлено на основе методической системы учебника Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» и соответствует программе и изучаемому теоретическому материалу.
Книга адресована учителям русского языка, но может быть использована учащимися для самостоятельных занятий.
Приказом №729 Министерства образования и науки РФ учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.Язык и человек. Язык и речь.
Язык и его единицы.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Состав слова.
Орфограмма.
Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слов.
Правописание согласных в корне слова.
Буквы И, У, А после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Части речи.
Глагол.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимения.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание.
Разбор словосочетания.
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
Восклицательные предложения.
Члены предложения.
Главные члены предложения.
Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Прямая речь и диалог.
Повторение.
Фонетика.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Алфавит.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
Лексика. Культура речи.
Лексика.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Повторение.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфема. Изменение и образование слов.
Окончание и основа слова.
Корень слова.
Суффикс.
Приставка.
Чередование звуков. Беглые гласные.
Варианты морфем.
Морфемный разбор.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Чередование гласных в корне. Правописание слов с корнями -ЛАГ- / -ЛОЖ-.
Правописание слов с корнями -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-.
Буквы О—Ё после шипящих в корне слова.
Буквы Ы—И после Ц.
Повторение.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Повторение и систематизация изученного.
www.twirpx.com
Дидактический материал по русскому языку для 5 класса
Дидактический материал по русскому языку
5 класс
«Простые предложения с однородными членами и сложные предложения»
Карточка 1
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.
2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»
3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.
4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.
5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.
Карточка 2
Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.
2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.
3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.
4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.
5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
Карточка 3
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)
2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.
4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.
5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.
Карточка 4
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.
2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…
3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.
4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.
5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.
Карточка 5
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.
2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.
3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.
4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.
5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.
Карточка 6
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.
2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.
3. Устал Васютка за день но сон не шёл.
4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.
5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.
Карточка 7
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.
3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.
4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.
5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.
Карточка 8
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.
2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.
3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.
4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.
5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.
Карточка 9
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.
2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.
3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.
4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.
5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.
Карточка 10
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.
2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт
3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.
4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.
5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.
Карточка 11
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.
2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.
3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.
4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.
5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.
Карточка 12
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.
3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.
4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.
5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.
Карточка 13
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.
2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.
3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.
4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.
5. Только слышались с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.
infourok.ru
Дидактический материал для 5 класса
Дидактический материл
для учащихся 5- 7 классов по русскому языку
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
КЛАСС:______________
ФИО: ________________
ЧИСЛО:______________
отк…заться от прогулки | |
прок…титься на санках | |
сильный скв…зняк | |
обл…деневшие стёкла | |
зач…рпнуть в…ды | |
прокр…чать в т…шине | |
сл…мать игрушку | |
тихонько проп…щать | |
перем…хнуть через забор | |
пром…лькнувший огонёк | |
л…тучая мышь | |
пл…щадка для игр | |
обм…няться адресами | |
зам…сить тесто | |
надолго зам…чать | |
од…брительный взгляд | |
жилое пом…щение | |
сп…сти раненого | |
осв…бодить из плена | |
нагр…дить медалью | |
отк…заться от прогулки | |
прок…титься на санках | |
обл…деневшие стёкла | |
нагр…дить медалью | |
осв…бодить из плена |
ОЦЕНКА:___________________ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК:________________
Дидактический материл
для учащихся 5- 7 классов по русскому языку
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
КЛАСС:______________
ФИО: ________________
ЧИСЛО:______________
прож…вать хлеб | |
разв…вать ребёнка | |
разв…ваются флаги | |
зап…вать лекарство | |
зап…вать песню | |
работают как в…лы | |
на море пенятся в…лы | |
в доме ч…стота и порядок | |
ч…стота ударов в минуту | |
прим…ры на сл…жение | |
читать с насл…ждением | |
ст…нать от боли | |
ост…новить машину | |
просл…влять Родину | |
кр…ю и шью одежду | |
с…мостоятельная работа | |
об…жаться на грубость | |
обн…вить платье | |
зач…рствевший хлеб | |
подк…вать лошадь | |
од…ревенеть от холода | |
тонкая пл…стинка | |
садовая тр…щотка | |
пот…мневшее небо | |
в сер…дине цветка |
ОЦЕНКА:___________________ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК:________________
Дидактический материл
для учащихся 5- 7 классов по русскому языку
Проверяемые безударные гласные в корне слова
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
КЛАСС:______________
ФИО: ________________
ЧИСЛО:______________
Задание №1: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Прол..вной дождь, тор..пливая походка, укр…плять здоровье, ск..сить траву, резко зат…рмозить, л…бединое гнездо, посп.. .шить домой, съ…добные грибы, св..зать кофточку, руков…дитель кружка, с…рдитый окрик, прод…лжать разговор, правоп…сание суффиксов, прибл…жаться к финишу, пом…гать бабушке, дружеские отн…шения, ош…баться при письме.
Задание №2. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните одной линей слова, правописание которых зависит от лексического значения слова.
Прож…вать по адресу, прож…вать хлеб, зав…зировать документы, зав…зать галстук, запл…тить долг, спл….титься во имя общего дела, подр….жать старшему брату, др….жать от холода, ур…..внять в правах, выр…внять по линейке, разр….дить атмосферу, разр….дить посевы, просл….влять героя, бл…госл…вить на подвиг, ум….лять о помощи, ум….лять заслуги, пок….рить талантом, пок….рать предателя, отд….лять от себя, осл…ленный властью, ул…ченный в краже.
Задание №3.Вставьте пропущенные буквы:
Платный осв…домитель, у…звленное с…молюбие, кол…баться от ветра, совсем разв…нтился, ок….ймленный д…ревьями, обд….лить вниманием, обн….жить п….роки, могучий талант, выч…стить до блеска, научное д…стижение, вспом…гательный инструмент, мощное исп…рение, ж…рная ед…ница, истиное насл….ждение, цв…тная кл….енка, извес….ное изр…чение, неисс….каемый источник, выч….стить до блеска, ж….вописная д….лина
ОЦЕНКА:____________________
Данный дидактический материла можно использовать не только при контроле, но и при отработке ЗУН. Также возможно использование в качестве домашнего задания.
kopilkaurokov.ru
Дидактический материал по русскому языку 5 класс
Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 1
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),
Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Контрольный диктант (№1)
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 2
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
3 вариант
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)
Задания.
Придумать название текста.
Подчеркнуть орфограммы (гласные и согласные ) корня, требующие проверки.
Выбрать из текста слово с безударным гласным в корне и написать к нему проверочное слово, поставив ударение.
Разобрать по составу слово подземный (1 вар.), выходные (2 вар.).
4 вариант
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
Выделенное предложение запишите поморфемно.
Выпишите три слова с орфограммами, обозначьте орфограммы
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Вариант 1
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Вариант 2
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Грамматическое задание:
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Разобрать по составу слова:
1 вар – поговорка
2 вар. — выдумка
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис »
ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?
Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.
Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.
На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.
Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.
Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!
(89 слов)
Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.
Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис »
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?
Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?
(По Е.Чарушину)
Грамматические задания
I вариант1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.
II вариант
1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Заячьи лапы.
Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.
(По К.Паустовскому)
Грамматические задания.
Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.
Начертить схему предложения с прямой речью.
Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.
Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Вариант 1
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)
(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Разобрать по составу слова:
1 вариант Набегают, крупные, дождинки
2 вариант Затихает, туманная, порыв
Контрольный диктант
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Охраняйте леса!
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)
Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Разобрать по составу слова:
1 вариант лесовод, бросают, десятки
2 вариант лесорубы, отводит, посадками
Контрольный диктант
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.
Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.
В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.
Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.
(120 слов)
Задания к тексту:
1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.
2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож—. Графически объясните выбор гласной.
2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.
Контрольный диктант
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.
Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.
(113 слов)
Задания к тексту:
1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос—. Графически объясните выбор гласной в корне.
2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.
2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Кайры
Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.
3.Морфологический разбор существительного:
1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.
4. Морфемный разбор
1 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Павлиний глаз.
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю.И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.
3.Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.
4. Морфемный разбор
1 вариант: задуваю, избушку; 2 вариант: ночной, садится.
5. Фонетический разбор:
1 вариант: свечу; 2 вариант: крылья.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Грибной дождь
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.(К.Г.Паустовский «Золотая роза»; 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.
3.Морфологический разбор глагола:
1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.
4. Морфемный разбор
1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного за курс 5 класса»
В самолёте во время грозы
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В.Железников «Мальчик с красками»» 120 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.
3.Морфологический разбор:
1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.
4. Морфемный разбор
1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.
5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто
Контрольная работа по теме « Фонетика, графика, орфоэпия»
Вариант1
1.Фонетика – это наука .. .а) о языке; б) о словарном составе языка; в) о звуках речи.
2.Укажи звонкие согласные звуки- а) [в,ф, г,к], б) [р,б, г,в], в) [р,ф, г,к].
3.Укажи только твердые согласные звуки — а) [ф,ж,к], б) [б, ш,в], в) [ж,ш, ц].
4.Запиши название букв алфавита с 11по 18.
5.Запиши слова и расставь в них ударение : свекла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, алфавит, крапива, туфля.
6.В каком слове на месте Ч произносится ) [Ш]? а) чтобы, б)почему, в)четко
7. В каком слове звуков больше, чем букв? а)район; б)сияние; в)декабрь;
8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)тушь; б) горсть; в) четки;
9. В каком слове произносится звук [ч’]? а) счет; б) грузчик; в) чемпионат.
10.Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : юбилей, вьюжный, скользкий, яшма.
Контрольная работа по теме « Фонетика, графика, орфоэпия»
Вариант1
1.Орфоэпия–это наука… а)о языке; б)правилах произношения; в)правилах написания слов.
2.Укажи глухие согласные звуки- а) [ш,ф, с,к], б) [р,с, г,в], в) [р,ф, г,к].
3.Укажи только мягкие согласные звуки — а) [ф’,ж’, й’], б) [б’,л’,в’], в) [й’,ч’,щ’].
4.Запиши название букв алфавита с 19 по 26.
5.Запиши слова и расставь в них ударение : досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.
6.В каком слове на мечте Ч произносится ) [Ш]? а)пчела, б) что, в) черт.
7. В каком слове звуков больше, чем букв? а)птица; б)дождь; в) елочка;
8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)мышь; б)печь; в)рой;
9. В каком слове нет звука [т]? а)расчистить; б)подписчик; в) брусчатка.
10. Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : южный, тюбик, дождь, семья.
Контрольная работа по теме «Лексика».
1 вариант.
1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»
А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;
В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».
А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;
Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;
В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.
3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
А) ветер воет, горит костер, сушить весла;
Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;
В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.
4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: язык пламени – изучать язык.
А) синонимы;
Б) омонимы;
В) антонимы.
5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».
……………………………………………………………………………………….
6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.
Землю — родную землю, Родину – освобождают, территорию — захватывают. Хозяин — на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так что же нам эта земля – земля-кормилица, Родина? Или территория?
7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
Офис — ………………………
трасса — ……………………….
иллюстрация — ……………..
8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
На краю света………………
Чуть свет…………
9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».
Контрольная работа по теме «Лексика».
2 вариант.
1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»
А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;
В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;
Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;
В) Искренность, правдивость, чистосердечность .
3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
А) волк воет, золотые руки, красить краской;
Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;
В) море цветов, красное платье, твердая земля.
4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: заключить мир – сказочный мир.
А) антонимы;
Б) синонимы;
В) омонимы.
5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава».
…………………………………………………………………………………………….
6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.
Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.
7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
фейерверк — ………………………
яхта — …………….………………….
автограф — ………………………..
8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
Не разлить водой………………………………………………………………………….
Сквозь землю провалиться………………………………………………………………
9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».
infourok.ru
Дидактический материал по русскому языку для 5 класса
Работа с существительными.
– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Проверочные слова
доска
земля
стол
конь
окно
степь
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания —иму нет.
Работа с глаголами.
– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: —е, -ут, -ют
Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)
+ глаголы-исключения: брить, стелить
(идти – слово-«шпаргалка»)
II спр.: -и, -ат, -ят
Все глаголы на —ить (говорить)
+ 7 глаголов-исключений на —еть:
видеть
ненавидеть
смотреть
терпеть
вертеть
зависеть
обидеть
(глядеть – слово-«шпаргалка»)
+ 4 глагола-исключения на —ать:
гнать
держать
дышать
слышать
(спать – слово-«шпаргалка»)
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
infourok.ru