Биология 5 класс фгос пасечник – Рабочая программа по биологии (5 класс) на тему: Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни

Учебник Биология 5 класс Пасечник

Учебник Биология 5 класс Пасечник — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

в. в. Пасечник Б И ал О ГИЯ Бактерии, грибы, растения ^орофа I Электронное I приложение ВЕРТИКАЛЬ т www.drofa.ru 1^ г 1 5 i в. в. Пасечник БИОЛОГИЯ Бактерии, грибы, растения Учебник для общеобразовательных учреждений Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ВЕРТИКАЛЬ Москва 4врофа 2012 5 УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П19 Пасечник, В. В. П19 Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. образоват. учреждений / В. В. Пасечник. — М. 141, [3] с. ISBN 978-5-358*09878-7 учеб, для обще-Дрофа, 2012. — Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 5 класса. Все учебники линии для основной школы (5—9 классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 ISBN 978-5-358-09878-7 ‘ООО «Дрофа», 2012 Как работать с учебником Дорогие друзья! У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразный и удивительный мир живых организмов. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание. Текст главы разделён на параграфы. Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом. При необходимости вы можете также воспользоваться электронным приложением, созданным к данному учебнику и размещ;ённым на сайте www.drofa.ru. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить. Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес. В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме. Желаем вам успехов! 1* Оглавление Введение § 1. Биология — наука о живой природе………….. 6 § 2. Методы исследования в биологии…………… 10 § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого…. 15 § 4. Среды обитания организмов……………….. 19 § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы………………………………. 25 Глава 1 Клеточное строение организмов § 6. Устройство увеличительных приборов………. 30 § 7. Строение клетки……………………….. 34 § 8. Химический состав клетки……………….. 40 § 9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. 42 § 10. Ткани………………………………… 46 Глава 2 Царство Бактерии §11. Строение и жизнедеятельность бактерий . . § 12. Роль бактерий в природе и жизни человека 52 56 Глава 3 Царство Грибы § 13. Общая характеристика грибов……………. 66 § 14. Шляпочные грибы………………………. 70 § 15. Плесневые грибы и дрожжи………………. 78 § 16. Грибы-паразиты……………………….. 81 Глава 4 Царство Растения § 17. Разнообразие, распространение, значение растений………………………………. 88 § 18. Водоросли…………………………….. 93 § 19. Лишайники……………………………..102 § 20. Мхи…………………………………..106 § 21. Плауны. Хвощи. Папоротники………………112 § 22. Голосеменные…………………………..119 § 23. Покрытосеменные, или Цветковые…………..127 § 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира………………132 Предметный указатель……………………………143 §1. Биология — наука о живой природе Что изучает биология. Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение). Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) (рис. 2). Рис. 1. Биологические дисциплины Озоновый экран Рис. 2. Биосфера — область распространения жизни Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном — тонким слоем газа озона на высоте 15—20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10—11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос»). Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским Охрана окружающей среды Разработка новых средств и методов лечения болезней VACCINli Производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток Производство кормовых добавок для животных производство продуктов питания Создание Выведение новых сортов новых пород культурных растений домашних животных Рис. 3. Значение биологии хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3). Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете. БИОЛОГИЯ. БИОСФЕРА. ЭКОЛОГИЯ Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Почему необходимо изучать

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Тематическое планирование фгос 5 класс пасечник

«БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения. 5 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.

Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику.

дата

№ урока

Тема урока

Основы

учебно-исследовательской деятельности

Основное содержание темы, термины и понятия

Характеристика основных видов деятельности (предметный результат)

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

Д\З

1.Введение (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе .

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

§1

2

Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

§2

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов .

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого

§3

4

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

§4

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

§5

6

Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края

НРК

Экскурсия

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания.

Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений Ведут дневник фенологических наблюдений

Анализируют какие изменения происходят в природе осенью

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Отчет дневник наблюдений

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Устанавливают цели лабораторной работы Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними

Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении

§6

8

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

§7до приготовления препарата

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа№ 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука «

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клетки.

Составляют план и последовательность действий

Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

§7 до пластид

10

Пластиды

Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

§7

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

§8

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа№4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют движение цитоплазмы.

Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

§9 коспект

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

§9 конспект

14

Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей

Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями

Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

15

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Лабораторная работа№5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями

Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

§10

16

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

Контрольное тестирование

Клеточное строение организмов

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Структурируют знания о клетке

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

§11 сообщения.

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

§12

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Анализируют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении

Работая по плану, сверять свои действия с целью .

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

§13

20

Шляпочные грибы

НРК

Съёдобные и ядовитые грибы РА

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

§14 работа над проектом

21

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение грибной клетки.

Составляют план и последовательность действий

Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга

§15 работа над проектом

22

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

§16 проект

23

Обобщающий урок» Царство грибы»

Презентация проектов

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проенкы

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11 часов)

24

Ботаника — наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

§17

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Лабораторная работа №7

Строение зеленых водорослей

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение зелёных водорослей.

Составляют план и последовательность действий

. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

§18 до значения водорослей .сообщения

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

§18

27

Лишайники

НРК

Лишайники биоиндикаторы, их охрана в РА

Самостоятельная работа с текстом

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

§19

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

НРК

Высшие споровые растения РА, их роль в природе и значение

Лабораторные работы№8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы№8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Устанавливают цели лабораторной работы Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

§20,21

29

Голосеменные растения

НРК

Голосеменные растения РА,их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа№9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

§22

30

Покрытосеменные растения

НРК

Цветковые растения произрастающие в РА.

Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Выполняют лабораторную работу..

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений

Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

§23 работа над проектом

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Работа в группах

§23 работа над проектом

32

Охрана растений в Республике Адыгея

НРК

Презентация проектов

Высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Адыгеи ,меры по их охране и сохранению биоразнообразия.

Находят информацию о растения Красной книги Республики Адыгея в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Готовят проекты

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

33

Обобщающий урок

НРК

Многообразие растений, весенние явления в жизни растений

Экскурсия

Многообразие растений, весенние явления в жизни растений.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Анализируют какие изменения происходят в природе весною

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Составляют творческий отчёт

34

Обобщающий урок

« Царство Растений»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Осознают качество и уровень усвоения изученного материала

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

1- час резерв

kopilkaurokov.ru

Конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС по программе Пасечника

МАОУ «Слободчиковская ООШ»

Окружной конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»

Конспект урока биологии в 5 классе

по теме «Строение клетки»

Учитель биологии: Усанова С.А.

Слободчики 2015

Данная разработка урока по теме «Строение клетки»  составлена для УМК Пасечник В.В. в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На данную тему отводится два часа.

В конспекте представлен первый урок по теме «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.  

Главная дидактическая цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые  результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные:

— регулятивные: — самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе  информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

— познавательные: — работать  с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.       

 

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах

Методы: частично – поисковый, иллюстративный.

Информационно — технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук — репка,  микролаборатория, компютер, мультимедийное оборудование, ЭОР (Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Электронное приложение. – М.: Дрофа,2013).

Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. 

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

Ход урока

Мотивация

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  


Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит — 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 

— Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).

— Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук)

— Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель: Итак, тема нашего урока «Строение клетки».

(Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)

Учитель: А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока

(Учитель записывает предложенные детьми версии на доске)

Активизация опорных знаний

Учитель: С помощью чего мы сможем узнать строение клетки?

(с помощью микроскопа)

Давайте с вами вспомним строение микроскопа

(дети показывают на объекте)

Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей)

Изучение нового материала

  1. Строение клетки (Рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пигменты – красящие вещества»).

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 34-36 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение — приложение 1). Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции».

Органоиды клетки и их функции

Название органоидов

Значение органоидов

Оболочка

Защищает содержимое клетки от окружающей среды, содержит целлюлозу.

Мембрана

Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду

Ядро

Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию

Вакуоль

Содержит клеточный сок

Цитоплазма

Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке

Физминутка

«Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой — встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

  1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (Объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата).

  2. Изучение рисунка 18 учебника и выполнение задания 24 в рабочей тетради. (Приложение 2)

  3. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на странице 36 учебника и оформляется в рабочей тетради – задание 25. (Приложение 3)

Систематизация и обобщение знаний

(работа в парах: учащиеся выполняют различные задания по электронному приложению и оценивают друг друга (Приложение 4)

Рефлексия

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в начале урока были сформулированы задачи урока:

  1. Каковы были наши задачи перед занятием и на сколько удалось их реализовать?

  2. Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке.

  3. Каким образом вы преодолевали эти трудности?

  4. Чему вы научились сегодня на уроке?

  5. Что вам удалось больше всего при изучении темы?

  6. Что не получилось и почему?

Домашнее задание 

Всем: §7 до стр.37, вопросы 1-3 стр. 38.      

Творческий уровень: создать макет клетки или сочинить сказку про клетку (по выбору учащихся).

Подведение итогов урока

Стихотворение «Клетки»

Клетка — жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *