Контрольные работы по биологии 5 класс по ФГОС по учебнику В.В. Пасечник
5 класс. Итоговая контрольная работа по биологии.
ФИ_________________________________ Дата ___________
Вариант 1
Часть «А»
1. Наука, изучающая растения:1) биология 2) ботаника 3) зоология 4) экология
2. Биология, в отличие от физики, химии и географии, изучает:
1) особенности превращения веществ 2) последовательность смены времён года
3) строение живых объектов 4) устройство тел природы
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и напишите, какой цифрой обозначены пластиды:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Неорганические вещества клетки:
1) углеводы 2) нуклеиновые кислоты 3) белки 4) минеральные соли
6. Бактерии размножаются:
1) делением клетки 2) с помощью спор 3) вегетативным путем 4) половым путем
7. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется:
1) атмосфера 2) литосфера 3) гидросфера 4) биосфера
8. Клетки грибов, в отличие от растительных клеток, не имеют:
1) ядра 2) цитоплазмы 3) вакуоли 4) хлоропластов
9. Хлорофилл в клетках водорослей находится в:
1) хлоропластах 2) хромопластах 3) хроматофорах 4) лейкопластах.
10. Тело мха кукушкин лен состоит из:
1) слоевища 2) стебля и листьев 3) стебля, корня и листьев 4) таллома
11. К абиотическим факторам относится:
1) выпас скота 2) извержение вулкана 3) листопад 4) охота
12. К биотическим факторам относят:
1) опыление растений 2) извержение вулкана 3) дождь 4) строительство дорог
13. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств:
1) эксперимент 2) измерение 3) наблюдение 4) описание
14. «Она состоит из минеральных веществ, воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..» Какая среда обитания описана:
1) почвенная 2) водная 3) наземно-воздушная 4) тела живых организмов
15. Среда жизни, характерная для человека:
1) почвенная 2) водная 3) наземно – воздушная 4) тела живых организмов
16. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют:
1) корень 2) стебель 3) лист 4) цветок
17. Цветки характерны для:
1) хвощей 2) папоротников 3) голосеменных 4) покрытосеменных
18. Съедобным грибом является:
1) маслёнок 2) бледная поганка 3) ложный опёнок 4) желчный гриб
19. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
1) наличие цветка 2) развитие из спор 3) развитие из семени 4) наличие плодов
20. В настоящее время господствующей группой растений на планете являются:
1) моховидные 2) голосеменные 3) папоротникообразные 4) покрытосеменные.
Часть «В»
В1. Установите соответствие:
ФункцииОрганоид
А) Это граница между средами
1. Цитоплазма
Б) Заполняет пространство
2 2. Клеточная мембрана
В) В) Объединяет структуры клетки
Г) Осуществляет обмен веществ
Д) Осуществляет транспорт веществ
Е) Является защитой для клетки
В2. Установите соответствие:
Строение и функцииОрганоид
А) в ней расположены все органоиды клетки
1) 1. Цитоплазма
Б) бесцветное вязкое вещество
2 2. Хлоропласт
В В ) содержит пигмент хлорофилл
Г) содержит зелёный пигмент
Д) Д) при сильном нагревании или замораживании р разрушается
В3. Установите соответствие:
ОрганизмСреда обитания
А) А) блоха
1) водная
Б) кит
2) почвенная
В) кобра
3 3) наземно-воздушная
Г Г) крот
4 4) тела живых организмов
Д Д) дятел
B4. Выберите три правильных ответа.
Значение лишайников:
1) разрушают горные породы 2) связывают атмосферный азот
3) служат кормом для животных 4) участвуют в почвообразовании
5) сырье для получения агар-агар 6) сырье для получения антибиотиков
Ответ _____________________
В5. Выберите три правильных ответа.
Тело водорослей может быть представлено:
1) мицелием 2) одной клеткой 3) плодовым телом 4) корнем и побегом
5) группой (колонией) клеток 6) многоклеточным слоевищем
Ответ _____________________
Часть «С»
Прочитайте текст и выполните задания.
«Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка – мембрана. Она легкопроницаемая для одних веществ и непроницаемая для других. Полупроницаемость сохраняется, пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую среду…»
1. Озаглавьте текст ________________________________________________________________
2. Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку_____________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Что произойдёт с клеткой, если мембрана разрушится__________________________________
__________________________________________________________________________________
Критерии оценивания
Часть «А» — по 1 баллу (20 б)
Часть «В» — по 0,5 б за каждый правильный ответ (11 б)
Часть «С» — по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос (всего 4 б)
Итого: 35 баллов
17 – 24 баллов оценка «3»
25 – 32 баллов оценка «4»
33 – 35 баллов оценка «5»
infourok.ru
Тест по курсу биологии 5 класса
Тесты по биологии
5 класс
Выберите один правильный ответ из четырех возможных:
Как называется наука о жизни?
А. Биология
Б. География
В. Анатомия
Г. Математика
2. Оболочка, населенная живыми организмами называется …
А. Литосфера
Б. Гидросфера
В. Биосфера
Г. Атмосфера
3. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей средой – это…
А. Вирусология
Б. Экология
В. Физиология
Г. Генетика
4. Какой метод не относится к методам исследования биологии?
А. Наблюдение
Б. Эксперимент
В. Измерение
Г. Округление
5. Какие животные обитают в наземно-воздушной среде?
А. Медведь
Б. Карась
В. Крот
Г. Дождевой червь
6. Какие животные обитают в водной среде?
А. Медведь
Б. Карась
В. Крот
Г. Дождевой червь
7. Какие животные обитают в почвенной среде?
А. Медведь
Б. Карась
В. Крот
Г. Аист
8. Какого царства нет в живой природе?
А. Растения
Б. Животные
В. Хищники
Г. Бактерии
9. Примером абиотических факторов является:
А. Опыление насекомыми растений
Б. Влажность почвы
В. Поедание одних организмов другими
Г. Развитие промышленности в городе
10. Примером биотических факторов служит:
А. Опыление насекомыми растений
Б. Влажность почвы
В. Температура воздуха
Г. Развитие промышленности в городе
11.Примером антропогенных факторов служит:
А. Опыление насекомыми растений
Б. Влажность почвы
В. Поедание одних организмов другими
Г. Развитие промышленности в городе
12. Что покрывает клетку и имеет поры?
А. Ядро
Б. Цитоплазма
В. Оболочка
Г. Вакуоль
13. Бесцветное вязкое вещество клетки – это …
А. Ядро
Б. Цитоплазма
В. Оболочка
Г. Вакуоль
14. Органоид клетки, который отвечает за регуляцию процессов жизнедеятельности клетки …
А. Ядро
Б. Цитоплазма
В. Оболочка
Г. Вакуоль
15. Органоид клетки, заполненный клеточным соком – это …
А. Ядро
Б. Цитоплазма
В. Оболочка
Г. Вакуоль
16. Зеленые пластиды в растительных клетках – это…
А. Хлоропласты
Б. Ядрышки
В. Пигменты
Г. Вакуоли
17. Неорганическими веществами клетки являются:
А. Белки
Б. Жиры
В. Углеводы
Г. Вода
18. Органическими веществами клетки являются:
А. Минеральные соли
Б. Кальций
В. Углеводы
Г. Вода
19. Между оболочками соседних клеток находится …
А. Хромосома
Б. Межклеточное вещество
В. Ядро
Г. Вакуоль
20. Ткань – это…
А. Совокупность разных клеток
Б. Совокупность одинаковых клеток
В. Совокупность одинаковых клеток и межклеточное вещество
Г. Совокупность одинаковых клеток без межклеточного вещества
Правильные ответы:
1-А
2-В
3-Б
4-Г
5-А
6-Б
7-В
8-В
9-Б
10-А
11-Г
12-В
13-Б
14-А
15-Г
16-А
17-Г
18-В
19-Б
20-В
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Тест по биологии (5 класс) по теме: КИМы, биология, 5 класс, к учебнику В.В. Пасечника (Дрофа, Вертикаль).
Контрольно-измерительные материалы к теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»
- Закончите предложения:
А – В ядре носителями наследственной информации являются……….
Б – Генетический аппарат клетки находится в ……………….
В – Пластиды, окрашенные в зеленый цвет – это ……………
Г — Части клетки, содержащие клеточный сок, называются …………..
- Найдите ЛИШНЕЕ в предложениях:
А – Строение микроскопа: окуляр, зеркало, объектив, ручка, штатив.
Б – Приборы для изучения строения клеток: лупа, микроскоп, телескоп.
В – К органическим веществам относятся: белки, жиры, вода, углеводы.
Г – В состав животной клетки входят: ядро, цитоплазма, хлоропласты, мембрана.
- Решите тест:
А – для старой клетки характерно:
1 – большая вакуоль
2 – много вакуолей
3 – маленькие размеры
Б – для молодой клетки характерно:
1 – большие размеры
2 – ядро в центре клетки
3 – одна-две вакуоли
В – НЕ будет свойством неживой природы:
1 – движение
2 – размножение
3 – химическое строение
Г – НЕ имеют клеточного строения:
1 – бактерии
2 – грибы
3 – неживые тела
Д – Неорганические вещества – это:
1 – вода и минеральные соли
2 – белки, жиры, вода
3 – минеральные соли, углеводы
Контрольно-измерительные материалы по теме «Бактерии»
1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
2. В клетке бактерий состоит из:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, жгутики;
- оболочка, цитоплазма, нет ядра.
3. Бактерии питаются как
- сапротрофы
- паразиты
- верно 1 и 2.
4. Споры бактерий необходимы для
- размножения;
- переживания неблагоприятные условий и распространения;
- верно 1 и 2
5. Определите правильное высказывание
- Большинство бактерий бесцветны.
- У бактерий есть хлорофилл.
- У бактерий сложное поведение.
6. Определите Неправильное высказывание
- Бактерии обитают везде.
- У бактерий есть ядро.
- Бактерии двигаются при помощи жгутика
7. Закончите предложение:
1) Приспособление к выживанию бактерий в неблагоприятных условиях — …………….
2) Бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов — ………….
3) Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов — ……………
4) Бактерии, питающиеся при помощи фотосинтеза — …………………………………….
Контрольно-измерительный материал к уроку «Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека»
- Закончите предложения:
- Грибы бывают одноклеточные и …………………………
- Грибы питаются ……………….веществами.
- В клетках грибов много ……………………………………
- Тело грибов состоит из тонких белых нитей — ……………
- Выполните тест:
- Мицелий – это….
А – грибница
Б – ядра в клетках
В – органические вещества
2) Грибы приносят человеку пользу:
А – портят продукты
Б – питаются органическими веществами
В – изготовление лекарств
3) Грибы НЕ участвуют
А – в образовании почвы
Б – в разрушении остатков других организмов
В – в фотосинтезе
4) Симбиоз – это…
А – полезная тесная связь между организмами
Б – процесс роста
В – фотосинтез
5) Симбиоз может БЫТЬ
А – между грибами и бактериями
Б – между грибами и почвой
В – между грибами и растениями
6) Нити грибницы плотно оплетающие корень растения называют
А – мицелий
Б — фотосинтез
В – грибокорень (микориза)
7) Грибы при симбиозе дают растениям
А – органические вещества
Б – воду
В – минеральные вещества и воду
Контрольно-измерительные материалы по теме «Шляпочные грибы»
Выполните тест:
1)Плодовое тело шляпочных грибов состоит из:
А- шляпки, ножки, грибницы
Б- трубочек, пластинок
В- корня, стебля, листьев
2) К съедобным грибам относятся:
А- сыроежка, сморчок, опята
Б- ложные опята, белый гриб, ложные лисички
В- мухомор, подосиновик, поганки
3) Нижний слой шляпки состоит из трубочек у
А- всех шляпочных грибов
Б- трубчатых грибов
В- пластинчатых грибов
4) Нельзя употреблять в пищу
А- старые грибы
Б- трубчатые грибы
В- пластинчатые грибы
5) К ядовитым грибам НЕ относится
А- мухомор
Б- маслята
В- шампиньоны
Найдите, что в тексте лишнее, запишите:
6) Сморчок, подберезовик, мухомор – съедобные грибы.
7) Шляпочные грибы образуют симбиоз с бактериями.
8) Нити грибницы плотно оплетают корни дерева образуют плодовые тела.
9) Грибница поглощает из почвы органические вещества.
Подумайте и закончите предложение:
10) Шляпочные грибы и растения образуют …………….
11) Растения дают шляпочным грибам……….вещества.
12) Нити грибницы плотно оплетают корень растения и даже проникают внутрь его, образуя ………….или микоризу.
Контрольно-измерительный материал по теме: «ЛИШАЙНИКИ»
- Выполните тест:
А – лишайники состоят из
1 – грибов и водорослей
2 – грибницы и одноклеточных водорослей
3 – грибницы и слоевища
Б – тело лишайника называется
1- слоевищем
2 – симбиозом
3 – ризоидом
В – грибница дает одноклеточным водорослям в лишайнике
1 – минеральные вещества и воду
2 – органические вещества и воду
3 – органические вещества
Г – одноклеточные водоросли в лишайнике питаются за счет
1 – фотосинтеза
2 – фотосинтеза и симбиоза
3 – симбиоза
Д – как называется группа лишайников несколько приподнятая над поверхностью прикрепления
1 – кустистые
2 – листоватые
3 – накипные
- Найдите лишнее:
А – лишайник состоит из грибницы, водорослей, таллома
Б – лишайники бывают накипные, стеблевые и кустистые
В – лишайники растут очень быстро
Г — симбиоз – это тесная связь полезная одному организму
- Закончите предложения:
А – Одноклеточные водоросли снабжают грибницу ……..веществами.
Б – Тесная связь между грибницей и одноклеточными водорослями называется………
В – Лишайники разнообразны по …………..строению.
Г – Лишайник впитывает влагу всей …………..тела.
4 . Каких частей лишайника НЕТ на этом рисунке?
Контрольно-измерительные материалы по теме: «Общая характеристика растений»
- Закончите предложение:
А – Группа клеток, имеющая общее строение и функции……
Б – Главный признак всех растений…..цвет
В – Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции…….
Г – Большинство растений имеют ……пигмент.
2) Найдите лишнее:
А – растения бывают высшие, низшие и болезнетворные
Б – у низших растений нет корней, стеблей, слоевища
В – у высших растений есть побеги, корни, таллом
3) Допишите определение:
Главный характерный признак Царства Растения – это…………..
Контрольно-измерительный материал по теме «ВОДОРОСЛИ»
- Закончите предложение:
А – к низшим растениям относятся……..
Б – водоросли бывают одноклеточные и ……….
В – зеленые водоросли имеют …….. пигмент
Г – тело многоклеточных водорослей называется ……..
- Найдите лишнее в предложении:
А – у водорослей НЕТ листьев, корней, слоевища, стебля
Б – водоросли бывают зеленые, желтые, красные
В – водоросли могут обитать в воде, во влажных местах, в почве, на камнях
- Допишите определение:
Главный признак водорослей – это………
Контрольно-измерительные материалы по теме: «МХИ»
- Закончите предложения:
А – из мхов образуется в болотах …………..
Б – мхи состоят из листьев, стебля и ………..
В – у мхов НЕТ ………в отличии от других растений
Г – мхи размножаются при помощи…………….
Д – мхи способны всасывать много …………….
- Найдите лишнее в предложении:
А – у мхов есть корни, стебель, листья
Б – в отличии от водорослей у мхов есть корни и листья
В – мхи могут обитать во влажных местах, болотах и камнях
- Допишите определение:
Мхи – это …………..споровые растения.
Контрольно-измерительные материалы по теме: «Папоротники. Хвощи. Плауны»
1) Закончите предложения:
А – папоротники, хвощи, плауны – размножаются при помощи ……
Б — папоротники, хвощи, плауны состоят и листьев, стебля и ……….
В – папоротники и др. – это ………..споровые растения.
Г – папоротники и др. растут во ……………местах.
2) Найдите лишнее в предложении:
А – папоротники и др. состоят из листьев, ризоидов и стебля.
Б – папоротники и др. образуют уголь, торф.
В – папоротники и др. размножаются семенами.
Г – папоротники и др. питаются при помощи ризоидов.
3)Допишите определение:
Папоротники и др. размножаются спорами, поэтому их относят к высшим …………растениям.
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Семенные растения»
- Закончите предложение:
А – голосеменные и цветковые растения относятся к ……………растениям
Б – покрытосеменные растения состоят из стебля, корня, листьев и ……….
В – высшие растения размножаются при помощи ……………….
Г – листья голосеменных растений называют…………………….
- Найдите лишнее в предложении:
А – голосеменные состоят из стебля, корня, цветка, хвои
Б – цветковые размножаются при помощи спор
В – самая многочисленная и молодая группа — голосеменные растения
Г – орган семенного размножения цветковых – это плод
- Допишите определения:
А – Наземные вечнозеленые деревья и кустарники называются……
Б – Второе название Покрытосеменных растений ………………….
В – Растения, семена которых открыто лежат на поверхности шишек, называются ……
Г – Растения, семена которых развиваются внутри плода, называются…………………..
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Происхождение организмов на Земле»
- Закончите предложение:
А – первыми организмами на Земле были….
Б – они появились в ………………
В – растения освоили сушу благодаря процессу………
Г – первыми растениями на Земле были……………..
- Найдите ошибку в предложении:
А – порядок появления организмов на Земле: бактерии, животные, грибы
Б – первые организмы появились на суше
В – самые древние организмы – это грибы
Г – растения появились на суше благодаря дыханию
- Допишите предложения:
А – Риниофиты – это древние растения между водорослями и …………
Б – Они обитали и в воде, и на ……………………………..
В – строение риниофитов похоже на строение…………………
Г – от них произошли……………………………………………
- Составьте в виде цепочки эволюцию растений.
- Допишите определение:
Процесс появления организмов на Земле – это……………………..
nsportal.ru
Тесты по биологии 5 класс УМК Пасечник
Контроль по темам: «Среды жизни» и «Факторы среды»
Вариант №1
I часть. Допишите предложение или вставьте пропущенное слово.
1.Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие – это _________________________
2. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют________________________
3. Взаимовыгодное сожительство живых организмов _____________________
4. Организм, поселяющийся в теле хозяина и приносящий ему вред_________________
5. Организм, являющийся средой обитания для другого организма_____________________
II часть. Т Е С Т.
1) Фактор живой природы А) свет Б) гриб В) температура Г) вода
2) Взаимовыгодные связи между живыми организмами А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция
3) К абиотическому фактору относится А) пожар Б) освещённость В)травоядность Г)симбиоз
4) Как растения, имеющие мелкие невзрачные цветки (ландыш и сирень) привлекают насекомых
А)привлекают насекомых яркими листьями Б) такие цветы опыляет ветер В) у цветов сильный аромат
5) Воздействие человека на природу называют
А) абиотическим фактором Б) антропогенным фактором В) биотическим фактором
III часть. Оцените правильность суждений (да + нет- )
1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно
2. Все обитатели организменной среды паразиты.
3. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов
4. В почвенной среде живут только бактерии и черви.
5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания
IV часть. Установите соответствие
1. АСКАРИДА 5. ВИРУС
2. КРОТ 6. ПЧЕЛА
3. СТРЕКОЗА 7. МЕДВЕДКА
4. ДЕЛЬФИН 8. ЛИШАЙНИК
А) ВОДНАЯ СРЕДА Б) ПОЧВЕННАЯ СРЕДА Г) ОРГАНИЗМЕННАЯ СРЕДА В) НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
V часть. В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА
1. Перечислите факторы неживой природы, важные для существования животных.
2. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных, перечислите как?
Контроль по темам: «Среды жизни» и «Факторы среды»
Вариант №2
I часть. Допишите предложение или вставьте пропущенное слово.
1. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют____________________________
2. Факторы неживой природы называют_____________________________________
3. Факторы живой природы называют_______________________________________
4. Воздействие человека на природу называют _______________________________фактором
5. Взаимовыгодное сожительство живых организмов ____________________
II часть. Т Е С Т .
1 Лягушка обитает:
А) в наземно-воздушной среде; Б) в водной среде; В) в наземно-воздушной среде и в водной среде.
2. Зрение отсутствует или плохо развито у обитателей:
А) наземно-воздушной среды; Б) водной среды; В) почвенной среды.
3. Как называют организмы, живущие внутри живых организмов?
А) паразиты Б)аэробы В)гады
4. Воздействие климата на организмы это
А) абиотический фактор Б) биотический фактор В) антропогенный фактор
5. Защитная окраска животным необходима для
А) переживания неблагоприятных условий Б) маскировка от врагов В) предупреждение об опасности
III часть. Оцените правильность суждений (да + нет- )
1.К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер
2. В наземной среде часто не хватает кислорода
3. Зелёное тело кузнечика это защитная окраска, от врагов
4. Паразитизм это взаимовыгодное сожительство двух организмов
5. Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду
IV часть. Установите соответствие
А) влажность Б) паразитизм В) вырубка леса Г) заповедник
Д) травоядность Е) осушение болот Ж) климат
1) абиотический фактор 2) биотический фактор 3) антропогенный фактор
V часть. В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА
1. Как цветковые растения привлекают животных-опылителей?
2. Перечислите приспособленности животных нашей страны переживать долгие и холодные зимы.
infourok.ru
Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе
Вариант 1
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
1. Как называется наука, изучающая живые организмы
1) ботаника
2) биология
3) экология
4) зоология
2. Свойство организма увеличивать свои размеры и массу
1) раздражимость
2) размножение
3) рост
4) развитие
3. Для какой среды обитания характерны наиболее сложные и разнообразные условия жизни
1) наземно-воздушной
2) водной
3) почвенной
4) организменной
4. Среди перечисленных экологических факторов к абиотическим относится
1) паразитизм
2) ветер
3) опыление насекомыми растений
4) вырубка лесов
5. Под какой цифрой на рисунке изображен органоид, содержащий клеточный сок
1) 3 2) 4 3) 6 4) 7
6. Вещество, придающее растительной клетке упругость
1) жир
2) белок
3) углевод
4) вода
7. Каковы функции покровной ткани
1) придает прочность растениям
2) защищает органы растения от неблагоприятных условий жизни
3) синтезирует и запасает различные вещества
4) образует новые клетки, из которых формируются другие ткани
8. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют
1) ядра
2) вакуолей
3) оболочки
4) цитоплазмы
9. Часть гриба, возвышающаяся над почвой, называется:
1) грибница
2) шляпка
3) ножка
4) плодовое тело
10. Водоросль, которую употребляют в пищу и называют морской капустой.
1) порфира
2) ламинария
3) улотрикс
4) спирогира
11. Лишайники представляют собой результат симбиоза
1) бактерий и водорослей
2) грибов и высших растений
3) бактерий и высших растений
4) грибов и водорослей
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
12. К голосеменным растениям относятся
1) сосна
2) пихта
3) вишня
4) рябина
5) картофель
6) лиственница
13. Установите соответствие между изображением растения и названием отдела, к которому оно относится
А) плаун Б) мох В) папоротник Г) хвощ
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами
14. Установите правильную последовательность приготовления препарата:
1. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
2. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
3. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
4. Накрыть покровным стеклом
5. Тщательно протереть предметное стекло марлей
Запишите цифры в правильной последовательности в таблицу
15. Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека. Приведите не менее трех примеров.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе
Вариант 2
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
1. Какая наука изучает царство растений
1) ботаника
2) биология
3) экология
4) зоология
2. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе жизни
1) раздражимость
2) размножение
3) рост
4) развитие
3. Для какой среды обитания характерно плодородие
1) наземно-воздушной
2) водной
3) почвенной
4) организменной
4. Среди перечисленных экологических факторов к биотическим относится
1) паразитизм
2) ветер
3) свет
4) вырубка лесов
5. Под какой цифрой на рисунке изображен органоид, отвечающий за наследственную информацию в клетке
1) 1 2) 4 3) 6 4) 7
6. Вещества, в результате расщепления которых клетки получают энергию
1) минеральные вещества
2) белки
3) углеводы
4) вода
7. Каковы функции механических тканей
1) придают прочность растениям
2) защищают органы растения о неблагоприятных условий жизни
3) синтезируют и запасают различные вещества
4) образуют новые клетки, из которых формируются другие ткани
8. Бактерии образуют споры для
1) размножения
2) питания
3) перенесения неблагоприятных условий
4) дыхания
9. Подземную часть гриба называют:
1) корневищем
2) грибницей
3) корнем
4) ризоидом
10. Одноклеточная зеленая водоросль
1) улотрикс
2) ламинария
3) спирогира
4) хламидомонада
11. Отсутствие лишайников в данной местности свидетельствует о
1) недостатке воды
2) загрязнении воздуха
3) недостатке минеральных веществ
4) недостатке органических веществ
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
12. К покрытосеменным растениям относятся
1) сосна
2) пихта
3) вишня
4) рябина
5) картофель
6) лиственница
13. Установите соответствие между изображением растения и названием отдела, к которому он относится
А) хвощ Б) мох В) папоротник Г) плаун
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами
14. Установите правильную последовательность приготовления препарата:
1. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
2. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
3. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
4.Тщательно протереть предметное стекло марлей
5. Накрыть покровным стеклом
Запишите цифры в правильной последовательности в таблицу
15. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека. Приведите не менее трех примеров
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Тест по биологии (5 класс) на тему: Итоговая контрольная работа по биологии, 5 класс.
Работа рассчитана на преподавание биологии по УМК линии Пасечника «Линия жизни» в 5 классе.
Итоговый контроль по биологии, 5 класс.
Спецификация
Мониторинг по биологии в 5 классе в форме теста.
1. Документы, определяющие содержание тестовой работы:
-обязательный минимум основного общего образования по биологии
-рабочая программа по биологии УМК по линии Пасечника «Линия жизни»
2. Условия применения тестовой работы:
— работа рассчитана на преподавание биологии по УМК линии Пасечника «Линия жизни» в 5 классе.
3. Структура
По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:
- Биология – наука о живой природе
- Методы изучения природы.
- Свойства живого
- Среды обитания
- Химические вещества клетки
- Структура и функции клетки
- Бактерии.
- Грибы.
- Растения
- Животные
Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:
1. Владение биологической терминологией;
2.Понимание основных биологических закономерностей, сущностей биологических явлений;
3.Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
4.Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений;
5. Умение устанавливать причинно — следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания.
План теста.
Элементы содержания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение | ||||||||||||||||||||||
А 1, А 2 | Биология как наука, методы изучения биологии | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 3 А 4 | Свойства живого | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 5 | Химический состав клетки | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 6 А 7 | Клеточное строение | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 8 | Жизнедеятельность клетки | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 9 А 10 | Царство Бактерии | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 11 А 12 | Царство грибы | Б | 1 | |||||||||||||||||||||
А 13 А 14 | Царство Растения | Б | ||||||||||||||||||||||
В 1 В 2 В 3 В 4 | Умение устанавливать соответствие между объектами и их особенностями, | П | 2 | |||||||||||||||||||||
С 1 | Умение устанавливать последовательность процессов и явлений | В | 3 | |||||||||||||||||||||
С 2 | Умение давать развёрнутый ответ на вопрос, сравнивать, анализировать, обобщать | В | 3 |
Диагностическая работа состоит из 15 заданий.
Последовательность изложения заданий соответствует уровням сложности: базовому, повышенному, высокому.
В часть 1 включены задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл. Задания 2-4 – за верный ответ максимально 2 балла. В 5 задании – 3 балла.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы — 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.
На выполнение всей диагностической работы отводится 45минут.
Для учителя
Ответы к тесту
Задание 1
№ задания | Вариант 1 ,ответ | Вариант 2 ,ответ | баллы |
1 | в | в | 1 |
2 | а | б | 1 |
3 | а | в | 1 |
4 | г | б | 1 |
5 | а | г | 1 |
6 | б | б | 1 |
7 | г | а | 1 |
8 | в | а | 1 |
9 | в | а | 1 |
10 | в | в | 1 |
Задание 2.
верный ответ -2 балла, одна ошибка – 0 баллов
2,1,4,3
Задание 3.
верный ответ — 2 балла, одна ошибка – 1 балл
Задание 4.
верный ответ — 2 балла, одна ошибка – 1 балл
вариант №1:
вариант №2:
Таблица перевода тестовых балов в школьную оценку
Тестовый балл | Школьная оценка |
Менее 50% выполнения базовой части | 2 |
50% выполнения базовой части | 3 |
50% выполнения части II (При условии 50% и более выполнения базовой части | 4 |
50 % выполнения части III (При условии более 50 % выполнения частей I и II) | 5 |
1 вариант
Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.
- Биология – это наука, изучающая
А) строение объектов живой и неживой природы
Б) взаимодействия объектов живой и неживой природы
В) жизнь во всех её проявлениях
Г) рациональные пути использования природных ресурсов
- Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод
А) наблюдение
Б) эксперимент
В) измерение
Г) сравнение
- Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого
А) обмен веществ и превращение энергии
Б) форма и окраска объекта
В) разрушение объекта под действием окружающей среды
Г) изменение размеров и массы тела
- Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира
А) класс
Б) тип
В) отдел
Г) царство
- Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности
А) белки
Б) жиры
В) углеводы
Г) нуклеиновые кислоты
- Неорганические вещества клетки
А) белки
Б) минеральные соли
В) углеводы
Г) нуклеиновые кислоты
- Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии
Б) грибы
В) растения
Г) животные
- Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе
А) дыхания
Б) испарения
В) фотосинтеза
Г) почвенного дыхания
- Лишайники в системе органического мира
А) входят в царство грибов
Б) входят в царство растений
В) представляют группу комплексных организмов
Г) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
- Одноклеточным животным является
А) стрептококк
Б) дрожжи
В) амёба
Г) хлорелла
Задание 2. Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:
- Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите его зажимами.
- Поставьте микроскоп на край стола штативом к себе и зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика.
- Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться чёткое изображение изучаемого объекта.
- Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
Задание 3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен:
Признак: Группа растений:
А) первые, наиболее древние растения 1) Водоросли
Б) господствуют на Земле в настоящее время 2) Покрытосеменные
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют вегетативные и генеративные органы
Д) имеют приспособления к опылению
Е) тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований
Задание 4. Вставьте пропущенные слова:
Форму растительной клетке придаёт (А)_____________. В цитоплазме клетки расположено (Б)_________ , которое управляет процессами (В)_________ в клетке. В цитоплазме расположено много (Г) ___________ , которые участвуют в процессе (Д)____________.
Список слов: 1) ядро, 2) вакуоль, 3) фотосинтез, 4) жизнедеятельность, 5) хлоропласт, 6) оболочка, 7) цитоплазма.
Задание 5. Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:
Характеристика среды обитания: низкая плотность, много света и кислорода, резкие суточные колебания температуры.
Вопросы:
- назовите эту среду обитания
- приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде
- как данные организмы приспособлены к этой среде обитания
2 вариант
Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.
- Область распространения жизни на Земле
А) атмосфера
Б) литосфера
В) биосфера
Г) гидросфера
- Влияние температуры на прорастание семян можно установить с помощью
А) искусственного отбора
Б) эксперимента
В) измерения
Г) микроскопа
- Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является
А) атом
Б) молекула
В) клетка
Г) биосфера
- Наименьшая систематическая категория (единица) органического мира
А) класс
Б) вид
В) семейство
Г) царство
- Органические вещества, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам
А) белки
Б) жиры
В) углеводы
Г) нуклеиновые кислоты
- К органическим веществам клетки не относится
А) белок
Б) вода
В) крахмал
Г) нуклеиновая кислота
- Оформленное ядро отсутствует в клетках
А) бактерий
Б) грибов
В) растений
Г) животных
- Растения усваивают кислород и выделяют углекислый газ в процессе
А) дыхания
Б) испарения
В) фотосинтеза
Г) почвенного дыхания
- Тесная связь между нитями грибницы и одноклеточными зелёными водорослями в слоевище лишайника называется
А) симбиоз
Б) паразитизм
В) хищничество
Г) конкуренция
- Беспозвоночным животным является
А) кошка
Б) угорь
В) дождевой червь
Г) питон
Задание 2. Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:
- При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
- На чистое предметное стекло пипеткой нанесите 1-2 капли воды.
- Накройте кожицу покровным стеклом и фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
- Поместите объект в каплю воды.
Задание 3. Установите соответствие между признаками гриба и его общностью с растениями и животными:
Характеристика Сближает грибы:
А) Неограниченный рост 1) с растениями
Б) Гетеротрофы 2) с животными
В) Малая подвижность
Г) Отсутствие пластид
Д) Наличие хитина в клеточной стенке
Е) Поглощение пищи путём всасывания
Задание 4. Вставьте пропущенные слова:
Только клетки растений содержат в цитоплазме (А)________ . Они бывают бесцветными или окрашенными в разные цвета. Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — (Б)___________ . Они содержат пигмент (В)___________ . В хлоропластах происходит процесс (Г) ___________ , при котором из углекислого газа и воды за счёт энергии света образуется (Д)_________.
Список слов: 1) ядро, 2) пластиды, 3) фотосинтез, 4) дыхание, 5) хлоропласт, 6) органическое вещество, 7) хлорофилл.
Задание 5. Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:
Характеристика среды обитания: плотная, обладает выталкивающей силой, способна накапливать и удерживать тепло.
Вопросы:
- назовите эту среду обитания
- приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде
- как данные организмы приспособлены к этой среде обитания
nsportal.ru
КИМ по биологии к учебнику В.В. Пасечник 5 класс
Сборник содержит тесты различного уровня сложности. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой В.В. Пасечника. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки уровня усвоения учебного материала на основании образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников школ.
Задания обоих вариантов работ сходны по содержанию и характеру выполняемых учебных действий. Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока – при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценки знаний.
На выполнение тематических тестов отводится от 7 до 15 минут.
На выполнение итоговых тестов отводится 45 минут.
Все вопросы задания разделены на 3 уровня сложности: уровень А – базовый; уровень В – более сложный; уровень С – повышенной сложности.
Для выставления оценки предлагается использовать следующую процентную шкалу:
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов
Оценка «3» — если набрано от 34% до 59% баллов
Оценка «4» — если ученик набрал от 60% до 83% баллов
Оценка «5» — если ученик набрал свыше 84% баллов
Если за работу максимальный балл составляет 5или 6 баллов, то можно предложить следующую систему оценивания:
Максимально за работу 5 баллов |
Максимально за работу 6 баллов |
Оценка «2» — 2 балла Оценка «3» — 3 балла Оценка «4» — 4 балла Оценка «5» — 5 баллов |
Оценка «2» — 2 балла Оценка «3» — 3-4 балла Оценка «4» — 5 балла Оценка «5» — 6 баллов |
Система оценивания. Количество баллов за задания и максимально за работу:
Введение
1. Биология – наука о живой природе — 5 баллов
Часть А — 3 балла
Часть С – 2 балла
2. Методы исследования в биологии – 5 баллов
Часть А — 3 балла
Часть В — 2 балла
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого – 8 баллов
Часть А — 4 балла
Часть В — 4 балла (по 2 балла за каждое задание)
4. Среды обитания организмов – 5 баллов
Часть А — 3 балла
Часть В — 2 балла
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы – 6 баллов
Часть А — 3 балла
Часть С – 3 балла
Глава 1. Клеточное строение организмов
1. Устройство увеличительных приборов – 6 баллов
Часть А — 2 балла
Часть В — 4 балла (по 2 балла за каждое задание)
2. Строение клетки – 13 баллов
Часть А — 3 балла
Часть С – 10 баллов
3. Химический состав клетки – 6 баллов
Часть А — 3 балла
Часть С – 3 балла
4. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост – 6 баллов
Часть А — 3 балла
Часть С – 3 балла
5. Ткани – 6 баллов
Часть А — 1 балл
Часть В – 5 баллов
6. Повторение – 22 балла
задание |
Общее время выполнения задания |
Общее количество баллов |
А1 – А9 |
13,5 мин |
9 |
В1 |
5 мин |
2 |
В2 |
20 мин |
11 |
Вся работа |
18,5 – 20 мин |
22 |
ОЦЕНИВАНИЕ
оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Процент выполнения заданий |
До 50% |
От 50 до 70% |
71 – 90% |
91 – 100% |
Количество баллов |
До 9 |
10 — 15 |
16 — 19 |
20 — 22 |
Глава 2. Царство Бактерии
1. Строение и жизнедеятельность бактерий – 8 баллов
Часть А — 5 баллов
Часть С – 3 балла
2. Роль бактерий в природе и жизни человека – 6 баллов
Часть А — 2 балла
Часть В – 4 балла (по 2 балла за каждое задание)
3. Повторение – 14 баллов
задание |
Общее время выполнения задания |
Общее количество баллов |
А1 – А6 |
9 мин |
6 |
В1 |
5 мин |
3 |
В2 |
5 мин |
2 |
С1 |
10 мин |
3 |
Вся работа |
29 мин |
14 |
ОЦЕНИВАНИЕ
оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Процент выполнения заданий |
До 50% |
От 50 до 70% |
71 – 90% |
91 – 100% |
Количество баллов |
До 6 |
7 — 9 |
10 — 12 |
13 — 14 |
Глава 3. Царство Грибы
1. Общая характеристика грибов – 8 баллов
Часть А — 4 балла
Часть В – 4 балла
2. Шляпочные грибы – 14 баллов
Часть А — 8 баллов
Часть В – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание)
3. Повторение — 7 баллов
Часть А — 5 баллов
Часть В – 2 балла
Глава 4. «Царство Растения»
Шкала оценки к данной главе:
2 балла – оценка «2»
3 балла — оценка «3»
4 балла — оценка «4»
5 балла — оценка «5»
obrazbase.ru