Биология диагностические работы 5 класс пасечник ответы – Бактерии, грибы, растения» 5 класс к учебнику Пасечкин В.В. – цены на сайте Дрофа – Вентана-граф

Итоговая диагностическая работа по биологии за 5 класс

Спецификация

измерительных материалов

для итоговой диагностической работы по биологии в 5 классе

1. Назначение работы – определить уровень знаний обучающихся по биологии за курс 5 класса.

2. Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Биология (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089).

Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований, составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Время выполнения работы: 45 мин.

4. Структура экзаменационной работы:

Тест состоит из трех частей:

Часть 1 – содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности.

Часть 2 – включает 5 заданий повышенного уровня сложности: 2 задания с выбором трех верных ответов из шести, 1 — на соответствие , 1- на включение пропущенных в тексте терминов и понятий,1- на определение последовательности.

Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, из них одно на сравнение и отличие (применение биологических знаний), 1- на работу с текстом, требующую умения извлекать из него необходимую информацию, отвечая на поставленные вопросы, повышенный уровень, 1- на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме, последнее задание высокого уровня.

В тесте проверялись знания не только фактического материала, но и умение анализировать, работать с рисунком, таблицами, диаграммами, умение кратко отвечать на вопросы, применять межпредметные умения.

№ частей и вопросов

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые

умения и виды деятельности

Уровень сложности задания

Количество баллов

Часть А

1

Грибы, лишайники (понятие симбиоза)

Знать/понимать:

признаки биологических объектов – растений, грибов, бактерий.

Уметь распознавать и описывать болезнетворные и полезные организмы, роль организмов в жизни человека

Б

1

2

Бактерии

Б

1

3

Грибы

Б

1

4

Способ питания

Знать/понимать:

типы питания организмов,

Б

1

5

Знание представителей Моховидных и Зеленых водорослей

Уметь:

— изучать биологические объекты

Б

1

6

Работа с рисунком (мхи и папоротники)

— распознавать и описывать на рисунках растения разных отделов.

Б

1

7

Роль организмов в природе и жизни человека

— объяснять роль различных организмов в жизни человека

Б

1

8

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

— сравнивать биологические объекты, определять систематические группы, анализировать.

Б

1

9

Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленных в графической форме

— объяснять, изучать объекты, распознавать и описывать, сравнивать и определять

Б

1

10

Умение оценивать правильность биологических суждений

Знать/ понимать: признаки объектов, сущность явлений,

Уметь: сравнивать и определять биологические объекты

Б

1

Часть В

1

Умение проводить множественный выбор ( сходство растений и грибов).

Уметь:

— выявлять признаки отделов растений, сравнивать биологические объекты и делать выводы, анализировать и оценивать

П

2

2

Умение проводить множественный выбор (признаки голосеменных и покрытосеменных растений).

П

2

3

Умение устанавливать соответствие (названий отделов и примеров растений)

— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификации)

П

2

4

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. (Лишайники и Грибы)

— изучать биологические объекты, описывать биологические объекты, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск биологической информации, работать с терминами и понятиями.

П

2

5

Умение определять последовательность объектов

(приготовление микропрепаратов).

— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе, анализировать и оценивать.

П

2

Часть С

1

Умение применять биологические знания.

Уметь:

— оперировать биологическими знаниями и умениями, сравнивать и анализировать биологические объекты и формулировать краткие выводы.

П

1

2

Умение работать с текстом биологического содержания:

— проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, работать с терминами и понятиями.

П

3

1.Что общего между грибами и растениями

2.Чем отличаются грибы и растения

3

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

— изучать биологические объекты, описывать и распознавать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить поиск информации.

В

2

Итого:

26

Критерии оценивания:

вопроса

Часть1

Часть 2

Часть 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

1

2

3

балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

3

2

итого

10

10

6

Критерии оценивания выполнения тестовой работы:

Оценка

2

3

4

5

Кол-во баллов

0-9

10-16

17-22

23-26

Тест

Вариант 1

Выбери один правильный ответ.

1.Что НЕ является частью микроскопа:

а) объектив

б) подставка

в) зеркало

г) штатив.

2. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?

а) растения

б) животные

в) грибы

г) бактерии.

3. Какой гриб используют для получения антибиотиков?

а) дрожжи

б) шампиньон

в) пеницилл

г) трутовик.

4.Какие организмы, способны самостоятельно вырабатывать органические вещества в процессе фотосинтеза?

а) животные

б) бактерии

в) растения

г) грибы.

5. Представителями отдела Мхи являются:

а) хламидоманада, улотрикс

б) кукушкин лен, сфагнум

в) ландыш, одуванчик

г) сосна, пихта.

6.Представитель, какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

а) голосеменных

б) моховидных

в) покрытосеменных

г) папоротниковидных.

7.Какие грибы используют в хлебопечении и кондитерской промышленности?

а) дрожжи

б) шляпочные

в) плесневые

г) головневые.

8. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.

Часть организма

Целый организм

светочувствительный глазок

…..

спорангий

Кукушкин лен

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

а) амеба

б) ель

в) бацидия

г )хламидоманада.

9.С помощью диаграммы определите каких органических веществ в семенах подсолнечника больше.

а) белков

б) углеводов

в) жиров

г) воды

10. Верны ли следующие суждения о бактериях:

А. Споры бактериям нужны для защиты от неблагоприятных условий.

Б. Гниение растительных остатков в почве осуществляют молочно-кислые бактерии.

1. верно только А,

2. верно только Б.

3 верны оба суждения

4.оба суждения неверны.

Часть 2

Выбери три верных ответа из шести.

1. Для растительной клетки характерны признаки:

а) имеются хлоропласты

б) нет клеточной стенки

в) имеются вакуоли с клеточным соком

г) нет хлоропластов

д) нет ядра

е) имеется ядро

2.Признаки голосеменных растений:

а) наличие корней, стеблей и листьев

б) отсутствие корней, стеблей и листьев

в) размножаются семенами

г) размножаются спорами

д) листья преобразованы в иголки

е) семена находятся в цветках.

3.Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.

растения

отделы

А.сосна.

Б. ель

В. пармелия.

Г.василек луговой.

Д.вислянка.

Е.ромашка лекарственная.

1.Покрытосеменные

2. Голосеменные.

3.Лишайники.

4. Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЛИШАЙНИКИ.

Лишайники – это________(А) гриба и водоросли. Тело лишайника состоит из слоевища и ________(Б). Водоросли вырабатывают _________(В) вещества, а грибы поглощают из земли__________(Г) вещества.

Перечень терминов:

1) неорганические

2) углекислый газ

3) органические

4) разложение

5) симбиоз

6) анабиоз

7) гифы

8) ризоидов.

5. Расположите этапы приготовления микропрепарата по порядку

а) накрыть препарат покровным стеклом

б) с помощью фильтровальной бумаги убрать лишнюю воду

в) поместить препарат под микроскоп

г) положить препарат на предметное стекло

д) на предметное стекло капнуть каплю воды

е) настроить микроскоп

Часть 3.

1.Какие основные признаки царства Бактерии?

2.Прочитайте текст «ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ» и выполните задание.

«ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ».

Грибы питаются готовыми органическими веществами, запасное питательное вещество –гликоген, клеточную стенку, прочность которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания, способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.

Растения могут самостоятельно вырабатывать органические вещества, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.

Задание: используя содержание текста «Грибы и растения» ответьте на следующий вопрос:

Чем отличаются грибы и растения?

3.Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Таблица: «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино».

Название растения

Площадь распространения, в м2

Характер распределения

Процент цветущих растений

Медуница мягкая

10

Отдельные группы

12

Сон-трава

3

Одиночно

7

Адонис весенний

10-30

Отдельные группы

23

Мать-и — мачеха

50-70

Равномерно

49

Хохлатка плотная

4

Одиночно

9

Гусиный лук желтый

10-30

Отдельные группы

35

Фиалка удивительная

10-30

Отдельные группы

45

Первоцвет крупночашечный

50-70

Равномерно

64

Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?

Какие виды находятся под угрозой исчезновения?

Ответы:

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 вариант

б

г

в

в

б

г

а

г

в

1

Часть 2

1

2

3

4

5

1 вариант

аве

авд

223131

5831

едгабв

Часть 3:

1 вариант

1.Не имеют ядра, одноклеточные..

2. а) тип питания — грибы – используют готовые органические вещества, у растений – самостоятельно вырабатывают органические вещества

Б) питательное вещество у грибов – гликоген, у растений крахмал

В)клеточная стенка – у грибов –хитин, у растений — целлюлоза

3. 1) широко распространены: первоцвет крупночашечный и мать-и-мачеха обыкновенная.

2) под угрозой исчезновения: сон-трава и хохлатка плотная

kopilkaurokov.ru

Диагностическая контрольная работа по билогии 5 класс ФГОС

Диагностическая контрольная работа по предмету «Биология».

Тема: «Клетка», «Царство Бактерии», «Общая характеристика грибов»,

Класс: 5

Предмет: биология.

Учебник: Биология 5 класс Пасечник

Тема: Диагностическая контрольная работа по биологии в 5 классе

Цели урока: диагностика результатов освоения содержания программы по биологии по темам «Клетка», «Царство Бактерии», «Общая характеристика грибов», направленная на достижение обучающимися предметных результатов.

Задачи

Образовательная: установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Развивающая: создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, индивидуальной работы, нахождения информации в учебнике и ее обработки.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к естественным наукам; пониманию необходимости умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Предметные результаты:

1.Проверить знания учащихся.

2.Формировать умение применять полученные знания.

Метапредметные результаты:

— Познавательные УУД

1.Умение сравнивать и выделять признаки

2. Умение работать с текстом, структурировать учебный материал

3.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

— Личностные УУД

1. Умение соблюдать дисциплину на уроке

2. Умение применять полученные знания на практике

-Регулятивные УУД

1.Умение организовать выполнение заданий учителя

2. Умение адекватно оценивать свои знания и умения.

3. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

-Коммуникативные УУД

1. Овладение навыками письменной речи

Личностные результаты:

1. Познавательный интерес к естественным наукам

2. Понимание необходимости биологических знаний

Код элемента содержания (КЭС)

2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Пластиды. Хлоропласты Генетический аппарат, ядро, хромосомы

2.2 Признаки организмов Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие,

3. Система, многообразие и эволюция живой природы

3.1 Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

3.2 Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов

Ответы и критерии оценки

1 вариант

1-1, 2-2, 3-4, 4-2(4 балла по 1 баллу)

5. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки

(2 балла, 1 балл при одной ошибке)

6. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и группой организмов.

7. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике. (2 балла, 1 балл при одной ошибке)

Ответ оформите в виде таблицы

8. Перечислите, какой вред могут грибы наносить человеку:

Портят продукты питания, содержат ядовитые вещества, разрушают постройки, вызывают болезни человека , животных и растений(4 балла, по 1 баллу за каждый аргумент)

1 вариант

1-3, 2-3, 3-4,4-4 (4 балла по 1 баллу)

5.Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Жизнедеятельность бактериальной клетки

(2 балла, 1 балл при одной ошибке)

6. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы. (2 балла, 1 балл при одной ошибке)

Ответ оформите в виде таблицы

(2 балла, 1 балл при одной ошибке)

7. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике. (2 балла, 1 балл при одной ошибке)

Ответ оформите в виде таблицы

8. Перечислите, пользу грибов в природе и жизни человека:

Принимают участие в круговороте веществ в природе, превращая органические вещества в неорганические; являются продуктами питания; симбиоз с деревьями (микориза-грибокорень), получают лекарства. (4 балла, по 1 баллу за каждый аргумент)

Критерии

0-5 баллов -оценка 2

6-8 баллов – оценка 3

9-11 баллов – оценка 4

12-14 баллов – оценка 5

Административная контрольная работа по биологии 5 класса

1 вариант

Выберите один правильный ответ.

  1. Плодовое тело подосиновика образуется:

  1. грибницей 3) побегом

  2. корнями 4) стеблем

2.Оформленное ядро отсутствует в клетке:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4)животных

  1. Споры бактерий служат для:

  1. питания 3) размножения

2)дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

4. Верны ли следующие утверждения?

А. Дрожжи размножаются семенами.

Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

5. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки

Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.

6. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и группой организмов.

Особенность жизнедеятельности. Группа организмов

А) Образуют органические вещества на свету 1) Шляпочные грибы

Б) Размножаются спорами 2) Цветковые растения

В) Размножаются семенами

Г) Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Ответ оформите в виде таблицы

7. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.

Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить … (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса … (2). Ограничивает и защищает ядро и органоиды от внешних воздействий … (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета … (4).

Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма

Ответ оформите в виде таблицы

8. Перечислите, какой вред могут грибы наносить человеку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Административная контрольная работа по биологии 5 класса

2 вариант

Выберите один правильный ответ.

  1. Самые древние обитатели нашей планеты – это:

  1. грибы 3) бактерии

  2. растения 4) животные

  1. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4) животных

  1. Бактериальные клетки размножаются:

  1. спорами 3) участками цитоплазмы

2) жгутиками 4) делением клетки

4. Верны ли следующие утверждения?

А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.

Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

5.Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.

6. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

Особенность жизнедеятельности. Царство живой природы:

А) Питаются путём заглатывания пищевых 1) грибы

частиц 2) Животные

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни

Ответ оформите в виде таблицы

7. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).

Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро

Ответ оформите в виде таблицы

8. Перечислите, пользу грибов в природе и жизни человека:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Тест по биологии (5 класс) на тему: Стартовая диагностическая работа по биологии (5 класс)

                    Биология. 5 класс. Стартовая работа. Демонстрационный вариант

Стартовая диагностическая работа

по БИОЛОГИИ

5 класс

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.

Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Желаем успеха!


При выполнении заданий 1–13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1

Ученик 4-го класса проводил опыты по проращиванию семян фасоли. В два блюдца он положил влажные марлевые салфетки и на них разместил по 6 семян фасоли. Одно блюдце ученик оставил на столе в кухне, а другое он убрал в кухонный шкаф. Какое предположение проверял ученик в этом опыте?

1) Необходимы ли семенам фасоли для прорастания влага и тепло.

2) Необходим ли семенам фасоли для прорастания свет.

3) Как быстро прорастут семена фасоли на кухонном столе.

4) Зависит ли скорость прорастания семян от температуры воздуха.

2

Рассмотрите рисунки «Оборудование для научных исследований». Какой цифрой обозначен увеличительный прибор?

1)         2)  3) 4)

 

3

Определи, какому дереву принадлежат листья и плоды на рисунке?

1) рябина

2) каштан

3) дуб

4) лещина

4

На каком рисунке изображён ядовитый гриб?

     

1)                                                           2)

     

3)                                                          4)

5

Перед тобой список названий растений: морковь, сосна, подорожник, крыжовник, клён, горох, ольха. Сколько культурных растений приведено в списке?

1) шесть

2) пять

3) четыре

4) три

6

Перед тобой перечень названий разных животных: сова, морж, кенгуру, акула, медведь, крокодил.

К млекопитающим животным, которые выкармливают детенышей молоком, относится (относятся):

1) сова

2) морж и акула

3) кенгуру и медведь

4) крокодил

7

Петрушка корневая — двулетнее растение, достигающее высоты до одного метра. О каком процессе идет речь?

1) Дыхание

2) Рост

3) Плодоношение      

4) Размножение

8

На рисунках изображены зимующие и перелётная птицы. Какая из птиц является перелетной?

   

1) воробей

2) аист

3) дятел

4) синица

9

Орган, не относящийся к пищеварительной системе человека:

1) печень

2) трахея

3) пищевод

4) кишечник

В каком ряду перечислено только то, что относится к опорно-двигательной системе человека?

1) Трахея, лёгкие, пищевод

2) Рёбра, позвоночник, мышцы

3) Печень, желудок, кровеносные сосуды

4) Сердце, кишечник, головной мозг

11

10

12

Рыбы обитают в водной среде, поэтому их органы дыхания?

1)

Жабры.

2)

Лёгкие.

3)

Чешуя.

4)

Плавательный пузырь.

Ответ:

Жизнь бабочки начинается с яйца. Затем в своем развитии насекомое проходит ряд стадий:

  

Какая стадия пропущена в схеме?

1) взрослое насекомое

2) куколка

3) гусеница

4) яйцо

13

Определите, каким способом распространяются плоды и семена изображенных растений?

1) Ветром по воздуху

2) Животными, цепляясь за шерсть

3) Переплывают по воде

4) Всеми перечисленными выше способами

14

При выполнении заданий 14–18 в поле ответа запишите слова или  перечень цифр.

На схеме ниже представлена схема пищевой цепи, характерной для сообщества луга.

Вместо знака «?» дополните схему своим  примером: ? → кузнечик → ящерица → ястреб

Ответ: _______________________

15

Известно, что ландыш – травянистое теневыносливое растение, используемое в медицине. Выбери из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают выделенные признаки растения.

1)

Листья  и цветки ландыша имеют лекарственную ценность.

2)

По одной из легенд, ландыш вырос из капель крови святого Леонарда, израненного в битве со страшным драконом.

3)

Ландыш лучше всего растет  в лиственных и сосновых лесах под плотными кровами деревьев.

4)

Большие овальные листья располагаются поочередно на одревесневших ветвях.

5)

Цветки ландыша белые, в форме округлых колокольчиков.

6)

Растение не имеет одревесневшего стебля.

Ответ:

16

Установите соответствие между животным и группами животных (хищные животные, растительноядные животные). Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЖИВОТНОЕ

А) Лиса

Б) Мышь

В) Олень

Г) Заяц

Д) Рысь

ГРУППА

1) Хищное животное

2) Растительноядное животное

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

17

Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.

                                         

А._____________________________              Б.______________________________

18

Вставьте в текст «Рыбы» пропущенные слова из предложенного списка.

 

РЫБЫ

Рыбы — активные пловцы, имеют __________(А) форму тела и плавники. Тело рыбы делится на голову, _________(Б) и хвост. Покрывающая тело рыбы слизь облегчает скольжение. Плавники подразделяются на парные (их всегда два) — грудные и брюшные, и непарные — __________(В), анальный и хвостовой. Одни из них живут в водоёмах с пресной, а другие — с солёной водой.

 

Список слов:

 1) позвоночник

2) туловище

3) хвост

4) обтекаемая

5) боковой

6) спинной

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

При выполнении заданий 18-20 сформулируйте ответ и  запишите в отведенное для него поле

19

Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют. Опишите опыт, позволяющий проверить это предположение.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20

Прочитайте описание двух растений.

При весеннем посеве в первый год у моркови образуется розетка красивых рассеченных листьев и удлиненный корнеплод оранжевого цвета. Если морковь оставить в земле, то на следующий год на стеблях образуются цветки и семена, после чего растение погибает.

                     

                        Морковь                                                     Репа

Репа —  двулетнее растение, которое в первый год образует шаровидный корнеплод желтого цвета. Листья у репы крупные, покрытые щетинками.                  

Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

1

2

2

4

3

2

4

4

5

4

6

3

7

2

8

2

9

2

10

2

11

1

12

2

13

2

14

Трава (растение)

15

136

16

А1Б2В2Г2Д1

17

А-семена, Б-плоды

18

А4Б2В6


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

19. Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют.

Ответ.

Ход эксперимента следующий:

1) взять две одинаковые по объему емкости с водой;

2) налить на поверхность воды слой масла;

3) поставить в обе емкости веточки одного и того же растения, но с разным числом листьев. Наблюдать, в какой емкости вода испариться быстрее.

Максимальный балл за 3 перечисленных элемента ответа – 3 балла,

Ответ включает два из названных выше элементов ответа – 2 балла,

Ответ включает один из названных выше элементов ответа – 1 балл.

Неверный ответ – 0 баллов

20. Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Признаки сходства: наличие корнеплода, двулетние растения;

2) Признаки отличия: разный цвет корнеплода (у моркови оранжевый, у репы жёлтый), разной формы корнеплоды (удлиненный у моркови и шаровидный у репы), разные листья;

ИЛИ

1) Сходства: корнеплоды, двулетние;

2) Отличия: разный цвет и форма корнеплода, разные листья (рассеченные у моркови и крупные у репы)

 

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает одно сходство и два отличия или два сходства и одно отличие из названных выше сходств и отличие.

2

Ответ включает одно сходство и одно отличие и не содержит биологических ошибок.

1

Ответ включает только одно сходство или одно отличие

0

Максимальный балл

3

nsportal.ru

Тест по биологии (5 класс) по теме: Диагностическая работа по биологии (5 класс) по разделу «Клетка»

Биология. 5 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов по биологии

для проведения диагностической работы по разделу «Клеточное строение организмов»

в 5 классах

1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 5 классов. Диагностическая работа предназначена для контроля освоения крупных содержательных тем раздела: «Клеточное строение организмов».

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897).

        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

3. Характеристика структуры КИМ.

Работа включает 17 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по типам

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент  от максимального первичного балла для заданий каждого типа

Задания с кратким ответом в виде одной цифры

14

14

65

Задания с кратким ответом в виде последовательности цифр

2

4

20

Задания с развернутым ответом

1

3

15

Итого

17

21

100

4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии за основное общее образование и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий диагностической работы по элементам содержания темы.


Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания

Темы раздела «Клеточное строение организмов»  

Число заданий

Биология как наука

1

Устройство увеличительных приборов

2

Строение клетки

6

Химический состав клетки

2

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

3

Ткани

3

Итого:

17

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий

1. Воспроизведение знаний

7

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

8

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

2

Итого:

17

При разработке содержания диагностической работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов содержания, но и проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 4.

Таблица 4. Распределение заданий по видам деятельности

Проверяемый вид деятельности

Число заданий

Биология как наука. Биологические приборы и инструменты.

2

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о клеточных структурах и растительных тканях; работать с терминами и понятиями.

2

Методы изучения живых объектов. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Объяснять результаты опытов.

2

Знать химический состав растительной клетки.

1

Выделять существенные признаки строения растительных клеток и тканей. Различать на рисунках (схемах) части,  органоиды клетки и ткани.

7

Выделять существенные признаки  и этапы биологических процессов: рост, размножение и др.

2

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеточных органоидов, клеток, тканей и их функциями.

1

Итого

20

4. Дополнительные материалы и оборудование

        Дополнительные материалы и оборудование не используются.

5. Продолжительность диагностической работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-16 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение задания 17 оценивается по критериям (максимально 3 балла).

Таблица 5. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0–8

9–12

13–17

18–21

 


Приложение

План диагностической работы по определению освоения учащимися 5 классов раздела БИОЛОГИИ «Клеточное строение организмов» 

№ задания

Проверяемый элемент содержания

Код проверяемого вида деятельности

Уровень сложности задания

Время выполнения

(в мин)

Макс. балл за выполнение

1

Устройство увеличительных приборов

1

Б

1,5

1

2

Устройство увеличительных приборов

3

Б

1,5

1

3

Химический состав клетки

4

Б

1,5

1

4

Строение клетки

5

Б

1,5

1

5

Биология как наука

1

Б

1,5

1

6

Ткани

2

Б

1,5

1

7

Строение клетки

2

Б

1,5

1

8

Строение клетки

5

Б

1,5

1

9

Ткани

5

Б

1,5

1

10

Строение клетки

5

Б

1,5

1

11

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

6

Б

1,5

1

12

Строение клетки

5

Б

1,5

1

13

Ткани

5

Б

1,5

1

14

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

3

Б

1,5

1

15

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

6

П

6,5

2

16

Строение клетки

5

П

7,5

2

17

Химический состав клетки

7

П

8,0

3

Всего заданий – 17, из них по уровню сложности: Б – 14, П – 2, В – 1.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 21.


        

nsportal.ru

Таблицы для мониторинга УУД по биологии 5 класс к тетради диагностические работы по биологии 5 класс В,В.Пасечник

Мирошниченко Т.А.

Мониторинг формирования УУД ФГОС по биологии

5 класс

Таблицы для мониторинга предметных и метапредметных результатов по тетради «Диагностические работы по биологии 5 класс –В.В.Пасечник».

Мониторинг предметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №1 Тема: «Введение»

Вариант 1

Предметные результаты

Ф.И. ученика

1

Назвать предмет науки биологии

2

Характеризовать биологические науки

3

Объяснять значение биосфера

4

Характеризовать царство живых организмов

5

Выделять отличие живого от неживого

6

Объяснять значение понятий,используемых в научных исследованиях

7

Называть предмет наук,изучающих живые организмы

8

Определять различия между средами обитания живых организмов

9

Характеризовать среды обитания живых органгизмов

10

12

Определять различия между экологическими факторами

11

Определять различия между живыми организмами, относящимися к различным царствам

13

Составлять простейшую пищевую цепь

14

Анализировать текст

15

Объяснять вклад ученых в развитие биологии

Максимальное кол-во баллов

Фактическое кол-во баллов

оценка

Мониторинг метапредметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №1Тема: «Введение»

Вариант 1

метапредметные результаты

1

Выделять главное,существенные признаки понятий,обобщать понятия

2

Выделять главное,существенные признаки понятий Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств.

3

9

10

4

Выделять главное,существенные признаки понятий Строить логическое рассуждение и делать выводы

6

7

11

8

Выделять существенные признаки понятий.Сравнивать вещества на основе известных характерных свойств.выявлять причинно-следственные связи

12

Работать с нетекстовым компонентом. Строить логическое рассуждения. выявлять причинно-следственные связи

13

Работать с нетекстовым компонентом. Строить логическое рассуждения. выявлять причинно-следственные связи.Анализировать взаимосвязи

14

Работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы.используя информацию заданную в тексте.строить логические рассуждения и устанавливать взаимосвязи

15

Работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы.используя информацию заданную в тексте

Мониторинг предметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №2Тема: «Клеточное строение организмов»

Вариант 1

Предметные результаты

1

Приводить примеры увел.приборов

2

Называть наименьшую структ и функц.единицу живого

3

Хар-ть особенности строения живых организмов

4

5

Хар-ть особ-ти строения раст.клетки

6

Хар-ть хим.состав клетки

7

Хар-ть роль хим.в-в в клетке

8

Объяснять значение понятий «ткань»

9

Хар-ть особ-ти строения раст.тканей

10

Хар-ть особ-ти функций раст.тканей

11

Хар-ть процесс деления

12

Уметь готовить микропрепарат

13

14

15

Хар-ть особ-ти строения раст.клетки

Максимальное кол-во баллов

Фактическое кол-во баллов

оценка

Мониторинг метапредметных результатов биология 5 класс

Тема: «Клеточное строение организмов»

Вариант 1

1

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств.

2

3

4

5

6

Выделять существенные признаки понятий.Сравнивать вещества на основе известных характерных свойств.

7

9

8

Выделять главное,существенные признаки понятий. Анализировать содержание понятий на основе известных характерных свойств.

10

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. Строить логическое рассуждение. причинно-следств.связи.

11

Работать с текстовым компонентом. Анализировать последовательность процессов,происходящих в билог.объекте. Строить логическое рассуждение и делать выводы

12

Работать с нетекстовым компонен том. Анализировать последователь ность техники приготовления микропрепарата.Строить логическое рассуждение и делать выводы

13

Работать с нетекстовым компонентом .Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков

14

Работать с нетекстовым компонентом .Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков. Строить логическое рассуждение и делать выводы

Владеть письменной речью.

15

Выделять главное,существенные признаки понятий. Анализировать текст на основе известных особенностей строения органоида.

Мониторинг метапредметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №2 Тема: «Клеточное строение организмов»

Вариант 1

Метапредметные результаты

1

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств.

2

3

4

5

6

Выделять существенные признаки понятий.Сравнивать вещества на основе известных характерных свойств.

7

9

8

Выделять главное,существенные признаки понятий. Анализировать содержание понятий на основе известных характерных свойств.

10

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. Строить логическое рассуждение. причинно-следств.связи.

11

Работать с текстовым компонентом. Анализировать последовательность процессов,происходящих в билог.объекте. Строить логическое рассуждение и делать выводы

12

Работать с нетекстовым компонен том. Анализировать последователь ность техники приготовления микропрепарата.Строить логическое рассуждение и делать выводы

13

Работать с нетекстовым компонентом .Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков

14

Работать с нетекстовым компонентом .Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков. Строить логическое рассуждение и делать выводы

Владеть письменной речью.

15

Выделять главное,существенные признаки понятий. Анализировать текст на основе известных особенностей строения органоида.

Мониторинг предметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №2 Тема: «Клеточное строение организмов»

Вариант 2

Предметные результаты

1

Объяснять строение светового микроскопа

2

Хар-ть особ-ти строения раст.клетки

3

Хар-ть особенности строения раст.клетки

4

Хар-ть роль хромосом в клетке

5

Хар-ть хим.состав клетки

6

Хар-ть хим.состав клетки

7

Хар-ть хим.состав клетки

8

Хар-ть роль хлоропластов в клетке

9

Хар-ть особ-ти функций раст.тканей

10

Хар-ть особ-ти строения раст.тканей

11

Хар-ть процессы роста и развития раст клетке

12

Хар-ть процесс деления

13

Хар-ть процесс деления

14

15

Хар-ть особ-ти строения раст.клетки

Максимальное кол-во баллов

Фактическое кол-во баллов

оценка

Мониторинг метапредметных результатов биология 5 класс

Проверочная работа №2 Тема: «Клеточное строение организмов»

Вариант 2

Метапредметные результаты

1

Выделять главное,существенные признаки понятий. Строить логическое рассуждение и делать выводы

2

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать

объекты на основе известных характерных признаков

3

10

4

8

Выделять существенные признаки понятий. Анализировать текст на основе известных особенностей строения органоида

5

Выделять существенные признаки понятий.Сравнивать вещества на основе известных характерных свойств.

6

7

9

Выделять главное,существенные признаки понятий.Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков. Строить логическое рассуждение. причинно-следств.связи.

11

12

Работать с текстовым компонентом. Анализировать последовательность процессов,происходящих в билог.объекте. Строить логическое рассуждение и делать выводы

13

14

Работать с нетекстовым компонентом .Сравнивать объекты на основе известных характерных признаков. Строить логическое рассуждение и делать выводы.Владеть письменной речью.

15

Выделять главное,существенные признаки понятий. Анализировать текст на основе известных особенностей строения органоида.

infourok.ru

Тестовые диагностические работы по биологии в 5 классе по ФГОС ООО.

Диагностическая работа по биологии для учащихся 5 классов по разделу «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». 1 четверть

Для заданий с выбором ответа 1-9, 15 и 16 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте

1. Биология, в отличие от физики, химии и географии, изучает

  1. особенности превращения веществ

  2. последовательность смены времён года

  3. строение живых объектов

  4. устройство тел природы

2. Первым описал строение и многообразие растений:

1) Аристотель

2)Теофраст

3) Гиппократ

4) Ломоносов

3. Если связь организмов друг с другом показать так:

Пшеница –→ синица –→ коршун -→ бактерии, то это будет

1)

График

2)

Рисунок

3)

Схема

4)

Таблица

4. Рассмотрите рисунки. Под каким номером изображен представитель царства Бактерии: 1)1 2)2 3)3 4)4

1 2 3 4

5. Выберите название группы организмов, создающих органические вещества в природе

1)

Млекопитающие

2)

Растения

3)

Шляпочные грибы

4)

Бактерии

6. Приспособлением организмов к совместной жизни в лесном сообществе является:

  1. разнообразные способы питания

  2. неприхотливость

  3. многообразие видов

  4. ярусность

7. Медведь по своему способу питания и занимаемой экологической нише в пищевых цепях должен быть отнесен к:

1) производителям

2) потребителям

3) разрушителям

4) паразитам

8. Какой червь выбрал для себя организменную среду обитания:

1) дождевой червь

2) ленточные черви

3) пиявка

4) корабельный червь

9. Животное, имеющее обтекаемую форму тела и органы дыхания – жабры, вероятнее всего обитает в:

  1. водной среде

2)

почвенной среде

3)

наземно – воздушной среде

4)

организменной среде

10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.

Размножение, Обмен веществ, Рост, Развитие, Растворимость.

Ответ: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

11. Какие из перечисленных ниже экологических факторов относятся к факторам неживой природы?

Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.

1) растения

2) вода

3) бактерии

4) воздух

5) грибы

6) свет

Ответ: __________________

12. Установите соответствие между организмом и экологической группой, к которой он относится. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.

ОРГАНИЗМЫ

А) тигр

Б) капуста

В) жук

Г) сосна

Д) акула

ГРУППА

1) производители

2) потребители

А

Б

В

Г

Д

13. Какие признаки данного животного можно выяснить, используя только приведённый рисунок?

1) питается рыбой 2) обитает в полярных районах 3) хищник 4)переносит низкую температуру 5) рождает 1-2 детёнышей 6) защищён толстым слоем жира

Запишите в ответе нужную последовательность

цифр в порядке возрастания.

Ответ: ________________________

Прочитайте текст и выполните задания 14, 15 и 16

Маша прочла о влиянии света на рост и развитие растений и решила поставить опыт. Она взяла два клубня картофеля. Один клубень положила на светлое место, другой положила в тёмный шкаф. Через две недели она рассмотрела клубни и появившиеся ростки, сравнила их цвет и размеры.

14. Какое предположение проверяла Маша в своем опыте?

1)

Сколько дней клубень может жить без света?

2)

Является ли свет важным условием жизни растений?

3)

Могут ли растения жить без воды?

4)

Будет ли почки на клубне живы, если их поместить в темноту?

15. Маша наблюдала за ходом опыта. В конце каждой недели фиксировала результаты.

Маша зарисовала результаты опыта. Слева клубни, лежавшие в темноте. Справа и посередине — клубни, лежавшие на свету.

(см. рисунок). Какой вывод можно сделать по результатам этого опыта?

1)

Никаких существенных изменений не произошло.

2)

Чем дольше клубень пролежал на свету, тем больше выросли почки и ростки на нём.

3)

Клубень без света погибает.

4)

Размер клубня определяет его реакцию на свет..

16. При проведении опыта Маша взяла два клубня и поместила их в разные условия, а ведь можно было просто положить их на свет. Объясните, зачем она это сделала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания результатов выполнения диагностической работы

Задания №№1-15 оцениваются в 1 балл, а 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 17 баллов.

Правильные ответы:

задания

Ответ

задания

Ответ

1

3

9

1

2

2

10

см. критерии

3

3

11

246

4

1

12

21212

5

2

13

2346

6

4

14

2

7

2

15

2

8

2

16

см. критерии

Критерии оценивания ответов на задание 10

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

Примерный ответ: «Ответ: Растворимость, поскольку это физическое явление и оно не является свойством живых организмов».

Указания к оцениванию

Баллы

Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним».

1

Отсутствуют логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

1

Критерии оценивания ответов на задание 16

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

Примерный ответ: «При помощи этого опыта Маша сравнивала влияние разных условий (света и темноты) на состояние клубня картофеля. Наблюдение только за клубнем, лежащим на свету, не дало бы столь точного и яркого результата. Объекты, помещённые в разные условия, показывают степень влияния исследуемого фактора».

В ответе должно присутствовать указание на:

  1. использование разных условий для сравнения;

2) возможность увидеть разницу, объективность и точность исследования .

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены оба элемента верного ответа.

2

Приведен только один из элементов ответа.

1

Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

17-15

14-12

11-8

7 и менее

infourok.ru

Контрольно-измерительные материал для итоговой диагностической работ по биологии для учащихся 5 классов

Контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант I

1.Биология- это наука о

А) зелёных растениях;

Б) живых организмах;

В) горных породах;

Г) планете земля.

2.Численность растений, длину стебля можно узнать, используя метод

А) наблюдения Б) рассматривания;

В) измерения;

Г) эксперимента.

3.Прозрачная оболочка растительных клеток содержит

А) вакуоль;

Б) цитоплазму;

В) целлюлозу;

Г) ядрышко.

4.Зелёные пластиды называют

А) хромопластами

Б) лейкопластами

В) пигментами

Г) хлоропластами.

5.Неорганическими веществами клетки являются

А) углеводы

Б) вода

В) белки

Г) жиры.

6.Организмы, не имеющие ядра являются

А) водорослями

Б) мхами

В) грибами

Г) бактериями.

7.Ядовитый гриб – это

а ) сыроежка

Б) лисичка

В) мухомор

Г) маслёнок.

8.Водоросли являются низшими растениями, так как они не имеют

А) ядра в клетке

Б) органов и тканей

В) клеточной стенки

Г) пигмента хлорофилла.

9.У голосеменных в отличии от мхов есть

А) плоды

Б) семена

В) цветки

Г) стебли.

10. Общими признаками голосеменных растений и покрытосеменных является наличие

А цветка

Б) плода

В) семян

Г) спор

Часть В

В 1.Выберите три правильных ответа из предложенных.

Болезнетворными бактериями являются:

А) синезелёные

Б) дифтерийные

В) клубеньковые

Г) туберкулёзные

Д) дизентерийные

Е) молочнокислые

В 2.Расставьте приёмы настройки микроскопа в правильной последовательности.

А) опустить тубус на расстояние 1-2 мм от препарата

Б) установить микроскоп на расстоянии 5-10 см от края стола

В) медленно поднять тубус, пока не установиться чёткое изображение

Г) направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

Д) положить микропрепарат на предметный столик.

Ответ:

1

2

3

4

5

В 3.Установите соответствие между организмом и царством, к которому он принадлежит.

ЦАРСТВО ОРГАНИЗМ

А. Растения 1.кукушкин лён

Б. Грибы 2.пеницилл

3. ламинария

4. дрожжи

5. папоротник

Ответ:

А

Б

Часть С.

С1 Деревья выделяют вещества, которые убивают микробы. Эти вещества называют фитонциды. У всех растений вырабатывается смола, заживляя образовавшиеся на них раны. Леса обогащают воздух кислородом, сохраняют почву от потери влаги.

Эти растения относятся к отделу…

Назовите другие признаки этого отдела.

С 2 Почему покрытосеменные занимают господствующее положение на Земле? Дайте развернутый ответ.

Спецификация контрольно-измерительных материалов для итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 5 класса.

1.Диагностическая работа предназначена для определения уровня усвоения планируемых результатов в рамках образовательной программы.

2.Документы, определяющие содержание КИМ: стандарты общеобразовательных программ, авторская программа В.В.Пасечник, УМК, рабочая программа по биологии для 5 класса.

3.Пдходы к отбору содержания при разработке структуры КИМ.

Диагностическая работа охватывает содержание, включённое в УМК В.В.Пасечника по биологии 5 класса.

4.Структура КИМ

Работа состоит из двух частей.

Часть 1.базовый уровень сложности, состоит из части А-10 заданий с выбором одного верного ответа.

2. повышенный уровень сложности В-3 задания : -1 с выбором трёх верных ответов из шести 2 установить правильную последовательность и 3 установить соответствие

С-2 задания: 1 работа с текстом и 1 с развернутым ответом.

5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.

Разделы содержания курса 5 класса по биологии

Количество заданий

Максимальный балл

Биология, как наука

3

4

Строение и химический состав клетки

3

3

Многообразие живых организмов

9

15

6.Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

10

10

Повышенный

5

12

Итого

22

7. Время выполнения 35 минут

8.План варианта КИМ

№ задания

Раздел

Коды и наименование контролируемых элементов содержания и видов деятельности

Уровень сложности

Мах. балл

Время выполнения

1

1

1.1, Определять понятия биология, экология, биосфера.

базовый

1

1

2

1

1.2 Методы исследования биологии.

1

1

3

2

2.1 Определять понятия клетка

1

1

4

2

2.2.Узнавать органоиды клетки

1

1

5

2

2.3 Химический состав клетки

1

1

6

3

3.1 Выделять существенные признаки организмов

1

1

7

3

3.2 Выделять существенные признаки организмов

1

1

8

3

3.3 Сравнивать представителей разных царств

1

1

9

3

3.4 Сравнивать представителей разных царств

1

1

10

3

3.5 Выделять существенные признаки организмов

1

1

11

1

1.3 Методы исследования биологии

Повышен.

2

4

12

3

3.6 Выделять существенные признаки организмов

2

4

13

3

3.7 Роль бактерий

2

4

14

3

3.8 Выделять существенные признаки организмов. Знать их роль.

3

7

15

3

3.9.Роль организмов в природе, их отличительные признаки

3

6

9. Инструкция для обучающихся.

На выполнение диагностической работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.

Часть А содержит10 заданий базового уровня сложности. К заданиям 1-10 приводится 4 варианта ответа, из них следует выбрать только один ответ.

Часть В содержит задания повышенного уровня сложности, из них В1 на установление последовательности действий, В2 – на установление соответствия между элементами левого и правого столбцов. В3- с выбором трёх верных ответов из шести.

Часть С 1- на работу с текстом, С2- со свободным развёрнутым ответом.

Кодификатор элементов содержания, проверяемых в ходе диагностической работы по биологии.

1.перечень элементов содержания проверяемых в ходе диагностической работы по биологии.

Код раздела

Код элемента

Элементы содержания

1

1.1

Биология как наука

1.2,1.3

Методы исследования биологии

2

2.1

Строение клетки

2.2

Жизнедеятельность клетки

2.3

Химический состав клетки

3

3.1,3.2,3.5, 3.8

Отличительные признаки живых организмов

3.7,3.9

Роль организмов в природе и жизни человека

3.3,3.4

Сравнивать представителей разных царств

2.Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы.

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями диагностической работы

1

1.1

Умение определять понятия по существенным признакам

1.2

Обосновывать применение методов исследования в биологии

2

2.1

знать особенности строения клетки

2.2

Определять органоиды клетки

2.3

Знать химический состав клетки

3

3.1

Определение принадлежности биологических объектов к систематической группе;

3.2

Определение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека

3.3

Выделение существенных признаков биологических объектов

3.4

Сравнивать представителей различных отделов растений

3.5

Находить общие признаки различных отделов растений

3.6

Знать представителей царств организмов

3.7

Определять правильно последовательность работы с микроскопом

3

3.8

Устанавливать связи между отделами растений и их представителями

3.9

Уметь определять признаки отдела растений, их роль в природе и жизни человека.

3.10

Обосновывать , приводить аргументы.

Ответы:

№ задания

Ответ

Баллы

А1

Б

1

А2

В

1

А3

В

1

А4

А

1

А5

Б

1

А6

Г

1

А7

В

1

А8

Б

1

А9

Б

1

А10

В

1

В1

Б,г,д

2

В2

Б,Г,А,Д,В

2

В3

А-135, В2,4,6

2

С1

3

С2

3

С1.Назвать отдел: голосеменные.

Признаки: видоизменённые листья -хвоя, семена созревают в шишках. 3балла

Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла

Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл

С2.размножаются семенами; семена защищены стенками плодов; имеют

вегетативный способ размножения; разные жизненные формы

приспособлены к разным условиям обитания. 3балла

Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла

Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *