Признаки жизни — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).
Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!
Несмотря на большое разнообразие живых организмов, они обладают признаками, характерными только для живых организмов — признаками жизни.
Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.
Дыхание — поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
О дыхании животных свидетельствует водяной пар, который становится видимым в холодную погоду | В аквариуме также можно наблюдать дыхание растений: выдыхаемый газ образует пузырьки на листьях растений |
Питание — поглощение питательных веществ и воды.
Растения производят питательные вещества из углекислого газа и воды, используя солнечную энергию | Животные поглощают питательные вещества, произведённые другими организмами, получая из них необходимую энергию |
Выделение веществ — выведение из организма излишней воды, неиспользованных питательных веществ, углекислого газа.
У животных есть специальная выделительная система | Испаряемую растениями воду можно собрать в пакет |
Рост — увеличение размеров и массы.
Развитие — приобретение новых качеств.
Взрослая собака и щенок | Растения растут всю жизнь |
Движение — изменение положения тела в пространстве.
У животных есть специальные органы движения | Растения наклоняются в сторону света |
Раздражимость — способность организма реагировать на изменения среды.
Для восприятия раздражения у многих животных имеются специальные органы, например, глаза, уши | Когда насекомое касается листа росянки, растение сворачивается и схватывает его |
Размножение — воспроизведение себе подобных.
Детёныши крокодила вылупляются из яйца | Растения размножаются семенами |
www.yaklass.ru
Что такое рост и развитие организмов | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел: Организмы
Все живые организмы состоят из клеток и что среди них есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Из одной оплодотворенной яйцеклетки развивается многоклеточный зародыш. То есть клетки обладают способностью делиться. Таким образом они увеличивают свое количество, а значит, увеличиваются размеры и масса тела — организм растет. Одни организмы растут быстро, другие — медленно. Животные растут преимущественно до определенного возраста, после чего масса и объем их тела могут увеличиваться, но уже за счет наращивания мышц или жира. А вот растения растут на протяжении всей своей жизни.
Развитие — это все изменения, происходящие с организмом на протяжении всей его жизни. Взрослыми (зрелыми) растения и животные считаются тогда, когда они становятся способными воспроизводить себе подобных, то есть давать потомство.
Организмы растут с разной скоростью и среди них есть настоящие рекордсмены — это грибы. Всего лишь за несколько дней белый гриб или подберезовик вырастает более чем на 10 см. Поразительно быстро растет гриб-дождевик. За час он может вырасти на 30 см! Не зря существует выражение «растут, как грибы», то есть быстро.
Рост как одно из свойств живого состоит в том, что количество клеток постоянно увеличивается. Однако у многолетних растений его несколько замедляют сезонные изменения погоды. Из-за этого в стволе дерева образуются так называемые годичные кольца. Их четко видно на свежем спиле дерева. По ним легко определить его возраст.
- Рост и развитие тесно связаны между собой.
Рост — постепенное увеличение массы и размеров организма вследствие деления клеток. Материал с сайта http://worldofschool.ru- Растения растут на протяжении всей жизни. Рост большинства животных ограничен возрастом.
- Последовательные изменения в строении организма называют развитием.
- Развитие животных бывает прямым и непрямым. При прямом развитии новорожденные животные похожи на взрослых особей. В случае непрямого развития потомство поначалу совсем не похоже на своих родителей.
Что такое рост и развитие организма
Царства живой природы 3 класс краткий доклад
Worldofschool
Краткое содержания роста и развития растения
Проращивание твердых плодов однолетних растений
Дайте определение развитию.
Что называют ростом организмов?
worldofschool.ru
Ответы@Mail.Ru: Что такое Развитие и Размножение
РАЗВИТИЕ, биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез) . РАЗМНОЖЕНИЕ (репродукция) , в биологии — присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Основные способы размножения: бесполое (в т. ч. вегетативное) и половое. Каждому виду организмов свойственна определенная интенсивность размножения, меняющаяся в зависимости от условий существования.
Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Тема урока: Организм и его свойства.5 класс.Биология.
Урок 2.Тема урока: Организм и его свойства.
Цель урока: Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).
углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.
Оборудование: таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.
Ход урока:
Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).
Что такое биология?
А что нас окружает?
Какие бывают тела?
Приведите примеры тел неживой природы?
Приведите примеры тел живой природы?
А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.
Чем отличаются живая и неживая природа?
Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.
На доске вывешивается слово- организмы.
(организмы – это тела живой природы)
А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).
Слайды
(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные, голосеменные, человек)
Учитель: Мир природы очень разнообразен.
Чем же отличаются населяющие его организмы?
Что объединяет между собой живые организмы?
Слайд
(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)
По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.
1) Дыхание организмов.
Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.
Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).
2) Питание организмов.
Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.
Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)
Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.
Растения питаются по иному.
На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.
3) Обмен веществ.
Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.
4)Рост организмов.
Рост – это увеличение массы и размеров организма.
Слайд (схема роста тараканов в интерактивном режиме).
5) Размножение.
Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.
Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).
6) Старение и смерть.
И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.
Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?
Вывод:
Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.
Домашнее задание: стр.8-11;&2вопросы биология 5 класс И.Н.Пономарева
Свойства живых организмов
Дыхание
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Свойства живых организмов
Дыхание
Питание
Обмен веществ
Рост
Размноже- ние
Старение и смерть
nsportal.ru
Материалы по биологии 5 класс
Тема: Химический состав клетки
Тип урока: Урок открытия новых знаний. .
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
— образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
— уметь отличать органические вещества от неорганических. .
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. | Р: уметь организовать собственную деятельность. Л. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Проверка выполнения д\з ( мини- исследование по изучению состава пищевых продуктов . Защита работ — Ребята, скажите , что вы исследовали дома? (Ответы детей) Давайте сформулируем проблему нашего урока. ( предлагают свои формулировки) -Сегодня мы будем изучать химический состав клетки. | Проекты детей | К: — слушать товарища и обосновывать свое мнение; — выражать свои мысли и идеи. Р.: Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 Совместное открытие знаний. | Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».
вещества клетки неорганические вещества органические вещества вода минеральные соли белки жиры углеводы Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Для того , чтобы выяснить какие вещества входят в состав клеток проведем с вами ряд опытов. Все наши результаты будем фиксировать в таблицу:
Вывод: Тела живых организмов состоят из неорганических и органических веществ Работа с текстом учебника» Роль неорганических и органических веществ в клетке. Прочитайте текст с 26-27 . Заполните таблицу.
| Учебник, карточки | П: Продолжить формирование умения работать с учебником. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Л.: Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы Р.:Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Самостоятельное применение знаний. |
Вопросы к кроссворду: Какое вещество используют для определения содержания крахмала. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. Общее название солей, содержащихся в клетке. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? Растительный белок, оставшийся после промывания теста. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. 12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. Ответы:
| Л.:Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом К.: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Итог урока | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет? Домашнее задание п.6., записи в тетради. В.1-4 с 27 | Л.: Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию |
Изучение состава химического клетки
Что делаем | наблюдения | выводы | ||||||||
1.Положить сухие семена в пробирку и прокалить их на огне | ||||||||||
2.Сжечь в фарфоровой чашке сухой лист дерева | ||||||||||
3.Капнем на клубень картофеля раствором йода | ||||||||||
4.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста ,завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике Б) отольем немного полученного раствора и добавим раствор йода | ||||||||||
5.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его .Потрогаем пальцем | ||||||||||
6. Возьмем несколько семян подсолнечника и положим их между листами салфетки. Раздавим их. | ||||||||||
Изучение состава химического клетки
Что делаем | наблюдения | выводы |
1.Положить сухие семена в пробирку и прокалить их на огне | ||
2.Сжечь в фарфоровой чашке сухой лист дерева | ||
3.Капнем на клубень картофеля раствором йода | ||
4.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста ,завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике Б) отольем немного полученного раствора и добавим раствор йода | ||
5.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его .Потрогаем пальцем | ||
6. Возьмем несколько семян подсолнечника и положим их между листами салфетки. Раздавим их. |
Вопросы к кроссворду:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
5.Общее название солей, содержащихся в клетке.
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал
1 | О | ||||||||||||||||
2 | Р | ||||||||||||||||
3 | Г | ||||||||||||||||
4 | А | ||||||||||||||||
5 | Н | ||||||||||||||||
6 | И | ||||||||||||||||
7 | Ч | ||||||||||||||||
8 | Е | ||||||||||||||||
9 | С | ||||||||||||||||
10 | К | ||||||||||||||||
11 | И | ||||||||||||||||
12 | Е |
Вопросы к кроссворду:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
5.Общее название солей, содержащихся в клетке.
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал
1 | О | ||||||||||||||||
2 | Р | ||||||||||||||||
3 | Г | ||||||||||||||||
4 | А | ||||||||||||||||
5 | Н | ||||||||||||||||
6 | И | ||||||||||||||||
7 | Ч | ||||||||||||||||
8 | Е | ||||||||||||||||
9 | С | ||||||||||||||||
10 | К | ||||||||||||||||
11 | И | ||||||||||||||||
12 | Е |
nsportal.ru
Биология 5 класс ФГОС
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №9 »
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: ДиректорМОБУ «СОШ №9» зам. директора по УВР на заседании МО
______ О.Л.Кострюкова ________ Д.М.Кучеренко Протокол № от «__» 2015 г. « __» 2015 г. «__» 2015 г ___ О.В.Чудакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5 класса
г. Оренбург
Содержание
I.Пояснительная записка.
1.1.Назначение программы: перечень документов , на основе которых она составлена. 1
1.2. Общая характеристика учебного предмета. 1
1.3.Место предмета в учебном плане. 2
1.4. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 3
1.5.Система оценивания. 8
II.Содержание учебного предмета.
2.1.Дидактические единицы. 9
2.2.Тематическое планирование. 12
2.3.Календарный учебный график. 12
2.4.Календарно-тематическое планирование. 12
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета 56
IV. Материально- техническое обеспечение
4.1 Используемый учебно- методический материал. 56
4.2 Используемый оценочный материал. 58
4.2.1 Формы промежуточной аттестации. 64
I.Пояснительная записка
1.1.Назначение программы
Рабочая программа составлена на основе:
2.Федерального государственного образовательного стандарта, протокол №1/15 от 8.04.2015 г.
3. Примерной программы основного общего образования по биологии.
4. С учетом авторской программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, линия «Ракурс» авторы составители С.Н.Новикова , Н.И. Романова, «Русское слово», М., 2013 .
5. Уставом МОБУ «СОШ № 9».
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
1.2Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье»,
«Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
1.3Место предмета в учебном плане
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Всего: 35 часов.
Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
1.4Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и
infourok.ru
Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс): уроки, тесты, задания
Биология — учение о живых организмах
-
Направления биологии
-
Методы исследования в биологии. Устройство увеличительных приборов
Клеточное строение растений
-
Растительная клетка
-
Ткани растений
Царство Бактерии
-
Общая характеристика бактерий, их роль в природе и жизни человека
Царство Грибы
-
Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека
Царство Растения
-
Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
-
Голосеменные растения
Органы цветковых растений
-
Корни и корневые системы
-
Побег: стебель, лист и почки
-
Цветы и соцветия
-
Плоды и семена
Процессы жизнедеятельности растений
-
Минеральное питание растений
-
Фотосинтез
-
Дыхание и обмен веществ у растений
-
Размножение растений
-
Рост и развитие растений
Классификация растений
-
Основы систематики растений
Покрытосеменные растения
-
Класс Двудольные
-
Класс Однодольные
-
Покрытосеменные растения — обобщение. Сравнение классов Покрытосеменных
Класс заполнен на 100 %
www.yaklass.ru