Упражнения по русскому языку 5 класс с ответами – . , , —

Сборник упражнений по русскому языку 5 класс.

5 кл. Сборник упражнений.

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Поз..ней осенью вып..дает первый снег. Он изм..няет всё в..круг. Пушистые сн..жинки ост..рожн.. касаются земли и она од..вается в белую шубку. Загораются и блестят разн..цветные искорки ин..я. Вода т..мнеет среди пр..брежных зарослей. Как пр..красна б..рёзовая роща! Вет..чки покрыты хлопьями но от любого пр..косновения сн..жинки осыпаются. В ельн…ке снег так засыпал дерев..я что ты их не узнаешь. Ёл..чка ст..новится п..хожей на пр..чудливую сн..жную бабу. Всюду виднеются следы лесных зв..рей.В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почу..ствовать свежесть первого морозца сыграть в сне..ки. Здра..ствуй зима рад..с..но говорят люди.

Ж..ла белка в лесу ни о чём не тужила.4 Н..кто её н.. б..спокоил. Спала на ветк.. бол..шой ел… Не з…ботилась она ни о ком, только о себе.

4 Пр..шло время и у неё по..вились бел..чата. Т..перь белка от них не уходила.Наступила зима. В лесу нач..лись ..бвалы. Однажды тяж..лый ком сн..га ..брушился с верш..ны д..рева на крышу ж..лища бел..чки. Она выскочила а её бе..помощные детки ок..зались в л..вушк… К кому обратиться за помощ..ю? А вдруг кто..нибу..ь  сп..сёт бел..чат.Белка быстр.. пр..нялась ра..капывать снег. Кругл…. гнездо из мя..кого мха осталось целым. Лесная ж..тельница была счастл..ва. Н..что бол..ше не ог…рчит её!

Мы долго бр…дили по лесу. День к…нчался и прибл…жались сум..рки. Д..лекое со нце уходил… за г..ризонт и бросал.. на землю свои п…следние лучи. Л..сные п..ляны нал..вались густой т…мнотой, и она ползла от земли к в…рхушкам деревьев елей сосен.

Но вот замолкли птицы только иногда разд..ется одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать оч…ртания веток потому что лучи вечернего солнца едва осв..щали лес.
Когда солнце скрыл…сь за в..рхушками деревьев след знакомой тр..пинки стал пр..падать.
Вот над елочкой по..вилась первая звезд…чка. Ночь вступала в свои права. Пора возвращаться домой решили мы. .

По древним п..верьям, Мороз выг..няет на поля злых духов. Нал..тают они на белый свет бегают по п..лям и дуют в кулак. От этого подн..мается ветер с метелью а на деревья садится ин…ей. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск н..сётся в..круг. От этой бе..готни умирает жито убиваются лён овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в с..мействе зач..рпнёт ложку влезет на печь и говорит громко Дедушка Мороз Не бей наш овёс Отведа..т дедушка Мороз вкусного киселя укро..т п..севы снежным од.ялом и сохр..нит их до весны

Усталое летнее солнце уход..т на п..кой за г..ризонт. На запа..де пропадает у..кая полоска света. Над гладкой п..верхностью неширокой реч..нки л..жится туман и окутывает Неглубокий овраж..к п..счаный берег невысокие пр..брежные кусты и светло-зелёный луж..к. Сгуща..тся туман и на землю опуска..тся ночная сыр..сть.

На небе заг..раются первые звёзд..чки. Зам..лкают птицы. В последний раз свистнул предвес..ник ночи соловей. Со..ная тишина не наруша..тся даже ш..р..хом листьев. Только иногда увид..шь в темн..те как пр..несётся летучая мышь.

Тяж..лые от росы цветы с..ёжились и пр…клонились к земле. Сл…жил свои параш..тики п…левой плющ. Непр…глядная тьма рас..тилается по окрес..ности. От земли распространяет…ся резкий ар…мат цветущих р…стений. Ночью их аромат всегда сильнее. Всё в природе об..ято сном. Как пр..красна летняя ночь!

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания.

Погода  стала  меня(т, ть)ся. Из (за)  д…лекого2  г…ризонта  н…слись  и прибл…жались  ни…кие  обл…ка. Со…нце выгл…нуло  из (за)  туч  м…лькнуло  в голубом пр…свете

2  и  и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел  ре…кий  ветер. Он  бросил  в  воду  сухие  лист…я  и погнал их по  р…ке.   Дождь  пойдёт    прогов…рила2  Нина.

Ветер  нал…тает с нов…й  силой  морщит  гладь  р…ки  а потом  ст…хает. Зашуршал к…мыш   и  на  воде  по…вились  кру….ки  от  первых  капель. Валерка громко закр…чал    Бежим  ребята  

Но вот ветер утих  снова  пок…залось  со…нце. Ре…кие  капли  д…ждя  падали на землю.4 Они  пов…сали  в траве  и  в  кажд…й   капле  отр…жалось  со…нце.

                                                                                                 (По В.П.Астафьеву)

Задания.

Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

(Озаглавить.)

После путешествия по (К, к)арели… мы  с  мамой  отправились о…дыхать  до  осен…  к  дедушк…  в  средн…  полосу  (Р, р)осси… .

Мой дедушка    извес…ный2  лесник. С карандаш…м  и  зап…сной  кни…кой п…бывал он  на (У, у)рал… и  в (С, с)ибир… . Он  …ткрыл в природ… много тайн.

От станци…  мы шли по просек…  потом  свернули по тропинк… к  речк… перешли мостик и направились к лесу. На  опушк… нам попались зар…сли  малины 

4. В её густой зелен…   ле…ко   поцарапат…ся   но  через  м…нуту   в   ладон… л…жит  куч(?)ка красных ягод. Какой  от  них  зап…х!

С  ветк… на  ветку перепархивают  птиц… . Такая  тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям.  Из (под)  куста  вылез ёж(?). Пошуршал2  в  траве  и  и…чез.

Доходим  до рощ… а  за  ней на  полянк… избушка  дедушк… . Нас  радос…но встр…чают дедушка2  и  пёс  (Д, д)ружок 3.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку 5 класс, задания с ответами

На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.


Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами. Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?

А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:

А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветАББВВ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВАВВ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Методическое пособие «Разноуровневые задания по орфографии. 5 класс»

Методическое пособие

по русскому языку

«Разноуровневые задания по орфографии. 5 класс »

Составитель: Коспелова Наталия Васильевна,

учитель русского языка МБОУ СОШ №15

им. В.И.Костина х. Средний Челбас

Павловского района Краснодарского края

2016г.

Пояснительная записка

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий, одной из которых является личностно-ориентированная технология, дающая возможность учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении посредством применения разноуровневых карточек, заданий на разных этапах урока: закрепления изученного, повторения и контроля знаний.

Такой подход в обучении позволяет каждому обучающемуся достигать базового усвоения программы, а наиболее мотивированным учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, успешно принимать участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, в различных конкурсах по русскому языку, показывать высокие результаты по итогам государственной итоговой аттестации.

Цели создания пособия: подбор дидактического материала, который позволит осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении орфографии, будет способствовать достижению каждым обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В пособии представлены задания разного уровня сложности, с различными формулировками.

Наименее подготовленным обучающимся предназначены задания базового уровня, более подготовленным и мотивированным- повышенного уровня, с творческим элементом.

Карточки текстового характера предлагаются на основе стихотворений кубанских поэтов о родной земле, что позволяет учителю не только совершенствовать орфографические навыки обучающихся, но и воспитывать интерес к творчеству кубанских поэтов, любовь к своей стране и малой родине.

Материал можно использовать в качестве раздаточного как на этапе закрепления, так и при повторении изученного.

Содержание

1. Правописание безударных гласных в корне слова.

2. Правописание согласных в корне слова.

3. Правописание чередующихся гласных о-а в корнях –лаг-/-лож-;

-раст-/-ращ-/-рос-

4. Правописание О-Ё после шипящих

5. Правописание и-ы после ц.

1.Правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Распределите слова в соответствии с видом орфограммы:

Обл…ка, ул…тать, сл…ва, д…ла, М..сква, стр..на, б…седа, г…лова, т…нули, к…бинет, зв…нить, в…кзал, г…рой, тр…нер.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

  1. Вставьте пропущенные буквы, укажите рядом проверочные по образцу.

Образец:

Полоскать

Полощет белье

Поласкать

Ласковые руки

Прим…рять

Прим…рять

Пос…деть

Пос…деть

Зап…вать

Зап…вать

Сп…шите

Зап…вать

Скр…пя

3. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова, выделите орфограмму.

В…лчата (___________) ничего не поняли, но зам…хали(_______________) хв…стами(_____________). Тогда щ…нок(____________) ударил лапой одного в…лчонка(____________) по б…льшой (____________)г…л…ве(_________________________________). В…лчонок(____________) тоже ударил его лапой по г…л…ве(___________________). Щ…нок(____________) стал к нему боком и посм…трел (____________)на него иск…са(____________), помахивая хв…стом(____________), потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. В…лчата(____________) погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, в…зжа(____________) от в…сторга(____________), стали кусать его, но не больно, а в шутку. В…роны (____________)с…дели (____________)на высокой с…сне (____________)и см…трели (____________)сверху на их б…рьбу(____________), и очень беспокоились. Стало шумно и вес…ло(____________). Солнце прип…кало(____________) уже по-весеннему; и п…тухи(____________), то и дело перел…тавшие(____________) через с…сну(____________), поваленную бурей, при блеске солнца к…зались(____________) изумрудными.

А. П. Чехов «Белолобый»

4. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова, выделите орфограмму.

Путь их к Дону был д…лёк(___________) и небез…пасен(___________). По длинной Первой Круговой надо было дойти до к…нца(___________) посёлка, потом через ш…рокое(___________) ровное поле выйти к Нижне-Гниловской, бывшей к…зачьей(___________) ст…нице(___________), слившейся с гор…дом(___________). Спустившись по крутым тр…пинкам (___________)между …врагами (___________)и д…мами(___________) и перебравшись через железнодорожное п…лотно(___________), они вых…дили(___________) к р…ке(___________). Ещё в своём посёлке м…гли(___________) они нарваться на врага. Например, их мог пугануть какой-нибудь дядька, потому что они ведь никогда не х…дили (___________)так, чтобы не срывать с д…ревьев (___________)пл…ды(___________), чтобы не выдёргивать из заборов прутья, палки, вооружаясь ими — всегда вооружаясь до такой степ…ни(___________), что самим страшно делалось…

О. Л. Афанасьев «Детство»

5. Найдите в стихотворении кубанского поэта К. Обойщикова слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», выпишите их, обозначьте орфограмму графически.

«Кубань-земля такая…»

Кубань- земля такая:

Лишь первый луч скользнет_

И поле оживает,

И гром земной плывет,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цветёт.

Кубань – земля такая:

От края и до края

Две Дании войдёт.

Омытая морями,

Укрытая в леса,

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

А снежные вершины,

Как воина седины,

Как мудрость старины.

Кубань- земля такая:

В ней слава боевая

И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветёт в Новороссийске

Священная земля.

И, словно обелиски,

Застыли тополя.

Кубань- земля такая:

От хлеба золотая,

Степная сторона.

Гостей она встречает

И песни запевает…

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань-земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда.

К. Обойщиков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически. Выпишите 3 слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», подберите к ним проверочные, выделите орфограмму.

«Кубань-земля такая…»

Кубань- зе..мля такая:

Лишь первый луч ск..льзнет-

И поле оживает,

И гром з..мной плывет,

И землю плуг ср..зает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цв..тёт.

Кубань – з..мля такая:

От края и до края

Две Дании войдёт.

Омытая м..рями,

Укрытая в л..са,

Пшеничными п..лями

Глядится в н..беса.

А снежные в..ршины,

Как воина с…дины,

Как мудрость ст..рины.

Кубань- з..мля такая:

В ней слава б..евая

И слава трудовая

Цементом скр..плены.

Цв..тёт в Новороссийске

Св..щенная з..мля.

И, словно обелиски,

Застыли т..поля.

Кубань- з..мля такая:

От хлеба з..лотая,

Ст..пная сторона.

Г…стей она встр..чает

И песни зап..вает…

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, м..олода,

Кубань — з..мля такая:

Однажды прил..скает –

Полюбишь навсегда.

К. Обойщиков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Найдите в стихотворении кубанского поэта В. Бакалдина слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», выпишите их, обозначьте орфограмму графически.

Я не рос среди берёз,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой мороз

Вьюгами-метелями.

Я черёмух не ломал

Ночью под окошками,

Сок берёзы не пивал

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес –так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

Я, как стих заучивал.

Я запомнил у крыльца

Тополя зелёные,

Черномазого скворца

Песни немудрёные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые,

И притом, что вечно рад

Меж теснин отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рождён в России я,

Не пойму, в каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекою,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас края –

Вся земля российская,

И везде она –

Моя…

Потому и близкая.

В. Бакалдин

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически. Выпишите 3 слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», подберите к ним проверочные, выделите орфограмму.

Я не рос среди берез…

Я не рос среди б..рёз,

Я не рос под елями,

Мне не пел с..дой м…роз

Вьюгами-м..телями.

Я черёмух не ломал

Ночью под …кошками,

Сок берёзы не пивал

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне р…дней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до н…бес,

Ветки вишен алые,

Если лес –так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор в..лны с в..лной

Я, как стих заучивал.

Я запомнил у крыльца

Т..поля зелёные,

Черномазого скв..рца

Песни немудрёные,

В завитушках виноград,

Горы с..довласые,

И притом, что вечно рад

Меж теснин отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что р..ждён в России я,

Не пойму, в каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекою,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас кр..я –

Вся з..мля российская,

И везде она –

Моя…

Потому и близкая.

В. Бакалдин

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составьте словосочетания , в которых можно было бы определить написание следующих слов.

Ум..лять, скр..пите. об..жать, пол..скать, посв..тить, прим..рять, сп..шите, зап..вать, прож..вал

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какие два написания могут иметь слова? Проверь каждое из них.

Сп..ши, ч..стота, зап..вать, сл..зать, пос..деть, разв…ваться, прож..вать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какое орфографическое правило можно проиллюстрировать стихами: «Ударение над гласной может сделать букву ясной»? Сформулируйте его и подтвердите 5 примерами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Правописание согласных в корне слова.

1. Выберите нужную пропущенную букву, укажите проверочное слово перед каждым словом с пропущенной гласной.

Образец: низок — низкий

Д или Т? Ре…кий, сла…кий, ме…кий, моло…ьба, ду…ка

Б или П? Гу…ка, ро…кий, хру…кий, ги…кий, ро…кий, коро…ка.

Г или К? зву…, дру…, сту…, сапо…, пото… .

2. Запишите затранскрибированные слова буквами, подберите однокоренные слова. Составьте с записанными словами словосочетания или предложения.

[Плот], [лук], [рот], [прут].____________________________________________

3. Распределите слова по указанным видам орфограмм. Выделите орфограмму.

Сторо…ка, мес… ность, радос…ный, доблес…ный, кре…кий, поз…ний, чудес…ный, ре…кий крик, жи…кий, ненас…ный, селе…ка, звез…ный, ло…ка, сколь…кий, поса…ка саженцев.

Непроизносимые согласные в корне

Проверяемые согласные в корне

4.Можно ли безошибочно вставить пропущенные буквы в следующие слова? Почему? Докажите.

Прим..рять, впереме..ку, изморо..ь, пос..деть, разр..дить, ст..рожил

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Приведите примеры 10 собственных имен, которые пишутся с удвоенными согласными в корне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Найдите в стихотворении кубанского поэта В. Бакалдина слова с орфограммой «Правописание проверяемых согласных в корне», выпишите их, обозначьте орфограмму графически, запишите проверочное слово.

Я не рос среди берёз,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой мороз

Вьюгами-метелями.

Я черёмух не ломал

Ночью под окошками,

Сок берёзы не пивал

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес –так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

Я, как стих заучивал.

Я запомнил у крыльца

Тополя зелёные,

Черномазого скворца

Песни немудрёные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые,

И притом, что вечно рад

Меж теснин отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рождён в России я,

Не пойму, в каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекою,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас края –

Вся земля российская,

И везде она –

Моя…

Потому и близкая.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически. Выпишите 3 слова с орфограммой «Правописание проверяемых согласных в корне», обозначьте орфограмму графически, запишите проверочное слово.

Я не рос среди берё..,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой моро..

Вьюгами-метелями.

Я черёмух не ломал

Ночью под око…ками,

Сок берёзы не пивал

И грибов не собирал

Целыми луко…ками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес –так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

Я, как стих заучивал.

Я запомнил у крыльца

Тополя зелёные,

Черномазого скворца

Песни немудрёные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые,

И притом, что вечно ра…

Меж теснин отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рождён в России я,

Не пойму, в каком краю,

Где у нас красивее.

Ви .. везде знакомый, свой,

Бли..ким с дества кажется –

Над Окою ли рекою,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас края –

Вся земля российская,

И везде она –

Моя…

Потому и бли..кая.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Правописание чередующихся гласных о-а в корнях –лаг-/-лож-;-раст-/-ращ-/-рос-

1. Выделите орфограмму

Подрастает, предположение, росток, выращенный, подростковый, растения, заросли, возрастной, возложить, прилагательное, положение, Ростов, изложение, Ростислав.

2. «Кто быстрее найдет ошибку». Запишите слова, в которых допущена ошибка в соответствии с правилом, выделите орфограмму.

Расточки, изложение, предлагать, сложить, ростительность, Растислав, прилагательное, предложение, слогаемое, сложение, вырос, слажение, поросли, водорасли.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разгадайте кроссворд.

1. Р

2.Р

3.О

4.Р

5.Р

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\

По вертикали:

1. Мужское имя

2. Стебель растения в самом начале развития

3. Отдельная область науки, знаний, производства.

4. Название города

5. Человек, дающий деньги в долг под большие проценты
Какая орфограмма объединяет слова-ответы на данный кроссворд?

_________________________________________________________________

4.Составьте словарный диктант из 10 слов на правописание чередующихся гласных А,О,Е,И в корнях слов. Не используйте однокоренных слов!

5. Творческий диктант

Используя слова для справок, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Распределите слова по видам орфограмм, выделите корень в каждом слове.

Подросли, растекаться, растущий, простейший, росточек, водоросли, оросили, растворимый, роскошный, растолстеть, растяпа, расти, вырос, расталкивать.

Чередующиеся гласные в корне

Безударные гласные в корне

7. Составьте на каждую схему по 3-5 словосочетаний, обозначьте главное слово в составленных вами словосочетаниях.

Сущ. (с корнем –лаг-/-лож-)+ сущ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

прил. + сущ. (с корнем –раст-/-рос-) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Правописание О-Ё после шипящих

1. Отгадайте загадки, запишите отгадки и объясните их написание (выделите орфограмму).

Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

— Видишь, ульи там и тут?

Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

— Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил:

— … (__________________).

Содержал я сад в порядке.

Я ровнял лопатой грядки.

Облупился даже нос.

Говорят, я весь оброс,

А зачем, спросить всерьёз,

Мне расчёска для волос?

Мама к зеркалу ведёт –

Папа ножницы берет.

— Сад ты содержал в порядке –

Голова ж – сплошная грядка.

Волосам нужна прополка.

Я молю:

— Не режьте … (_______________).

Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила
Ничего и не нашла… (____________) 

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно стук да стук… (_________________)

Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят … (____________).

Преотличная погодка –

Ни дождя, ни ветерка!

Я вскочил с разбегу в лодку

(Вся из цельного куска!)

С берега смеется дед:

— Легче этой лодки нет –

Мчит, скользя по лону волн.

— Что за марка лодки?

— … (______________).

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (________________).

Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит…(________________________)

2. Запишите существительные в именительном и творительном падежах единственного числа. Используйте предлоги над, под, перед, с.

Товарищи, встречи, задачи, ученицы, пальцы, малыши, плечи, врачи, птицы, лучи, тучи, ключи, мячи, крыши, карандаши, гаражи, юноши, силачи, скрипачи, падежи, мельницы, бородачи, сказочницы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Распределите слова по видам орфограмм

Среди камыш…й, ч…рные проталины, ш…пот по аллее, ж…лтые тычинки, выращивать птенц…в, прилетают с добыч…й, громко щ…лкать, жир под кож…й, лютой стуж…ей, темной туч…й, схвачен лисиц…й, легкий ш…рох, шелест ш…лка.

О-ё после шипящих и ц в окончании

О-ё после шипящих в корне

4. Зачеркните слова, в которых допущена ошибка.

Черный, расчоска, решетка, щеголь, учеба, кошолка, шелковистый, пшеничный, обжора, шорох, бечевка, трещетка, черточка, шопот, собаченка, рученка, зайчонок, сверчок, тушонка, шорты, ночовка в лесу, ровный шов, желтый крыжовник, дешевый товар, машина с кирпичом.

Запишите зачеркнутые слова в соответствии с правилом, выделите орфограмму

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подберите по 2-3 прилагательных с ударным о и безударным е в суффиксах. Составьте с ними предложения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте с данными словами словосочетания, запишите их по образцу.

Образец: сморчок, волчонок, горячо, смешон, холщовый.

Слова с суффиксом

-ок-, — ек-

Слова с суффиксами онок-, — онк-, — енк-

Слова с суффиксом

ов-, — ев-, — о, — е

найти сморчок

ручной волчонок

холщовый мешок

защищать горячо

Алычовый, борщовый, душонка, дымочек, жеребеночек, пушок, неуклюже, звоночек, чесучовый, девчонка, ландышевый, малышок, общо, пастушонок, малышовый, кармашек, простачок, грошовый, гребешок, цыпленочек.

Слова с суффиксом

-ок-, — ек-

Слова с суффиксами онок-, — онк-, — енк-

Слова с суффиксом

ов-, — ев-, — о, — е

5. Правописание и-ы после ц.

1. Распределите слова по видам орфограмм.

Цирк, нарцисс, ящерицы, циркуль, цыган, белолицый, панцирь, цитата, цилиндр, огурцы, цыпленок, концы, цикл, скворцы, дверцы.

И-ы после ц в корне

И-ы после ц в окончании

2.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Круглолиц_й девочки, куц_го хвоста, лучш_й доли, могуч_й силы, небольш_го куска, рыж_й лисы, хорош_го отношения, чуж_го человека.

3.Запишите 10 слов, оканчивающихся на _ция. Составьте с ними словосочетания прил+сущ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выполните мини-тест

1) Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква И.

а) Ц..рковой, ц..ферблат, ц..кнуть.

б) Ц..тата, дисц..плина, полиц..ия.

в)На ц..почках, делегац..я, акац..я

2) Подчеркните слово, в котором допущена ошибка.

а) Конституция.

б) На ципочках.

в) Нумерация.

г) Циклон.

3) Напишите слово:

Призыв на военную службу_________________________________________

Номер, с которым выступают в цирке_________________________________

Лекарство для прививок_____________________________________________

Основной закон государства________________________________________________________

Список литературы

  1. Р.М.Гриценко. Умникам и умницам: олимпиады, викторины, конкурсы по русскому языку.- Краснодар: Традиция, 2013г.

  2. «Литература Кубани», т.3.-Хрестоматия для учащихся средних школ: Учебное пособие ./ Сост. Любимцев Ю.Г. -Краснодар, ООО фирма «Стилос»,1995г.

  3. Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по УМК В.В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.Н.Никитиной и др./ авт.-сост.Г.В.Цветкова,. Волгоград: Учитель, 2013.

  4. Русский язык. Тематический контроль:рабочая тертадь:5 класс/Под ред. И.П.Цыбулько .-М: Издательство «Национальное образование», 2012г.

  5. И.П.Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.:Просвещение, 2014г.

  6. Т.В.Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!».-М.:ООО»Грамотей», 2004г.

infourok.ru

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Упражнения по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе

Синтаксис и пунктуация. Упражнения.

 Главные члены предложения.

1 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»

  1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
  2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
  3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
  4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
  5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

2 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «глагол+ сущ.»

  1. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
  2. С шелестом падали с тополей сухие листья.
  3. Горький запах заполнял лес.
  4. Над озером закружило листвой.
  5. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Вводные слова и обращения.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Укажите обращения и вводные слова.

1. К счастью  мы быстро решили трудную задачу.

2. Это представление вероятно вам понравится.

3. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им Дети мои милые пора вам о невестах подумать!

4. За кого же нам батюшка посвататься отвечают сыновья.

5. Лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу Иван-царевич а меня замуж возьми, жалеть не будешь!

Простое и сложное предложение.

I вариант

1. Выпишите сложное предложение: В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

3. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

3. Составьте схему предложения: Бесстрашно прыгает белка с дерева на дерево, помогает себе хвостом.

Прямая речь.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

nsportal.ru

Задания по орфографии, 5 класс

Зачет по теме «Орфография.

  1. Вставьте безударную проверяемую гласную.

Препод…ватель, погл…щать, соед…нение,

увл…кательный, знам…нитый, уд…вительный, зал…пить, сокр…щать, сож…леть, утв…рдить, л…нгвистика, отр…жать, закр…плять, поб…ждать, разг…дать.

  1. Вставьте безударную непроверяемую гласную.

К…ртофель, ап…льсин, к…пуста,

манд…рины, б…наны, ч…ловек, п…рила, к…тлета, б…нокль, …зыковой.

  1. Вставьте проверяемую согласную в корне.

Обле….чение, ни…ко,

бесе…ка, бере…, у…ко, про…ьба, ко….ьба,.

  1. Вставьте проверяемую непроизносимую гласную (если нужно).

Страс…ное желание, опас…ный,

извес…ный, здра…ствуй, чудес…ная, вкус…ный, учас…ник.

  1. Вставьте А, У, И после шипящих.

Ч…ткий товарищ, дремуч…я ч…щ…,

ш…карный наряд, щ…пальце осьминога, брош…ра, ч…довище, ж…ри, ш…нель, ж…раф, параш…т, ч…стушка.

  1. Раскройте скобки и выберите правильное написание сочетаний (нужен Ь или нет).

Ноч( )ной, камен( )щик,

птен( )чик, нян( )чить, сбор( )щик, руч( )кА, руч( )ной.

  1. Раскройте скобки и выберете правильное написание (нужен Ь или нет).

Много груш( ), товарищ( ), помощ( ),

молодеж( ), доч( ), грач( ), много рощ( ), боевая мощ( ), мыш( ), шалаш( ), нет дач( ), рож().

  1. Вставьте Ъ или Ь разделительный знак.

Раз( )езд, об( )яснить,

в( )юга, руч( )и, солов( )и, об( )яснение, раз( )единить, бар( )ер, от( )езд, ш( )ю, с( )ёжиться, вороб( )и.

  1. Раскройте скобки и выберете правильное написание НЕ с глаголом.

(Не)мог, (не)знал, (не)долюбливал,

(не)навидел, (не)хотел, (не)жил, (не)годовал, (не)доумевал, (не)понял, (не)скажу, (не)здоровится.

  1. Раскройте скобки и выберете правильное написание ТЬСЯ/ТСЯ.

Бьет( )ся лебедь, люди толпят( )ся,

надо умыт( ) ся, завтра возвращат( )ся, купает( )ся в озере, пора ему женит( )ся, кувыркает( )ся, улыбает ( ) ся, смеят( )ся разрешает( )ся.

  1. Вставьте буквы: сл…гать, сл…жить, р…сти, р…сли, бе…вкусный, во…ход, ц…ган, ц…ркуль, танц…, ш…рох, ш…пот, ш…рты, кузнеч…к, замоч…к.

  2. Вставьте буквы: ш…колад, ж…лудь, реш…тка, р…стение, зар…сли, прил…гательное, предл…жение, бе…сонница, бе…спокойный, ра…гружать, ц…пленок, ножниц…, ц…фра, слон…к, горош…к, карандаш…к.

multiurok.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Дидактические карточки-задания по орфографии и пунктуации для 5 класса

                              Орфография

                 Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

  без…мянная речка

  по…ск                       из…сканные манеры

  роз…ск                      небез…звестный поэт

  пед…нститут                 меж…нститутские спортив-

  контр…гра                   ные соревнования

  без…сходность               без…нициативный человек

    с…грать в шахматы           пред…дущее изложение

  по…грать в мяч              пред…стория человечества

  под…тожить сделанное        меж…мпериалистические

  по…скать книгу              противоречия

                                 без…дейное произведение

  без…скусное повествование

  раз…грать партию в шахматы   сибирский при…ск

  провести полит…формацию      

  транс…ранская магистраль

  пред…юньские события

                          Орфография

                Буквы о-е-ё после шипящих

                                                   КАРТОЧКА N 6.                                  

 

    1.  Вставьте пропущенные буквы.

    Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,

ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,

ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,

пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,

моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,

свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.

    2.  Поставьте данные существительные в творительном падеже.

    падеж            кирпич           продажа          плащ

    рубеж            меч              борщ             межа

    плач             свеча            пейзаж           дача

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 1

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

                                                     Орфография

                                          Правописание Е-ё-О после шипящих

  1. Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш…нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра,  холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

  1. Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки,   больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

                                             Орфография.

                            Безударные гласные в корне слова

                                         

                                             Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

                                           Орфография.

                              Безударные гласные в корне слова

                                             Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

                         Пунктуация

                   Запятая при обращении

      Расставьте нужные знаки препинания.

      1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

      2) Вы откуда будете молодые люди?

      3) Тебя ль я вижу милый друг?

      4) Отпусти меня родная на простор широкий.

      5) Опять я ваш о юные друзья!

      6) Ваша  телеграмма  застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

ловна.

      7) Тебе  Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

ный.

      8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

      9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

                                                   

                         

                            Пунктуация

             Знаки препинания при прямой речи

                         

   

                             

      Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

        

      1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

      2) Дождь  пойдет  возразил  Калиныч

      3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

      4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

      5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

      6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

      7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

новей.

      8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

                               

                                          Орфография

                                                5класс

                                                     

-Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра( не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна  (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает.

                                                Орфография.

                                                     5 класс

-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь  в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т  уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т  алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

                                   Орфография

                                                    5 класс

-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц..  (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Занимательные упражнения по орфографии

Занимательные упражнения по орфографии

В тестах по занимательной грамматике используются упражнения с такими заданиями: «Угадай общий для этих слов конец», «Угадай общее для этих слов начало». Эти упражнения с успехом можно использовать на уроках русского языка. Учащиеся с интересом относятся к данному виду работы, легко угадывают недостающие части слов. Учителю такая форма работы позволяет при небольших затратах времени повторить большой объём материала, так как слова, начинающиеся или заканчивающиеся одинаково, подчиняются одному правилу. Вместо объяснения правописания каждого слова в отдельности учащийся объясняет написание одновременно группы слов. Подобные упражнения можно использовать при закреплении нового материала, при повторении, при подготовке к диктантам, при проведении орфографических пятиминуток.

Предлагаю вам варианты подобных заданий.

Правописание приставок

 

                         чётный

                          оный

                          рочный

Бесс                трашный

                          порный

                          нежный

                        свирепеть

                         адник

   Расс         едлать

 ол  

 еление

  ечь    

ащитный

вучный

Безз              лобный

вёздный

емельный  

аветный      

                   тожить

Поды         скать

грать    

сходный

Безы        мянный

дейный

звестный  

зидиум

                      зрение

парат

   Пре               пятствие

стиж

цедент

тензия

ключения

При             вилегия

вивка

Правописание суффиксов

Смаз

прика

во                зчик

ре

гру

Матро

инду

ру                  сский

оде

белору

черке

Ре

у

вя

ни               зкий

мер

сколь

Неме

горня

гре                цкий

тка

туре

доне

Кус

сын           очек

клуб

звон

Канлида

гиган

брес                  тский

депута

альпинис

турис

Сле

заве

бесе                 довать

коман

зави

ра

Оцен

присматр

спраш                   ивать

наста

подытож

Преодол

ноч

овлад                  евать

гор

потч

танц

верительн

До         срочн                  о

ходчив

словн

жив

нов

За                 прост                   о

светл

долг

темн

давн

из                 редк                     а

далёк

бел

сыт

до                красн                    а

сух

черн

лев

прав

с                   плеч             а

горяч

нов

начал

долг

прав

чист

На               черн              о

глух

сух

скор

Слитное и дефисное написание  наречий

   хитр

спортив

По          родствен н       ому

делов

военн

боев

разн

прежн

осенн

По            домашн         ему

дорожн

вчерашн

перв

В(во)   втор            ых(их)

треть

четвёрт

лись

дет

По           черепашь               и

волчь

разбойничь

заячь

дет

француз

флот

По         цар                      ски

товарище

друже

гусар

сосед

позж

По         невол               е

дешевл

нын

очерёдн

временн

По           имен                    о

вседневн

бригадн

маленьк

По          легоньк              у

напрасн

Ь знак после шипящих

Бог

гр

кум                  ач

тк

сил

скрип

вр

Пах

шип

треск

жг                       уч

мог

дрем

скрип

жив

О и Ё после шипящих

Маль

ру

ре                   чонка

лав

дев

юб

Стер

увл

исп                     ечь

обж

бер

Уд

д                           ач

зад

перед

Встр

пл                     еч

св  

Вол

зай

бель                  чонок

барсу

бо

гал

Жу

пу

бо                чок

зна

са

су

крю

Ре

бе             чёвка

кор

но

Дири

масса

трена            жёр

ста

уха

Увле

испе

рассе          чённый

обре

удру

туш

мощ

копч

моч              ёный

суш

лиш

золоч

в

колад

фёр

Шо              ссе

рох

рты

лка

рточка

Чё                 рный

ткий

тки

РТ

лудь

Жё                 лоб

сткий

Безударные личные окончания глаголов

грохоч

бормоч

хохоч

Они           лепеч            ут

шепч

полощ

скач

трепещ

се

ве

Они         ла                ют

та

ре

во

леч

уч

знач

Они          держ             ат

слыш

дыш

топ

крас

стро

Ты             кле                  ишь

уч

верт

слыш

обид

мел

зна

Ты            хлопоч                ешь

плач

стел

щекоч

хоч

лов

люб

Они          завис                  ят

вид

ход

свет

Н НН в прилагательных, причастиях, наречиях

Цел

маш

ист

карт                инный

овч

стар

подл

Неф

жес

кос                 тяной

шерс

пла

Реак

опера

тради               ционный

пор

авиа

сек

Ор

соко

собо           линый

Ураг

бур

иностр             анный

тум

карм

стр

Клюкв

солом

болезн            енный

искусств

естеств

листв

 

Распил

замуч

прищур        енный

измер

замасл

удосто

Размеш

обещ              анный

увенч

разве

расе

расстрел           янный

потер

посе

краш

жар

крад

морож              еный  

беш

ряж

кош

плавл

зв

маз

пут

лом

пуг            аный

тк

рв

штоп

др

жжем

жел

невид                анный

неслых

негад

нежд

вре

пись            менно

непре

от

мгно

откро

проникно            венно

ответст

мужест

соверш

откров

несомн        енно

легкомысл

свяще

Ъ и Ь знаки

езд

ел

Съ        едобный

ёжиться

ёмка

Правописание согласных

кос

рез

ход         ьба

молот

свад

ре

гда

сла         дкий

га

жи

матрё

игру           шка

насме

                ём

     ект

  объ       явление

единение

 ездчик

  ект

я

отве

опа

вку

прекра        сный

напра

ужа

небе

изве

гру

че               стный

вла

окре

ме

Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения

Бу

забу             дьте

ся

нала

обозна

запла        чьте

увели

нама

разре             жьте

потрево

соста

испра            вьте

приба

пригото

поста

ста

завя               ньте        

ки

Слитное и дефисное написание прилагательных

    массовый

Культурно         правовой

    бытовой

  познавательный

                      поисковый

                       фантастический

Научно         исследовательский

технический

                             ногий

волосый

Длинно               бородый

ухий

носый

зоркий

Дально                бойный

видный

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *