Задания русский язык 5 класс – Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома

Содержание

Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома

Если ваш ребёнок пошёл в 5 класс, то это самое время, когда нужно более серьёзней подойти к занятиям по его обучению и образованию. Начальная школа уже позади и важно, чтобы первая ступенька средней школы прошла без каких-либо затруднений. В средней школе сложность и количество предметов существенно возрастают. Ребёнку в этот период необходимо заниматься не только в школе с учителем, но и с вами, родителями, чтобы вы могли контролировали его успеваемость. Для этого, в помощь вам, мы приводим задания по каждой теме из программы по русскому языку за 5 класс. Вы также, можете легко придумать аналогичные примеры самостоятельно, когда отрешаете представленные. Эффективнее решать их вместе с ребёнком, попутно задавая дополнительные вопросы, вместе разбирать непонятные примеры. Но можно дать их ребёнку и для самостоятельной работы, а затем вместе разобрать ошибки.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Содержание

Задание 1. Знание частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частица)
Задание 2. Правописание частей речи

Задание 3. Виды предложений по цели высказывания
Задание 4. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)
Задание 5. Виды словосочетаний
Задание 6. Знаки препинания при однородных членах предложения
Задание 7. Знаки препинания при обращениях
Задание 8. Знаки препинания при вводных словах
Задание 9. Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения)
Задание 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Задание 11. Стили литературного языка
Задание 12. Мягкий знак и гласные после шипящих, гласные после «ц»
Задание 13. Морфемный разбор слова
Задание 14. Безударные гласные в корне слова
Задание 15. Чередующиеся гласные в корне слова
Задание 16. Приставки на з/с, приставки пре/при
Задание 17. Буква «ы» после приставок
Задание 18. Литературные приёмы
Задание 19-20. Умение расставлять знаки препинания, правильно подбирать и применять правила грамматики

Задание 1

Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли:

Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы:

На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…

Задание 3

Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое):

  • Мама придёт поздно.
  • Пока ты тут отдыхаешь, я всю квартиру отдраила!
  • Вынеси мусор.
  • Ты пойдёшь со мной в кино?
  • А всё потому, что ты лентяй!
  • Если я сейчас не сяду за пианино, то не успею выучить этюд к экзамену.
  • Он и песни пишет, и в теннис играет, и на огороде работать успевает.
  • Ах, скорее бы осень!

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

  • Как только я кивну, сразу опускай занавес.
  • Карандаш – не краски, так выразительно не получится.
  • Ты успеешь написать сочинение до конца недели?
  • Светает.
  • Не бойся, она не кусается.
  • Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции.
  • Появился и исчез.
  • Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?

Задание 5

Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):

Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.

Задание 6

Расставьте знаки препинания при однородных членах:

  • Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест!
  • Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть.
  • Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль.
  • Выбирай: я или он.
  • Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.

Задание 7

Расставьте знаки препинания при обращениях:

  • Мама ну сколько можно!?
  • Спокойствие Павлуша спокойствие.
  • Знаете Марфа Никитична это непозволительно!
  • А вы что думаете Андрей?
  • Оглянитесь дети что вы видите?
  • Река-река не выходи за берега!

Задание 8

Расставьте знаки препинания при вводных словах:

  • Я наверное пойду.
  • Мы вообще-то ещё не закончили.
  • Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз?
  • Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?

Задание 9

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  • Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью.
  • У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года.
  • Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились.
  • Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места.
  • Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.

Задание 10

Расставьте знаки препинания при прямой речи:

  • Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме.
  • Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона.
  • Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!

Задание 11

Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение:

  • Лучики солнца щекотали его лицо, он лежал на траве, смотрел на небо, на плывущие облака, и всё казалось ему таким ненужным, второстепенным.
  • Учёным наконец-то удалось установить примерный возраст недавно найденной в Египте статуэтки Ра.
  • Довожу до Вашего сведения, что не явился на работу 4 марта 2008 года по причине болезни, выписка врача прилагается.

Задание 12

Вставьте пропущенные буквы:

Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…

Задание 13

Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа):

Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.

Задание 14

Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова:

Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.

Задание 15

Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:

Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы:

Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.

Задание 17

Вставьте пропущенные буквы:

Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.

Задание 18

Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:

Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,

Задание 19

Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:

Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (

не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бепокоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки
математика
или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?

Задание 20

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:

На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него у сам ого улучшается настроение.

childage.ru

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса

Разделы: Русский язык


Тетрадь
по русскому языку
учени_        5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка,  тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

 Упражнение 3                                                                   
Выпишите однокоренные слова.
А)   Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б)    Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в                      выст_вка – ст_вить              з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск              нач_ла – нач_ло                   уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча         затр_щал – тр_ск                 тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты       т_желый –т_жесть               т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д           тр_пинка – тр_пы                просл_влять – сл_ва

Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________                         др_знить- ___________
ч_совщик -__________                      м_ряк -_________________
ж_леть -_____________                     з_л_то — _________________
л_петал- _____________                    см_треть-________________
т_нуться -____________                     вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________                     уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________                  сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2  к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит.  П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала  п_стуху2 собака. Море с_нело, парус  б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие  с_сновые2 и _ловые д_ревья.  На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют  _сенней2  красавицей. Она не б_ится  хол_да, а её ягоды становятся2  сладкими2  от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие                         преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь                        вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен                          чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен                  вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а                                  гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие                     окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье                      жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие                      гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__                            ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь                        корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________                             поз_но — ____________
праз_ник — _________                            доблес_ный -___________
грус_ный — _________                            лес_ница — _____________
окрес_ность — _________                       мес_ность -_____________
свис_нул -____________                       чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________                      радос_ный — ____________
капус_ный — ___________                     гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________                     облас_ной — _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
(А.С. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Части речи

Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый,  не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_,  о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_,  к  картин_,  из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_,  береч_, помощ_, дрож_,  нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2  лист_я  пов_сали  (на) нитках _сенней  п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы.  Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2  мо_ки. Сядет мо_ка  на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
 Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание  «сущХ. + прил.»
1едем направо;                           4. помощь друга;
2.в синюю высь;                          5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»

  1. беседуем за столом                   4.на вершине ели;
  2. густых ёлок                                5. Учишься с желанием
  3. резкого ветра

3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример                       4.растаяли снега
2. вырос гриб                                   5.беседовать с другом
3. поздним вечером

4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник

6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. Ле_кий в_терок гон_т  топит _блака.
  2. Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  3. Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  4. На севере дерев_я растут медленно но вырастают  крепкими и могучими.
  5. Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  6. В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  2. Мы взяли с собой всё необходимое  продукты одежду тёплое бельё.
  3. Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  4. Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  5. Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  6. На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Полный вариант рабочей тетради

16.01.2011

urok.1sept.ru

Русский язык, 5 класс: уроки, тесты, задания

Русский язык, 5 класс: уроки, тесты, задания
  1. Информация о разделе

    1. Язык и речь. Устная и письменная речь. Разговорная и книжная речь
    2. Текст. Типы речи
    1. Словосочетание
    2. Предложение
    3. Главные члены предложения
    4. Второстепенные члены предложения
    5. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова
    6. Предложения с обращениями, вводными словами
    7. Прямая речь, диалог
    1. Звуки и буквы, фонетическая транскрипция
    2. Гласные и согласные звуки
    3. Позиционные чередования гласных и согласных звуков
    4. Орфоэпия
    1. Омонимы, синонимы, антонимы
    2. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова
    1. Состав слова
    2. Правописание корней
    3. Правописание приставок
    4. Гласные после Ц
    1. Правописание суффиксов существительных
    2. Одушевлённые и неодушевлённые существительные, род существительных, НЕ с существительными
    3. Склонение имён существительных, число, падежные окончания
    1. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
    2. Полные и краткие прилагательные
    3. Степени сравнения имён прилагательных
    4. Словообразование и правописание имён прилагательных
    1. Правописание глаголов
    2. Инфинитив
    3. Вид, возвратность и переходность глаголов
    4. Наклонение глаголов
    5. Времена глагола
    6. Спряжение глаголов

www.yaklass.ru

Тестовые задания по русскому языку 5 класс

Тестовые задания по русскому языку 5 класс

1.Текст-это

А)несколько словосочетаний

Б)распространенные предложения

В) несколько предложений не связанных между собой

Г) сочетание предложений связанных между собой по смыслу и грамматически

2. Однокоренные слова –это…

А) слова с одним и тем же корнем

Б) слова , которые одинаково звучат ,но пишутся по- разному

В) слова с одним и тем же лексическим значением

Г) слова ,которые состоят из одного корня

3. Указать слова ,соответствующие схеме:приставка,корень,суффикс,суффикс

А) серенький

Б) шиповник

В) дождливый

Г) подосиновик

4. Правильный вариант пропущенных букв в словах

П…лянка, к…мыш,к…выль,к…рабль, ф…нарь

А) о-а-о-о-о-

Б). а-о-о-а-а-

В).о-о-а-а-о-

Г).а-а-а-а-о

5. Общая часть всех родственных слов ,в котором выражено основное лексическое значение называется…..

А). суффикс

Б). приставка

В).корень

Г). окончание

6. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

А). суффикс

Б). окончание

В). корень

Г). приставка

7. Значимая часть слова , которая стоит за корнем и служит для образования новых слов ,называется…

А) суффикс

Б).корень

В).основа

Г). приставкой

8. Изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении , называется….

А). приставкой

В). суффиксом

В). корнем

Г). окончанием

9. Часть слова без окончания , называется…

А).корнем

Б). суффиксом

В). основой

Г). приставкой

10. Указать слово ,в котором пишется ъ.

А).раз…езд

Б),по..ехал

В). сем…я

Г). крыл..я

11. После шипящих ж, ш, ч, щ, пишутся

А). и, у,а

Б). и,ю,я,

В). у,ю ,я

Г).я,и,ю,

12. Указать правильный вариант пропущенных букв в словах

Ин..екция,вороб…и, сем..я , в…юга, об…явление

А). ъ-ь-ь-ь-ъ

Б).ь-ъ-ъ-ъ-ъ-

В). ъ-ъ-ъ-ъ-ъ

Г).ь-ь-ь-ъ-ъ-

13. Правильный вариант пропущенных букв

Ч..лок, ж..знь ,ч…ща,пищ..ть,овч…рка,брош..ра, ж…ри

А). у-и-а-а-а-ю-ю

Б). ю-ы-о-я-я-у-у

В). и-ы-а-а-а-ю-у

Г). ю-ы-а-а-я-у-ю

14. У существительных женского рода 3 склонения на конце слова

А).а

Б).я

В).е

Г). ь

15. Укажите ,какой частью речи является выделенное слово:К нему подошло несколько человек.

А),существительное

Б). глагол

В). прилагательное

Г),местоимение

16). Ь знак пишется на конце существительных

А).м-р,2 скл.

Б). ж-р 3 скл.

В). ж-р,1 скл.,во множ. числе

Г). ж-р,1 скл. в единств. числе

17.Синтаксис- это раздел науки о языке , который изучает…

А). слово

Б). звуки речи

В). части речи

Г). словосочетание и предложение

18. Раздел науки о языке ,изучающий правила пунктуации..

А). синтаксис

Б).морфология

В), фонетика

Г).пунктуация

19. Словосочетание – это…

А). сочетание двух слов

Б).сочетание существительного с предлогом

В).подлежащее и сказуемое

Г).сочетание двух и более слов , связанных по смыслу

20.Найдите словосочетание «прилагательное +существительное»

А). написать письмо

Б). отправить сообщение

В). выпить молока

Г). звездное небо

21.Найдите словосочетание «глагол + существительное»

А).решить задачу

Б).звонкая песня

В). летнее утро

Г). полевые цветы

22. Найдите словосочетание «наречие + глагол»

А).летний дождь

Б).медленно двигаться

В).старинная картина

Г). тропинка в лес

23.Грамматическую основу предложения составляет….

А).подлежащее

Б).сказуемое

В).дополнение

Г).подлежащее и сказуемое

24. Двусоставное предложение состоит…

А).из подлежащего и сказуемого

Б).из подлежащего

В). из сказуемого

Г).из сочетания существительного и прилагательного

25. Указать предложение, в конце которого ставится восклицательный знак.

А).Весна была ранняя

Б) Налетели снега и метели.

В). Голубушка, как хороша..

Г). Птицы улетели в теплые края..

26. По цели высказывания предложения бывают….

А).повествовательные

Б).восклицательные

В).побудительные

Г).повествовательные, вопросительные, восклицательные.

27.Главные члены предложения-это…

А).подлежащее ,определение

Б). сказуемое, дополнение

В). определение, дополнение

Г).подлежащее и сказуемое

28.Член предложения ,который отвечает на вопросы косвенных падежей.

А). определение

Б). дополнение

В). обстоятельство

Г). подлежащее

29. Член предложения который отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК?

А). подлежащее

Б). обстоятельство

В).дополнение

Г). определение

30.Член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

А) определение

Б). дополнение

В). обстоятельство

Г). подлежащее

31.Нераспространенное предложение

А). Пляшут капли в лужице.

Б). Зеленый пруд был в самом дальнем углу.

В). Ливень льет!

Г). Возле реки.

33. Распространенное предложение.

А). Под солнцем.

Б). Весна.

В). Ночью ветер злится и стучит в окно.

Г). Наступила зима.

32. Обращение – это…

А). сочетание слов

Б). второстепенный член предложения

В) главный член предложения

Г). сочетание двух или боле слов , называющее того к кому обращаются с речью.

33. Указать предложение с обращением .

А). Шуми, шуми , послушное ветрило .

Б). Над озером блеснула тусклая зарница.

В). Светает.

Г). В поход следует взять шерстяной свитер.

34. Обращение на письме выделяется….

А). запятой

Б). восклицательным знаком

В). двоеточием

Г). зависит от интонации

35. Раздел науки о языке , который изучает предложение

А). синтаксис

Б). морфология

В). лексика

Г). фонетика

infourok.ru

Тренажёр по русскому языку (5 класс) по теме: Тренировочные задания по русскому языку, 5 класс

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

1 вариант.

1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

а) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

в) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2.Многозначными называются слова, которые         имеют __________________________________________________.

3.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению ______________________.

4. Антонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Прямое значение слова – это ________________________________________________________________________.

6. Многозначные слова – это слова:

а) имеющие лексическое и грамматическое значение;

б) имеющие несколько лексических значений;

в) употребляемые многими людьми.

7.   Толковый словарь – это словарь, в котором:

а) разъясняется написание слов;       б) разъясняется значение слов;    в) раскрывается строение слов русского языка.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) ветер воет, горит костер, сушить весла;

б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

в) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

а) строить дом;      б) убить время;     в) тяжёлый характер      г) часы бегут       д) мягкое кресло;   е) острый нож

11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову  смелость:

а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

12. Выберите пары антонимов:

а) смелый – грубый;         б) мудрость – глупый;           в) щедрый – скупой;       г) рассеянность – сосредоточенность;

д) благородный – подлый           е) отзывчивый – вспыльчивый.

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени 

а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          

б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь

в. лиловый

4. очень большой 

г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности

д. громадный

6. знаки для обозначения звуков 

е. маршрут

 _________________________________________________________________________________________________

15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк — ____________________         яхта — __________________           автограф — _______________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Сквозь землю провалиться____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Бить баклуши  ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка  ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

17. Какое слово является однозначным?

а) кисть            б) фауна                в) игла                г) трубить

18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) золотое кольцо                 б) тёмная ночь                в) серебряные волосы             г) идёт по дороге

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Рана заживёт, а рубец останется.                                  б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

в) Метель метёт, а вьюга плачет.                                       г) Ученье в счастье  украшает, а в несчастье утешает.

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.                     б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

в) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.                                    г) Яблоки не кислые, а сладкие.

21. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ         БЫСТРО.
а)    как с гуся         вода
б)    хоть пруд         пруди
в)    пуд соли         съесть
г)    сломя         голову
д)    вытягиваться в         струнку
е)    во весь         дух

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3.   Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

2 вариант.

1.Лексика – это раздел науки о языке, в котором         изучается  ___________________________________________________________________________________________________.

2.Слова, имеющие несколько лексических значений,         называются ________________________________________.

3. Переносное значение слова –         это ___________________________________________________________________________________________________.

4. Синонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ________________________________________.

6. Однозначные слова – это слова:

а) одинаковые по значению, но разные по смыслу;                  б) употребляемые одним человеком;

в) имеющие одно лексическое значение.

7. Лексическое значение слова разъясняется в:

а) орфографическом словаре;                 б) толковом словаре                 в) словообразовательном словаре.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) волк воет, золотые руки, красить краской;

б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

в) море цветов, красное платье, твердая земля.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

а) твёрдая воля         б) бегут ручьи          в) горят костры       г) зерно пшеницы       д) золотое кольцо      е) ледяной взгляд

11. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову  жестокий:

а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

12. Укажите пары антонимов.

а) угрюмый – веселиться        б) гигант – карлик           в) робкий – смелый         г) холодный – вспыльчивый              д) благородный – подлость                 е) скромный — хитрый

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. горячий кофе

а. прямое значение

б. переносное значение

2. горячий характер 

3. сладкое яблоко

4. сладкая мечта

5. свежий хлеб

6. свежий воротничок

 __________________________________________________________________________________________

15.  На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

офис — __________________      трасса — _________________            иллюстрация — ____________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Чуть свет __________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Показать, где раки зимуют ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________17. Какое слово является однозначным?                                                                                                 

а) блондин       б) челнок               в) число              г) серебряный

18.  Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) читает письмо                 б) ветер воет                в) старинная крепость             г) хлебный магазин

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Хлеб мягкий, свежий                                                        б) Ищи не дом, а соседей

в) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.         г) Корень учения горек, а плод его сладок

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.                     б) Сова спит днём, а охотится ночью.

в) В поэтической речи глаза часто называют очами.             г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

21.Укажите фразеологизмы – синонимы к словам УГОЖДАТЬ,         ЛЬСТИТЬ.
а)    бередить         душу
б)    невзирая  на         лица
в)    играть в         кошки-мышки
г)    рассыпаться мелким         бесом
д)    переворачивать вверх         тормашками
е)    извиваться         ужом

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

        

nsportal.ru

Занимательные задания по русскому языку (5 класс).

Занимательные задания по русскому языку для 5 класса для внеклассного мероприятия.

  1. Прочитайте стихотворение А. Яшина.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?

  1. Определите «третье лишнее». Объясните, почему.

Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный).

Что, чтобы, нечто. (Нечто).

Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство).

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. (Нравственный).

3. Найдите «лишнее» слово.

1) Сыр, сырник, сырный, сырость.

2) Соль, солончак, солить, солист.

3) Горняк, горный, горка, горе.

4) Пол, половичок, половой, поле.

(Все последние слова – «лишние»).

  1. Ошибся ли мальчик?

Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц).

  1. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля — колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

  1. Какие из данных слов имеют окончание?

Домов, столов, коров, голов, основ, шей, степей, батарей, юношей.

  1. «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

С ног до головы

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

– Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А. Шибаев. (20 фразеологизмов).

8. Назовите 8-10 имен с удвоенной согласной.

(Филипп, Эмма, Кирилл, Савва, Алла, Анна, Римма, Инна).

9. Назовите несколько слов, относящихся к миру животных с удвоенными согласными.

(Гиппопотам, аллигатор, сеттер, горилла).

10. Распределите данные слова в 3 «столбика». Объясните, по какому принципу вы их распределяли.

Друзья (1), долька (2), шить (3), шью (1), вьюга (1), вить (3), сделать (3), коньки (2), деньги (2), больной (2), жилье (1), деньки (2), безделье (1), конь (3), соль (3), копье (1), слезь (3), возьму (2), колья (1), только (2), ночь (3).

11. «Назовите одним словом».

А) Укол, который делает медсестра. (Инъекция).

Б) Отвар из мяса. (Бульон).

В) Сорная трава около дома. (Бурьян).

Г) Чье-то личное мнение. (Субъективное).

Д) Небольшой торговый магазин. (Павильон).

Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. (Почтальон).

Ж) Всегда сопровождает генерала. (Адъютант).

З) Строящийся … (Объект).

multiurok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме: Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе

Задания для повторения изученного материала за курс 5 класса

Составила учитель ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы Матюшкина М.Е.

Задание 1

1. Распредели слова-понятия (термины) в соответствии с разделами лингвистики, в которых они изучаются.

Орфография:_________________________________________________________________________________________

Фонетика:____________________________________________________________________________________________

Морфемика:__________________________________________________________________________________________

Морфология:_________________________________________________________________________________________

Синтаксис:___________________________________________________________________________________________

Пунктуация:________________________________________

Стилистика:__________________________________________________________________________________________

Лексика:_____________________________________________________________________________________________

Звук, словосочетание, имя прилагательное, дополнение, непроизносимый согласный, многозначное слово, двоеточие, приставка, сонорный, предлог, научный стиль речи, запятая, подлежащее, постфикс, антоним, разделительный мягкий знак, служебные части речи.

2. Разбери слова по составу:

 красива, перелётные, переход, раздать, переделка, соединим, премудрость.

Задание 2

1. Запиши имена существительные в форме П. п. единственного числа. Выдели окончания.

Морковь — _______________, битва — _______________,

радость — _______________, веселье — _______________,

язык — _______________, значение — _______________,

народ — _______________, история  — _______________ .

2. Измени слова по образцу и запиши. Подчеркни букву мягкий знак, обозначающую мягкость согласного.

Образец: соловей — соловья, соловью.

Копьё, ручей, муравей, жильё, зверьё.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

1. Запиши словосочетания, вставляя предлог ОТ или ДЛЯ:

Лекарство … головной боли, таблетки … снятия нервного напряжения, средство … мытья посуды, порошок … стирки белья, капли … бессонницы, состав …выведения пятен.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши в транскрипции слова:

 КОСМОНАВТ [                                         ],

АВТОБУС [                                         ],,

 ФУТБОЛ [                                         ].

3. Подчеркни в предложениях текста главные и второстепенные члены предложения.

Осень пожаловала в лес. Она украсила деревья разноцветными красками. Скоро птицы улетят в тёплые края.

Задание 4

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Напиши название тропа (средства художественной выразительности), который используется автором в этом стихотворении.

Остр…секирою ранена б…рёза,

(По) коре сребристой (по) катились слёзы;

Ты (не) плачь, б…рёза, бедн…, не сетуй!

Рана не см…ртельна, вылечит…ся (к) лету.

Троп: _______________________________

2. Выдели корень в слове. Запиши к каждому слову по два однокоренных:

носить — __________________, _______________________;

ссориться — __________________, _______________________;

загадка — __________________, _______________________;

заиграть — __________________, _______________________;

городской — __________________, _______________________;

ослепить — __________________, _______________________ .

Задание 5

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найди в предложениях однородные члены и подчеркни их.

Образец: Меня и Колю родители оставили дома.

(Из) м…рских водор…слей люди делают лекарства, корм для ж…вотных. (По) м…рям плавают пассажирск… и грузов… суда. Пришла осень, без красок и кис…ти перекрасила все лист…я. (Из) кустов (вы) прыгнула птич… ка и (за) кружилась на мест… . (В) саду (по) дорожкам  и тр…пинкам прыгают в…робышки.

2. В первом задании найди два однокоренных слова и запиши их:

__________________________________________

3. Разбери по составу слова:

улетят, перекрасила, воробышки.

Задание 6

1. Спиши, исправляя ошибки.

Внебо взлитают цвитныи огни, весьть а победи расносят они. Деревъя блестают в залотом убори. Рыбу в мори чиловек ловит издовна. Труд кормет, а лень портет. Кому мир не дораг, тот нам и ворог. Чтобы рыпку сьесть, надо вводу лесть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни в предложениях грамматические основы. Над существительными укажи склонение.

Ярко на небе сверкали звёзды. Март — первый месяц весны. Мы спустились со склона. Птицы — санитары садов. На каждой травинке вспыхивает утренний луч. Три ночи лил бурный дождь. Даль светла. Дочь хороша. На реке затрещали и двинулись льды. Василий, не ешь сметану!

Задание 7

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных.

Расти на берёз…, говорить о власт…, беседовать о бесстраши…, побывать на открыти… музея, споём о печал…, не отметить в расписани…, рассказывать о строени… цветка, быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, отдать подарок Мари… .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди и выпиши слова с приставками. Приставки выдели.

Погода, поговорил, побежим, удивлять, уголь, умный, уговорить, отара, отнёс, волосы, вокруг.

____________________________________________________________

Задание 8

1. Спиши, вставляя разделительный Ъ или Ь:

в…езд во двор, сол…ю раствор, с…ёмка кинофильма, дружная сем…я, об…явление в газете, с…ездить на дачу, испугать вороб…я, ледяная в…юга, весенней капел…ю, под…ехать к воротам, с…едобная пища, мален…кая обез…яна, сер…ёзный разговор, пред…вить удостоверение, в…ёт гнездо, крутой под…ём.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подбери по три однокоренных слова. Запиши. Выдели корень.

Пахать — _________________________________________________;

Пахнуть  — _________________________________________________;

Радовать — _________________________________________________;

Светить — _________________________________________________ .

3. Запиши в форме Д.п. и П.п. словосочетание лесная чаща

 

Д.п. ________________________ П.п. ___________________________

Задание 9

1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова, распределяя их по  

1) с орфограммой «Буквы О-Ё в корне после шипящих»:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) с орфограммой «Буквы О-Е в суффиксе после шипящих»:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) с орфограммой «Буквы О-Е в окончании после шипящих»:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ш…рстка, ч…лка, чертеж…м, ч…рный, туч…й, камыш…м, кош…лка, лапш…й, пч…лы, щ..тка, луж…й, свинц…вый, ж…стко, больш…й, ч…рствый, ткач…м, реш…тка, реч…нка, щ…лкать, щ…голь,девч…нка,  ж…рдочка, щ…чки, ч…рный, руч…нка, абзац…м, ш…колад, чтец…в, ш…ссе, ш…тладский, ш…фёр, огурц…в, отц…в.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках укажи, какое это предложение (простое или сложное).

Была гр..за с сильн…. ветром и ноч..ю гнилое дерево рухнуло.

(           ) Медленно ра..ходятся по в..де з..лёные створки кувшинок и

белые листоч..ки ра..ворачиваются в пышн…. цв..ток. (           ) Ра..дался всплеск и тело тюленя и..чезло в в..де. (            )

Задание 10

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В..сёлый мотив, хру…кое здоров…е, ж…лой дом, модный галсту…, извес…ный певец, ме…кий стр…лок, поз…няя осень, вкус…ная ватру…ка, гла…кая поверхнос…ть, кно…ка звонка, дер…кий ответ, убедит…льная про…ьба, древес…ная стру…ка, джинсов… ю…ка, ш…рстяные варе…ки, искус…ная ре…ьба по дереву, ше…ский концерт, старый дру…, зале… на б…рёзу, ре…кий минерал, весёлая сва…ьба,  ни…кая перекладина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проспрягай глагол ТЕРЯТЬ в форме настоящего времени:

я___________________,

ты__________________,

он__________________,

мы__________________,

вы__________________,

они__________________.

Задание 11

1. Подбери к обобщающему слову однородные члены. Запиши, что получилось.  

Образец: Павел, Виктор, Антон — это мужские имена.

_____________, _____________, _____________ — это профессии.

_____________, _____________, _____________ — это грибы.

_____________, _____________, _____________ — это герои книг Астрид Линдгрен.

_____________, _____________, _____________ — это знаменитые детские писатели.

Города России: _____________, _____________, _____________ .

Школьные предметы: _____________, _____________,____________ .

2. Выполни фонетический разбор слова МАЯК:

_________________________
_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Букв:___ , звуков: ___ .

Задание 12

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выдели орфограмму «Буквы Е-И в корнях с чередованием».

Смелый ум…рает один раз а трус каждый день. Кто детям потакает сам слезу ут…рает. Всё в природе зам…рло и погрузилось в сон. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап…рла в стол. Звук колокольчика начал зам…рать. Соб…рать жёлуди следует зелёными. Наступает зима и жизнь в лесу зам…рает. Внутри птица выст…лает гнездо мягкими предметами шерстью, волосами, пухом. Горничная аккуратно заст…лила постель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Над всеми глаголами в первом задании укажи их вид (сов. в., несов. в.)

Задание 13

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Надёжные границ…, юные живописц…, маленькие станц…и, администрац…я гостиниц…, сестриц…н подарок, огромные ц…ферблаты, идти на ц…почках, пушистые ц…плята, исписанные страниц…, заболеть ц…нгой, ц…ганский хор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В задании 1 найди пару антонимов и запиши их:

__________________________________________________

3. Запиши в транскрипции слова:

 ДЕТИ [                 ], ЁЛКА [                 ].

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о