6 класс история средних веков 2 урок: Конспект урока по Всеобщей истории «Что изучает история средних веков» 6 класс

Содержание

Конспект урока по Всеобщей истории «Что изучает история средних веков» 6 класс

Вводный урок «Что изучает история Средних веков» 6-й класс

Тема урока: «Что изучает история средних веков».

Тип урока: Вводный

Цели урока

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Средневековье» , дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

  • Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.

  • Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Оборудование:

  1. Учебник по истории Средних веков (6 класс) Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2009).

  2. Доска.

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Проектор, компьютер, экран.

  5. Карта «Мир в Средние века»

Оформление доски:

Термины:

Средние Века

Гуманисты

Архив

исторический источник Карта:

Тема урока: «Что изучает история средних веков».

Цель урока:

Познакомиться с понятием «Средневековье», знать хронологические рамки средневековья.

План урока:

1. Место Средневековья в мировой истории. Происхождение термина.

2.Хронологические рамки.

3.Источники по истории Средних веков.

Лента времени:

Схема:

Ход урока:

Этапы урока

Методические действия учителя

Учебная деятельность учащихся

1.Оргмомент (2-3 мин.)

Заполнение журнала учителем

Дежурный сообщает количество присутствующих

2.Объяснение нового материала (25 мин.)

Объявление темы «Что изучает история средних веков».

Объявление цели урока: Познакомиться с понятием «Средневековье», знать хронологические рамки средневековья.

1.Место Средневековья в мировой истории. Происхождение термина.

Учащимся разъясняется, какая эпоха в мировой (всеобщей) истории называется средневековьем, почему эти века «средние», по отношению к какому периоду времени они являются таковыми.

Термин «средние века» был введен в Эпоху Возрождения (конец XV века) и означал период времени, расположенный между древним миром и Новым временем. Давайте запишем термин в тетрадь.

Средние века – это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V век) и до начала Великих географических открытий (конец XV века), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.

2.Хронологические рамки.

Учитель показывает на доске «Ленту времени», разъясняет положение средних веков на ней.

Учащимся даётся представление об этапах истории средних веков. Для этой цели используется схема на доске: «Этапы истории средних веков».

Поэтические названия этапов средневековья предложил голландский ученый Хёизинга и многие историки ими воспользовались.
В науке существуют различные взгляды на начало и завершение средних веков (с начала II тысячелетия, а не с падения Западной Римской империи, по 1453 год и другие точки зрения). В данном случае используется наиболее традиционная точка зрения.
Также можно выделить основной вклад, который внесли средние века в мировую историю:

  1. в это время сформировались многие современные народы и языки;

  2. сложились государства;

  3. города стали центрами ремесла и торговли;

  4. возникли институты власти – парламент, суд присяжных, дипломатические службы;

  5. появились университеты, книгопечатание;

  6. огромный вклад во все сферы культуры.

3.Источники по истории Средних веков.

Переходя к рассмотрению вопроса об исторических источниках, актуализируются знания учащихся, полученные в ходе изучения предыдущих курсов истории (пропедевтического в начальной школе, регионального в основной школе, истории древнего мира):

1.Что вы знаете об исторических источниках?

2.Какие вы знаете историчекие источники?

Обобщая ответу учащихся, учитель предлагает следующую схему:

Запись темы и цели урока в тетрадь.

Запись термина в тетрадь.

Зарисовка «Ленты времени в тетрадь»

Зарисовка схемы в тетради.

Аудирование

Ученики отвечают на вопросы

3.Закрепле-ние (5-7 мин.)

Фронтальная опрос, с выполнением заданий № 3 и 4 на стр. 6 в рабочей тетради.

Вопросы:

1.Как Вы поняли, какой период всеобщей истории называется «средними веками»?

2. Какой смысл вкладывается в понятие «средние»?

Ответы на вопросы, выполнение заданий в рабочей тетради.

4.Домашнее задание (3 мин.)

Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков, 6 класс. М.: Просвещение, 2009 – сс.6-8;
Е.А.Крючкова. Рабочая тетрадь по истории средних веков, 6 класс. М.: Просвещение, 2009.– задания №№ 1, 2.

Запись домашнего задания

5.Подведе-ние итогов (3 мин.)

Выставление оценок

Получение оценок

Конспект вводного урока по истории средних веков «Вводный урок»

Конспект урока по истории средних веков.

Тема: Вводный урок

Цель: дать представление учащимся о хронологических и географических границах средневековья, своеобразии путей исторического развития стран и народов, о становлении западноевропейской цивилизации.

Ход урока:

1) План изучения материала:

1. Как работать с учебником истории средних веков.

2. Достижения народов Древнего мира (обобщение курса 5 класса).

3. Римская империя и причины ее падения. (вспомним старое)

4. Что такое Средние века?

5. Откуда мы имеем представление о Средневековье?

2) Организационный момент.

3) Изучение нового материала

Основное содержание: Понятие «средние века». Содержание термина в эпоху Возрождения и в наши дни. Хронологические рамки и периодизация средних веков. Географические пределы средневекового мира. Соседство миров: Западная и Центральная Европа, Византийская империя и мусульманский мир. Восточная Европа и азиатские кочевники. Передняя Азия: особенности развития. Иранское нагорье, Индия и Юго-Восточная Азия: своеобразие исторических путей.

Основные понятия и термины: средневековье (средние века), Возрождение, цивилизация, исторические источники, археология, феодализм, традиционное общество.

Оборудование: карта «Мир в средние века», учебники, рабочие тетради, компьютер, атласы истории средних веков, раздаточный материал.

Интеграция с другими школьными предметами: свзь с географией на протяжении всего урока.

      1. В начале урока учитель беседует с учащимися об основных процессах и событиях истории Древнего мира (в тексте «Что и как изучает история Средних веков» в учебнике). В 6 классе начинается изучение курса географии, и работа с картой на уроках истории Средних веков должна приобрести систематический, продуктивный характер.

Учитель предлагает показать на карте территорию, которая считается прародиной человечества, территории, где возникли первые цивилизации, территорию Римской империи. Можно предложить учащимся вспомнить об организации древнейших людей и ее развитии во времени, повторить признаки родовой и соседской общины. Требует повторения вопрос о причинах возникновения первых государств, содержание понятий: первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, деспотия. Наряду с этим следует вспомнить о причинах перехода от первобытности к цивилизации.

       2. Существенным является знание учащимися причин образования могущественных держав древности. Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье, и потому им следует уделить особое внимание. При обсуждении причин падения Западной Римской империи целесообразна организованная учителем кратковременная беседа по вопросам: 1. Объясните содержание понятия «республика». 2. Как называлась система законов в Римской империи? 3.  Какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? 4. Что нового римляне внесли в обустройство городов? 5. Почему в Риме получило развитие и ценилось ораторское искусство? 6. Каким было образование в Древнем Риме? 7. Приведите примеры римского служения отечеству и гражданского героизма. 8. Каковы основные идеи христианства? Учитель предлагает найти на полях с. 8 задание и ответить на него.

      Перечисленные вопросы не следует воспринимать как обязательную часть урока, это лишь перечень рекомендаций.

       3. Главная идея курса истории Средних веков для 6 класса состоит в раскрытии основных исторических процессов этого периода, с тем чтобы показать прогрессивность Средневековья по сравнению с древностью. Приступая к рассказу об особенностях эпохи Средневековья, важно подчеркнуть неоднозначность оценок Средневековья, тем самым условность названия. Наряду с рассказом о частых войнах, жестокости нравов, инквизиции, носивших разрушающий характер, следует особо выделить и подчеркнуть успехи в развитии ремесла, науки, культуры. Необходимо обращать внимание детей на то, что все достижения преимущественно создавались в мирное время, войны лишь задерживали движение общества вперед.

      Учитель отмечает, что история Средних веков делится на три периода. Называя периоды Средневековья, следует сопровождать их краткой характеристикой.

4. Презентация «Хроника средневековых изобретений». Слайды посвящены выдающимся средневековым изобретениям (иллюстрация, название изобретения, дата изоретения). Изобретения: церковные колокола, усовершенствованный плуг, посуда из фарфора, печатная техника, руль, дисталляция спирта, железная проволока, двухкамерные шлюзы, примитивное ракетное оружие в Китае, первые механические часы, пищали, планетарий, утюг…

       5. Пользуясь информацией учебника, перечисляются краткие сведения о разнообразии исторических источников. Далее важно показать в общем виде, как жили люди той далекой эпохи, что их заботило и беспокоило. Задача педагога на вводном уроке — сформировать у учащихся образ противоречивой эпохи, в которой сосуществовали развивающийся мир варваров и мир цивилизации, закладывались основы европейской культуры. Рисуя картину взаимодействия культур, учитель непременно обращается к исторической карте средневековой Европы, показывает варварские государства, образовавшиеся на территории, когда-то принадлежавшей Римской империи, рассказывает об особенностях их политического устройства. Внимание ребят нужно также обратить и на то, что в курсе много говорится о христианстве. Именно христианская религия стала важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовала формированию новой культуры. В завершение урока учитель подчеркивает, что, несмотря на небольшую, по сравнению с историей Древнего мира, удаленность во времени от современности, многое из прошлого Средневековья остается нераскрытой тайной. Поиск исторической истины продолжается.

 

6 На контурной карте выполняются задания на странице 1.

7. Рефлексия. Что узнали? Что поняли? Что понравилось на уроке? Давайте поставим сами себе оценки согласное критериям оценивания (оглашаются учителем).

 4) Домашнее задание

Задание на дом:В дополнение к заданиям учебника устно ответить на вопрос: какое из определений цивилизации вам более понятно? Почему? Второе письменное задание предполагает ученику нарисовать средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни.

План-конспект урока вводный урок по истории средних веков

3

Объяснение нового материала.

Запишите тему урока в тетрадь

1) Периодизация.

1,5 тыс лет назад с крушением Рима (476г) началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть Средними веками, или Средневековьем.

Слово Средневековье придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции, Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. В наше время мы становимся тоже культурными.

  • А что посередине? 12 веков чего? – всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества предрассудков, средневековые пытки.

И в представлении наших современников образ Средневековья мрачный.

Но в тоже время, чем дальше Средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства. А многие считают, что средние века лучшее в истории.

Это было время рыцарей, когда умели особо ценить благородство, мужество, достоинство. Это время когда монахи проявляли чудеса служения богу. Время красивых дам.

Обращение к материалу, оформленному на доске «Периодизация».

1 Раннее Средневековье V-пер пол XI вв.

2 Развитое Средневековье сер XI – пер. пол XV вв.

3 Позднее Средневековье кон. XV – пер пол XVII вв.

2) Источники.
Вопрос1: Вспомните, какие виды исторических источников существуют?

Вопрос2: Перечислите основные исторические источники по истории Древнего мира?

Историю Средних веков мы можем изучать по её историческим источникам.

Вопрос: Кто может назвать исторические источники Средних веков?

Запись темы в тетрадь

Активное слушание

Оформление материала «Периодизация» в тетради

Ответ: исторические источники делятся на вещественные, письменные, устные.

Ответ: вещественные — пирамиды, предметы быта и т.д; письменные – записи на глиняных табличках, папирусы и т.д; устные – мифы, легенды

Ответ: Замки, рыцарские доспехи и др.

8 мин.

4

Первичное закрепление нового материала

ЭОР. Рабочая тетрадь. История Средних веков. О. П. Ярмак, Е. Н. Барулина (см. таблица 2, №2 /dlrstore/54c795df-9cab-4226-8120-fe0cec55840c/rab_tetr_1.pdf)

Контроль за деятельностью учащихся по выполнению заданий в электронных рабочих тетрадях /dlrstore/54c795df-9cab-4226-8120-fe0cec55840c/rab_tetr_1.pdf

Работа в электронных Рабочих тетрадях по истории средних веков О. П. Ярмак, Е. Н. Барулиной зад.1 стр.5

4 мин

5

Вторичное закрепление нового материала

ЭОР Картина мира средневекового человека. Часть 1. средневековые представления об истории. (см. таблица 2, №3) /card/21383/kartina-mira-srednevekovogo-cheloveka.html

Контроль за деятельностью учащихся по выполнению заданий из электронного ресурса /card/21383/kartina-mira-srednevekovogo-cheloveka. html

Работа с заданиями по ЭОР Картина мира средневекового человека. Часть 1. Средневековые представления об истории

10 мин

6

Формирование выводов

Вопрос: Ребята, с какого события в истории начинается период Средних веков?

Вопрос: Когда появился термин «История Средних веков»?

Ответ: Падение римской империи – 473 г. Ответ:: На закате эпохи История Средних веков

5 мин

Урок по истории Средних веков «Как происходило объединение Франции». 6-й класс

Цели:

  • познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы
  • совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности;
  • формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежат рабочий  и оценочный листы, подпишите их, они будут нужны вам для работы на уроке. (см. Приложение)

2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей.

Мы с вами продолжаем знакомство с историей Средних веков.

В истории стран Западной Европы произошли важные изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, развивалась торговля, росли города. Наряду с этими изменениями в Европе наблюдался процесс, может быть пока еще не такой заметный, но очень важный: началось образование единых централизованных государств. Мы приступаем к изучению новой главы: «Образование централизованных государств Западной Европы».

— Выясним, что такое централизованное государство? Обратимся к словарю  в рабочем листе.

Ученик читает:

 «Централизованное государство – это государство, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском».

— Ребята, на основе понятия выделите характерные черты централизованного государства. (выделяют черты)

Характерные черты централизованного государства.

  • Король – главный правитель страны
  • Контроль короля над всеми землями
  • Складывание единого аппарата управления
  • Единые законы
  • Единые деньги
  • Постоянное войско

Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, чем крестовые походы. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.

В 11 веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений (учитель показывает на карте): герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань.

Ребята у вас на столах лежат пазлы.  Используя карту, соберите из них территорию Франции. (40 секунд на выполнение задания)

Ребята, на основе сказанного, попробуйте сформулировать тему урока. (формулируют тему урока)

— Мы сегодня будем рассматривать как во Франции шел процесс формирования единого государства.

Тема урока: «Как происходило объединение Франции»

Предположите, что мы должны выяснить на уроке.

(Сегодня на уроке я хочу узнать, выяснить, понять) (формулируют вопросы)

Формулирование проблемного вопроса: Определить значение объединения Франции?

Работать будем по плану.

 План урока.

  1. Предпосылки объединения страны.
  2. Кто был заинтересован в объединении страны.
  3. Первые успехи объединения.
  4. Генеральные штаты.

3.Работа по теме урока.

1. Работа с документом.

Мы должны определить предпосылки объединения Франции, а в этом нам поможет исторический документ.

Задание: Давайте прочитаем и ответим на вопросы (2 минуты на задание)

Сугерий «О жизни короля Людовика Толстого»

Умиротворение баронов

Священный долг королей – мощною рукой обуздать дерзость тиранов, которые раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, губят бедный люд, разоряют церкви и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большей и большей яростью… пример тому – Томас Марль, человек отчаянный… Все истреблял, все губил… По просьбе и жалобам сего великого собора король (Людовик) немедленно двинул против него свое войско… Приступом взявши крепкую башню, как если бы она была хижиной крестьянина, привел в расстройство преступников… и без милосердия их уничтожил… Разрушивши эту башню, установил он в стране сладостный мир… Степанова В. Е. Хрестоматия. История Средних веков (V -XV века). М.,1980. С.241-243.

О каких событиях идет речь в документе? Найдите в тексте предложение и подчеркните. (О наказание королем грабивших страну баронов)

Кто, прежде всего, страдал от событий, упомянутых в документах? (Страдали простые люди)

Как эти события влияли на внутреннюю обстановку в стране? (Они ослабляли страну, а жизнь простых людей делали невыносимой)

Кто (по содержанию документов) решал эти проблемы? (Эти проблемы решал король, т.е. глава центральной власти государства)

Какой вывод можно сделать на основе документа? (формулируют выводы)

Вывод: Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране.

2. Работа с учебником.

— Как относились разные сословия и категории населения к сильной власти?

Для этого обратимся к учебнику с. 151

— Какие сословия средневекового общества вы знаете?  (крестьяне, духовенство, горожане, мелкие и средние феодалы)

— Кто выступил союзником короля в объединении страны? На этот вопрос вы ответите, поработав в группах. (даю название группам)

Задание для первой группы — «Горожане»: работая с текстом п. 1 п.18, исследуйте и выскажите мнение горожан о процессе объединения стран.

Задание для второй группы – «Мелкие и средние феодалы»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение мелких и средних феодалов о процессе объединения страны.

Задание для третьей группы – «Крестьяне»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение крестьян о процессе объединения страны. (3 минуты)

— Слушая выступления групп, составляете кластер в рабочем листе «Кто был заинтересован в объединении страны» (выступление групп)

Ребята, а кто еще был заинтересован в объединении страны? (духовенство) Почему? (церковь несла большие потери от междоусобных войн)

 «Кто был заинтересован в объединении»

Кто был против объединения страны? (крупные феодалы)

Итак, как мы видим, что большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.

— Ребята, вы поработали в группах, составили кластер. Оцените свою работу в оценочном листе.

Динамическая пауза.

Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!

Давайте немного дадим своим глазкам отдохнуть. Вы попали во Францию, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Выполните упражнение: крепко зажмурьте глаза и резко их откройте 3 раза.

3. Работа с картой.

Работая с исторической картой на с. 154 учебника ответьте на вопросы.

1. Каким цветом обозначены владения короля в начале 12 века?

2. Какой город был столицей?

3. Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?

4. Сравните владения короля и владения феодалов?

5. Кто еще владел землей на территории Франции?

(Проверка выполнения задания)

— Анализируя карту, мы видим, что королю нужно было расширять свои владения.  Увеличивая свои владения, необходимо усиливать свою власть. А это длительный процесс.

— Слушая выступления одноклассников, вы познакомитесь с успехами французских королей в процессе образования единого государства.

4. Сообщение учеников о деятельности королей.

король Филипп II Август. (Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август. Он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в пять раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.) (слайд с успехами)

король Людовик IX Святой. Людовик IX Святой стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны. Создал королевский суд, установил «40 дней короля» — срок, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля. Ввел единую для всей страны денежную единицу и создал наемную армию.

король Филипп IV Красивый  Филипп IV Красивый укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления. Король старался расширить территорию страны. При нем были присоединены графство Шампань и королевство Наварра. Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик». Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.

В борьбе с папой Филипп IV Красивый решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты. Обратите внимание на дату, которую нужно запомнить.

5. Работа с иллюстрацией.

Задание: рассмотрите гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника

— На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним

— Где находится король?

— Какой момент Генеральных штатов изображен на рисунке?

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва осталось за королем, но он не был им подотчетен. В целом

Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия могли уклоняться от выполнения решений, принятых королем. Так в начале 14 века во Франции возникла сословная монархия.

— Вспомните, что такое монархия? (форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству)

Сословная монархия – государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Ребята, какой вопрос выделяли как главный. Определить значение объединения Франции?  (Франция становится единым государством, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском)

Как мы можем на карте отразить, что Франция стала единой? (одним цветом)

— Соберите территорию Франции из пазлов.

Закрепление.

— Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.

— Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?

— Что такое сословная монархия?

— А сейчас во Франции кто стоит во главе государства?   

Предлагаю вспомнить основные моменты урока. В рабочем листе выполните тест.

1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?

А) объединенное

Б) централизованное

В) демократическое

2. Верно ли следующее суждение?

Во Франции в 12-14 вв. шел процесс «собирания» территории, формирование единого государства.

А) верно  

Б) неверно

3.  Орган сословного представительства во Франции

А) Генеральные штаты   

Б) парламент  

В) палата шахматной доски  

4.  Когда впервые были созваны Генеральные штаты во Франции?

А) 1304 г.

Б) 1209 г.

В) 1302 г.

5. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления?

А) конституционная монархия 

Б) сословная монархия

В) просвещенная монархия

Проверка теста. Самопроверка.

Памятка по самопроверке.

  • На «5» — 5 правильных ответов
  • На «4» — 4 правильных ответа
  • На «3» — 3 правильных ответа
  • На «2» — 2 правильных ответа          

Рефлексия.   Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Я испытывал трудности при…

Оценивание учеников

  • Как бы вы оценили свою работу на уроке?
  • Как бы вы оценили работу в группе на уроке?
  • Что вам понравилось в вашей работе? 

Домашняя задание.

  • Параграф 18; контурная карта с. 5 зад. 2, 3
  • Творческое задание: составить кроссворд по теме урока или написать мини-сочинение по теме «Заседание Генеральных штатов».

История Средних веков 6 класс


История Средних веков (6 класс)


Западная и Центральная Европа в VI-XI веках    Византийская империя в VI-XI  веках     Арабы в VI-XI  веках    Средневековый город в Западной и Центральной Европе    Католическая церковь в XI-XIII веках    Образование централизованных государств в Европе    Феодальная раздробленность в Западной Европе    Гуситское движение в Чехии    Османская империя в XIV-XVI веках    Культура Западной Европы в XIV-XVI веках    Народы Азии, Америки и Африки в средние века    Великие географические открытия и колониальные захваты

Тема:  Западная и Центральная Европа в VI-XI веках

Урок 1. Древние германцы и Римская империя. (229 kb)

Урок 2. Как возникло Франкское королевство. (273 kb)

Урок 3. Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках. (233 kb)

Урок 4. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи. (179 kb)

Урок 5. Феодальная раздробленность. (239 kb)

Урок 6. Англия в раннее средневековье. Походы норманнов. (728 kb)

Урок 7.  В рыцарском замке. (469 kb)

Урок 8. Средневековая деревня и её обитатели. (360 kb)

Урок 9.  Культура Западной и Центральной Европы. (367 kb)

Урок 10. Образование славянских государств. (584 kb)

Урок 11. Повторительно-обобщающий урок «Раннее средневековье. (477 kb)

Тема:  Византийская империя в VI-XI  веках

Урок 12. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (248 kb)

Урок 13.  Культура Византии. (365 kb)

Тема:  Арабы в VI-XI  веках

Урок 14. Возникновение ислама и объединение арабов. (254 kb)

Урок 15. Арабский халифат и его распад. (280 kb)

Урок 16. Культура стран халифата. (280 kb)

Тема:  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Урок 17. Возникновение средневековых городов. (390 kb)

Урок 18. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан. (323 kb)

Урок 19. Ремесло в средневековом городе. (167 kb)

Урок 20. Торговля и денежное дело в Европе. (286 kb)

Тема:  Католическая церковь в XI-XIII веках

Урок 21. Могущество папской власти. (330 kb)

Урок 22. Католическая церковь и еретики. (325 kb)

Урок 23. Первый крестовый поход. (236 kb)

Урок 24. Дальнейшие крестовые походы и их последствия. (339 kb)

Тема:  Образование централизованных государств в Европе

Урок 25. Как началось и происходило объединение Франции. (525 kb)

Урок 26. Усиление королевской власти в Англии в XI-XII веках. (269 kb)

Урок 27. Что англичане считают началом своей свободы. (361 kb)

Урок 28.  Начало  Столетней войны. Жакерия. (317 kb)

Урок 29. Восстание Уота Тайлера в Англии. (175 kb)

Урок 30. Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк. (253 kb)

Урок 31. Усиление  королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции. (320 kb)

Урок 32. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. (296 kb)

Тема:  Феодальная раздробленность в Западной Европе

Урок 33.  Усиление власти князей в Германии. (248 kb)

Урок 34. Политическая борьба в Италии. (154 kb)

Тема:  Гуситское движение в Чехии

Урок 35. Начало гуситского движения. (261 kb)

Урок 36. Гуситские войны. (653 kb)

Тема:  Османская империя в XIV-XVI веках

Урок 37.  Завоевание турками-османами Балканского полуострова. (237 kb)

Урок 38. Могущество  Османской империи и начало её упадка. (180 kb)

Тема:  Культура Западной Европы в XIV-XVI веках

Урок 39. Технические открытия и изобретения. (311 kb)

Урок 40. Образование и наука. (108 kb)

Урок 41.  Средневековая литература. (271 kb)

Урок 42.  Архитектура, скульптура и живопись. (201 kb)

Урок 43. Культура Раннего Возрождения в Италии. (221 kb)

Тема:  Народы Азии, Америки и Африки в средние века

Урок 44. Китай и его борьба с завоевателями. (296 kb)

Урок 45. Культура средневекового Китая. (424 kb)

Урок 46. Индия. Государства и культура. (336 kb)

Урок 47. Государства и народы доколумбовой Америки. (206 kb)

Урок 48. Африка в Средние века. (194 kb)

Тема:  Великие географические открытия и колониальные захваты

Урок 49. Открытие Америки и морского пути в Индию. (351 kb)

Урок 50. Колониальные захваты европейцев. (319kb)

Презентация «Торговля в Средние века»

библиотека
материалов

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Номер слайда 2

План урока «Что с возу упало, то пропало» Расширение торговых связей Ярмарки и банки

Номер слайда 3

1. «Что с возу упало, то пропало» Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство между поселениями покрывали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Дороги были узкими и немощёными, покрытыми непролазной грязью. За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.

Номер слайда 4

2. Расширение торговых связей Город стал центром торгового обмена с окружавшей его местностью, с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Номер слайда 5

2. Расширение торговых связей Для улучшения торговли строились более удобные дороги. Особенно процветала торговля по рекам и морям. Европейские купцы совершали далекие плавания и привозили редкостные и дорогие восточные товары (пряности, украшения и пр.).

Номер слайда 6

Номер слайда 7

3. Ярмарки и банки Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в них принимали участие сотни купцов из разных стран. На международных ярмарках торговали товарами со всей Европы и с Востока. Ярмарки были шумными и многолюдными.

Номер слайда 8

3. Ярмарки и банки На ярмарках стояли столики менял — специалистов по денежным делам. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками. Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую.

Номер слайда 9

Наряду с главной собственностью Средневековья — «недвижимой» (земля и постройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы поведения людей.

Номер слайда 10

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое. Полные блоки презентаций по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/

Номер слайда 11

Домашнее задание 1. Изучить параграф 14 2. Ответить на вопросы на стр. 116 (устно)

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»