6 класс история средних веков 2 урок – План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: конспекты уроков по истории Средних веков для 6 класса

Цель

Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г.

Законодательство

Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права

Внешняя политика

Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов

Церковное строительство

создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры

Отношение к подданным

Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям

Итог

Восстановление на краткий срок власти императора над частью территорий Западной Римской империи. Пустая казна, разоренное население, обескровленная армия, сильные враги на всех границах; прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве

Сегодня мы продолжим путешествие в блистательную Византию. Тема урока: Культура Византии.

План (сл. 2).

1. Античное наследие и христианство в Византии. Если византийцы ощущали себя римлянами, то какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать? В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений античного мира. Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей, оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый смысл.

Особенно сильны были античные традиции в образовании. Ведь даже читать дети учились по поэмам Гомера и басням Эзопа. К тому же, Византия сохранила традиции светского образования, в отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими. Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение в обществе.  Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые. Высокого уровня достигла медицина — врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения.)

2. Развитие византийского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому при создании храма особое внимание уделялось интерьеру, т.е. внутреннему убранству. Внешний же вид здания считался менее важным. Первоначально для храмов использовали уже имеющиеся здания – базилики, которые раньше  служили залами суда или торговли.

Базилика (сл. 3) – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на 3 или 5 проходов. Эти проходы называют нефами (от лат. – корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным – трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста – главного символа христианства.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находился алтарь – наиболее почитаемая часть храма (сл. 4). На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии – Премудрости Божией (сл. 5). При каком императоре он был построен? Юстиниан.

Этот храм воплощал идею могущества государства и торжества христианской веры. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Огромный купол диаметром 31,5 м казался парящим над зданием. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером (сл. 6).

 Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Это уже современный вид этого храма (сл. 7). Сейчас это мусульманская мечеть. Об этом свидетельствуют четыре минарета, построенные уже в 16 веке (минарет — башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети).

С IX—X вв. в Византии стала преобладать крестовокупольная форма храма (сл. 8), тогда как на Западе несколько видоизмененная базилика очень долго оставалась основной архитектурной формой храма. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название подобному типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, вместительными и прочными. Много таких храмов строилось и на Руси.

Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой.

Например, огромное водохранилище (сл. 9), построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана и прозванное народом «Дворцом, провалившимся под землю». Эта цистерна — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.

Большая часть колонн цистерны (сл. 10) взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.

3. Храм как образ мира. Византийский храм представлял собой образ мира. Так как христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу (сл. 11), олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взгляд падал на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше следовали эпизоды земной жизни Богоматери и Христа, затем те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, ученики, мученики, цари, епископы. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.

Человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.

4. Мозаика, фреска, икона. В интерьерах храмов использовались мозаики, фрески, и иконы. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики (сл. 12). Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками).

Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Иконы – изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких, деревянных досках. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон — условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Так появился характерный для русских церквей иконостас.

В 8-9 веках вспыхнула острая борьба вокруг икон. Представители иконоборцев считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники – иконопочитатели – полагали, что почитая икону, человек приближается к Богу. В ходе этой борьбы иконоборцы уничтожили множество икон, поэтому до нас дошло так мало икон первых христиан. Но победили в этой борьбе все же иконопочитатели.

Крупнейшим произведением византийской иконописи является икона Владимирская Богоматерь (сл. 13), исполненная в 12 в. в иконографическом типе «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Икона была привезена на Русь и сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Сл. 14. Византийская культура оказала огромное влияние  на всю Средневековую Европу, страны Азии и Русь. Византии, даже став христианской, удалось сохранить многие традиции римской государственности и античной культуры. Это определило ее отличие от других стран и глубокое влияние на них. Для южных и восточных славян, которые обязаны Византии принятием христианской религии, возникновением письменности, развитием литературы, иконописи и архитектуры, это влияние было особенно значительным.

Д.з. § 6, вопросы.

nsportal.ru

Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)

Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.

Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.

История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.

Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.

овладение знаниями о понятии «Средневековье»

Регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.

— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.

— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».

(с) Цицерон

— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.

Приветствуют учителя

Читают высказывание, объясняют смысл

2. Актуализация знаний.

— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в  V  в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем.  Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.

— Ребята, что вы знаете о Средневековье?

— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».

— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)

История Средних веков делится на три периода:

— Раннее средневековье  V-XII вв.

— Развитое средневековье XI-XIV вв.

— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.

— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?

— Как вы думаете, что изучает история средних веков?

— Хорошо.

Слушают речь учителя

Делятся знаниями

Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.

Записывают в тетради

— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)

— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.

3. Открытие нового знания

— По­ня­тие «Сред­ние века» по­яви­лось у тех уче­ных, ко­то­рые изу­ча­ли ис­то­рию За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. Можем ли мы при­ме­нять это по­ня­тие по от­но­ше­нию к ис­то­рии Азии, Аф­ри­ки, Аме­ри­ки? Уче­ные спо­рят и об этом. Ис­то­рия на­ро­дов Азии (в том числе Сред­ней Азии), аф­ри­кан­цев, аме­ри­кан­ских ин­дей­цев во мно­гом от­ли­ча­ет­ся от ис­то­рии на­ро­дов Ев­ро­пы. Ис­то­рия каж­до­го кон­ти­нен­та непо­вто­ри­ма и свое­об­раз­на. И все же ис­то­ри­ки на­хо­дят общие черты в ис­то­ри­че­ских судь­бах раз­ных на­ро­дов и счи­та­ют, что свое Сред­не­ве­ко­вье было не толь­ко у на­ро­дов За­па­да, но и у на­ро­дов Во­сто­ка. При этом надо пом­нить, что каж­дый народ пе­ре­жи­вал свое Сред­не­ве­ко­вье в свое время.

— В древ­но­сти Ев­ро­пы как еди­но­го ис­то­ри­че­ско­го це­ло­го не было. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия, ко­то­рая сло­жи­лась во­круг Сре­ди­зем­но­го моря, была мо­гу­чим го­су­дар­ством. В ее со­став вхо­ди­ли мно­гие на­ро­ды Южной Ев­ро­пы, а также Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки. В Рим­ской им­пе­рии су­ще­ство­ва­ло нера­вен­ство между лю­дь­ми. Ее об­слу­жи­ва­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство рабов. Им­пе­рия вела непре­рыв­ные за­хват­ни­че­ские, гра­би­тель­ские войны, в конце кон­цов ее и по­гу­бив­шие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?

— Верно. Запишите это в свои тетради.

— На­ро­ды, на­се­ляв­шие земли се­вер­нее и во­сточ­нее Рим­ской им­пе­рии, жили иначе. У гер­ман­цев, сла­вян, скан­ди­на­вов, жи­те­лей Бри­та­нии и При­бал­ти­ки был родо­пле­мен­ной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.

— Каж­дое племя ве­ри­ло в своих богов. Боль­шин­ство этих на­ро­дов не имело своей пись­мен­но­сти. Это были как бы два раз­ных мира, хотя их жи­те­ли нема­ло знали друг о друге.

— Толь­ко в Сред­ние века Ев­ро­па стала еди­ным «ис­то­ри­че­ским кон­ти­нен­том», а ев­ро­пей­цы ощу­ти­ли себя жи­те­ля­ми еди­но­го хри­сти­ан­ско­го мира с общей ре­ли­ги­ей и сход­ны­ми фор­ма­ми жизни. Имен­но в Сред­ние века по­яви­лись те языки и го­су­дар­ства, ко­то­рые и се­год­ня су­ще­ству­ют в Ев­ро­пе. Каж­дая ев­ро­пей­ская стра­на внес­ла свой вклад в по­стро­е­ние сред­не­ве­ко­во­го мира. Но изу­чить все из них не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Мы со­сре­до­то­чим вни­ма­ние на неко­то­рых самых круп­ных на­ро­дах и го­су­дар­ствах За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы, осо­бен­но тех, где эта эпоха по­лу­чи­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние.

— Во мно­гих му­зе­ях мира хра­нят­ся ве­ще­ствен­ные па­мят­ни­ки: ин­стру­мен­ты, ко­то­ры­ми в Сред­ние века поль­зо­ва­лись кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки, ору­жие, мо­не­ты, ме­бель, по­су­да, одеж­да. Со­хра­ни­лись остат­ки ко­раб­лей, порт­ре­ты и кар­ти­ны.

Во мно­гих ста­рин­ных го­ро­дах и сей­час можно ви­деть целые квар­та­лы, за­стро­ен­ные сред­не­ве­ко­вы­ми до­ма­ми, кре­пост­ные стены и башни, ве­ли­че­ствен­ные храмы, замки.

— Но ве­ще­ствен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки не могут всего рас­ска­зать о жизни людей. Неоце­ни­мую по­мощь уче­ным ока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные пись­мен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в хра­ни­ли­щах до­ку­мен­тов — ар­хи­вах. Когда люди да­ри­ли, за­ве­ща­ли, по­ку­па­ли землю или цен­ные вещи, они оформ­ля­ли до­ку­мен­ты. К де­ло­вым до­ку­мен­там от­но­сят­ся и опи­са­ния вла­де­ний, от­че­ты управ­ля­ю­щих име­ни­я­ми, брач­ные и дру­гие кон­трак­ты. Осо­бую груп­пу до­ку­мен­тов со­став­ля­ют за­пи­си за­ко­нов и ука­зов пра­ви­те­лей, ре­ше­ния судов, меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния. От Сред­них веков со­хра­ни­лось много ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, хро­ник (т. е. ле­то­пи­сей), писем, опи­са­ний пу­те­ше­ствий и ав­то­био­гра­фий, где со­бы­тия рас­по­ла­га­лись в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в какой они про­ис­хо­ди­ли. Неред­ко ав­то­ры не толь­ко опи­сы­ва­ли со­бы­тия, но и пы­та­лись сгруп­пи­ро­вать, объ­яс­нить, оце­нить их. От Сред­них веков до нас дошло также нема­ло про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и со­чи­не­ний уче­ных. До изоб­ре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в се­ре­дине XV в. (и долго после этого) до­ку­мен­ты были ру­ко­пис­ны­ми.

Слушают учителя

Отвечают: неравенство между людьми, войны.

Записывают в тетради.

Высказывают предположения: родоплеменной строй – это строй, власть которого установилась на кровном родстве.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Заполним с вами таблицу «Исторические источники» у доски. Я диктую слова, а вы записываете их под нужными пунктами:

— книги;

— пирамиды;

— пословицы;

— рукописи;

— памятники;

— поговорки

Исторические источники

Письменные Вещественные Устные

Выполняют работу у доски:

Исторические источники

Письменные Вещественные Устные

Книги Пирамиды Пословицы

Рукописи Памятники Поговорки

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Что изучает история средних веков? Почему они так называются? Назовите хронологические границы этого этапа истории?

— Какие периоды выделяют?

— Что такое исторический источник? Какие виды?

История – это наука о прошедших событиях.

— Этих людей называют археологами.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Д/з: с. 6, читать. Выучить определения.

Организует рефлексию учебной деятельности.

— С какой темой вы сегодня познакомились?

Подведите итог и оцените себя за весь урок.

Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом «5»

Кто оценил себя « чуть ниже» — «4»

«Посередине» — «3»

-Урок окончен.

Участвуют в рефлексии.

Осуществляют самооценку.

infourok.ru

Открытый урок по истории средних веков в 6 классе.Урок-игра на этапе итогового обобщения.

Открытый урок по истории Средних веков.6 класс. Автор урока: Иванова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка м. р. Волжский Самарской области.

Дата проведения: декабрь 2015года.

Урок № 33.

Итоговое обобщение за курс истории Средних веков

Цели

Создать условия для обобщения знаний по истории средневековья

Тип урока

Урок систематизации знаний в форме Игры по этапам

Планируемые

образовательные ресурсы

Предметные: систематизация знаний по исторической эпохе, демонстрация знаний дат, понятий, терминов, имен исторических деятелей.

Метапредметные:

Познавательные- систематизация исторического материала.

Регулятивные- оценка своей работы и одноклассников.

Коммуникативные-

участвуют в группе в совместной деятельности.

Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности, эмоциональное сопереживание.

Образовательные ресурсы

История средних веков. 6 класс-учебник. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М. Донского –Волгоград: Учитель, 2011

История 5-11 классы. Технология современного урока. Автор-составитель В.В.Гукова. Волгоград: Учитель, 2009

Оборудование

В кабинете 2 группы столов для 2 команд. Карточки с заданиями по этапам игры.

Технологическая карта урока-игры

Этапы

урока

Задания

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Объявление начала игры.

Приветствие.

Организация учебного места- расположение по 2 командам

Фронтальная

  1. Обобщение и систематизация знаний

Поэтапная

игра

Вступительное слово учителя.

Класс делим на 2 команды. Победителем станет та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает больше баллов.

Выполняет задания этапов игры.

Фронтальная и групповая.

Игра

  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

У. предлагает уч-ся «Закончи предложения»:

-Я узнал…

-Я научился…

— Я смог…

— Я заинтересовался…

— У меня получилось…

— Мне понравилось…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, работу группы, эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Оценивание работы уч-ся на уроке.

Награждается команда и личное первенство.

Домашнее задание

Учебник на стр. 277-279

Записывают д.з.

Индивидуальная

Ресурсы к игре

Условия игры: 7 этапов. Команды придумывают себе историческое название. Командам даются задания в порядке очередности. За каждый правильный ответ по 1 баллу. По окончании игры баллы суммируются.

1 этап. Эпоха средневековья. «Блицопрос»

Тест для 1 команды.

  1. Что изучает история ср. веков?

  2. Какой период охватывает история ср. веков?

  3. Что такое «феод»?

  4. Кто был вдохновителем Крестовых аоходов?

  5. Кто такие Рыцари?

  6. Кто такие Еретики?

  7. Как называют суд над еретиками?

  8. Как назывались союзы ремесленников одной специальности?

  9. Ежегодные торги с участием купцов из разных городов и стран.

  10. Повинность в пользу церкви.

  11. Как называли людей, исповедовавших ислам?

Тест для 2 команды.

  1. Духовное лицо.

  2. Название религии арабов.

  3. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

  4. Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви?

  5. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

  6. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота.

  7. Начальник монастыря.

  8. Военный слуга феодала-сеньора.

  9. Лженаука о предсказании будущего.

  10. Государство арабов.

  11. Картины, выложенные из кусочков стекла или цветных камешков.

2 этап. «Исторические личности».

Определите о ком идет речь? Слушает текст 1 команда.

« Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем франкских племен. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками».

Текст для 2 команды.

« Уже в молодые годы оба брата демонстрировали необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии они стали христианскими просветителями славян».

3 этап. «Крылатые выражения».

В какой ситуации следует применить это «крылатое» выражение? Объясните его.

№1. «Бросить перчатку»

№2. «Что с возу упало, то пропало».

4 этап. «Читаем исторический документ».

Каждой команде предлагается одинаковый документ с заданием: определите, какие повинности, перечисленные в тесте, составляли барщину(Б), а какие оброк(О)?

  • « В документе 13 века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала( ), отдавали одного или двух поросят или кур( ), чистили мельничьи канавы( ), Жали хлеб на поле феодала( ), сдавали ячмень для пива( ).

5 этап. «Время. События. Люди».

Общее письменное задание: соотнесите дату и событие.

500 г. Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность

863г. Возникновение государства у франков

476г. Падение Западной Римской империи

800г. Крестовые походы

1096-1291г. Образование империи Карла Великого

6 этап. «Противники или союзники»?

1 команда отвечает.

  • Иннокентий III-крестоносцы

  • Крестоносцы-турки-сельджуки

  • Инквизиторы-Папа Римский

  • Сеньор-город

  • Мастер-подмастерье

  • Римляне-варвары

2 команда отвечает.

  • Ришелье-французские крестьяне

  • Хлодвиг-духовность

  • Король-горожане

  • Робин-Гуд-крестьяне

  • Юстиниан 1 — народ

  • Норманны-англичане

7 этап. «Третий лишний».

Команды отвечают поочередно по 1 вопросу-заданию.

  • Сеньор-вассал- крепостной

  • Феод-епископ-аббат

  • Барщина-ремесленник-город

  • Подмастерье-рыцарь-дворянин

  • Вассал-меняла-банкир

  • Хлодвиг-родовая община-государство

  • Карл-империя-королевство.

Заключительное слово учителя.

Подсчет баллов.

Награждение победителей в командном и личном зачете.

infourok.ru

План-конспект занятия по истории (6 класс) на тему: История Средних веков. Итоговое занятие для учащихся 6 классов «Средневековый турнир смекалистых»

История Средних веков

Форма занятия:  Средневековый турнир смекалистых

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами, развивать чувство коллективизма.

                                                                             

Учитель:

Сегодня у нас турнир.

Что такое турнир? (ответы детей).

Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка. Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

( учитель представляет команды)

1 конкурс

« Историческая разминка»

1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов.

2. По какой лестнице никто никогда не ходил.

3. Когда в Европе появилось 3 государства одновременно. Назовите их.

4. Самая длинная в истории война.

5. Что такое шедевр?

6. Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово « король».

7. Что такое коммуна?

8. Что означает слово « еретик»?

9. Кто такие бюргеры?

10. 1054 год — ?

1. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде.

2. Когда в истории воевали цветы?

3. Какое государство называли «Золотым мостом» и почему?

4. Какое открытие сделали скандинавы задолго до 15 века?

5. Что такое баллада?

6. «В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений».

7. Что такое индульгенция?

8. Как называлось здание, где заседал городской совет?

9. Что такое мозаика?

10. 1337 — 1453 — ?

2 конкурс

« Крестики — нолики»

( команды получают карточки и заполняют их : крестик — да; нолик — нет)

1. Централизованное государство во Франции образовалось в XV веке? (да)

2. При Карле Смелом произошло объединение Франции  (нет)

3. В централизованном государстве вся страна подчинялась власти короля (да)

4. Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 30 лет (нет)

5. В централизованном государстве существует единая власть, законы, налоги, постоянная армия, единые органы управления (да)

6. Образование централизованного государства способствовало развитию феодальной раздробленности (нет)

7. Война Алой и Белой розы — это война феодальной знати против короля Англии (да)

8 Централизованное государство во Франции возникло раньше, чем в Англии (нет)

9. Парламент в Англии возник раньше, чем Генеральные штаты во Франции (да)

3 конкурс

« Человек — загадка»

( команды получают по пять карточек с описанием какого — либо исторического персонажа)

1. Необычайного могущества достиг этот король. Вся Франция ему принадлежала. Побеждены были его враги, стране уже не грозили разорительные междоусобные войны. Франция стала сильнейшим государством Европы. Расчётливый, хитрый, свои намерения и чувства он скрывал даже от своих приближённых и нередко говаривал: « Кто не умеет притворяться — тот не умеет и царствовать; что касается меня, то узнай я, что моя шапка проведала мои мысли, я в ту же минуту бросил бы её в огонь».

                                                                                       Людовик XI

 2. Это римский папа, при котором церковная власть достигла наивысшего могущества. На торжественных приёмах все должны были преклонять перед ним колени и целовать его туфлю. Такими знаками почёта не пользовался ни один король в Европе. Ему принадлежит высказывание: « Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать».

                                                                                        Иннокентий III

3. Это бедный английский священник, который резко осуждал продажность королевских судей, жадность епископов. жестокость феодалов. Своим слушателям он любил задавать вопрос: « Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» Крестьян и бедняков он призывал к восстанию.

                                                                                          Джон Болл

4. Любимый герой английских баллад, « добрый разбойник», со своими друзьями ушёл в Шервудский лес и грабил богатых купцов, феодалов, епископов, то есть всех тех, кто обижал бедняков

Бродили вольные стрелки,

У всех лесных дорог

Проедет по лесу богач

Отнимут кошелёк.

Голодным парень помогал

В неурожайный год

Он заступался за вдову

И защищал сирот.

И тех, кто сеял и пахал

Не трогал ——————

Кто знает долю бедняка

Не грабит бедный люд.

                                                                                          Робин Гуд

5. Эта девушка была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врагов. « Никто на свете ….. не спасёт королевство французское и не поможет ему, кроме меня». В XX веке папа римский причислил её к лику святых.

                                                                                           Жанна д, Арк

6. Франкский вождь, король, хитрый и расчётливый. Уничтожив соперников, он притворно жаловался приближённым: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем — либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью король пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ними учинить расправу.

                                                                                                 Хлодвиг

7. Этот представитель духовенства обещал всем полное прощение грехов. Надо было только «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. «Земля та течет медом и молоком, — призывал он. Бой против неверных должен в изобилии дать добычу. Кто здесь горестный и бедный, там будет радостный и богатый»

                                                                                                  Урбан II

8. Сельский ремесленник, умный и мужественный человек, среди повстанцев пользовался таким уважением, что они клялись исполнять только изданные им законы. Перед королем он смело прочитал требования восставших: «Пусть не будет никакого другого нового закона о гражданских правах, кроме Винчестерского, установленного государем Эдуардом I. Пусть ни один лорд не будет сеньором над общинами. И не один человек пусть не объявляется вне закона по решению судей.

                                                                                             Уот Тайлер

9. Этот герцог хотел добиться независимости Бургундии. Мечтал стать самым могущественным государем Европы и ее «первым рыцарем». Он призирал интриги, коварство, был храбр до безрассудства, но при этом высокомерен и упрям. Любил повторять: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного».

                                                                                                Карл Смелый

10. Великий ученый, ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке его называли «главой ученых». Особенно он прославился как врач. В своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» он писал: «Для каждой болезни надо искать соответствующие лекарства, они должны исправить недостатки, восстановить равновесие соотношений в организме…»

4 конкурс

 «Квартет»

(команды получают россыпь карточек, где написаны даты, имена правителей и события. Победит та команда которая быстрее соберет большее количество «квартетов» за ограниченное время).

1. 1358год, Жакерия, Гильом Каль, крестьянское восстание

2. Мухаммед, 630 год, возникновение ислама, объединение арабов

3. Вильгельм Завоеватель, 1066год, битва при Гастингсе, усиление королевской власти в Англии

4. Карл Великий, 800год, покорение саксов, город Ахен

5. Патриции, бюргеры, «Улица одного человека», ратуша.

6. Урбан II, 1095 год, крестовый поход бедноты, орден тамплиеров

7. Феодальная вотчина, барщина, оброк, крестьянская община

8. Рыцарь, кольчуга, турнир, кодекс рыцарской чести

5 конкурс

«Крылатые выражения»

(команды подходят к столу, тянут карточки и отвечают на вопросы)

1. «Ходить в Каноссу» — унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.

Германский император в XI веке, выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа.

2. «Бросить перчатку» — это значит вызвать на спор, состязания.

Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку, принимал вызов.

3. «С открытым забралом» — не скрывая истинных намерений, открыто.

Забрало — передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Оно опускалось перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями.

4. «Жить на широкую ногу» — жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Это выражение возникло в средние века, благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми к верху носами. Знатные и богатые люди подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.

5. «Круглый стол» — совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными.

6. «Ломать копья» — бороться за что — либо, с жаром спорить о чём — либо.

В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьём в железные латы. Копья часто ломались. Это яростная борьба, ожесточённая схватка.

7. «Что с возу упало — то пропало» — эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельцу земли.

8. «Крестовый поход» — беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или с чем-либо.

Западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по приданию, родился, жил, умер и был погребен Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добычи в странах Азии и Индии.

6 конкурс

«Знаменитые события и даты»

(команды получают карточки с датами и событиями. Они должны привести их в соответствие).

1. 500г. — возникновение государства франков

2. 630г. — образование Арабского государства

3. 800г. — провозглашение Карла Великого императором.

4. 843г. — Верденский договор о разделе империи Карла Великого

5. 863г. — создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

6. 962г. — образование Священной Римской империи

7. 1054г. — разделение христианской церкви на западную и восточную

8. 1066г. — завоевание Англии герцогом Нормандии

9. 1096-1291 — крестовые походы

10. 1099г. — взятие крестоносцами Иерусалима

11. 1204г. — захват крестоносцами Константинополя

12. 1215г. — подписание английский королем Великой хартии вольностей

13. 1265г. — возникновение английского парламента

14. 1302г. — созыв Генеральных штатов во Франции

15. 1337-1453 — Столетняя война

16. 1358г. — Жакерия

7 конкурс

«Исторические задачи»

(команды получают конверты с задачами и решают их)

1. Задача «Обувь»

 Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV — XVвв., родина «носатой обуви». Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни  (до 70 см), родовитым дворянам — в две ступни (60 см), рыцарям — полторы ступни (45см), горожанам — в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни — 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выгладить импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: предположите для чего еще в данном случае использовали зеркало?

Ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

2. Задача «Как доказать»

   Средневековые писцы по заказу своих хозяев не редко изготовляли фальшивые документы — грамоты, которые должны были служить обоснование прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок в некоторых странах в средние века документы о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа?

Ответ: лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали — только тогда документ признавался подлинным.

8 конкурс

«Люди и события»

(команды получают карточки с событиями и историческими личностями. События должно соответствовать человеку).

1. Династия Тюдоров — Генрих VII

2. Английский парламент — Симон де Монфор

3. Третий Крестовый поход — Фридрих I Барбаросса

4. Орден доминиканцев — Доминик Гусман

5. Багдадский халифат — Халиф Харун ар — Рашид

6. Славянская письменность — Кирилл и Мефодий

7. Борьба англосаксов с датчанами — Альфред Великий

8. Жакерия — Гильом Каль

9. Великая хартия вольностей — Иоанн Безземельный

10. «Король — фальшивомонетчик» — Филипп IV Красивый

11. Мусульманская религия — Мухаммед

12. Византийская империя — Юстиниан

13. Завоевание франками Галлии — Хлодвиг

9 конкурс

«Было или не было»

(команды обмениваются карточками и отвечают на вопросы)

1. Был ли 1453г.

… годом окончания Столетней войны

…годом начала войны Алой и Белой розы

…годом освобождения Орлеана от осады

2. Английский парламент

…существовал в XI веке

…имел две палаты

…возник в Лондоне

3. Арабский халифат

…существовал ли в VI веке нашей эры

…имел ли столицей город Дамаск

…граничил ли с Индией

4. Был ли 1291год

…годом окончания Крестовых походов

…годом правления Филиппа IV Красивого

…годом взятия Иерусалима крестоносцами

5. Генеральные штаты

…существовали в 1305году

…возникли в Испании

…это собрание представителей сословий

6. Верденский договор

…был ли заключен при жизни Карла Великого

…положил ли начало существованию трех государств: Франции, Германии, Италии.

…был ли заключен в 962 году.

10 конкурс

«Историческое путешествие»

(это домашнее задание командам)

1. Представьте, что вы попали в средневековый замок и целый день провели с феодалом — хозяином. Расскажите о замке, о рыцарских турнирах, и обо всем другом, что вам пришлось там увидеть. (Учащиеся демонстрируют сценку «В замке феодала»)

2. Представьте что вы попали в мастерскую средневекового ремесленника в XIII веке и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней. Что произвело на вас самое сильное впечатление? (Учащиеся демонстрируют сценку «Мастер и подмастерья»).

11 конкурс

«Историческое сочинение»

(один человек из команды пишет сочинение).

1. «Один день в средневековом городе» — описать внешний вид города, его жизнь с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт горожан.

2. «Экскурсия в средневековый храм» — описать внешнее и внутреннее убранство храма Святой Софии в Константинополе, отметить архитектурные детали, характерные черты стиля.

nsportal.ru

Урок на тему «Введение в историю Средних веков» (6 класс)

Разработка урока по истории Средних веков

по теме: «Введение в историю Средних веков» 6-й класс

Несколько вводных слов…

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.

Отсюда становится понятным значимость уроков истории в школе. Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Маленькие граждане нашей большой страны должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающем о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей.

Перед Вами разработка самого первого урока истории в 6 классе, посвящённого знакомству с огромной тысячелетней историей Средних веков. Очень хотелось сделать его ярким, информативным и запоминающимся.

Цели урока

Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.

Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Тип урока: Комбинированный.

План урока:

  1. Что изучает история Средних веков?

    • Место Средневековья в мировой истории.

    • Происхождение термина.

    • Хронологические рамки.

    • Источники по истории Средних веков.

    • Ответ на главный вопрос.

  2. Мир варварства.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Учебник по истории Средних веков (6 класс) М.Ю. Брандта.

  2. Рабочая тетрадь по истории Средних веков М.Ю. Брандта.

  3. Доска.

  4. Мультимедийная презентация.

  5. Проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Презентация

1. Что изучает история Средних веков?

Урок начинается с показа титульного слайда презентации, сопровождающегося стилизованной инструментальной композицией. На доске записаны все этапы человеческой истории (от Первобытности до Новейшей истории).

Под аккомпанемент мелодии учитель говорит несколько слов об особенностях той эпохи, с которой знакомятся учащиеся. Особо обращая внимание на ассоциативные знания учеников (замки, рыцари, крестовые походы и т.д.) и контрасты Средневековья (“чёрная смерть”, Столетняя война, высокий уровень смертности, но необычайное жизнелюбие, нашедшее своё отражение в яркой городской культуре, архитектурных памятниках и т.д.). Важно подчеркнуть, что все эти особенности эпохи будут раскрыты и изучены на уроках.

Работа со слайдом №2.

На слайде появляется лента времени, разделённая на три составляющие. Сначала учитель характеризует эпохи до и после Средних веков (на ленте времени появляются надписи “Древний мир” и “Новое время”). Только затем определяется место Средневековья.

Далее учитель просит назвать значимые события и явления эпохи Древнего мира. Учащиеся быстро дают многочисленные и разнообразные ответы (культура Древнего Египта, Вавилон, Персидская держава и её завоевания, достижения древних греков и римлян). Среди них важно выделить понятие Античности. Обычно учащиеся быстро вспоминают и его значение. Это позволяет связать эпоху Древнего мира с Новой историей и эпохой Возрождения (на слайде появляются соответствующие иллюстрации) и перейти к вопросу о происхождении термина “Средние века”.

Давая характеристику периоду Возрождения (самую общую) важно указать на то, как воспринимал себя тогда человек, какое место в мире он себе отводил, что считал главным.

Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века”.

Но не следует на этом останавливать объяснение происхождение термина. Необходимо рассказать, о том, что со временем учёные разрушили представление о Средних веках как о посредственности, серости, упадке человеческой культуры, доказав значимость данного периода для всего дальнейшего хода развития (символом этого становится замок, появляющийся на слайде).

Работа со слайдом № 3.

Учащиеся быстро и, как правило, безошибочно, называют те события, которыми заканчивается история Древнего мира. Здесь важно помочь учащимся вспомнить дату крушения Римской империи, поскольку именно она становится датой начала Средневековья.

Далее учитель рассказывает о различных взглядах историков на вопрос об окончании периода Средних веков, более подробно останавливаясь на современной общепринятой хронологии.

Надпись на третьем слайде, определяющая рамки периода, переносится учащимися в тетрадь.

Поскольку материал об исторических источниках подробно разбирался в самом начале курса истории в 5 классе, важно начать с активизации знаний учащихся.

Учителю необходимо добиться чёткого и грамотного ответа на вопрос о том, что же такое исторические источники и какими они бывают.

После успешного завершения данной работы можно переходить непосредственно к рассмотрению различных типов источников, способствующих изучению периода Средневековья.

Иллюстративный материал презентации поможет учащимся быстро разобраться в материале (походу работы, учащиеся делают записи в тетрадях). Для актуализации полученных знаний учитель может провести активную работу с учащимися по вопросам о том, какую информацию можно извлечь из того или иного источника, какое это имеет значение для историков.

Ещё одним интересным заданием для учащихся может быть поиск в учебнике иллюстраций, содержание которых можно отнести к тому или иному виду исторических источников.

Итогом работы станет ответ на вопрос о том, что же изучает история Средних веков. Здесь можно использовать материал учебника (стр. 7) или выводы самих учеников.

2. Мир варварства.

Как правило, учащиеся и сами могут вспомнить происхождение и значение термина “варвар”. Если же они затрудняются с ответом, следует им напомнить, что слово “варвар” ведёт своё происхождение из Древней Греции. Греки именно так называли всех иностранцев (в том числе и римлян). Сами древние римляне, восприняв это наименование, отнесли его к своим северным соседям.

Работа со слайдом № 9 (карта Римской империи и её северных соседей).

На данном этапе следует напомнить учащимся о правилах работы с картой (с какой стороны стоять, как показывать границы государств и другие географические объекты). Важно не забыть и о правилах безопасности при работе с проектором.

К работе с картой активно привлекаются учащиеся.

Работа с этим материалом должна опираться на знания учащихся, полученные ими в 5 классе.

Учащиеся легко и правильно характеризуют германцев как народ, стоявший ниже римлян по уровню развития. Здесь можно вспомнить о природно-географических факторах. Ученики с помощью карты быстро отмечают тот факт (и дают ему объяснение), что более развитыми народами были непосредственные соседи Римской империи.

Далее даётся характеристика образа жизни и занятий германцев. Указывается, что большинство германских племён вели осёдлый образ жизни, занимались скотоводством, земледелием, ремеслом. Был развит товарообмен. Германцы не знали городов. Жили в небольших посёлках, далеко отстоящих друг от друга, разделённых лесами и пустошами.

Работа со слайдом № 10 (реконструкция германского поселения).

Опираясь на материал курса истории за 5 класс, учащиеся (в тетрадях) с помощью учителя (на доске) быстро составляют цепочку, схематично характеризующую общественное устройство германцев:

Большая семья —> род —> племя —> племенной союз (
бургундцы, остготы, вестготы, англы и т.д.).

Работа со слайдом № 11 (германцы-воины).

Здесь важно отметить тот факт, что германцы были очень воинственными, совмещая мирные занятия с военными походами.

Рассматривая мир варварства нельзя обойти вниманием облик древних германцев. Здесь стоит обратиться к источникам, помещённым в § 1 учебника (стр. 10, 15) и заданиям рабочей тетради (стр. 7-8, № 1, 2).

Работа со слайдом № 12 (схема 1).

Учащиеся легко отвечают на вопрос о том, как осуществлялось управление племенем, кто входил в народное собрание. Здесь вводится новый термин – тинг.

Схема позволяет определить основные функции тинга. Всё это переносится учащимися в тетрадь.

Работа со слайдом № 13 (схема 2).

Изменения, произошедшие с течением времени в структуре управления племенем, отражены во второй схеме. При работе с ней затрагивается вопрос о появлении знати (война, военная добыча) и появлении у вождя политических функций руководителя племени (запись в тетрадь).

Работа со слайдом № 14 (боги германцев).

Ещё одним важным дополнением к характеристике мира варваров являются их религиозные верования. Из-за недостатка времени даётся только самое общее представление о германском язычестве (на примере нескольких богов). При этом учащиеся должны вспомнить то обстоятельство, что именно язычество характерно для ранних форм развития общества.

Музыкальное сопровождение этого слайда позволит учащимся глубже проникнуться атмосферой той далёкой эпохи.

3. Закрепление.

Закрепление изученного материала можно провести в форме фронтальной беседы, подкрепив его выполнением заданий № 3 и 4 на стр. 6 в рабочей тетради.

4. Домашнее задание.

Учебник: стр. 5-9; § 1 (вопросы после параграфа необходимо устно разобрать).

Рабочая тетрадь: стр. 5-6, № 1, 2, 5.

Приложение 1

Приложение 2

infourok.ru

«Место средневековья в истории человечества»

Введение. Место истории средних веков в истории человечества.

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории, исторических источниках по истории Средних веков

Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений работы со схемами.

Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека

1. Что такое история?

Вопрос выносится на обсуждение всего класса, в результате которого делается запись в тетрадь:

История – это наука и школьный предмет, изучающие жизнь человечества в прошлом.

2. Зачем нужно изучать историю?

Этот вопрос мы уже поднимали в прошлом году. Давайте немного его усложним:

  • Должна ли, по-вашему, вообще существовать такая наука?

  • Также ли она полезна, как более конкретные науки, например, математика, физика, медицина? ******************

Вывод: Безусловно, историческая наука, не помогает, как математика, строить дороги и возводить здания, не учит, как физика, создавать сложные машины и подчинять себе силы природы, облегчая тем самым жизнь человека, не избавляет от физических страданий, как медицина…. Этот перечень можно продолжить.

И все же большинство из вас считают, что история нужна!!!!!!!!!!!!!!

«История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Эти слова принадлежат оратору Древнего Рима Цицерону.

Известный русский историк Ключевский В.О. считал, что « история – это фонарь в будущее, который светит нам из прощлого».

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов.

3. Вспомните, какую историю вы изучали в прошлом году?

Историю Древнего мира. Она включала в себя историю первобытного общества и историю первых цивилизаций и государств.

Назовите признаки самостоятельного государства.

Давайте вспомним наиболее интересные события самого длинного в истории человечества исторического периода. Для этого поиграем. 2 команды по очереди будут называть события Истории Древнего мира (можно без дат). Кто последний, тот победил!!!!

ИГРА

4. Место средневековья в истории человечества.

История Древнего мира – это часть Всемирной истории. А что изучает Всемирная история? ***********

Всемирная история – это история различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.

В прошлом году мы познакомились с историей, которая охватывала развитие человечества от момента его появления на Земле (Вспомните дату2 млн лет назад)

до разрушения самого крупного государства Древнего мира – Римской империи (?476 г. н.э.). Мы сейчас вспомнили хронологические рамки истории Древнего мира. Что же это такое?

Хронологические рамки – это даты начала и окончания какого-нибудь события или эпохи в истории человечества. Итак, назовите еще раз хронологические рамки истории Древнего мира. 2 млн лет назад- 476 г. н.э.

С историей каких государств вы познакомились в прошлом уч. году? *********

В этом году мы продолжим знакомство с событиями, последовавшими после разрушения Западной Римской империи варварами. Какое же название получил следующий период в истории человечества? Обложка учебника. История средних веков.

Обратите внимание на название темы урока. Место истории средних веков в истории человечества. Чтобы определить это место, давайте начертим Линию времени.

1.Что за период в истории человечества

я отметила? Историю Древнего мира

2. Какое событие его завершает? В каком веке оно произошло?

Падение Западной Римской империи; 5 век н.э.

Современная история

0 476г. XVвек

История Средних веков

3. В этом учебном году в изучении истории человечества мы дойдем до 15 века. А как вы думаете, после 15 века история продолжалась? Конечно. Отметим на линии времени 15 век. А последующий отрезок истории вплоть до сегодняшнего дня условно назовем современной историей.

Таким образом, промежуток времени, который нам предстоит изучать в 6 классе, лежит посередине между историей древнего мира и историей современности. Отсюда и название – история Средних веков, или Средневековье.

Определите хронологические рамки этого периода истории.

VXVвв. – эпоха Средневековья

Сколько лет она длилась? 10 веков, или 1000 лет

Что же это за эпоха, с историей которой мы будем знакомиться на уроках в 6 классе?

Еще не так давно среди историков бытовало мнение, что средневековье – это «темные века» в истории человечества, потому что многие достижения культуры древних цивилизаций, в частности Древней Греции и Древнего Рима, были утеряны, а памятники разрушены под натиском варваров. При этом огромную роль в жизни людей стала играть христианская вера – религия глубоко проникла в быт и обычаи народов, стала основой развития их духовной культуры. И это, к сожалению, играло далеко не положительную роль, т.к. церковь не поощряла познание людьми законов природы, тормозила развитие науки, устраивала гонения на писателей и ученых, выжигая огнем те идеи, которые они распространяли.

Костры инквизиции дымились над всей Европой, уничтожая тысячи людей. Еще тысячи и тысячи уносили эпидемии чумы и оспы. А войны?! Столетняя война, Война Алой и Белой Розы др.

Однако со временем перестали думать об истории средних веков, как о времени упадка человеческой культуры.

  • Многие современные города и государства были основаны в период средневековья

  • Вилка, зеркало, мыло, очки, пуговицы, механические часы, огнестрельное оружие – изобретения, сделанные в средневековом обществе

  • Смелые путешественники исследовали значительную часть суши, морей, океанов, открыли Америку и Австралию

  • Появилась первая печатная книга, а новости начали узнавать из газет

  • Изобрели термометр и барометр, телескоп и микроскоп

  • Было создано учение о вращении планет вокруг Солнца

  • Выдающихся успехов достигло искусство. Построенные много столетий тому назад крепости, храмы, дворцы до сих пор украшают города.

В средние века совершенно изменились отношения между людьми.

Вспомните, на чьем труде были основаны достижения древних цивилизаций?

На рабском

Что бы вы могли сказать о труде рабов в первые века нашей эры?

Он стал малопроизводительным, потому что рабы были не заинтересованы трудиться хорошо.

В средние века дело обстояло иначе. Владелец земли давал более или менее большой надел земли в пользование своему вассалу (подчиненному), который за это либо работал на владельца земли, либо служил в его войске, либо платил ему часть урожая с этой самой земли. Такие экономические отношения средневековья получили название феодальных, и об их особенностях мы также будем говорить на наших уроках.

Кроме того, в этом учебном году, приблизительно во втором полугодии мы приступим к изучению истории нашей страны – России. Изучая события Отечественной истории, мы также охватим время средневековья и дойдем до конца 15 века.

5. Исторические источники по истории средневековья.

Вспомните, что такое исторические источники? Следы, оставленные человеком в далеком или недавнем прошлом

На какие 2 большие группы делятся все исторические источники? Вещественные и письменные

На какие из них чаще опирались историки, изучая историю Древнего мира и почему? В основном, на вещественные, т.к. письменность возникла не сразу

При помощи каких источников историки изучают историю средних веков?

Учебник стр. 9 –читаем и заполняем в тетради схему:

Исторические источники по истории средних веков

Вещественные Письменные

Оружие, монеты, посуда, одежда, записи законов, хроники, письма,

замки, храмы, произведения искусства церковные записи…

Какая из этих групп, по вашему мнению, больше может рассказать об истории средневековья? Письменные источники

Безусловно, это так, но воссоздать полную картину жизни средневекового человека можно лишь путем объединения сведений из различных исторических источников, и на наших уроках мы, по мере возможностей будем также учиться работать с историческими источниками.

Д/З стр. 5-6 – читать; стр. 7-11- пересказ + тетрадь ( в т. ч. прошлогодняя)

infourok.ru

конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области

Методическая разработка урока в 6-м классе на тему «Что изучает история Средних веков?»

Автор:

учитель истории и обществознания

Родионова Ирина Васильевна

Урок «Что изучает история Средних веков?»

Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: 1. Электронная презентация;

2. Лента времени;

3. Карта мира;

План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;

Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?

  1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.

*Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)

? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)

Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.

А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

3. Напишите любой год, относящийся к VI, XII вв.

4. К какому веку относится: 843 г.

1453г.

1054г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;

Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:

V – XI вв. – Раннее средневековье;

XII – XV вв. – Расцвет средневековья;

XVI – XVII вв. – Позднее средневековье;

Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.

  1. Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:

в хозяйственной жизни

в быту

в политической жизни

в образовании,

архитектуре,

книжном деле

Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.

  1. Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?

*Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)

? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?

Природно-географические

Этнографические

Вещественные,

археологические

Письменные

Художественно-

изобразительные

Ландшафт

Климат

Почва

Растительность Животный мир

Обычаи

Облик жилищ

Костюмы

Кухня

Фольклор

Постройки

Орудия труда

Транспорт

Оружие

Домашняя утварь

Тексты, записанные цифрами, буквами, нотами, другими знаками письма

Архитектура

Живопись

Скульптура

Прикладное

искусство

Письменные источники, которых огромное множество по истории средневековья хранятся в специальных хранилищах документов – архивах.*

Большое количество сохранилось так называемых хроник – запись исторических событий в хронологическом порядке. *

А сейчас, давайте попробуем определить, к какому типу исторических источников относятся приведенные примеры:

1. Кодекс императора Юстиниана – законы Византии; (4)

2. Драгоценная чаша, на которой написано имя и прозвище ремесленника; (5)

3. Средневековый замок; (5)

4. Флорины – монеты города Флоренции; (3)

5. Народные пословицы и поговорки; (2)

6. Залежи полезных ископаемых; (1)

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сегодня, мы с вами узнали, что же изучает история Средних веков. Давайте вспомним:

  1. Что представляет собой история Средних веков?

  2. Какой период охватывает история Средних веков?

  3. Сколько стадий включает в себя история Средних веков?

  4. Какие исторические источники по истории средневековья вы знаете?

Выводы:

IV ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. стр. 6-8;

  2. выучить термины и даты;

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *