История россии 6 класс конспект 2 параграф – План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: конспекты уроков по Истории России 6 класс | скачать бесплатно

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 2

Параграф 2. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

Образование первых государств (страницы 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26)

Тестовый контроль

  1. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
    1. Человеческое стадо
    2. Племя
    3. Соседская община
  2. Земледелие пришло на смену:
    1. Охоте
    2. Скотоводству
    3. Собирательству
  3. Родовой общиной в первобытном обществе управляли:
    1. Цари
    2. Жрецы
    3. Старейшины
  4. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
    1. Корова
    2. Лошадь
    3. Собака
  5. Земледелие возникло около:
    1. 10 тыс. лет назад
    2. 3 тыс. лет назад
    3. 200 тыс. лет назад
  6. Первое орудие труда первобытного человека:
    1. Мотыга
    2. Заостренный камень
    3. Плуг
  7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
    1. Гарпун
    2. Лук
    3. Рубило
  8. Производящее хозяйство — это:
    1. Простейшая форма ведения хозяйственной деятельности — собирательство и охота
    2. Хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми
    3. Хозяйство, где продукты производятся на продажу

Вопросы в тексте

1. Как Великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей?

Великое переселение народов привело к значительному изменению карты мира. Нашествие готов из современной Швеции уничтожило античные города Причерноморья. Нашествие гуннов из степей Восточной Азии привело к перемещению многих племен. Образовывались и распадались государства.  В результате Великого переселения народов было уничтожено немало народностей и племен. Но с другой стороны, благодаря этому процессу племена позаимствовали друг у друга множество знаний и технологий.

2. Что такое полис?

Полис – это город-государство в античном мире, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории. Представляет собой автономную гражданскую общину, принадлежность к которой наделяла гражданина определенным набором прав (правом владения землей, собственностью, правом участвовать в политической жизни, правом служить в армии).

3. Где и когда возник ислам? В чём состоят основные положения этой религии?

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.

Основные положения ислама как религии:

  1. Вера в единого Бога Аллаха
  2. Вера в приближенных к Богу ангелов
  3. Вера в священные писания
  4. Вера в пророков
  5. Вера в Судный день
  6. Вера в предопределение

В отличие от христианских верований ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.  Иисус Христос в исламе принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но его божественность отрицается. Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

4. В чём состоят основные положения иудаизма?

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы» «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранность мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

Основные положения:

  1. Наш мир существует только благодаря постоянно действующей творящей энергии Бога.
  2. Творение – это не единичный акт, а постоянный процесс.
  3. Бог одновременно присутствует везде.
  4. Бог может сделать всё, но он оставляет людям свободу выбора между добром и злом.
  5. Евреи верят, что с молитвами следует обращаться только к Богу, и он всегда слышит эти молитвы.
  6. В иудаизме признание существования Бога необходимо для высшего смысла жизни.

5. Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

  1. Меньше территория
  2. Оседлый образ жизни
  3. Контроль над территориальными транспортными и торговыми потоками
  4. Благоприятные территориально-климатические условия
  5. Единая религия

Вопросы к тексту параграфа

1. Каковы были причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств?

В VII – VI веках до н.э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплаватели. Они стали искать места для поселений для налаживания торговли с местными племенами. Развитие греческих городов-поселений в Северном Причерноморье обусловлено удачным расположением и контролем над транспортными и торговыми потоками.

2. Каковы были взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением?

Взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением были основаны на взаимовыгодной торговле.

3. Назовите причины возникновения Боспорского царства.

Благодаря удачному географическому положению Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний, основанных на берегах Боспора и Азовского моря. В начале V века до н.э. Пантикапей стал столицей государства, которое объединило все боспорские города. Все торговые пути, шедшие из Средиземноморья, глубинных районов Скифии и Кавказа, пересекались у берегов Пантикапея. Город сосредоточил в своих руках хлебную торговлю и был экспортером пшеницы в Элладу.

4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

Кочевые племена сыграли важную роль в развитии Северного Причерноморья. Благодаря благоприятным климатическим условиям и большим территориям, пригодным для земледелия, кочевые племена начинали вести оседлый образ жизни, образовывали города, вели торговлю, обменивались технологиями и знаниями с городами античного мира. Также кочевые племена стали и причиной гибели античного мира в Северном Причерноморье. Нашествие готов и гуннов уничтожили античные города и привели к великому переселению народов. Были уничтожены старые государства и образованы новые.

5. Какие государства существовали в VII—IX вв. на территории Поволжья?

  1. Западно-Тюркский каганат (тюрки дошли до Волги)
  2. Хазарский каганат (Нижнее Поволжье, столица Итиль – ныне Астрахань)
  3. Волжская Булгария

В VII-м веке часть территории нынешнего Поволжья формально входила в Западно-Тюркский каганат. После его распада в Поволжье возникло раннесредневековое государство Хазарский каганат, просуществовавшее с 7-го по 10-й век. Примерно на рубеже 8-9-го веков в Среднем Поволжье возникла Волжская Булгария.

6. Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

Финно-угорские племена населяли лесную полосу от Балтийского моря до Уральских гор. Дремучие леса надолго изолировали лесные племена, задержав их развитие и выход из первобытного состояния. Они занимались в основном охотой и собирательством. Впоследствии лесные жители научились добывать железо из болотных руд. С появлением топора они стали вырубать лес и расчищать почву для занятия земледелием. Но климат не позволял получать большой урожай, поэтому лесные племена сочетали земледелие со скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей.

Работаем с картой

 1. Найдите на карте территории расселения скифов, расположения греческих городов-государств, Боспорского царства.

Рассмотрим карту, расположенную в атласе на странице 2.

Территория расселения скифов (подписи, подчеркнутые красной чертой)

Это все земли, расположенные между рекой Днестр, Азовским и Черным морем, включая полуостров Крым. По это территории расселились скифы-пахари, эллино-скифы, скифы-земледельцы, скифы-кочевники и царские скифы.

Расположение греческих городов-государств

Греческие города-государства были основаны в 7, 6 и 5 веках до нашей эры практически на всем протяжении северного побережья Черного моря. На карте обозначены следующие города-государства (отмечены синими кругами): Истрия, Тира (Белгород-Днестровский), Ольвия, Керкинитида (Евпатория), Херсонес (Севастополь), Феодосия, Нимфей, Пантикапей (Керчь), Фанагория, Гермонасса (Тамань), Горгиппия (Анапа), Бата (Новороссийск), Торик (Геленджик), Танаис (Недвиговка).

Расположение Боспорского царства

Боспорское царство, существовавшее в IV веке до нашей эры, закрашено на карте зеленым цветом. Столицей Боспорского царства был город Пантикапей (Керчь).

2. Покажите крупнейшие реки, протекавшие по территории Волжской Булгарии.

Рассмотрим карту, расположенную в атласе на странице 6.

Волжская Булгария закрашена на карте сиреневым цветом.

Крупнейшие реки, протекающие по её территории, это Волга (1), Кама(2) и Вятка(3).

Изучаем документ

1. Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Подтвердите свое мнение цитатами из документа

Да, описанные обряды являются языческими. В них есть явные признаки язычества:

  • «жрец взывает к богу, которому приносит жертву» — свидетельствует как минимум о существовании нескольких богов,
  • «После того как жертва задушена» — при жертвоприношении не проливается кровь
  • «Гадают они с помощью множества ивовых прутьев» — гадание — признак язычества
  • «наливают вино, смешанное с кровью участников договора» — придание сакрального значения – признак язычества.

Доказательство:

Обычно кровь у язычников считалась наиболее священной материальной частью человека и других теплокровных живых существ. Она имеет божественное происхождение. По языческим представлениям, кровь можно проливать только в трех случаях: в ответ на пролитие крови; ради спасения жизни; ради придания особого\сакрального значения какому-нибудь событию (в этом случае можно проливать только собственную кровь). Это единственные случаи, когда пролитие крови не является преступлением. Все остальные случаи граничат с либо являются преступлением. Ни один достойный бог не примет в жертву кровь живого существа, пролитую ради его ублажения.

2. Сколько ритуалов описано в тексте?

Три ритуала: жертвоприношение, гадание, заключение договора

3. На основании сведений, приведённых Геродотом, составьте рассказ о религиозных верованиях скифов.

Религиозная система скифов – сложное образование, возникшее на основе племенных верований. Как и у всех индоевропейцев, у скифов четко выражена трехчленность мирооздания, нашедшая отражение в том числе и в религиозной системе. Скифы полагали, что вселенная состоит из трех частей — трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Средний мир — место обитания людей. Верхний — мир неба и солнца. Нижний — мир земных и водных глубин. Высшей стихией, пронизывающей и символизирующей все мироздание, для скифов был огонь.

Земное пространство скифы представляли, как равносторонний четырехугольник, бока которого соответствуют четырем сторонам света, а через центр проходит мировая ось.

В системе древних богов скифов заложена высокая природная нравственность и поклонение окружающей природе — солнцу, воде, земле и плодородию. Геродот упоминает восемь божеств, которым поклонялись скифы. Это Папай, Апи, Таргитай, Табити, Гойтосир, или Ойтосир, Аргимпаса, или Артимпаса, Тагимасад и божество, имени которого Геродот не упоминает, но сравнивает его с греческим Аресом.  Никому из богов, кроме бога войны, скифы не воздвигали ни алтарей, ни храмов. В жертву другим богам приносили только животных — лошадей и рогатый скот.

Скифские жрецы, имевшие большое влияние в обществе, следили за исполнением религиозных обрядов и занимались предсказанием. Самой необычной группой скифского жречества были энареи — знатные и пользовавшиеся большой властью служители богини Артимпасы. Энареи — это женоподобные жрецы-мужчины, носившие женское платье и усвоившие женские привычки. Энареи гадали при помощи липовой коры, разрезанной на три полоски. Другие скифские предсказатели пользовались ивовыми прутьями.

Потустороннюю жизнь скифы представляли себе, как некое повторение действительной. Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифам неизменными, земными. Вероотступничество каралось смертью.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов? Можно ли найти положительные последствия таких нашествий?

Обычно нашествие кочевников являлось катастрофой для оседлых народов. Однако угроза нашествия заставляла оседлые народы совершенствовать защитные технологии и ускоряла их общее развитие. Кроме того, зачастую покоренные кочевниками народы вливались в новое образование, привнося и приобретая новые традиции, верования, технологии.

2. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради перечень народов, живших в Крыму с древнейших времён до IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.

  1. Киммерийцы — IХ-VII вв. до н. э.
  2. Тавры – коренные племена Крыма и побережья
  3. Скифы – VII век до н.э.
  4. Античные греки – VI век до н.э.
  5. Сарматы – IV-III век до н.э.
  6. Аланы – II-IV век н.э.
  7. Римляне – I век до н.э. – IV век нашей эры
  8. Готы – III-XIII века н.э.
  9. Гунны – IV-V века н.э.
  10. Византийцы – после IV века нашей эры
  11. Евреи – V-IX века н.э.
  12. Крымские греки – V-IX века н.э.
  13. Хазары – VII-IX века н.э.
  14. Восточные славяне – IX-X века н.э.

Сегодня основное население Крыма составляют русские, украинцы, крымские татары.

3. Какие положения учения ислама могли привлекать людей, принимавших эту религию?

Сложно дать однозначный ответ о причинах, которые побуждали людей принимать ислам. Может быть это вера в единого Бога, которая могла заменить языческие верования со множеством богов и сплотить государство. Может быть это желание верить в предопределение, что все происходит по воле Аллаха и, следовательно, от самого человека мало что зависит. Может быть то, что в исламе зачастую государство и вера неразделимы, в этом случае вера используется для управления государством.

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение об истории одного из первых государств на территории нашей страны

Хазарский каганат.

После распада Тюркского каганата из Западно-тюркского каганата выделилась Хазария. К концу VII века хазары контролировали большую часть степного Крыма, Приазовья и Северного Кавказа. В это время хазары мало чем выделялись среди прочих тюркских народов.

Важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории проживали еврейские общины. Беглые евреи осели там и занялись своим излюбленным занятием – торговлей. Географическое положение Хазарии этому способствовало, поскольку Хазария была перевалочным узлом сразу нескольких торговых путей.  Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. С этого момента политика Хазарии переориентировалась с завоевательных походов на развитие международной транзитной торговли. Власть в Хазарии сосредоточилась в руках иудеев. От смены власти выиграли не хазары, а приезжие иудеи и еврейская община в целом.

Важной статьей государственных доходов была дань, взимаемая с покоренных народов и работорговля. Зачастую рабов привозили из набегов на славянские племена. Сами хазары платили натуральный налог: на них лежала повинность снабжать продовольствием иудейского царя и его двор.

В конце VIII — начале IX в. усилилась борьба внутри каганата. Обращать в иудаизм население Хазарии никто и не собирался. Иудейские мудрецы хранили завет Иеговы для избранного народа, которому теперь достались все накопленные блага, связанные с руководящими должностями. Естественно, это не могло сказаться на нееврейских этносах Хазарии, которые поднимали восстания. Переворот, жертвой которого стала родовая аристократия всех этносов, входивших в Хазарский каганат и уживавшихся с тюркской династией, вызвал гражданскую войну, где на стороне повстанцев выступили мадьяры, а на стороне иудеев — отряды наемников. Восстание было жестоко подавлено, правда сама Хазария потеряла часть своих территорий.

В 965 г. русы в союзе с печенегами напали на хазар и разорили города Итиль и Саркел. После этого каганат распался на более мелкие образования, большинство из них было завоевано соседними государствами.

Возможные вопросы на уроке

Греческие города-государства Северного Причерноморья

1. Как и когда возникли города Пантикапей и Херсонес?

Пантикапей возник как торговое поселение колонистов из Милета (древнегреческий город на западном побережье современной Турции) на северном и северо-восточном склонах Керченского холма в VII веке до н.э.

Античный город Херсонес был основан в 422-421 г. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской (древнегреческий город на северном побережье современной Турции) вблизи современного Севастополя.

2. Почему Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний?

Благодаря удачному географическому положению Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний, основанных на берегах Боспора и Азовского моря. Все торговые пути, шедшие из Средиземноморья, глубинных районов Скифии и Кавказа, пересекались у берегов Пантикапея. Город сосредоточил в своих руках хлебную торговлю и был экспортером пшеницы в Элладу.

3. В чем причины упадка Пантикапея?

В 107 г. до н.э. вспыхнуло восстание скифского населения. А в последующие годы из-за войн с Римом Пантикапей был разрушен.

4. Какая форма правления была в Херсонесе?

Основатели полиса Херсонеса обустроили свою жизнь по канонам афинской демократии. Они выбирали достойных править и изгоняли из общины недостойных. Решения принимались голосованием.

5. Чем занимались жители Херсонеса?

Граждане Херсонеса выращивали виноград и занимались промышленным виноделием. Также на северных владениях города выращивалась пшеница. Все эти продукты являлись предметом торговли.

Скифское царство

1. Какую территорию занимало Скифское царство в разные годы своего существования?

С IV века до н.э. Скифское царство занимало территорию от Дуная до степной части Крыма. Столица Скифского царства – Неаполь Скифский (вблизи нынешнего Симферополя). Между 280—260 годами до н. э. держава скифов значительно сократилась во время вторжения сарматов, пришедших из-за Дона. Часть скифов погибла, часть перешла через Дунай и осела только на прибрежных территориях. В 130—120-х годах до н. э. скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Однако вскоре после поражения в войне с Понтом позднескифское царство в Крыму перестало существовать как единое государство. Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра с центром в Неаполе просуществовало до второй половины III века н. э. и было уничтожено готами.

2. Каковы были основные занятия скифов?

Скифские племена делились на скотоводческие и земледельческие. Скифское земледелие ориентировано на производство твердых кормов, необходимых для подкормки скота в зимнее время.

3. Какое преступление считалось у скифов самым опасным?

Самыми опасными преступлениями считались преступления против царя.

Упадок причерноморских государств

1. Кто входил в состав сарматских племен?

В состав сарматских племен входили роксоланы, жившие на юге восточноевропейской степи, а также аланы, предки современных осетин.

2. Когда сарматы вторглись в пределы Скифского государства?

Сарматы вторглись в пределы Скифского государства на рубеже III и II веков до н.э.

3. Какова судьба Скифского царства?

Во II веке до н.э. Скифское царство было завоевано государством Понт. Скифское царство перестало существовать как единое государство. Скифском царство в Крыму окончательно было уничтожено в III веке н.э. готами. Скифы потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

4. Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие готов?

В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей). Они также уничтожили Скифское царство с центром в Крыму.

5. Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие гуннов?

Племена гуннов во второй половине IV века н.э. разгромили готский союз племен. Все греческие города на черноморском побережье были разрушены, сохранился лишь Херсонес. Античная эпоха в Северном Причерноморье закончилась.

Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны

1. Каковы причины массовых миграций населения?

  1. Похолодание, поиск более благоприятных мест для проживания;
  2. Образование крупных племенных союзов, стремление их вождей к захвату новых земель;
  3. Неэффективные способы ведения хозяйства, истощение почвы, поиск более плодородных земель.

2. Какую территорию охватило Великое переселение народов?

В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы

3. Какие три волны переселений наблюдались в III—V вв.?

Первая волна – переселение германских племен. Готы, населявшие территорию современной Швеции, в 239 г. перешли границу Римской империи. Их примеру последовали франки, вандалы, саксы.

Вторая волна — переселение тюркских и монгольских племен гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы.

Третий этап начался в V в., когда славянские племена двинулись в Восточную Европу.

4. Каковы последствия Великого переселения народов?

В результате Великого переселения народов было уничтожено немало народностей и племен. Но с другой стороны, благодаря этому процессу племена позаимствовали друг у друга множество знаний и технологий. Например, прервалась история гуннов. После смерти вождя гуннов Аттилы, держава гуннов распалась. Нашествие гуннов подтолкнуло к переселениям и другие народы. Началось Великое переселение народов. Его наиболее значимыми последствиями стали падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.

Дербент

1. Когда возник Дербент?

Первое письменное упоминание о Дербенте относится к VI веку до н.э. А первые поселения возникли в этом районе еще в эпоху ранней бронзы – в конце 4 тысячелетия до н.э.

2. Что собой представляет его ранняя история?

Через Дербент пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути. Город стоял на «перекрестке» цивилизаций, связывая Восток, Запад, Север и Юг. В начале IV века н.э. Дербент стал одним из первых христианских центров на современной территории нашей страны. Позже жители Дербента приняли ислам. Поныне в городе сохранилась самая старая мечеть в России.

3. Какова его роль в борьбе с кочевниками?

Преемниками Рима в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и Иран. В V—VI вв. иранские «цари царей» развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой волны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар.

Тюркский каганат

1. Когда началась история Тюркского каганата?

Недолгая история кочевой империи, Тюркского каганата, началась в VI веке нашей эры.

2. Что собой представляет история каганата?

Границы каганата простирались от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Каганат контролировал земли современного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа.

Правители каганата установили равноправные политические и торговые отношения с владыками мира того времени — Византией, Ираном и северокитайскими царствами. Но территория Тюркского каганата была слишком велика, а население чересчур разнородно, поэтому это государство ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни – из-за междоусобных войн и объединившихся внешних врагов государство распалось.

3. Каковы достижения тюркских народов?

Были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия. Изобретение жесткого каркасного седла и железных стремян расширило боевые возможности всадников — возросла ударная мощь тяжелой кавалерии, была выработана новая тактика боя.

4. Кто такие авары?

Авары – это тюркский народ, входивший в состав каганата. Авары были прекрасными всадниками, великолепно владеющими луком и копьем, а также коротким мечом-кинжалом. Древнерусская летопись отмечает, что обры (авары) были «умом горды», т. е. высокомерны, полагали себя славнейшим из народов. Внешне они не походили на протомонголов. Напротив, по свидетельству первых русских летописцев, были высоки и стройны, «телом велики».

Хазарский каганат

1. Каким образом хазары меняли свой образ жизни?

Изначально Хазарский каганат был союзом кочевых и земледельческих тюркских племен. Многие хазары постепенно меняли кочевой быт на оседлый. Принятие иудаизма в VIII веке н.э. изменило характер власти в Хазарском каганате. Каган (царь) избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей – царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царь-бек распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов, он мог не только назначать кагана, но и сместить его. Также с приходом к власти иудеев Хазария начала активную торговлю, отказавшись от завоевательных походов.

2. Какая религия была господствующей в Хазарском каганате?

До VIII века – язычество. После VIII века господствующая религия – иудаизм.

3. Какие занятия были характерны для жителей каганата?

Основой экономики каганата долгое время было кочевое скотоводство. С переходом части населения Хазарии к оседлому образу жизни развитие получило земледелие, что подтверждают открытые следы каналов. Важной статьей государственных доходов была дань, взимаемая с покоренных народов и работорговля.

4. Как и когда распался Хазарский каганат?

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. Затем русы в союзе с печенегами разгромили столицу Хазарии Итиль. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.

Великая Булгария

1. Чем можно объяснить богатство и силу Булгарии?

В степях Восточной Европы, после распада Тюркского каганата, возникло государство Великая Булгария. Его благосостояние обеспечивалось за счет выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв.

2. Какие занятия были характерны для жителей Булгарии?

Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел. Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Столица государства — город Булгар был известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и северного Поволжья.

3. Какая религия была господствующей в Булгарии?

Изначально булгары – тюркоязычные племена. В 922 году официальной религией стал ислам.

4. Зачем булгары строили оборонительные сооружения?

Для защиты от кочевников-половцев из степи. Крупнейшей крепостью стал город Казань.

Жители лесной полосы Восточной Европы

1. Предположите, почему распад первобытного общества протекал в лесной полосе медленнее, чем в степной.

Поселения были разрознены, удалены друг от друга. Племена не имени никакого внутреннего устройства. Из-за своей изолированности они долгое время оставались в первобытной дикости.

2. Где обитали финно-угорские племена?

Финно-угорские племена делились на множество маленьких народов (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне и многие другие). Своими малыми поселениями они занимали лесные пространства всего русского Севера.

3. Как повлияли природно-климатические условия на занятия, быт и верования жителей лесной полосы Восточной Европы?

Дремучие леса надолго изолировали лесные племена, задержав их развитие и выход из первобытного состояния. Поскольку лесные племена сильно зависели от окружавшей их природы, религия тоже заключалась в обожествлении сил природы, а также в почитании умерших предков. У лесных племен не было сильного жреческого сословия и религиозных церемоний. Семьи приносили жертвы многочисленным богам, отождествленных с силами природы, почитали животных и деревья. У многих лесных племен были тотемы – животные, покровители племени.

Нужно знать

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом и отвалом для вспашки земли.

history-gdz.ru

Конспект по параграфу 22 6 класс. История России, срочно!!

О расселении славянских племен нам поведала летопись «Повесть временных лет». Летопись-это погодная(то есть постепенная, осуществляющаяся из года в год)запись событий. Историки давно интересовались вопросом: насколько правдив рассказ летописца? На помощь пришла археология. Раскапывая погребения, находящиеся в разных районах Восточно-Европейской равнины, археологи обратили внимание на одно обстоятельство. Всевозможные вещи — глиняная посуда, топоры, наконечники стрел и т. д. — во всех могильниках одинаковы. А вот височные кольца — особые украшения, которые входили в состав головного убора славянских женщин, — в погребениях разных областей сильно отличаются друг от друга. Ученые решили составить две карты. На одну из них археологи нанесли границы племенных союзов по летописи. А на другую — области распространения разных височных колец. Ког-да сопоставили получившиеся карты, то оказалось, что они практически совпадают. Иными словами, границы расселения того или иного славянского племени соответствовали границам распространения определенного типа височных колец, которые различались в зависимости от принадлежности женщин к тем или иным племенам. Так данные археологии подтвердили рассказ летописца.
Происхождение названия племенных союзов различно. Летописец полагал, что часть племен могла быть названа по именам своих легендарных родоначальников: вятичи — от Вятко, радимичи — от Радима. Наименования других племен связывают с особенностями места их проживания. Так, дреговичи, возможно, получили свое название от слова «дрягва», что значит болото, трясина.
  
Земли, на которые пришли восточные славяне, не были пустынными. На севере жили родственные племена балтов(ливы, пруссы, ятвяги и др.). В лесной зоне на северо-востоке уже проживали финно-угорские племена. Они освоили эту территорию приблизительно в 3-2-м тыс. до н. э. Как считают ученые, их прежней родиной были Западная Сибирь, Урал и Среднее Поволжье. В середине 1-го тыс. н. э. на реке Оке проживали финно-угорские племена — мурома, мещера, мордва. Неподалеку от реки Волхов — водь, ижора, весь(вепсы), чудь.

Оцени ответ

nebotan.com

История россии 6 класс 2 параграф краткое содержание….

Учебника у меня нету но вот что смог найти                                    
1.Жители лесной полосы Восточной Европы.

Недалеко от поселений строились городища — территории, защищенные рвами и земляными валами. Продвижение славян носило характер колонизации. Многие балтские и финноугорские племена растворились среди славянских.

2.Тюркский и Аварский каганаты.

В 6 веке в степные районы Причерноморья вторглись тюркские племена. На огромном Пространстве от Монголии до Волги они создали свое гос-во — Тюркский каганат. В середине 7 века Тюркский каганат распался.
В 6 веке к Дунаю и на Балканы устремились племена аваров. На территории современной Венгрии они создали свое гос-во — Аварский каганат. Занимались кочевым скотоводством и набегами на соседние племена и гос-ва. Перебив почти всех мужчин, авары впрягали в телегу вместо коней или волов дулебских женщин. В первой половине 7 века потерпели поражение от Византии. В конце 8 века разгромлены войсками Карла Великого.

3.Хазарский каганат.

В 6 веке в Нижнем Поволжье хазары создали свое гос-во — Хазарский каганат. Предпочитали жить в городах, которыми становились крупные кочевые становища. В низовьях Волги построили свою столицу — город Итиль, который стал крупным ремесленным и торговым центром. В 6 веке покорили восточнославянские племена, жившие близко к степям и заставили их платить дань.

4.Волжская Булгария и Византия.

В 7 веке свое гос-во — Великую Булгарию — создали булгары. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. В середине 7 века между булгарами и хазарами шли непрерывные войны. Булгары проиграли и разделились. На Балканском полуострове возникло славянское гос-во Болгария. На Волге и Каме, подчинив местные племена, булгары образовали в 9 веке Волжскую Булгарию. В конце 12 века на левом берегу Волги основана пограничная крепость Казань. Византийская империя тогда была наиболее сильным гос-вом. Купцы со всего мира стремились в Византию.

Таким образом, восточнославянские племена жили в окружении многих народов. Некоторые из них оказали значительное влияние на язык, культуру и быт восточных славян.

Оцени ответ

shkolniku.com

История россии 6 класс 2 параграф конспект :: gladoracthel

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграфам в Истории России 6 класс. В данных методических. Бесплатные уроки, тесты и тренажёры по биологии за 6 класс по школьной программе. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания.

Самые новые вопросы. История.5 баллов.1 минута назад. Очень долго писать,главное в конспекте это термины,даты,события и имена. Пож помогите по истории казахстана 6 класс дам 50 баллов. Ответь. История. Вам могут помочь памятки КАК.

Выберите. И сгруппируйте факты в таблицу: 1 группаДеятельность князя Олега. Использованная литература.1. Учебник Данилов А. Косулина Л. Внешняя политика Екатерины .:. Параграф 9. Удмурты: сплочённые Россией. Сдесь я буду рассказывать все самое важное по.

СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ. Конспект по истории россии 7 класс данилов косулина параграф 2. Золотая Орда в веках видеоурок. История России. План конспект урока история, 6 класс на тему: Конспект урока. Надеюсь, поняли, что эту работу за Вас.

Параграф 6. Параграф 7. Параграф 8. Параграф 9. Образование государства Русь . ГДЗ ответы на вопросы к учебнику по истории 6 класс Пчелов История России ФГОС от Путина. ЗАДАНИЕ: по тексту параграфа и документа.

Никто из участников данного проекта выполнить не сможет. Бесплатные уроки, тесты и тренажёры по история россии за 7 класс по. История России 6 класс. Конспекты онлайн. Параграф 1. Параграф 2. Параграф 3. Параграф 4. Параграф 5.

 

Вместе с История россии 6 класс 2 параграф конспект часто ищут

 

история россии 6 класс пчелов.

история россии 6 класс учебник читать.

история россии 6 класс данилов ответы на вопросы учебник.

история россии 6 класс ответы на вопросы.

история россии 6 класс учебник гдз.

история россии 6 класс краткий пересказ.

история россии 6 класс аудиокнига.

история россии 6 класс рабочая тетрадь

 

Читайте также:

 

Гдз по химии клaсс минченков

 

Spotlight 7 класс стр

 

Переводы в учебнике кауфман 9 класс

 

gladoracthel.webnode.ru

История россии 6 класс 2 параграф конспект :: gladoracthel

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удмурты: сплочённые Россией. ГДЗ ответы на вопросы к учебнику по истории 6 класс Пчелов История России ФГОС от Путина. Конспекты онлайн. Параграф 1. Параграф 2. Параграф 3. Параграф 4. Параграф 5. Параграф 6. Параграф 7. Параграф 8. Параграф 9. Внешняя политика Екатерины . Золотая Орда в веках видеоурок. Вам могут помочь памятки КАК.

СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ. Сдесь я буду рассказывать все самое важное по параграфам в Истории России 6 класс. Самые новые вопросы. История.5 баллов.1 минута назад. Бесплатные уроки, тесты и тренажёры по история россии за 7 класс по. История России. Конспект по истории россии 7 класс данилов косулина параграф 2. Образование государства Русь 23.

5 4. История России 6 класс. Очень долго писать,главное в конспекте это термины,даты,события и имена. Пож помогите по истории казахстана 6 класс дам 50 баллов. Ответь. История. ЗАДАНИЕ: по тексту параграфа и документа выберите. И сгруппируйте факты в таблицу: 1 группаДеятельность князя Олега. Использованная литература.1. Учебник Данилов А. Косулина Л. Надеюсь, поняли,.

Что эту работу за Вас никто из участников данного проекта выполнить не сможет. Бесплатные уроки, тесты и тренажёры по биологии за 6 класс по школьной программе.:. Параграф 9. План конспект урока история, 6 класс на тему: Конспект урока. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания. В данных методических.

 

Вместе с История россии 6 класс 2 параграф конспект часто ищут

 

история россии 6 класс пчелов.

история россии 6 класс учебник читать.

история россии 6 класс данилов ответы на вопросы учебник.

история россии 6 класс ответы на вопросы.

история россии 6 класс учебник гдз.

история россии 6 класс краткий пересказ.

история россии 6 класс аудиокнига.

история россии 6 класс рабочая тетрадь

 

Читайте также:

 

Готовые домашние задания 11 класс по алгебре-скачать бесплатно

 

Гдз по алгебре

 

Гдз по русскаму языку 7 классразумовской леканта

 

gladoracthel.webnode.ru

История россии6 класс 2 параграф конспект :: reprugorpost

23.12.2015 21:01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История России 6 класс 21 параграф конспект!!! Плиз ). Ученые решили составить две карты. На одну из них археологи нанесли границы племенных союзов по летописи. Планы-конспекты по истории России в 6 классе по УМК Перевезенцева, Перевезенцевой к параграфам 2-8. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания. данилов косулина параграф 7 конспект è биология 6 класс пономарева лабораторная работа 2 ответы. раб тет по русскому языку 2 класс байкова. урок органы выделения 7 кл Учебник является частью полного авторского комплекта учебников по истории России для б-9 классов. Конспект управл ння корпоративне. Конспекты работы ницше. Конспект урок по музыке с технологией критического мышления. Конспекты занятий на английском языке в детском саду. Скачать История россии 6 класс параграф 2 конспект бесплатно и без регистрации на SoftPortal. Результат запроса «история россии 6 класс параграф 2 конспект» Конспекты логопедических занятий для детей 5 6 лет. Конспект занятия по методике математического развития комбинированного вида. Сайт планов-конспектов уроков для преподавателей начальных классов. Решения: можно по русски и я решу. Запись опубликована автором admin в рубрике История. Одна девочка попросила придумать задачу с дробями за 5 класс. на ее тему зашли 24 человека. Пользователь Диана Рахматуллина задал вопрос в категории Другое и получил на него 2 ответа. Лидеры категории. Конспект урока по истории «Усиление Московского княжества» 6 класс. Атлас для 6 класса по истории России, комплект контурных карт для 6 класса по истории. Учащиеся называют свои действия, работа с текстом параграфа, рубрикой Мои. Решебник (ГДЗ) по истории за 6 класс к рабочей тетради «История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г. Ответы к заданиям.

reprugorpost.webnode.ru

История россии 6 клас 20 параграф конспект :: guathelite

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брандт М. Ю. Конспект по истории 6 класс 5 параграф. Здесь можно читать онлайн или скачать учебник по истории за 6 класс, Агибалова Е. В., Донской. Слайд 20. Планы конспекты по истории России в 6 классе по УМК Перевезенцева, Перевезенцевой к параграфам 2 8. Решебник готовое домашнее задание учебника предназначены для про. Задания6 класс.план конспект.19 параграфа по истории 6. Сейчас 20 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте. Тэги: История. Создан для учителей истории, работающих в 6 классе. Проект. М. Сааведра. Составить.

Краткий конспект параграфа не более двух страниц, в конце п.20 геометрическая прогрессияПредмет, история, класс, ема урока, первые русские князья, базовый учебник, е. В. Пчелов, история россии 6 класс м. Русское сг., прочитать параграф, выучить новые. По истории древние люди не могли жить по одиночке.они объяденялись в группы коллегтивы.как вы думаете почему первобытные люди не моглижить по. Домашнее задание: параграф 1, термины на с.31., карта. ДОКУМЕНТ.1. Учебник Данилов А. Косулина Л.

Конспект по истории россии 6 класс 20 параграф. Надеюсь, поняли, что эту работу за Вас никто из участников данного проекта выполнить не сможет. История России. Историяуроки, тесты, презентации, конспекты 6 класс. Вам могут помочь памятки КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ. Конспекты плана урока, тематическое планирование. Преподавание истории в дореволюционной России 17 20 век. В 6 классе ученики должны выделять главное в параграфе, использовать в пересказе. Учебник химии 8 кл кузнецовой параграф 1. История россии 7 класс данилов косулина.

Краткое содержание параграфов. За что. В 151 Духовная жизнь в 20 е гг. Материалы по истории за 8 класс скачать, конспект по истории. Домашнее задание: параграф 1, термины на с.31., карта. ДОКУМЕНТ.1. Учебник Данилов А. Косулина Л. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 е гг. Христианская церковь в раннее Средневековье 20. Сдесь я буду рассказывать все самое важное по параграфам в Истории России 6 класс. С древнейших времен до конца века.6 класс. Данилов.

20. Формирование единого Русского государства в веке. Самые новые вопросы. История.5 баллов.5 часов назад. Из чего состоял образ идеального рыцаря. Ответь. История.5 баллов.3 минуты назад. ГДЗ история России 7 класс Данилов Косулина Рабочая тетрадь ответы. Прежде чем бесплатно скачать, предлагаем ознакомиться с его функциональными возможностями и посмотреть, что нового в последних версиях. Хабаровского края. Конспект по истории россии 6 класс 20 21 параграф Помогите найти — Отходы и их переработка. История. Г.,.

 

Вместе с История россии 6 клас 20 параграф конспект часто ищут

 

конспект по истории россии 6 класс данилов.

конспект по истории средних веков 6 класс.

конспекты по истории 6 класс агибалова.

конспект по истории средних веков 6 класс агибалова.

конспект по истории 6 класс 22 параграф.

конспект по истории 6 класс 21 параграф.

конспекты уроков по истории россии 6 класс данилов косулина.

конспект по истории 6 класс 10 параграф

 

Читайте также:

 

Happy english ru гдз 8 класс

 

Гдз по английскому языку 6класс афанасьева, михеева

 

География 10-11 класс ким скачать

 

guathelite.webnode.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *