Упражнения по русскому языку для 6 класса – Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Сборник упражнений по русскому языку, 6 класс. | скачать бесплатно

Олимпиадные задания для 6 класса по русскому языку

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года

по русскому языку

ученика(цы) 6___ класса

МБОУ «НСШ»

_____________________________________________________________________

/Ф.И.О. в Р.п./

Учитель-______________________________________________________________

  1. Расставьте ударения в словах:

Банты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

(За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов

  1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые:

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(За каждый правильный ответ-0,5 балла).

2, 5 балла.

  1. Обозначьте состав слов:

Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.

(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.) 2,5 балла.

4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.

(За каждое правильно написанное слово — 0,5 балла.) 7 баллов.

5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса- _____________ маэстро- __________

Дискуссия- ___________ фиаско-____________

авеню — ______________ шеф- _______________

(За каждое правильно написанное слово — 1 балл.) 6 баллов.

6. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи-_____________ уста-_______________

Чело-____________ перст-_______________

Ланиты-__________ глаголет-______________

Десница-____________

(За каждый правильный ответ — 1 балл.) 7 баллов.

7. Детей зовут Вика-_____________, Соня______________, Лера________________,

Коля___________________, Толя_____________________, Сева______________________.

Как их будут звать, когда они вырастут?

(За каждый правильный ответ- 0,5 балла.) 3 балла.

8. Составьте по два предложения с каждым из слов:

мели, окуни, пряди, соли.

______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(За каждое правильно построенное предложение — 0,5 балла.)

Поставьте в данных словах ударение.

(За каждый правильный ответ — 0,5 балла.)

Определите части речи.

(За правильный ответ — 0,5 балла.) 12 баллов.

9. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

а) Спи, усни.

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Спи, посыпай.

Боронить поспевай…

_______________________________________________________________________________________

б) На златом крыльце сидели

Царь-царевич, король-королевич…

______________________________________________________________________________________

в) Сшит колпак,

Да не по-колпаковски.

_______________________________________________________________________________________

г) Сто одежек – и все без застежек

______________________________________________________________________________________

д) Один в поле не воин.

_______________________________________________________________________________________

( 5 баллов)

10. Соедините имена писателей и названия сказок, авторами которых они являются.

1. А.Н.Островский а. Лягушка-путешественница

2. С.Аксаков б. Городок в табакерке

3. П.Бажов в. Снегурочка

4. П.Ершов г. Аленький цветочек

5. В.Одоевский д. Конёк-Горбунок

6. В.Гаршин е. Медной горы хозяйка ( 6 баллов)

Продолжительность – 60 минут.

Ключи .

Общее количество баллов -56 баллов

1. БАнты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.

2. Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.

3. Зелень. Вы-нос-лив-ость. За-гор-а-л-и-сь. На-лад-чик. Огурч-ик.

4. Воспоминания стАрожила, не спЕши отвечать, закАляйся с деТства, Аккуратная надпись, библИотечные книги, обАятельня улыбка, чуВствуешь радость, учаСТвуешь в олимпиаде, запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, усТная речь, гИганТские шаги, увЯдающие цветы.

5. Дорога, спор, улица, композитор, поражение (неудача), начальник.

6. Глаза, лоб, щеки, губы, палец, говорит, рука.

7.Виктория, Софья, Валерия, Николай, Анатолий, Всеволод.

8.мелИ (гл. повел. накл.) – мЕли (сущ. мн.ч.)

окунИ (гл. повел. накл.) – Окуни (сущ. мн. ч).

прядИ (гл. повел.накл) – прЯди (сущ. мн.ч.).

солИ (гл. повел.накл.) — сОли(сущ. мн.ч.).

9. а) колыбельная песня

б) считалка

в) скороговорка

г) загадка

д) пословица

10. Соедините имена писателей и названия сказок, авторами которых они являются.

1. А.Н.Островский а. Лягушка-путешественница

2. С.Аксаков б. Городок в табакерке

3. П.Бажов в. Снегурочка

4. П.Ершов г. Аленький цветочек

5. В.Одоевский д. Конёк-Горбунок

6. В.Гаршин е. Медной горы хозяйка

1 – в; 2 – г; 3 – е; 4 – д; 5 – б; 6 – а

(0,5 – за факт, максимум – 6 баллов)

Общее количество баллов -56 баллов

infourok.ru

Артюхова Е.Л. Занимательные упражнения по орфографии для 6 класса

Артюхова Евгения Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

ГБПОУ г. Москвы «Западный комплекс непрерывного образования»,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Представленные тренировочные упражнения по русскому языку могут быть использованы с учащимися 6 класса на уроках при повторении и закреплении изученных орфограмм. Интерактивные задания сделают урок интересным, а изучение предмета для учащихся станет более занимательным. Выполнять задания можно как на уроках, так и при самостоятельной работе в школе или дома.

Орфограмма «Н – НН в суффиксах прилагательных»

Определи, сколько Н пишется в словах:

Туман..ый, стеклян..ый, соломен..ый, безвремен..ый, деревян..ый, землян..ой, румян..ый, зелен..ый, ветрен..ый, революцион..ый, клюквен..ый, времен..ый, журавлин..ый, кожан..ый, оловян..ый, водян..ой, длин..ый, маслян..ый, весен..ий, песчан..ый, глинян..ый, лун..ый, юн..ый, безветрен..ый, серебрян..ый, сон..ый, комарин..ый, свин..ой.

Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце слова»

Распредели слова по группам: мягкий знак пишется, и мягкий знак не пишется:

Горяч.., молодеж.., с плеч.., шалаш.., у туч.., ёж.., хочеш.., береч.., съеш.., полноч.., ключ.., бежиш.., задумаеш..ся, линюч.., мыш.., страж.., репортаж.., стрич.., реч.., горяч..

Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

Вставьте пропущенные буквы:

Пр..зирать лицемеров, пр..бывать на станцию, пр..дел церкви, пр..клоняться перед мужеством, пр..творить мечту, пр..ступная деятельность, пр..давать друзей, непр..ступная крепость, пр..зирать сирот, беспр..кословно выполнять, пр..чудливый орнамент, пр..лестный ребенок, пр..ключения друзей, пр..рекания с недругом, пр..частный к делу, пр..лететь на самолете, пр..морский край, пр..встать с дивана, пр..рвать разговор, пр..возмочь себя.

Орфограмма «Правописание НЕ со словами»

Выбери из списка слитное или раздельное написание слова:

(Не)был дома, (не)вежа, (не)за кем идти, совсем (не)радостный, (не)довольство увеличивалось, (не)доумевать, (не)забудка в поле, (не)знаю ответа, (не)миллион, (не)рад подарку, (не)бывалый случай, очень (не)злой, (не)друг пришел, никому (не)нужный, (не)глубокие знания, (не)горе, а радость, (не)взлюбить, (не)аккуратная тетрадь.

Список литературы:

1. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. М.: Астра, 1995. 336 с.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

slovo.mosmetod.ru

Сборник орфографических упражнений по русскому языку в 6 классе

Оглавление

Пояснительная записка

3

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

3

Ы, и после ц

4

Чередование а-о в корне слова

4

Чередование е-и в корне слова

5

Буква ы после приставок

7

Правописание приставок пре-, при-

7

Правописание суффиксов имен существительных

8

Правописание сложных имен существительных

10

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

11

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

12

Правописание числительных, обозначающих целые числа

13

Правописание суффиксов глагола

13

Использованная литература

14

Пояснительная записка

Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.

В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц, чередование а-о в корне слова, чередование

е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.

Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.

Вставь пропущенные буквы

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Ы, и после ц

Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.

Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Вставь пропущенные буквы

1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.

2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.

3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.

4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….

5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.

6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.

7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.

Чередование а-о в корне слова

1. Корни, определяемые ударением:

Без ударения пишется о в корнях:

КЛАН-КЛОН

ГОР-ГАР

ТВАР-ТВОР

Без ударения всегда пишется а в корне:

ЗАР-ЗОР

2. Корни, определяемые согласной:

ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:

КАС(А)-КОС

Вставь пропущенные буквы

1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.

2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.

3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.

4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.

5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.

Чередование е-и в корне слова

В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.

2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.

3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.

4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.

5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.

Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.

1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.

2.Бутерброд

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.

Вот это настоящая зима!

После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).

Искл.: взимать

Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.

Буква ы после приставок

Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.

2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.

Правописание приставок пре-, при-

Приставка при- пишется, если обозначает:

1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.

2) близость: пригородный.

3) неполноту действия: приоткрыть.

Приставка пре- пишется, если:

1) близка по значению слову очень: презабавный.

2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)

Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.

При- или пре-? При- или пре-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «Очень такой» или «очень сякой» —

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:

1 – приближение, присоединение,

2 – расположение вблизи,

3 – неполнота действия.

Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.

2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.

3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.

Распределите слова на два столбика:

  1. с приставкой при-, 2 – пре-.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.

Правописание суффиксов

имен существительных

Суффиксы –ек-, -ик-

Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е, если не выпал – и: огурчик – огурчика, но сыночек – сыночка.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

Суффиксы –щик-(-чик-)

Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: летчик, но часовщик.

Добавьте к данным основам

суффиксы –чик- или –щик-.

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Добавьте суффиксы –чик- или –щик-

к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Правописание сложных имен

существительных

Слитно:

1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е: водопровод, пешеход;

2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост.

Через дефис:

1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.

2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол-Астаны;

б) с гласной буквы: пол-апельсина; в) с согласной л: пол-лимона.

В остальных случаях пол- пишется слитно.

Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.

Сделайте морфемный разбор

сложных слов.

Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.

Вставьте пропущенные буквы.

Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.

От данных словосочетаний образуйте сложные

существительные.

Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.

Напишите слитно или через дефис

слова с пол-.

1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.

2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.

От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.

Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.

Добавьте пол- или полу-.

День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.

Одна и две буквы н в суффиксах имен

прилагательных

Пишется Н:

1) в прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) в кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полной форме: бесшумна (бесшумный).

Пишется НН:

1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюквенный, революционный.

Искл.: ветреный.

2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н: окно-оконный.

Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,

выделите их.

Образец: портфель из кожи – кожаный портфель.

1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.

2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Обозначьте суффиксы прилагательных.

Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.

1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.

Выпишите прилагательные в две колонки:

1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный.

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

Образуйте сложные прилагательные,

запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

Спишите, раскройте скобки, напишите

слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.

Правописание числительных,

обозначающих целые числа

В И.п. и В.п. пишется ь:

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30: пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900: пятьдесят, пятьсот.

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

Правописание суффиксов глагола

Суффиксы –ыва-, -ива- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ываю, -иваю: присматриваю – присматривал.

Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю: беседую-беседовать.

Замените личные формы глаголов неопределенной формой.

Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.

Спишите, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы глаголов.

1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.

Использованная литература

  1. Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.

  2. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.

  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.

  4. Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.

infourok.ru

Сборник упражнений и проверочных заданий по русскому языку для учащихся 6 класса специальных

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сборник упражнений и проверочных заданий

по русскому языку

для учащихся 6 класса специальных

( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Составитель : Гусенова Людмила Шахназовна

учитель русского языка и литературы
г. Радужный

Содержание и структура сборника разработаны в соответствии с требованиями учебной программы по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дидактическими задачами и охватывают все основные темы курса русского языка.

Задания направлены на формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля и могут быть использованы для проверки усвоения учебного материала.

Сборник составлен с учётом психофизических особенностей детей с первичным нарушением интеллектуального развития.

Сборник составляет учебный комплект с действующим учебником по русскому языку для 6 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Повторение

Предложение


  1. Прочитай.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

К. Бальмонт

Запиши, сколько предложений в этом стихотворении:


  1. Составь и запиши 5 предложений о том, как ты провел летние каникулы.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


  1. Определи границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

В лес пришёл сентябрь берёзки надели жёлтые платья рябинки нарядились в красные сарафаны кленовые листья легли ковром наступила золотая осень.

Вспомни правило и допиши его:


Подлежащее и сказуемое — _______________________________________________________

________________________________________________________


  1. Дополни предложения подлежащими и сказуемыми.

Осенний ________ _______ прохладой. Часто ___________ по крышам мелкий ___________. ______________ ______________ в разноцветные платья. Резкий ________ _________ по дорожкам опавшие листья. Перелётные _________ ____________ к отлёту.

Слова для справок: птицы готовятся, воздух наполняется, ветер гонит, дождь стучит, деревья нарядились.


  1. Подчеркни в каждом предложении главные и второстепенные члены. Составь схемы предложений.

  1. Наступила ранняя осень. __________________________

  2. Часто моросит мелкий дождь. ___________________________

  3. Солнечные лучи не согревают землю. ___________________________

  4. Листья укрыли землю разноцветными ковром. ___________________________

  5. Звери готовятся к суровой зиме. ___________________________

  6. Разбери предложения по членам. Чем отличаются друг от друга предложения двух столбиков?

  1. Солнышко светит. 1. Яркое солнышко ласково светит.

  2. Подул ветер. 2. С севера подул холодный ветер. Ребята собрали. 3. На прогулке ребята собрали букет листьев.

Вспомни правило и допиши его:

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется _________________________________.

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется _____________________________________.


  1. Поставь знак «+» около нераспространённых предложений.

Ученик подготовился к уроку.

Моросит дождь.

Дети играют.

Отец принес сыну новую книгу.

Гремит гром.

Петя угостил сестру яблоком.


  1. Поставь «+» около распространённых предложений.

В лесу щебечут птицы.

Цветы завяли.

Прозвенел звонок на урок.

Туман рассеялся.

Начался ливень.

Ученики идут в школу.

Лена нарисовала рисунок для брата.


  1. Выпиши из текста нераспространённые предложения.

Гроза

Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало пасмурно. Небо потемнело. Блеснула молния. Над моей головой что –то загремело. Пошёл дождь.

По Л.Толстому


  1. Распространи предложения и запиши их. Озаглавь текст. Подчеркни главные и второстепенные предложения.

Наступила осень. Ребята пришли. Прозвенел звонок. Вошла учительница. Начался урок. Ребята слушали.

___________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


  1. Прочитай предложения. Устно поставь вопросы к выделенным словам. Каким членом предложения они являются? Подчеркни их.

  1. Ласточки, стрижи, журавли улетают в тёплые края. 2. На огородах люди собрали урожай капусты, моркови, свёклы. 3.Листья кружились, разлетались, шуршали под ногами. 4. Красные, коричневые, рыжие шляпки грибов виднелись в траве на поляне.

Вспомни правило и допиши его:

Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются ___________________________ членами предложения.

  1. Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Расставь знаки препинания.

Пришла пора прощания. Ласточки стрижи первыми покинули родные места. Гуси собрались в стаю приготовились к долгому перелёту. Скворец вылетел из своего дворца посмотрел по сторонам затянул грустную песню. Пора в далёкий путь! Жёлтой красной багряной листвой провожает лес пернатых друзей.

  1. Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Обрати внимание на постановку знаков препинания.

Осенний ветер обрывал листья и уносил их. Холод привёл птиц в большую тревогу. Лебеди, гуси, утки начали готовиться к отлёту. Старые и бывалые птицы учили молодых. Молодёжь с весёлым криком совершала большие прогулки, укрепляла крылья. Сколько было крика, веселья и радости!

  1. Поставь знак «+» около предложений с однородными членами.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.
Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.
Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.
Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А. Пушкин

15. Расставь, где необходимо, запятые. Докажи правильность своего выбора.

Древние помощники

Животные на протяжении многих тысяч лет служили человеку. Быки тащили плуги и тяжёлые повозки. Лошади быстро перевозили всадников тянули телеги. Мясо кроликов свиней птиц человек употреблял в пищу. Коровы козы овцы давали людям молоко и шерсть. Даже достигнув высокого уровня цивилизации, человек не может обойтись без помощи домашних животных.

16.Напиши ответы на вопросы, пользуясь словами из скобок. Обрати внимание на постановку знаков препинания.

Что ученик принёс на урок рисования? (альбом, кисти, краски)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Что лежит у тебя в портфеле? ( дневник, ручки, тетради, учебники)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какие фрукты ты любишь есть? ( яблоки, груши, бананы)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какие овощи кладут в суп? (картошка, морковь, лук, капуста)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Какие звери готовятся к зиме? (зайцы, белки, медведи)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Звуки и буквы


  1. Запиши фамилии учеников своего класса в алфавитном порядке.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


  1. Замени в каждом слове первый согласный другим согласным, чтобы получились новые слова. Запиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки, которыми отличаются эти пары слов. Поставь ударение.

Образец: дубы- зубы

Галка — ________________

Песок — ________________

Норка — ________________

Роза — _________________

Клин -__________________

Свет — __________________

Киска — _________________

Полено — ________________

С любым из этих слов составь предложение.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________


  1. Допиши стихотворения. Подчеркни в словах мягкий знак.

В двух шагах не видно друга,

Разгулялась сильно ___________________.

На клумбу очень жарким днём

Мы из лейки воду ____________________.

Очень радует меня

В роще пенье _____________________.

К празднику сестрёнке Кате

Новое купили _____________________.

Вспомни правило и допиши его:


Разделительный Ь пишется после согласных, перед гласными

________, __________, _________, ________, _________.


  1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Запиши их, подчеркни разделительный Ь.

Дерево — ______________ перо — ________________

Кол- __________________ воробей -_______________

Лист — _________________ друг -___________________

Стул — _________________ ручей — __________________

Крыло — _______________ колос — ___________________


  1. Прочитай. Подчеркни в словах буквы, которые пишутся не так, как произносятся. Вспомни, как проверить сомнительные гласные и согласные буквы.

Бишка

— А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

-Не моё, — говорит, — дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу – будет с меня и этого.

К. Ушинский

Состав слова


  1. Выпиши выделенные слова. Вспомни, как они называются. Обозначь общую часть.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

А. Пушкин

Вспомни правило и допиши его :


Общая часть однокоренных слов называется _____________________________.

  1. «Кто больше?» Подбери как можно больше однокоренных слов к данным. Выдели корень.

Груз корм стол нос

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________


  1. Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Выдели корень.

В маленьком домике жил домовёнок.

Был он домашний, словно котёнок.

В доме был лад, чистота и покой.

Очень хозяйственным был домовой.


  1. Вставь в предложения однокоренные слова, подходящие по смыслу. Выдели в них корень.

Мы купили новый______________________________. холод

Осенний _________________гнал птиц к югу. холодный

Резкий и _________________втер срывал листья с деревьев. холодильник

Мы забрались в самый _______________угол сада. издалека

Было видно, что путник пришёл к нам _____________ даль

Бескрайняя _________________степей предстала перед дальний

Нашими глазами.


  1. Прочитай пословицы и поговорки. Выпиши слова с приставками. Приставки выдели.

Поспешишь – людей насмешишь.

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь.

Наука глаза открывает.

Заглянуло солнце и в наше оконце.

Вспомни правило и допиши его:


Приставка – это часть слова, которая стоит __________________ корнем и служит для _____________.

  1. От слова лить, с помощью приставок, образуй новые слова, которые подходят по смыслу к данным предложениям. Допиши их.

Лена хотела ______________________________компот.

В жаркий день надо ________________________огород.

Грязную воду необходимо ___________________из ведра.

В чай можно ____________________________ немного молока.

В бензобак машины нужно ____________________бензин.


  1. Прочитай потешку. Выпиши слова с суффиксами. Выдели их.

Вышла кисонька на мостик:

Четыре лапы, пятый хвостик,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

Вспомни правило и допиши его:


Суффикс – это часть слова, которая стоит _______________ корня и служит для ____________________________________________________.

  1. Употребляя необходимые суффиксы, назови эти же предметы, но только маленького размера. Запиши слова и выдели суффикс.

Дом — _____________________ звезда -________________________

Лес -______________________ зверь — _________________________

Кот -_____________________ колос — _________________________

Торт — ____________________ голова — ________________________


  1. Выпиши в первый столбик слова, образованные с помощью приставок; во второй – слова, образованные с помощью суффиксов.

Улов, ловец, садик, рассада, дивный, удивить, накормить, кормушка, больной, заболеть, постарел, старик, рассказ, сказка.

Поливать ливень

_______________________ ______________________

_______________________ ______________________

_______________________ ______________________

_______________________ ______________________

________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________


  1. Прочитай текст. К выделенным словам поставь вопрос и обозначь окончания.

Под полом жила (______________?) мышка. Ночью она выходила полакомиться. Очень нравились (________________?) мышке сыр и хлебные крошки. Однажды кот увидел (_________________?) мышку и погнался за ней. Шустрая (___________________?) мышка спряталась в своей норке. Норка ( __________________?) для мышки была надёжной защитой. Но когда она выходила, кот охотился (________________?) за мышкой.

Вспомни правило и допиши его:


Окончание —_____________________ часть слова, которая служит для ________________________________________________.

  1. Прочитай текст. Допиши окончания.

Рек., на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах. Утр… вод…у берег…начинала замерзать, а днём тонкий лёд таял. Рек… была пуста. Жизнь сохранялась только в лес…, где посвистывали рябчик…, прыгали белк… и зайц… . Уточк… скучала и всё думала про своих улетевших братьев и сестёр.

По Д. Мамину –Сибиряку.


  1. Допиши в тексте слово берёза, изменяя его по смыслу. Выдели окончания в этих словах.

Русская красавица.

Красавицей русских лесов называют люди _____________________. Много песен, преданий, былин сложено о _________________________. Это символ и гордость русского народа. Растёт ___________________ быстро. В мае на _____________________ появляются скромные цветки – серёжки. Листья ___________________ обладают целебными свойствами. Осенью после дождя под ___________________ можно увидеть жёлтые грибы – лисички.


  1. Из слов каждой строчки составь предложения. Выделенные слова разбери по составу.

Подул, ветер, северный, резкий.

Жёлтые, с, листочки, деревьев, опадают.

Сухими, все, усыпаны, листьями, дорожки.

Частый, днём, дождик, моросит, ночью, и.

Над, крик, грустный, городом, раздался.

Родными, журавли, это, местами, прощаются, с.

Правописание безударных гласных в корне слова.


  1. Заполни таблицу.

Ударение

Корень слова

Безударная гласная в корне

Проверочное слово

гора

гор —

о

горы

мосты

сказать

веселье

волна

сорить

шагать

смешинка

2. Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность своего выбора.

1.Волк зимой (зимы) ходит г…лодный ( _____________).

2. Мама расст…лила (_____________) на ст….ле ( ______________) новую скатерть.

3. Сегодня я отв…чал ( _______________) у д…ски ( ____________).

4. Летом Зоя г…стила (_____________) у бабушки.

5. Брат на оз…ре ( ______________) л…вил (_____________) рыбу.

6. Полевая ( _______________) мышь живёт в н…ре (______ ).
3. Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность своего выбора.

Муравей невелик, да горы к….пает (_____________).

Любишь к… таться ( _______________), люби и саночки в…зить ( ____________).

Тр…сливому ( ______________) зайке и п….нёк ( ______________) волк.

Под л…жачий ( _________________) камень и в….да ( ___________) не т…чёт (_________).

Посп…шишь ( _______________) – людей насм…шишь (________________).


  1. Вставь пропущенные буквы. Распредели слова в два столбика: 1) с проверяемой безударной гласной в корне слова, 2) с непроверяемой безударной гласной в корне. Докажи правильность своего выбора.

Скр…пач, к…пуста, б…рега, м…стечко, м…лина, б…лото, л…цо,р…кета, ст…рик, г…рох, сол…вей, ж…лезо.

_____________________(________________) _________________

____________________(_________________) __________________

___________________( __________________) __________________

___________________(__________________) ___________________

___________________(__________________) ____________________

Составь предложение с любым словом из первого столбика.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Составь предложение с любым словом из второго столбика.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Правописание согласных в корне слова.

Звонкие и глухие согласные.


  1. В каждом столбике подчеркни слова, которые являются проверочными к данным. Докажи правильность своего выбора.

Глаз провод загадка улыбка

Глаза проводка загадочный улыбаться

Глазки провода загадывать улыбчивый

Глазок проводок загадки улыбочка


  1. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность своего выбора.

Терпенье и тру…( _____________) всё перетру… (____________).

Кому мир не доро….(_____________), тот нам и воро… (_____________).

Чтобы ры…ку (__________)съесть, надо в воду ле…ть (__________).Сне… (_____________)глубок – го… (__________)хорош. У кошечки ко…ти (___________)в рукавичках.


  1. Отгадай загадки. Отгадки запиши.

Шумит он в поле и в саду, Какой это мастер

А в дом не попадёт. На стёкла нанёс

И никуда я не иду, И листья, и травы,

Покуда он идёт. И заросли роз?

_____________ _________________

Скатерть бела Сами не едим, Зимнее стекло

Весь мир одела. А людей кормим. Весною потекло.

______________ _______________ ______________

Двойные и непроизносимые согласные.


  1. Допиши, где необходимо, двойную согласную.

Клас… метал… рус…кий

Груп…а вес…ёлый кол…екция

Кан..икулы ран…ий тен…ис

С любым из этих слов составь предложение.

______________________________________________________

______________________________________________________


  1. Сравни произношение и написание слов. Подчеркни непроизносимую согласную.

Солнце, праздник, местность, здравствуй, ненастный, чувство, сердце.

Вспомни правило и допиши его:


В некоторых словах согласные ____, _____, _____, ______ пишутся, но не произносятся. Это _____________________________ согласные.

  1. В каждом столбике подчеркни слова, которые являются проверочными к данным. Устно объясни свой выбор.

Участник грустный счастливый сердце

Участие грустить счастливчик сердечко

Участвовать грусть счастье сердца


  1. Допиши подходящие по смыслу слова, пользуясь словами для справок. Вставь пропущенные буквы.

День был ______________, лил до…дь, и Машеньке было _____________.

К вечеру дождь перестал. Маша посм…трела в …кно. Было уже _____________. ____________ село за г…ризонт. Месяц ______________

Подм…гнул девочке и стал оглядывать свои ________________владения. Машенька тоже ул…бнулась и пошла спать.

Слова для справок: грус…но, ненас…ный, со…нце, звёз…ные, радос…но, поз..но.


  1. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. Докажи правильность своего выбора.

Завис…ливое (_____________) око видит далёко. Всякое ремесло чес…но ( ______________), кроме воровства.

Руками работа душе праз…ник ( _______________). При сол…це

( _____________) тепло а при матеро добро.

Правописание приставок.

Приставка и предлог.


  1. Прочитай. Выделенные слова выпиши в два столбика: 1) слова с приставкой, 2) слова с предлогом.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пёс, залая,

Прибежал и молк, играя.

В ворота вошла она –

На подворье тишина.

А. Пушкин

Вспомни правило и допиши его:


Приставка – часть _____________________________. Пишется со словом ____________________.

Предлог – отдельное слово. Пишется ____________________ от других слов.




  1. Допиши сочетания слов. Обозначь приставку и предлог.

Входил в __________________

Посмотрел по _______________

Налетел на __________________

Сбежал с ____________________

Достал до ____________________

Зашёл за _____________________


  1. Прочитай считалочку. Спиши, раскрывая скобки. Объясни правильность своего выбора.

Шла коза (по) мостику ______________________________________

И виляла хвостиком. ______________________________________ ___

(За)цепилась (за) перила,______________________________________

Вещи (в) речку( у)ронила.______________________________________

Кто не верит это он, __________________________________________

(Вы)ходи (из) круга вон!_______________________________________


  1. Допиши подходящие по смыслу приставки и предлоги. Выдели их.

Ранним утром _____шёл щенок _____ крыльцо и ________смотрелся. Всё ______дворе было ему знакомо. Вот ________лез _______дерево маленький котёнок. Жёлтенькие цыплята ___________тянули шейки и ___ бежали ________мамой курицей. ______ крыльцом ______ снул старый пёс Полкан. Щенок радостно тявкнул и _________шёл _______дорожке.

Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.


  1. С помощью приставок образуй новые слова. Выдели в них приставку и подчеркни твёрдый знак( ъ).

Под ————ъ ————ём

Об —————ъ ———-явление

С —————-ъ———-ехать

Вспомни правило и допиши его:


Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами ___, ____, _____ пишется _________________.

  1. С помощью приставок образуй новые слова. Объясни написание буквы ъ.

С-, по -, в-, об-, под -, за- ехал, учить, явление, ходить.

С любым из этих слов составь предложение.


  1. Вставь в слова пропущенные Ъ и Ь знаки.

В…юга руч…и ш…ют

Под…езд сем…я об…ём

Л…ётся об…явление плат…е

С…едобный с…ёмка в…ехать

Правописание приставок


  1. Заполни перфокарты. Поставь знак «+» в нужной колонке.

    а

    о

    е

    З…хотел

    Пер…нёс

    Д…тащил

    тдал

    Н…варил

    Пер…лез

  2. Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

Раз с…врал – н…век лгуном стал.

П…спешишь – людей н…смешишь.

Хорошо п…сеешь – больше с…берёшь.

Весной час пр…гуляешь – неделей не н…верстаешь.


  1. Выдели приставки. Как произносится согласная на конце приставки? Подчеркни её.

Сбежать, входить, надписать, подточить, отдать, обскакать.

Вспомни правило и допиши его:


В приставках с-, __, ___, _____, ____, ____ согласные пишутся _______________, независимо от произношения.

  1. Из слов правого и левого столбиков составь словосочетания. Запиши их, вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.

По…клеить комната

О…точить корова

З…крыть свёкла

П…дмести дневник

Пр…полоть учебник

По…жарить карандаш

…ткрыть картофель

П…доить портфель

Части речи


  1. Прочитай стихотворение. Найди имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Выпиши их в три столбика.

Поёт зима -аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

С. Есенин

Имя существительное Имя прилагательное Глагол


  1. Заполни таблицу, подбирая однокоренные слова разных частей речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

забота

заботливый

плата

синий

трусить

смелость

пугливый

дружить

  1. Прочитай пословицы. Замени выделенные слова противоположными по смыслу. Запиши пословицы. Какой частью речи являются заменённые слова? Укажи над ними часть речи.

В чужой семье и каша гуще.

Человек без врагов, что дерево без корней.

К маленькому терпенью придёт и уменье.

Лучше говорить, нежели врать.

Плохие речи приятно слушать.

После безделья еда вкуснее.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи


  1. Поставь знак «+» около верного высказывания.

Имя существительное – это….

lit.na5bal.ru

Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса (школьный тур)

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Школьный тур

1. Расставьте ударение в словах: красивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

2. Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра. Объясните.

3. Сколько звуков [о] в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола.

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? Подтвердите свой ответ.

5. Разберите слова по составу: стульчик, перчик, пончик, горошинка, пушинка, речонка, издалека, печёнка

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти-

би-

гео-

хроно-

нео-

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий большой’ ‘), коло («круг», «окружность ‘), тук (‘ ‘жир »). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: — ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым мартом.

3) Брат одел шапку и вышел на улицу.

Ответы:

1. Расставьте ударение в словах: красивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

Всего 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

2. Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра.

лапа, пир, тир

Объясните. Не совпадают по «мягкости-твердости»

Всего 4б

3. Сколько звуков [о} в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола. (два звука)

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

Всего 1 б

(0,5 балла за правильный ответ)

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? МОЖЕТ

Подтвердите свой ответ. Ветер дует, воет, свищет. Встретились лиса и заяц. 2б( по 1 баллу за пример с и )

Всего – 3б

5. Разберите слова по составу: стуль-чик , перч-ик , пончик , горош-ин-к-а, пуш-инк-а, реч-онк-а, из-дал-ек-а, печён-к-а

Всего 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти- против; антивозрастной

би- два; биметаллический

гео- земля геодезия

хроно- время хронометр

нео- новый неологизмы

(0,5 балла – объяснение; 0,5 – пример)

Всего – 5б

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий большой’ ‘), коло («круг», «окружность ‘), тук (‘ ‘жир »). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

велий — ВЕЛИКИЙ, коло — КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ

Всего – 3б

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: — ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

  • Стекло, сало – сущ., где Л входит в корень, О – окончание;

  • Весело – наречие, где Л входит в корень, О – суффикс;

  • Бело – краткое прилагательное среднего рода;

  • Мело, дуло – глагол прошедшего времени.

Всего – 4б

(по 1б за каждую часть речи)

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым марта.

3) Брат надел шапку и вышел на улицу.

Всего – 3б

Всего 31 балл

kopilkaurokov.ru

Тесты по Русскому языку для 6 класса

Тесты по «Русскому языку» для 6 класса

Тест для проверки сформированности умения применять знания при решении практических задач по теме «Морфемика и словообразование»

Русский язык 6 класс  |  Дата: 10.5.2018

Контрольный тест за 1 четверть

Русский язык 6 класс  |  Дата: 29.4.2018

Тест для проверки орфографического навыка написания букв З-С в приставках

Русский язык 6 класс  |  Дата: 14.7.2017

На каждый предмет дано 7 вопросов. На вопросы 1-4 (1 балл) нужно дать один ответ из предложенных. На 5-6 вопросы (3 балла) нужно выбрать несколько ответов. На 7 вопрос (5 баллов) нужно написать ответ словами с маленькой буквы

Русский язык 6 класс  |  Дата: 20.1.2017

На каждый предмет дано 7 заданий. В заданиях 1-4 нужно выбрать один ответ из предложенных. В заданиях 5-6 нужно выбрать несколько вариантов ответа. В задании 7 нужно написать ответ самостоятельно.

Русский язык 6 класс  |  Дата: 20.1.2017

данный тест проверяет умение использовать правило «Правописание суффиксов -ЧИК,-ЩИК» и состоит из 10-ти заданий. В каждом задании нужно выбрать только один верный ответ.

Русский язык 6 класс  |  Дата: 16.1.2017

Русский язык 6 класс  |  Дата: 11.1.2017

Русский язык 6 класс  |  Дата: 11.1.2017

. Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Русский язык 6 класс  |  Дата: 29.12.2016

Тренировочный тест по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-» даёт возможность определить уровень первичного усвоения знаний и скорректировать работу по формированию орфографических навыков. Тест состоит из 10 заданий

Русский язык 6 класс  |  Дата: 28.11.2016

Страница 1 из 18

testedu.ru

Контрольные упражнения для повторения курса русского языка, 6 класс

Билет №1

1. Фонетика. Классификация звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

2. Слитное и дефисное написание прилагательных.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Вьюга

Третий день вдоль всего железно(дорожного) полотна бушу…т в(?)юга кружат(?)ся в диком танце хлоп(?)я снега. Нависли (сизо)пепельные тучи. (Кое)кто (не)любит такую погоду но кое(у)кого она вызывает противоположные чу(?)ства. Страшновато слушать тёмным вечером голос раз(?)ярё(н,нн)ой стихии! Не то это (северо)западный ветер воет не то кто(то) на каком(то) инструмент… наигрывает бе…конечную музыкальную пьесу.

а) выполните фонетический разбор слова чу(?)ства;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова северо(западный);

в) выполните морфологический разбор слова третий;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 2

1. Состав слова. Способы словообразования.

2. Правописание сложных существительных, слов с корнями – пол, — полу.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Гроза надвигается

Полуде(н,нн)ый воздух накалё(н,нн)ый знойными лучами со…нца ст…новился душен и т…жёл. Вот и со…нце спряталось. И (пол)леса и дальние деревни и зеленая трава всё облеклось в какой(то) зл…вещий цвет. С юго(запада) т…нулось чёрное п…тно и быстро надв…галось на село и на рощу прост…рая огромные крылья по сторонам. Упали крупные капли д…ждя и бл…снула молния. Грянул гром и заглушая людской шум торжестве(н, нн)о прокатился воздух… Надо бежать подумал я.

а) выполните фонетический разбор слова зеленые;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова накале(н,нн)ый;

в) выполните морфологический разбор слова подумал;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 3

1. Лексика. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

2. Не с глаголами, деепричастиями, причастиями, местоимениями.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Он с трудом выбрался наружу. Встал сделал (не)сколько шагов и поспешно сел. (Не)гнущиеся ноги (не)слушались мышцы болели так что он грыз рукав чтобы (не) закричать. Он ш…л домой. Вдруг он остановился (н…)чего (н…)понимая. Он (не)узнавал своего участка крепости где знал каждый камень. Но этих камней он (не) знал. Перед ним лежали кирпичи (не)запороше(н, нн)ые снегом. Но у него еще оставалось ярос(?)ное желание выжить.

а) выполните фонетический разбор слова остановился;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова (не)понимая;

в) выполните морфологический разбор слова (н…)понимая;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 4

1. Существительное как часть речи. Грамматические категории.

2. Правописание гласных в корне слова.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Таинстве(н,нн)ые цветы

Как (то) летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом всё вокруг зар…сло пахуч…ми травами. Зар…сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб…рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики.

Густая пор…сль березн…ка закрыла от меня дорогу и я вскочил на пень определяя куда мне надо идти. Сердце зам…рало при виде красоты утре(н, нн)ей природы. На трав… бл…стали капли росы широко ра(с,сс)т…лались посевы хл…бов. На полевой дорог… мне попались две заг…релые деревенские девушки.

а) выполните фонетический разбор слова заг…релые;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова утре(н,нн)ей;

в) выполните морфологический разбор слова (на) колокольчики;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 5

1. Прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имен прилагательных.

2. Правописание согласных в корне слова.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Я (н…)когда (н…)могу равнодушно видеть п…дение даже одного
подрубле(н, нн)ого дерева, особенно в родной мес(?)ности, на родной те(р,рр)итори…. В этом п…дени… есть (н…)что грус?ное. Дерево постепенно оседа…т (не)выдержав ударов т…желого топора. Многие десятки лет достигало оно полной силы (не)тронутое (н…)кем и вот гибн…т в (н…)сколько м…нут просто по прихоти человека. Люди подумайте и опомн…тесь! Что ж вы дела…те? Надевайте рю…заки и идите к природе, станьте ближе к ней.

а) выполните фонетический разбор слова падение;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова подрубле(н,нн)ого;

в) выполните морфологический разбор слова т…желого;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 6

1. Числительное как часть речи. Основные группы. Изменение числительных

2. Правописание приставок. Буквы Ы/И после приставок.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

П…ровоз и…пуганно посвист…вал. Пр(е,и)мыкающие леса гудели бушуя (изо)всей силы. Снова и снова и…пытыва(и,е)ш…
пр(е,и)ятную ле…кость на душе. Изредка изд…лека закр…чит заспа(н,нн)ым голосом буксирный п…роход зловеще закаркает ворона. И вновь вокруг тиш…на, (не)пр…рываемая н(е,и)чем!

а) выполните фонетический разбор слова без(?)мянную;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова п…ровоз;

в) выполните морфологический разбор слова леса;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет №7

1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Правописание местоимений.

2. НЕ с существительными, прилагательными.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

После грозы

На дворе весь день бушевала (не)погода но вот ярос(?)ный дождь пр…остановил а теперь и совсем пр…кратил свою бараба(н,нн)ую дробь. На очища…щ…мся горизонте резко вырисовывается и чуть(чуть) колыш…тся верхушка (не)старой а молодой берёзы. Громады туч… уже (не)стро…тся а унос…тся вдаль. Из(за) облачка сейчас выглян…т спрятавш…ся солнышко всматриваеш(?)ся и (не)вольно поражаеш(?)ся как пр…ображается всё окружающее.

а) выполните фонетический разбор слова спрятавш…ся;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова очища…щ…мся;

в) выполните морфологический разбор слова весь;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 8

1. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глаголов.

2. НЕ и НИ в местоимениях. Слитное и раздельное написание.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Путники заблудились в лесу. Темная ноч?. (Н…)где (н…) мерцал
огонек. Им (н…)где было переночевать и они наскоро постро…ли
шалаш(?).

(Не)большой ветерок был пр…ятен. Поддержки путники (не)ждали и они своими силами решили искать утром деревню. (Н…)что им (н…)угр…жало.

(Н…)у(кого) (н…)возникало сомнения что все обойдет?ся бл…гополучно. Звезды в небе ярко подмигивали им и это их успока…вало.

а) выполните фонетический разбор слова темная;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова (не)большой;

в) выполните морфологический разбор слова им;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 9

  1. Причастие как часть речи. Морфологические признаки. Образование причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

  2. Н/НН в прилагательных, образованных от существительных.

  3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Св…стящ…м ш…потом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мя…ким шелестом полился с потр…вож…(н,
нн)ых ветвей.
Из пр…пудр…(н,нн)ой утре(н,нн)им инеем хвои
высунулась дли(н,нн)ая морда увенч…(н,нн)ая т…желыми
ветвистыми рогами. Глаза и…пуганно смотрели на поляну. Зверь
ра…пустил напр…ж…(н,нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул землю.

а) выполните фонетический разбор слова инеем;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова и…пуганно;

в) выполните морфологический разбор слова (с) шелестом;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 10

1.Деепричастие как часть речи. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

2. Н/НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Мы тихо ступая вошли в лес осв…щ…(н.нн)ый лучами солнца. На
пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись
зол…тистой л…ствой сверкавш…й на солнце. Очень красивы клены
одевш…ся в б…гряную л…ству. Часто мы видели ж…лтые листья
тихо падающие на землю. На доро…ках печально шуршащие
листья к…тились впереди нас. Иногда поп…да…тся дача окруж…(н,
нн)ая деревя(н,нн)ым забором. Ра…чищ…(н,
нн)ая доро…ка в…дет к морю.

а) выполните фонетический разбор слова солнца;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова пожелтевшей;

в) выполните морфологический разбор слова Мы;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 11

1. Степени сравнения прилагательных.

2. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний прилагательных и причастий.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Когда идеш… лесом, то невольно хв…таеш…ся за ветви прот…нувшиеся к тр…пинк…. И вот хорошо утопт…(н,нн)ая тр…пинка
привела к живописному болоту обр…зовавш…муся из лесной речк….
Яркая зелень к…мыша переплелась здесь с ароматом
цветущих растений. Зар…сли ивы сплотившись по берегу болота
удерживали напор леса.
Кое(где) в…днеют?ся брош…(н,нн)ые в
яркую зелень ч…рные зеркала воды.

а) выполните фонетический разбор слова ч…рные;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова утопта(н,нн)ая;

в) выполните морфологический разбор слова (самый) сильный;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 12

1. Спряжение глаголов.

2. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Весной в тундре со…нце светит почти круглые сутки. Прил…та…т сн…гири. Они, как и воробьи, (по)прежнему держ…т?ся зимой около
домов раду…т?ся, как дети, ласков…му солнышку. Скоро появ…т?ся
чайки. Уже слыш…т?ся горта(н, нн)ые крики гусей. Горы снега
заметно та…т уменьшаясь с каждым днем и скоро и…чезнут совсем.
Как легко дыш…т?ся
весной! Оч…ровательное время!

а) выполните фонетический разбор слова прил…та…т;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова горта(н,нн)ые;

в) выполните морфологический разбор слова и…чезнут;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 13

1. Существительное как часть речи. Грамматические категории.

2. О/Е/Ё после шипящих в словах разных частей речи. Буквы Ы/И после Ц.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

В ра(н, нн)ее весе(н, нн)ее утро, когда в воздухе ещ…
свеж…, ребята во главе со стаж…ром провели
в саду борьбу с вредителями на груш…вых и алыч…вых деревьях.
Теперь ребята сп…шат чтобы повидат?ся со сторож…м. По тенистой алле… они бегут (не)обращая вн…мания на
ш…рохи и ш…пот листьев.
Навстречу им выходит старик.
Наружность деда необычна: на голове шапч…нка, из-под плаща
выглядывает ворот холщ…вой рубахи. Но держ…тся молодц…м.

Затем дедушка ра(с,сс)казывает как в лесной чащ…
ловил медвеж…нка.

а) выполните фонетический разбор слова ра(н,нн)ее;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова весе(н,нн)ее;

в) выполните морфологический разбор слова (по) тенистой;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 14

  1. Прилагательное как часть речи. Степени сравнения прилагательных.

  2. Правописание Ь и Ъ. Ь на конце слов разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов).

  3. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

По-прежнему кругом тиш…. Подпрыгивая бежит жеребенок.
Лепеч…т ветерок шумит реч…нка. Вдруг надвигает?ся какой(то) шум появляет?ся ск…пление ч…рных туч…. Вот-вот разразит?ся гроза. Поля оп…лё(н,нн)ые солнцем жаждут влаги. Могуч… склонившийся дуб.
Ра…пускающиеся утре(н, нн)ие цветы радос?но тянут?ся
к первым каплям дождя. Всё мечта…т о влаг…!

а) выполните фонетический разбор слова ветерок;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова лепеч…т;

в) выполните морфологический разбор слова шумит;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о