Византия при юстиниане история 6 класс: Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Содержание

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

В 395 году Восто̀чная Рѝмская империя превратилась в самостоятельное государство – Византѝю.

Своё название она получила от старого имени своей столицы – города Виза̀нтий.

Византийцы называли себя ромѐями, своё государство – Ромѐйской (Римской) империей.

В состав Восточной Римской империи входили Балка̀нский полуостров, Ма̀лая А̀зия, земли Кавка̀за, Сѝрия, Палестѝна, Егѝпет.

Византия в V веке

С древности здесь развивались ремесло и торговля, земледелие и скотоводство.

Занятия византийцев

 

Империю населяло множество народов. Но больше всего было грѐков. Со временем греческий язык сменил латынь и стал государственным языком империи.

В отличие от Западной Римской империи, Византѝи удалось защитить свои границы и просуществовать ещё более тысячи лет.

Периодизация истории Византии

Она сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Её торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги – надёжны.

Византийские воины

Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов. В них были развиты ремесла: производство украшений, стеклянной посуды, шелковых тканей.

Самым крупным и богатым был столичный Константино̀поль.

Панорама Константинополя

Он находился на берегу пролива Босфо̀р, на пересечении важных торговых путей: сухопутного – из Европы в Азию, и морского – из Средиземного моря в Чёрное.

Византийские купцы торговали с Северным Причерномо̀рьем,

В Византии сохранялось единое государство с сильной императорской властью.

Во главе страны находился импера̀тор. Он был одновременно главой правительства, высшим судьёй и главнокомандующим войска, он же считался и покровителем церкви.

Император Византии

В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога».

Император управлял страной при помощи множества чиновников. Чиновники столицы управляли чиновниками в провинциях.

Единой религией Византии было христиа̀нство. Но церковь была подчинена государству.

Император со своими приближёнными, армия и флот содержались за счёт налогов с крестьян, купцов и ремесленников.

Расцвета Византия достигла в правление императора Юстиниа̀на (527– 565 годы). Его правление было этапом перехода от античности к Средневековью, от римских традиций к византийскому стилю правления.

Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».

Юстиниан был ревностным христианином. По его приказу в столице был построен храм Свято̀й Софѝи, ставший гордостью Константинополя и всей империи.

Император жаловал церкви земли и ценные подарки, строил храмы и монастыри.

Юстиниан

Юстиниан хотел, чтобы вся империя жила по одним законам. По его приказу были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи, и изданные самим императором.

В результате, ими был создан знаменитый труд, названный «Свод гражда̀нского пра̀ва».

Юристы в странах Европы изучали и использовали этот свод на протяжении сотен лет. Он сохранил римское право для следующих поколений.

Юстиниан хотел восстановить Римскую империю в прежних границах.

В упорных войнах полководцы Юстиниана поодиночке разгромили всех противников и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку).

Византия в VI веке

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города.

Но население Византии было разорено непосильными налогами. Частыми были восстания.

Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями.

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоёванные территории.

В VI веке на Византию стали нападать славя̀не. Они доходили до Константинополя.

В войнах с Византией славяне приобрели боевой опыт. От вторжений они перешли к заселению: заняли сначала север Балканского полуострова, проникли в Македонию и Грецию. Славяне стали подданными империи: платили налоги, служили в войске.

В VII веке на Византию напали ара̀бы. Они захватили всю Северную Африку, Палестину, Сирию, Египет.

Славяне

Территория империи сократилась втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии.

Византия в VII веке

 

В Византии был введён новый порядок набора в войско: вместо наёмников в армию брали воинов, получавших за службу землю. В мирное время они её обрабатывали. В случае войны – отправлялись в поход со своим снаряжением.

Особенно грозным оружием византийцев был «грѐческий огонь» – зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась на корабли неприятеля.

Применение «греческого огня»

В VIII веке Византия смогла одолеть арабов. Отвоевала у них часть Малой Азии, Закавказье, Сирию, Крит и Кипр.

Из византийских военачальников сложилась знать провинциальная.

Нередко они поднимали мятежи и вели войны против императора.

Подведём итоги.

Результатом правления Юстиниана стали: укрепление власти монарха, расширение границ империи, создание единого сборника законов.

После его смерти – потеря завоёванных территорий, начало внутренних неурядиц.

Ответ §6. «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»

1) Найдите в тексте 6 ошибок

            Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали своё государство Греческой империей, а себя называли греками.

           Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлию, Сирию, Палестину.

           Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Суассоном, Сантиохией. Столицей Византийской империи был Рим.

  

Ответ: 1. Раздел Римской империи произошел в 395 году.

  1. Империя называли «Римской».
  2. Себя называли римлянами.
  3. Галлия никогда не была в составе Византии.
  4. Суассон не принадлежал Византии.
  5. Столицей империи всегда был Константинополь.

 

2) Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой — как мудрого политика и реформатора. Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?

 

Ответ: Он был подозрительным, коварным,  мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких.

  Под внешней любезностью скрывался беспощадный тиран. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием, был хорошо образован и энергичен.  Издал свод законов, который впоследствии другие государства брали за основу при составлении своих законов. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.

          Лично мое мнение — неодназночное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами, а люди бежали к варварам из-за огромных налогов. С другой стороны, все разрушенные города он восстановливал и сооружал крепости.

 

3) Подумайте, почему в самой Византии правителей называли ромейскими (римскими) императорами, а на западе их именовали константинопольскими правителями.

 

  • Ответ: Римский император Константин І перенёс столицу, назвав её «Новый Рим», но на западе город называли Константинополем — по имени императора, поэтому на западе правителей Византии именовали констатинопольскими.

                 В Византии хотели восстановить Римскую империю и поэтому так себя называли, но так как они правили не в Риме, то делать этого не могли.


«Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»

История Средних веков. 6 класс

1. Тема урока: Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

2. Тип, вид/форма урока: Урок изучения нового материала

3. — Цели урока

-сформировать представление о личности и деятельности императора Юстиниана в Византии

    — Задачи

а) предметные:

-объяснить особенности развития Византии

-раскрыть сущность реформ и войн Юстиниана  

б) метапредметные:

-развитие умений работать с источниками, анализируя материал

в) личностные:

— сформировать оценочное суждение о роли личности Юстиниана

4. Оборудование: учебник: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. А. Сванидзе. — М. : Просвещение,. — 288 с., 2018 портреты Юстиниана, иллюстрации «Реформы Юстиниана», фильм» Византия при Юстиниане (рус.) История средних веков» https://www.youtube.com/watch?v=DoSQaT5bcsE

5. Основные понятия, даты, персоналии урока: Юстиниан, 527—565, Византия, Свод  гражданского права

6. План:

1. Византия и ее столица

2. Император Юстиниан и его реформы

3. Войны Юстиниана

4. Вторжение арабов

7. Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: добрый день, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении, поскольку нам с вами предстоит очень сложная, но в то же время очень интересная работа, давайте начнем урок

II. Определение задач данного урока

Учитель: итак, ребята, мы с вами изучили очень большую тему, где рассмотрели некоторые процессы начала Средневековой Европы, а именно на западной ее части, сегодня же мы с вами начинаем изучать новый раздел, посвященный Византии, что это за государство, кто внес значимый вклад в ее развитие, нам и предстоит сегодня выснить

III. Объяснение нового материала

1. Учитель: Византийская империя возникла в результате обособления вост. части Рим. империи 330 г., Название «Византи́я» (от г. Визáнтий) условно – его ввели в оборот западноевропейские учёные. Сами жители Византии называли своё государство Романией, продолжая считать её (вплоть до османского завоевания) Римской империей, а себя – ромеями (т. е. римлянами). Константинополь-столица Византии образован в V веке

Учитель: В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. А что случилось с Западной и когда?

Ученики: она пала в 476 г.

2.Учитель: верно, особую роль в Византии играл император, потому что в отличие от стран Западной Европы, в средневековой Византии сохранялось единое государство с императорской властью. В учебнике на стр. 48 найдите функции императора

Ученики: император был верховным судьёй, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов.

Учитель: верно, империя особенно расширила свои границы в правление Юстиниана. Запишем годы его правления: Юстиниан (527—565)

Учитель: поговорим о личности Юстиниана. Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Посмотрите на слайд, как говорит о нем Прокопий Кесарийский? Какой вывод можно сделать из этих слов?

Ответы учеников:

Учитель: отлично, основным правилом Юстиниана было: «Единое государство, единый закон, единая религия», рассмотрим подробнее каким образом он внедрял в жизнь это правило. Запишем это правило

Учитель: смотрим на слайд

Что мы можем отнести к правилу «единая религия»?

Ученики: Желая заручиться поддержкой церкви, он жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей

Учитель: а «единый закон»?

Ученики: «Свод гражданского права»

Учитель: верно, а что это такое сейчас и выясним. Это законы императоров с объяснением римскими юристами, законы самого Юстиниана, собранные в один свод, запишем это в тетрадь

Учитель: посмотрите на слайд, так выглядел свод, на стр.49 найдите значение принятия этого свода.

Ответы учеников

3.Учитель: верно, но не только внутренней политикой был занят Юстиниан, он проводил разнонаправленную внешнюю, Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.

Учитель: смотрим фильм, отвечаем на вопросы:

-чем закончились планы по завоеванию остготов?

-как защищались границы?

-почему Византия стала терпеть поражения в войнах?

4. Учитель: с начала VI века на Византию нападали славяне, а в VII веке с юга на владения Византии нападали арабы, которые захватили весьма обширные территории. На стр. 52 работаем с картой, какая из них относится к VI веку?

Ученики: третья

Учитель: верно, а первая показывает, что со времён Юстиниана территория империи сократилась почти втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии.

IV. Закрепление знаний

Учитель: ребята, для закрепления выполним небольшую работу, здесь на этих листах, где и задание

В_______году Восточная Римская империя стала самостоятельным государством. Ее столица_________________- был основан в __веке. Византийцы считали свое государство_________империей, а себя_________. При императоре____________ 527-565 гг. введены единые законы, издан__________________

V. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: ребята, мы изучили особенности развития Византии, поговорили про очень значимую фигуру в истории, императоре Юстиниане, дали характеристику его личности и деятельности. Рассмотрели, как изменилась территория государства после Юстиниана и почему. Но о Византии есть еще много интересного, о чем мы поговорим на следующих уроках

VI. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Учитель: ребята, я думаю, что мы хорошо и продуктивно поработали на сегодняшнем занятии, что очень интересного вы сегодня узнали?

VII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению 

Учитель: домашнее задание: § 6, задание 4,5 письменно


 

Урок 9. ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс

Урок 9. ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ