Гдз генденштейн задачник 7 класс – Решебник Задачник по Физике за 9 класс Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев часть 2 на Гитем ми

ГДЗ по физике за 7 класс задачник Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Французский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Музыка

gdz.ru

ГДЗ по Физике за 7 класс задачник Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык

megaresheba.ru

ГДЗ по физике 7 класс Генденштейн, Кайдалов

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык

megaresheba.ru

Физика 7 класс Задачник Генденштейн Кирик Гельфгат часть 2

Физика 7 класс Задачник Генденштейн Кирик Гельфгат часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

(фгос’^ л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат ЗАДАЧНИК класс 1 л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат ФИЗИКА 7 класс в двух частях Часть 2 ЗАДАЧНИК для общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Э. ГЕНДЕНШТЕЙНА 3-е издание, аереотипное +_________о Москва 2012 УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 Г34 Генденштейн Л. Э. Г34 Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2 : задачник для общеобразовательных учреждений / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат; под ред. Л. Э. Генденштейна. — 3-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2012. — 191 с. : ил. ISBN 978-5-346-02161-2 .Задачник содержит качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по темам, изучаемым в 7-м классе в соответствии с действующей программой по физике. В каждый раздел включено достаточное количество задач трех уровней сложности. К расчетным задачам в конце книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения. УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 ISBN 978-5-.346-02159-9 (общ.) ISBN 978-5-346-02161-2 (ч. 2) «Мнемозина», 2009 «Мнемозина», 2012 Оформление. «Мнемо.зина», 2012 Все права защищены ПРЕДИСЛОВИЕ Данный задачник является вторым компонентом учебного комплекта по физике для 7-го класса (первый компонент — учебник, авторы Л. Э. Генденштейн и А. Б. Кайдалов). В книге предлагаются качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по тематическим разделам, в каждом из которых выделено три уровня сложности. Разделы, как правило, начинаются с «Устной разминки», после которой следуют задания в порядке возрастания уровня сложности. В конце многих разделов приведены трудные задачи — «крепкие орешки». Надеемся, что эти задачи помогут ученикам подготовиться к олимпиадам. Не все задания в сборнике обязательны для каждого учащегося. Учитель имеет возможность подобрать задачи с учетом особенностей каждого класса. Для удобства в книге использованы специальные обозначения: © для задач, к которым даны указания; для задач, к которым даны полные решения. Все необходимые для решения задач справочные данные приведены на форзацах. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ Нам тайны нераскрытые раскрыть пора — Лежат без пользы тайны, как в копилке, — Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра — На волю пустим джинна из бутылки! В. Высоцкий 1. ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ УСТНАЯ РАЗМИНКА 1.1. Приведите несколько примеров физических тел. Назовите вещество, из которого состоит каждое из них. 1.2. Назовите известное вам вещество. Приведите названия трех предметов (физических тел), изготовленных из этого вещества. 1.3. Назовите физические тела из стекла, резины, древесины, пластмассы. 1.4. Из каких веществ состоят физические тела, изображенные на рисунке 1? • ^ Рис. 1 1.5. Из каких веществ состоят следующие физические тела: швейная игла, чашка, линейка, учебник, чайник? 1.6. Какие физические явления изображены на рисунке 2, а—г? L а б в г Рис. 2 1.7. Какие физические явления вы наблюдаете дома, по дороге в школу? 1.8. Приведите по три примера механических и тепловых явлений. 1.9. Какие физические явления показаны на рисунке 3, а—в? а б в Рис. 3 1.10. Приведите по три примера электрических и магнитных явлений. 1.11. С какими электрически.ми явлениями вы встречались дома? на улице? в школе? 1.12. Приведите три примера оптических явлений, которые наблюдали лично вы. Первый уровень 1.13. Запишите, какие из приведенных ниже слов обозначают физическое тело: радуга, вода, автомобиль, термометр, ртуть. 1.14. Запишите, какие из приведенных ниже слов обозначают веш;ество: конфета, мед, шоколадка, молоко, линейка. 1.15. Запишите, какие из приведенных ниже явлений можно отнести к тепловым: а) в чайнике закипела вода; б) вратарь отбил мяч; в) прозвенел звонок с урока; г) в печи сгорели дрова; д) на улице идет дождь. 1.16. Запишите, какие из приведенных ниже явлений можно отнести к .механическим: а) испарение воды; б) торможение автомобиля; в) распространение запаха; г) щебетание птиц. г-^~1 Второй уровень 1.17. Посуду для приготовления пищи изготавливают из разных материалов. Из каких? Назовите достоинства и недостатки посуды, сделанной из того или иного материала. 1.18. В произведениях каких художников, поэтов и писателей отражены физические явления? Приведите примеры. 1.19. Какие физические явления вы наблюдали летом, отдыхая на берегу моря? Весной во время грозы? Зимой в метель? 1.20. Отметьте, какие физические явления отображены в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»; Буря мглою небо кроет. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. 1.21. Отметьте, какие физические явления отображены в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенние воды»: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег. Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперед!» 1.22. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из артиллерийского орудия. 1.23. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается старт ракеты с поверхности Земли. 1.24. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу. Определите, какие из перечисленных ниже слов обозначают физическое тело, какие — вещество и какие — явление и запишите их в соответствующую колонку: мел, молния, рассвет, капля воды. Луна, выстрел, циркуль, ртуть, мед, наводнение, молоко, авторучка, лед, таяние льда, вьюга, вода. Тело Вещество Явление 1.25. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу. Определите, какие из перечисленных явлений относятся к механическим, тепловым, звуковым, электрическим, световым, магнитным и запишите их в соответствующую колонку: падает капля, плавится лед, горит спичка, слышны звуки музыки, тает снег, светит лампочка, поет канарейка, кипит вода, плывет лодка, летит самолет, происходит разряд молнии, булавка притягивается к магниту, мерцают звезды, шелестит листва, электромагнит поднимает груз, электрический ток идет по проводам. Механические Тепловые Звуковые Электрические Световые Магнитные 1.26. Среди приведенных явлений выберите и запишите в тетрадь только механические явления: футбольный мяч летит в окно, солнце отражается в луже, автомобиль трогается с места, речка осенью замерзает, гвоздь тонет в воде, электрический вентилятор быстро вращается, мальчик зажигает спичку. Третий уровень 1.27. Приведите примеры физических тел, которые мы не можем видеть. 1.28. Назовите несколько физических тел, которые состоят из двух или трех разных веществ. Назовите эти вещества. 1.29. Какие из перечисленных явлений механические и тепловые одновременно: гштомобиль резко тормозит, горячая вода остывает, первобытный человек добывает огонь трением, включается электрическое отопление? 1.30. Какие из перечисленных явлений тепловые и оптические одновременно: туристы разжигают костер, вспыхивает молния, светится лампа накаливания, светится во тьме гнилое дерево? 1.31. Какие из перечисленных явлений электрические и оптические одновременно: работает электрический звонок, светится лампа накаливания, вспыхивает молния, далекую звезду наблюдают в телескоп, во время выключения электрического прибора возникают искры? 1.32. Какие явления, повторяющиеся в природе, можно было бы выбрать в качестве эталона времени? 1.33. На искусственном спутнике Земли не установлены какие-либо источники света (рис. 4). Почему же мы видим его? Опишите, какое физическое явление мы наблюдаем при этом. Рис. 4 1.34. После дождя мы видим на небе радугу (рис. 5). Связано ли ее появление с механическими или тепловыми явлениями? Рис. 5 1.35. Во время грозы происходят различные явления (рис. 6). Какие из них относятся к механическим? тепловым? звуковым? электрическим? световым? магнитным? Рис. 6 Есть у меня шестерка слуг. Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг,— Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Р. Киплинг 2. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД УСТНАЯ РАЗМИНКА 2.1. Приведите примеры наблюдений и опытов. 2.2. Посмотрите на фотографии моста через реку в дневное и ночное время (рис. 7). Смена дня и ночи — это гипотеза или закономерность? Рис. 7 2.3. Коля бросает камешки в озеро, чтобы убедиться, что лучше всего отскакивают от воды плоские камешки. Андрей с интересом смотрит на это. Кто из них проводит эксперимент, а кто — наблюдение? 2.4. Приведите известные вам примеры научных гипотез. 2.5. Дима и Олег стоят возле автоматической двери супермаркета. Дима смотрит, как эта дверь открывается перед каждым покупателем и закрывается за ним. А Олег медленно приближается к двери — его интересует, на какое расстояние надо подойти, чтобы автоматика сработала. Кто из мальчиков осуществляет эксперимент, а кто — наблюдение? Обоснуйте свой ответ. -гП Первый уровень 2.6. Опишите, какие наблюдения вы проводили в природе. Какие физические явления вы наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие именно? 2.7. Летним утром на листочке вы обнаружили капельки росы (рис. 8, а). Накройте крышкой кастрюлю с горячей водой и через несколько минут снимите крышку — вы увидите на ней капельки воды (рис. 8, б). В каком случае образование капелек воды изучают путем наблюдения, а в каком — путем постановки опыта? Рис. 8 2.8. Аристотель утверждал, что тяжелые тела падают всегда быстрее, чем легкие. Опишите, из каких наблюдений Аристотель сделал свой вывод. 2.9. Металлический шар падает намного быстрее, чем бумажный лист (рис. 9). Какую гипотезу о падении различных тел можно высказать, исходя из этого наблюдения? Как проверить эту гипотезу на опыте? Рис. 9 10 2.10. При падении в стеклянной трубке, в которой находится воздух, перышко отстает от металлического шарика (рис. 10, а). Если откачать из трубки воздух, шарик и перышко будут падать одинаково быстро (рис. 10, б). Какой вывод можно сделать из этого опыта? Рис. 10 r-W~l Второй уровень 2.11. С какой целью ученые ставят опыты? 2.12. Маша и Сергей решили проверить выводы Галилея о падении различных тел. Маша при этом ожидала, когда будут падать сосульки с крыши, а Сергей бросал камешки с высокого моста в воду. Кто из них осуществлял эксперимент, а кто — наблюдение? Обоснуйте свой ответ. 2.13. Запишите известные вам примеры научного эксперимента, наблюдения, гипотезы. 2.14. Во времена Галилея не было секундомеров. Галилей измерял время по числу ударов своего пульса, а затем, как пишут биографы, сделал лабораторные часы, использовав для этого необходимые тела: ведро, весы и хрустальный бокал. Опишите, как с помощью этих часов Галилей измерял время. 11 2.15. Какие из приведенных ниже примеров являются экспериментальными фактами, а какие — научными гипотезами: а) гирька тонет в воде; б) льдина плавает в море; в) при кипении воды образуются пузырьки; г) при отсутствии трения тело будет двигаться вечно? 2.16. Приведите примеры опытов или своих наблюдений, когда определенные события в природе повторяются через один и тот же промежуток времени. 2.17. Пользуясь научно-популярной литературой или справочником, выясните и запишите, в чем различие между методами познания природы, которые использовали Аристотель и Галилей. 2.18. Физика сохраняет вечную молодость: поток открытий в ней нарастает с каждым годом. Приведите примеры открытий за последние десятилетия, которые произвели на вас самое большое впечатление. 2.19. Можно ли утверждать, что с развитием техники зависимость человека от природы уменьшается? 2.20. Приведите примеры влияния человека на природу. г-^ Третий уровень 2.21. Верите ли вы в чудеса? А что такое чудо? Вы видели хотя бы одно чудо? Расскажите! 2.22. Приведите примеры «чудес», которые подарила людям наука. 2.23. Какие закономерности вы наблюдали в природе? Почему вы уверены, что это закономерности? Учитываете ли вы эти закономерности в повседневной жизни? Как? 2.24. Теории разрабатывают, чтобы объяснять экспериментальные факты и законы. Приведите пример научной теории и объясненных ею фактов и законов. 2.25. Какую роль играют эксперимент и теоретические рассуждения при установлении физических законов? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. 2.26. У поэта Ф. И. Тютчева есть такие строки: Не то, что мните’ вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Согласны вы с этим? Есть ли у природы душа, свобода, любовь, язык? Что вы об этом думаете? И каков же он, язык природы? ‘ Устаревшее слово «мнить» означает «думать, считать, полагать». 12 2.27. На рисунке 11 изображено падение листа бумаги (а) и такого же листа бумаги, смятого в комок (б). Лист падает значительно медленнее, чем комок, хотя их массы одинаковы. В каком случае можно считать, что происходило наблюдение? что проводился опыт? Запишите, какой вывод можно сделать из этого рисунка. Рис. 11 2.28. На рисунке 12 изображено падение мушкетной пули и пушечного ядра. Ф Рис. 12 Что проверял на опыте Галилей, бросая мушкетную пулю и пушечное ядро с Пизанской башни? Запишите, какое предположение з^еного подтвердил этот опыт. 13 2.29. На рисунке 13, а и б показано движение Земли вокруг Солнца и суточное вращение Земли. Рис. 13 При рассмотрении каких задач мы можем пренебрегать размерами Земли? Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Д. И. Менделеев 3. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН’ УСТНАЯ РАЗМИНКА 3.1. Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие? Приведите примеры. 3.2. Приведите примеры единиц физических величин. 3.3. Какие измерительные приборы вам известны? Какие физические величины измеряют с их помощью? 3.4. Что означают в наименовании единиц физических величин приставки: кило-, гекто-, санти-, милли-, микро-? 3.5. Можно ли использовать следующие единицы физических величин: а) милликилограмм; б) сантимиллиметр; в) микрометр? ‘ Решая задачи этого раздела, используйте справочные таблицы, приведенные на форзаце в начале задачника. 14 3.6. Какие физические величины измеряют с помощью следующих приборов; а) термометра; б) секундомера; в) линейки; г) измерительного цилиндра? 3.7. Прочитайте стихотворение: Удобно спать Дюймовочке В спичечной коробочке, И догадаться просто — Какого она роста. Определите, какого роста Дюймовочка. 3.8. Ночью температура была -5 °С, а днем стала +\2 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха? 3.9. О каких физических величинах идет речь в следующих примерах: а) урок длится 45 мин; б) в бутылке содержится 0,5 л воды; в) лед плавится при 0 °С; г) автобус проехал 40 км? ^~П Первый уровень 3.10. Запишите названия измерительных приборов, имеющихся у вас дома. 3.11. Какова длина каждого из брусков (рис. 14), приложенных к ученической линейке? Рис. 14 3.12. Какова длина каждого из брусков (рис. 15), приложенных к ученической линейке? Рис. 15 15 3.13. Каков диаметр каждого из шаров (рис. 16)? Рис. 16 3.14. Оцените, какого роста мог быть «мужичок с ноготок». 3.15. Что означает поговорка «от горшка два вершка*. Запишите ответ в современных единицах длины — сантиметрах или метрах. 3.16. Определите цену деления измерительной сантиметровой ленты (рис. 17). О сч «rjm )xF,. Отсюда F^ > pi>’, — — mg = 0,3 • 10 Н — 0,08 кг • 10 — = 2,2 Н. кг В случае же когда магнит скользит вверх F^ > цР, + mg = 3,8 Н. 18.58. На рисунке 151 приведен график зависимости силы трения скольжения между ящиком и полом от веса ящика с его содержимым. Определите по графику коэффициент трения скольжения. Сможет ли ученик сдвинуть с места ящик массой 60 кг, если максимальная сила, которую он может приложить к ящику, равна 150 Н? Какой массы ящик сможет передвинуть ученик по этой поверхности, прикладывая силу горизонтально? 109 18.59. На рисунке 152 приведен график зависимости силы трения скольжения от веса тела для двух поверхностей. Определите по графику коэффициент трения скольжения для поверхностей 1 и 2. Возможно ли, чтобы при движении по каждой из них возникала одинаковая сила трения скольжения? При каком условии? , Н 18.60. К вертикальной стене прижали деревянный брусок массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену составляет 0,3. С какой наименьшей силой необходимо при-жимать брусок к стене, чтобы он не скользил I П 18.61. К бруску привязана нить, на дру- I * гом конце которой подвешен груз (рис. 153). I Груз опускается вниз равномерно. В каком случае это возможно? Чему равна при этом Рис. 153 сила трения, если масса груза 100 г? Крепкие орешки 18.62. Камень подброшен вертикально вверх. В какой момент равнодействующая сил, действующих на него, максимальна по модулю? минимальна? В какой момент камень находится в состоянии невесомости? Учтите, что на камень действует сила сопротивления воздуха. 18.63. Вытащенную на берег лодку трудно сдвинуть с места, но если эта же лодка плавает на воде, ее может сдвинуть с места даже ребенок. Какая особенность «жидкого» трения проявляется в этом случае? 110 18.64. Железнодорожный состав идет по горизонтальному участку пути. Какие силы трения действуют на колеса локомотива? на колеса вагонов? Какие из этих сил больше: а) при торможении; б) при равномерном движении; в) при разгоне? Опыт в науке — высшая инстанция, его приговоры обжалованию не подлежат. Д. Данин 19. ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Первый уровень 19.1. Поставьте на край стола 10—12 шашек в виде вертикального столбика. Быстрым ударом линейки выбейте нижнюю шашку. Что при этом произойдет? Объясните явление. 19.2. Придумайте и проделайте опыты, при помощи которых можно показать, что действие сил проявляется в деформации или изменении скорости движения тел. 19.3. Возьмите в руки лист бумаги и отпустите его. Понаблюдайте за его падением. Теперь скомкайте этот лист и снова отпустите (рис. 154). Как изменился характер его падения? Почему? . I Рис. 154 Рис. 155 19.4. Возьмите в одну руку металлический кружок (например, монету), а в другую — бумажный кружок чуть меньшего размера. Одновременно отпустите их (рис. 155). Одинаково ли время их падения? Теперь возьмите в руку металлический кружок и сверху на него положите бумажный. Отпустите кружки. Почему теперь они падают одновременно? 111 19.5. Определите вес медного бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте взвешиванием с помощью динамометра. 19.6. С помощью динамометра измерьте силу трения при равномерном движении бруска по столу. Изобразите силу трения и силу тяги в выбранном вами масштабе. 19.7. Проверьте на опыте, какой вид трения имеет место: а) когда вы ходите или бегаете; б) когда держите тяжелый предмет в руках; в) когда вы катаетесь с горы на санках; г) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту. 19.8. Приходилось ли вам принимать меры для уменьшения или увеличения трения? Проделайте соответствующие опыты и заполните таблицу. Сделайте выводы. Уменьшение трения Увеличение трения ■~W~I Второй уровень 19.9. Поставьте на тележку брусок (рис. 156) и потяните за веревку. Первый раз сделайте это резко, второй раз разгоняйте тележку постепенно. Объясните, что произойдет в каждом случае и почему. 19.10. Положите на пустой стакан гладкий кусок картона или пластика (можно использовать, например, телефонную карточку), а сверху на него — монету. Если щелкнуть по ребру картона, он слетит со стакана, а монета со звоном упадет в стакан (рис. 157). Проделайте этот опыт. Дайте объяснения. ‘jC’ \ 112 19.11. Подвесьте к динамометру на легкой прочной нити стальной шар. Снизу к нему поднесите сильный магнит. Изменится ли при этом: а) масса шара; б) сила тяжести, действующая на шар; в) объем шара; г) сила натяжения нити? 19.12. В непригодном теннисном или резиновом мяче проделайте небольшое отверстие. Наполните мяч водой и подбросьте его (не вращая) вертикально вверх. Будет ли выливаться вода во время полета? Объясните наблюдаемое явление. 19.13. Возьмите длинную резиновую нить и набор грузов из- вестной массы. Измерьте начальную длину нити 1^. Подвешивая на нить грузики, измеряйте ее удлинение. Полученные данные занесите в таблицу. Постройте график зависимости где X = I — 1д — удлинение нити. Какой вывод можно сделать на основании этого графика? Вес груза, Н Удлинение, см 19.14. Используя динамометр, проверьте, зависит ли сила трения при движении данного бруска по горизонтальной поверхности от площади опоры, если качество обработки поверхностей всех граней одинаково. 19.15. Возьмите деревянный брусок и к одной из граней приклейте резиновую прокладку. С помощью динамометра проверьте зависимость силы трения от материала соприкасающихся поверхностей. 19.16. Возьмите два бруска одинаковых размеров из различных материалов. Измерьте с помощью динамометра силу трения скольжения каждого бруска о стол при равномерном движении и силу трения покоя. Сравните результаты измерений. Какой вывод можно сделать? 19.17. С помощью пружины или резиновой нити измерьте коэффициент трения между бруском и столом. г-^ Третий уровень 19.18. Экспериментально изучите зависимость силы трения скольжения от веса тела. Используйте кастрюлю, в которую последовательно доливайте воду (например, с помощью мерной кружки). Равномерное движение кастрюли по кухонному столу обеспечивайте с помощью бытовых пружинных весов. Состгшьте 113 таблицу зависимости силы трения скольжения от веса кастрюли. Сделайте выводы. 19.19. Возьмите сухой песок, манную крупу, сахар, горох, древесные опилки. Какое из данных сыпучих тел можно насыпать горкой конической формы наибольшей крутизны? Почему? Ответ проверьте опытом, насыпая каждое вещество с одинаковой высоты через воронку на лист бумаги. 19.20. Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трех одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу (см. рис. 148). Какой вывод можно сделать из опыта? © 19.21. Попробуйте экспериментально проверить, может ли сила трения превышать вес тела. Что ва.м для этого потребуется? 19.22. Положите на стол стопку книг. Выясните, что легче — вытянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая!) остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку. 19.23. На горизонтальный лист фанеры положите друг на друга четыре одинаковые пластинки. Нижнюю пластинку приклейте к фанере. В каком случае надо приложить большую силу: чтобы сдвинуть три верхние пластинки вместе или чтобы вытащить вторую сверху, придерживая остальные? Проверьте это экспериментально. 19.24. На горизонтальную поверхность стола положите стопку из пяти одинаковых книг. В каком случае надо приложить меньшую силу: чтобы сдвинуть четыре верхние или вытянуть из стопки третью сверху книгу, придерживая (но не приподнимая) остальные? Проверьте это экспериментально. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ Мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем. А. Милн 20. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ Пример решения задачи Бетонная плита оказывает на горизонтальную поверхность давление 11 кПа. Какова толщина плиты? Решение. Обозначим площадь плиты S. Тогда масса плиты m = рР= pSh, а давление, оказываемое пли-„ F mg pShg той, р = — = — = —— = pgh. Таким образом, S S S давление не зависит от площади плиты. Дано; р = 11 • 10» Па р = 2200 кг/м» Л — ? Толщина плиты Л = — = 1110» Па 2200-т 10 Н JH = 0 5^ 0,0 д м» = 0,5 м. Ответ: 50 см. УСТНАЯ РАЗМИНКА 20.1. Приведите примеры, показывающие, что действие силы зависит от площади опоры, на которую действует эта сила. 20.2. Приведите примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления. 20.3. Назовите известные вам способы увеличения давления. В каких случаях используют эти способы? 20.4. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег (рис. 158)? 20.5. Как изменятся давление и сила давления человека на пол, если он поднимет одну ногу? 20.6. Каково назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой? Рис. 158 115 20.7. Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост? 20.8. Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью нижнюю часть рельса делают более широкой? 20.9. Два человека одинаковой массы лежат — один на полу, другой на диване. Одинаковы ли силы давления этих людей на опоры? Одинаковы ли давления? Почему диван кажется более мягким, чем пол? 20.10. Для чего природа «вооружила* животных клювами, когтями, клыками, жалами, иглами, зубами? Первый уровень 20.11. Выразите в паскалях давление: 0,05 Н/см^; 2 ГПа; 3 кПа, 20 Н/см^. 20.12. Выразите в гектопаскалях и килопаскалях давление: 100 000 Па; 20 000 Па; 3200 Па; 1400 Па. 20.13. Как силой в 5 кН оказать давление в 1 кПа? 20.14. Какое давление оказывает на пол стоящий человек, если его вес равен 600 Н, а площадь двух подошв 300 см^? 20.15. Каток, работающий на укладке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь соприкосновения катка с шоссе 0,12 м^. Чему равен вес катка? 20.16. Болотистый грунт выдерживает давление до 20 кПа. Какую площадь опоры должна иметь гусеничная машина весом 15 кН, чтобы пройти по такому грунту? 20.17. Трактор массой 6000 кг имеет площадь опоры 2000 см^. Какое давление оказывает он на почву? 20.18. При проигрывании грампластинки игла давит на нее с силой 0,27 Н. Какое давление оказывает игла, если площадь ее острия равна 0,0003 см^? 1-^ Второй уровень ~>~f 20.19. Вы собираетесь в поход. Какой рюкзак вы выберете: с узкими или с широкими лямками? Как нужно правильно укладывать рюкзак и почему? 20.20. Каким образо.м (с научной точки зрения) удалось выявить девушку благородного происхождения в сказке Г. X. Андерсена «Принцесса на горошине» (рис. 159)? Рис. 159 ва 116 20.21. Вблизи государственной границы устраиваются контрольные полосы — тщательно вспахивают и разравнивают полосу земли (рис. 160). Как такая полоса выполняет свое назначение? 20.22. Известно, что

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *