География введение 8 класс – Конспект урока по географии Введение (8 класс)

Конспект урока по географии Введение (8 класс)

УРОК 1 8 – А – 06.09.17; 8 – Б – 07.09.17.

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ.

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для знакомства учащихся с особенностями курса «География России», ознакомления учащихся с объектами изучения курса «География России» раскрыть особенности УМК, структуру учебника.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для привития интереса к изучению географии России.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта, телевизор, ноутбук, проектор, экран, флешь-носитель (А – 2 – 8, А – 3 — «ВВЕДЕНИЕ 8 КЛАСС»)

ХОД УРОКА

I ОРГ. МОМЕНТ

II Д/З Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Где располагается Россия?

— Какое место занимает Россия среди других стран по площади?

IV МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель читает стихотворение Н.Забила.

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы….

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.

Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.

Обучающиеся составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.

Продолжают фразы, написанные на доске:

1.Для нас Россия ассоциируется с……

2.Мощь России невозможна без….

3.Для меня Россия- это….

4.Я, как гражданин России обязан…..

V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением. (А – 3)

Отвечают на вопросы:

1.Что относится к государственной символике?

2. Что обозначает триколор российского флага?

3. Что изображено на гербе РФ?

4. Кто является главой РФ?

Прослушивают гимн РФ- видео.

Государственные символы РФ.

Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.

Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.

Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета. Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).

Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.

Их в былые времена

Надевала вся страна.

Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы………ЛАПТИ

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь

Запоет легко…..ГАРМОНЬ

Как хлеба и калачи

Мы тебя пекли в печи

Вот теперь гостей встречай

Пышный русский…..КАРАВАЙ

На столе стоит пузатый

Носик- кран его горбатый,

Запыхтит из носа пар

Тульский это- …..САМОВАР

Кукла-символ материнства

И семейного единства

Сарафан, ее одежка

Вся из дерева…МАТРЕШКА

Назовете сразу вы

Символ города Москвы

Площадь там зовется Красной

Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ

Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.

Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?

2.Из каких разделов состоит учебник?

3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?

4.Какую информацию мы можем найти в атласе?

VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ

VII РЕФЛЕКСИЯ

VIII ИТОГИ УРОКА

infourok.ru

План-конспект урока географии (8 класс) по теме: Конспекты уроков географии для 8 класса

Урок № 3

Экономико- и транспортно-географическое положение России.Геополитическое положение России.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели урока

1. Выяснить сущность понятия экономико- ,транспортно-  и политико-географического положения;

2. Ознакомиться с особенностями геополитического положения СССР “Россия в разное время”;

3. Сформировать представление об особенностях ЭГП России;

Оборудование

1. Учебник

2. Атлас, контурные карты;

3. Политико-административная карта;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка д.з..

3.Введение в тему.

1.-Вспомните, что такое географическое положение.

(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)

— Сегодня мы изучаем географическое положение России.

Запишите тему урока: “Географическое положение России: Экономико-географическое,транспортно-географическое  и политико-географическое положение”.

Эпиграфом урока являются слова Ивана Никитина из стихотворения “Русь.

Сделайте запись:

“Это ты моя Русь державная

Моя Родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася!…”

Граница СССР — 12 государств (Каких?)

Граница России — 16 государств (Каких?)

.- Из скольких субъектов состоит РФ?

4. Изучение нового материала.

На уроке вводятся новые термины

 “Экономико-географическое положение страны -это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:транспортным путям, государствам, сырьевым базам.

 (Положение на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики).

Транспортно-географическое положение-оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами.

Политико-геграфическое положение (геополитическое положение) — это оценка страны на политической карте мира, ее отношения к различным государствам.

План изучения

1. Экономико-географическое положение (ЭГП)

а) Границы России

2.Транспортно-географическое положение(ТГП)

2. Политико-географическое положение (ПГП)

а) отношения с соседями (страны СНГ, охрана границ, военные базы Армения, Таджикистан. Азербайджан; таможенный союз: Россия-Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; страны АТР, США, Канада, Япония).

б) территориальные проблемы.

1)Экономико-политическое положение.

1 .Каковы границы России? (рис. 4,стр 17)

  1. С какими странами ранее граничил Советский Союз?
  2. С какими из них продолжает граничить Россия?
  3. С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге?
  4. Какие из них входят в СНГ, а какие нет?

-Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1 -го порядка? — Какие из них 2-го и 3-го порядка? — Назовите самую протяженную границу России?

(Запись в тетради. Термины: таможенный союз — Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия. Прозрачные границы — Страны СНГ. Прохладные отношения — страны Балтии (ущемление интересов русских).

2) Транспортно-географическое положение.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты .Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать.


Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.

3)Политико-географическое положение.

Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
-Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
-Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ).
-Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
-Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).
В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

Изменение геополитического положения России в равнении с СССР.

СССР

Россия

Выгода

  1. 2-х полярный мир
  2. 2 военных блока: НАТО (США, Западная Европа, Канада)
  3. Варшавский пакт (страны Восточной Европы, СССР)

Многополярный мир:

1. Экономические связи с СНГ

2.Страны Европы (ЕС)

3.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – особенно новый полюс мировой экономики – Китай, Юго-Восточная Азия, Япония, Индия

4.США (договор о разоружении, об освоении космоса, о развитии экономических и научно-технических связей)

Связь со странами, где выгодно продавать свою продукцию и купить нужные для себя товары.

Крупнейшие внешнеторговые партнеры России с 1995 года.

Доля стран во внешнеторговых связях России, %

В экспорте

В импорте

1. Украина – 8,5

1. Украина – 14,2

2. Германия – 7,6

2. Германия – 14,0

3. США – 5,4

3. Казахстан – 5,9

4. Швейцария – 4,4

4. США – 5,7

5. Китай – 4,2

5. Финляндия – 4,4

6. Италия – 4,1

6. Белоруссия – 4,0

7. Нидерланды – 4,4

7. Италия – 4,0

8. Великобритания – 3,9

8. Нидерланды – 3,5

9. Япония – 3,9

9. Польша – 2,8

10. Белоруссия – 3,7

10. Великобритания – 2,4

Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.

5. Заключение.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели и задачи работы:

1. Углубление знаний о географическом положении России по отношению к группам стран

или отдельным странам на границах России.

2. Оценка коренных изменений связей России с окружающими странами: геополитическое,

экономико-географическое, транспортно-географическое положение.

Средства обучения: карта мира, карта России.

Ход работы

Порядок выполнения работы:

1. Используя карту атласа, определите изменение границ России на востоке и севере по сравнению с границами бывшего СССР (выход к морям, транспортным переходам).

2. Определите, какие государства играют наибольшую роль во внешнеторговых связях.

Понятие: “Экспорт” (Вывоз товара) “Импорт” (Ввоз товара в страну)

3. Посмотрите на карту, с какими странами Россия имеет лишь морскую границу?

4. Вспомните, с какими государствами, территория которых входит в планетарную зону Севера, Россия установила тесные связи?

5. На основе проделанной вами работы по картам и статистическим материалам, определите особенности современного геополитического и ЭГП России, составьте прогноз их изменения в будущем с учетом транспортных проблем.

6. Домашнее задание.

1. Учить П. №3,4

nsportal.ru

Урок географии в 8 классе «Введение в курс «География России «

Тема: Введение в курс «География России»

Цель урока

Определение роли географической науки в решении социальных и экономических задач; знакомство учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой; привитие любви к изучаемому предмету.

Задачи урока

Образовательная

— показать роль географической науки в решении социальных и экономических задач;

— формировать умение работать с картой,

-формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России;

— познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой;

Развивающая

— Способствовать развитию мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, делать выводы),

— продолжать развивать навыки самостоятельной работы,

— продолжать развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая

Способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме, воспитание юного гражданина Родины.

Планируемые результаты:

Метапредметные

уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации

Предметные

уметь устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний зе мель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций; определять понятие «география».

Личностные

принять правила поведения на уроке и основ техники безопасности. Осознание разнообразия географических объектов на территории России

Источники информации

§1 Учебник, с. 5–6;Атлас.

Ресурсы

Оборудование:

настенные карты карты атласов, учебники, презентация, видеоролик : Государственный гимн России (в исполнении группы «Любэ»), песня «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского в исполнении М.Бернеса). видео «Россия — страна чудес», клип «Россия – мы дети твои»

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует учащихся:

Солнце светит – хорошо!

Непогода – плохо!

Быть счастливым – хорошо!

Невезучим – плохо!

Повторяют вместе с учителем и делают знаки:

Хорошо –

Плохо —

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Звучит гимн России — видеоролик

youtube.comwatch?v=KZVnUnLOhlY

  1. Презентация «Россия – наш дом»

1,2,3,4,5,6 слайд

Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие её пространства. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая тайга раскинулась океаном.

Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину.

Продолжают фразы, написанные на доске:

1.Для нас Россия ассоциируется с……

2.Мощь России невозможна без….

3.Для меня Россия- это….

4.Я, как гражданин России обязан…..

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Продолжают фразы, написанные на доске:

Объяснение смысла высказывания

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Под песню «С чего начинается Родина»

https://www.youtube.com/watch?v=_VG64Ac2l4Q

учитель или хорошо читающий ученик читает

Стихотворение «О Родине»

Что такое Родина? Это запах хлеба,

Солнышко лучистое, голубое небо.

Это травы сочные, это реки быстрые,

Это степи пыльные и луга душистые.

Что такое Родина? Всё, что людям свято,

И могила павшего за Родину солдата.

Пусть восходит солнце над Отчизной нашей,

Нет любимей Родины и милей и краше.

  1. Вводная беседа

Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и 1/6 часть суши на мировой карте. Это и столица наша – Москва, и небольшое село. И наша история.

видео «Россия — страна чудес»

youtube.comwatch?v=r9qVtS9wWzA

Россия – это вы и я с нашими радостями и заботами, проблемами и удачами. Понятие «Родина» для каждого своё.

Задание: Напишите в тетради несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

  1. Открытие нового знания

  1. Содержание урока — слайд 7

  2. Содержание курса географии России (8-9 классы).

  3. Роль географии в решении проблем страны.

  4. Источники географической информации.

  5. Методы географических исследований.

  6. Природные уникумы России.

  1. Содержание курса географии России (8-9 классы) – слайд 8

Заполнение кластера.


Задание: Познакомьтесь с содержанием учебника для 8 класса, выделите главные темы курса. Почему их изучают в таком порядке? Знакомство с учебником

В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.

(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)

  1. Роль географии в решении проблем страны слайд 9.

Задание: Прочитав текст учебника (Введение), составьте связный рассказ о роли географии в решении разнообразных задач и решении проблем страны.

Используйте для рассказа ключевые слова и словосочетания:

  • Природа – источник материального производства и среда обитания.

  • Природные ресурсы.

  • Обоснование размещения населенных пунктов и хозяйственных объектов.

  • Рациональное использование природных ресурсов.

  • Экологические, социальные, природно-физические проблемы.

4.Источники географической информации – слайд 10

Задание : составить ранжированные списки об источниках географических знаний — записать в тетрадь.

слайд 11

5.Методы географических исследований заполнить кластер.

Традиционные Новые

  1. ___________ 1.____________

  2. ___________ 2.____________

  3. ___________ 3.____________

4.____________

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может», — писал Михаил Васильевич Ломоносов.

— Согласны вы с этим утверждением?

слайд 12-17

6.Природные уникумы России

Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.

Их в былые времена

Надевала вся страна.

Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы………ЛАПТИ

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь

Запоет легко…..ГАРМОНЬ

Как хлеба и калачи

Мы тебя пекли в печи

Вот теперь гостей встречай

Пышный русский…..КАРАВАЙ

На столе стоит пузатый

Носик- кран его горбатый,

Запыхтит из носа пар

Тульский это- …..САМОВАР

Кукла-символ материнства

И семейного единства

Сарафан, ее одежка

Вся из дерева…МАТРЕШКА

Назовете сразу вы

Символ города Москвы

Площадь там зовется Красной

Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ

Заполнение кластера.

Знакомство с учебником

Физминутка

Наклонились, ну-ка,ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Первичная проверка усвоения знаний

Первичная проверка усвоения знаний

слайд 18

Работаем с картой

  • Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.

Составить синквейн по теме урока. (например)

Практическая работа «Источник географических знаний — карта»

слайд 19,20,21.

Знакомство с атласами

Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.

(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)

Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание по этой теме должно носить творческий характер, необходимо учащимся предоставить выбор различных его форм. А именно:

  • Сообщения или презентация о памятниках природы родного края или страны.

  • Групповое оформление плакатов, газет на тему « В нашей стране есть самое, самое, самое…»

  • Рисунки на тему «Природа нашей Родины и нашего края».

Кроме того, учащимся необходимо дать памятку «Как готовить домашнее задание по географии»- слайд 22

Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа.

Прочитай учебник, отыскивая и показывая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты.

Ответь на вопросы в конце данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты.

4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа

Этап подведения итогов. Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

клип «Россия – мы дети твои» «Волшебники двора»

youtube.comwatch?v=omrLmppUdMI

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы.

infourok.ru

Конспект урока и презентация по географии 8 класс на тему «Что изучает география России»

Урок «Введение. Что изучает курс География России»

Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна

Тип урока

Урок актуализаций знаний и умений

Цель урока

Познакомить учащихся с особенностями курса «География России»

Задачи урока

  • Познакомить учащихся с объектами изучения курса «География России»

  • раскрыть особенности УМК, структуру учебника;

  • продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий

Образовательные ресурсы

  1. авторская презентация

  2. Видео. «12 июня. День России.» http://www.youtube.com/watch?v=E7e9IUK0lVU

  3. Видео «Гордись Великой Россией!» http://www.youtube.com/watch?v=HFRS_ph4aE4

План изучения материала

  1. Ассоциации «Современная Россия»

  2. Природа России в художественных произведениях

  3. Туристические символы России

  4. Государственная символика России

  5. Объект изучения курса, источники географической информации.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Государственная символика, физическая география России, источники географической информации

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать/понимать задачи и предмет изучения географии России, приводить примеры источников географической информации

Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Патриотизм.

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Актуализация знаний

ДЖОТ ТОТС Ассоциации «Современная Россия»

Читает стихотворение Н.Забила.

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы….

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.

Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.

Организует беседу по ассоциациям.

Составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.

Продолжают фразы:

1.Для нас Россия ассоциируется с……

2.Мощь России невозможна без….

3.Для меня Россия- это….

4.Я, как гражданин России обязан…..

Индивидуальная

Фронтальная

Изучение нового материала

Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением.

Отгадывание загадок « Символы России» ( Приложение №1)

Государственная символика РФ, беседа (Приложение №2)

Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.

Красота русской природы воспета многими поэтами, художниками, композиторами. Этими произведениями восхищаются во всем мире. Показывает видео.

Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.

Для военных, спортсменов, политиков Россия ассоциируется с государственной символикой.

Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.

Знакомятся с произведениями искусства.

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы:

1.Что относится к государственной символике?

2. Что обозначает триколор российского флага?

3. Что изображено на гербе РФ?

4. Кто является главой РФ?

Прослушивают гимн РФ- видео.

Отвечают на вопросы:

1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?

2.Из каких разделов состоит учебник?

3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?

4.Какую информацию мы можем найти в атласе?

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Первичное осмысление и закрепление изученного

Просмотр видеосюжета «Гордись Россией»

Мы граждане нашей страны, именно мы ответственны за благополучие Родины. Мы должны гордиться своей страной.

Просматривают видеосюжет

Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Использованная литература:

  1. Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой.- Волгоград: Учитель, 2007.-375с.

  2. Загадки http://zanimatika.narod.ru/RF3.htm

  3. Государственная символика- Википедия.

Приложение №1 загадки:

Их в былые времена

Надевала вся страна.

Но теперь наденешь врятли

Ты из лыка липы………ЛАПТИ

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь

Запоет легко…..ГАРМОНЬ

Как хлеба и калачи

Мы тебя пекли в печи

Вот теперь гостей встречай

Пышный русский…..КАРАВАЙ

На столе стоит пузатый

Носик- кран его горбатый,

Запыхтит из носа пар

Тульский это- …..САМОВАР

Кукла-символ материнства

И семейного единства

Сарафан, ее одежка

Вся из дерева…МАТРЕШКА

Назовете сразу вы

Символ города Москвы

Площадь там зовется Красной

Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ

Приложение 2. Государственные символы РФ.

Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.

Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.

Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

infourok.ru

Урок географии в 8 классе по теме «Введение. Роль географии»

Первый урок 2017 8 класс география УМК И.И. Баринова

Роль географической науки в решении социальных и экономических задач.

Цели:

  • показать роль географической науки в решении социальных и экономических задач;

  • продолжать развивать навыки самостоятельной работы,

  • продолжать развивать познавательный интерес к предмету.

  • формировать умение работать с картой,

Оборудование: карты атласов, учебники, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент 

II. Изучение нового материала

На доске записан эпиграф к уроку: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Беседа Мы с вами изучали в 7 классе географию материков. В этом году мы с вами будем изучать нашу страну — Россию.

— Россия, на каком материке находится? ( Евразия)

Давайте вспомним этот материк его географию. Вспомним мы его в форме викторины.

Слайд № 3,4

Викторина

  1. Назовите высшую точку Евразии и ее отметку ( Джомолунгма 8848м)

  2. Назовите низшую точку Евразии и ее высотную отметку ( впадина Мертвого моря, -42 м)

  3. Территории каких стран Евразии находятся только на островах назовите 3-4 страны(Великобритания, Филиппины, Япония, Ирландия, Мальта)

  4. Назовите моря, омывающие берега материка, названные по имени живущих там народов. Назовите их. ( Норвежское, Южно-Китайское, и Восточно-Китайское, Японское, Чукотское, Аравийское)

  5. Назовите моря, омывающие берега материка, названы по цветам спектра. Назовите их. ( Белое, Черное, Желтое, Красное)

  6. Какая река является крупнейшей в Евразии? (Янцзы)

  7. Какая река бассейна внутреннего стока является крупнейшей в Евразии? (Волга)

  8. Перечислите крупнейшие озера Евразии? ( Каспийское , Аральское, Ладожское, Онежское, Байкал, Балхаш, Иссык-Куль)

  9. Назовите страны Евразии расположенные в и в Европе, и в Азии? (Россия, Турция, Казахстан)

  10. Какой город является самым северным городом- миллионером Евразии? ( Санкт-Петербург)

Беседа

— Что такое Россия?

Это наша страна. Это наша Родина, родная земля. Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Вспомним их. Слайд № 5

— Самое глубокое озеро мира. (Байкал.)

— Самое мелкое море мира. (Азовское.)

— Самая большая по площади природная зона. (Лесная.)

— Самые плодородные почвы (Черноземы.)

— Самый неспокойный вулкан в России (Ключевская сопка)

Работаем с картой

  • Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.

Работаем с учебником

Все любят свою Родину. Наша Родина — Россия. Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах.

Слайд № 14-19 (Учитель демонстрирует картины русских художников.)

Знакомство с учебником

В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.

(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)

Знакомство с атласами

Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.

(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)

III. Закрепление нового материала Слайд № 21

??— Что изучает физическая география России?

(Физическая география изучает природу и природные ресурсы России — страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

??— Назовите пути изучения природы России. Работа Учащихся с текстом учебника

(Примерный ответ. Изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных.

??— Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России?

(Учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)

??— Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах?

(Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)

??— Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?

(Наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)

??— Где отражены результаты исследований?

(В картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

??— Как используется географическая информация?

(Примерный ответ. Учащиеся в школах, студенты в вузах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

 

IV. Слайд № 22 Практическая работа «Источник географических знаний — карта»

Цели работы: развивать умение применять усвоенные приемы работы с картой; выявить уровень подготовленности к решению по картам простейших задач.

Ход выполнения работы:

1. Проанализируйте атлас. С какими картами вы будете работать в этом году? Приведете и запишите примеры тематических и общегеографических карт.

2. Что нужно знать, чтобы проанализировать карту?

3. Определите координаты крайних точек России.

4. Определите, в каких направлениях от Москвы находятся следующие города: Воронеж, Калининград, Салехард, Астрахань. Определите расстояния от Москвы до городов, двух на выбор.

5. Проанализируйте содержание тематических карт (заполните таблицу 3-4 примера).

 

Название темы карты

Страница атласа, на которой она помещена

Что изображено на карте

Каким способом изображено

При решении каких задач можно использовать

 

 

 

 

 

 Домашнее задание

1. По Р.: § 1, вопросы к параграфу; составить кроссворд, используя материал на с. 8—9.

2. Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, привести яркие примеры, иллюстрирующие значение географии в жизни людей.

3. Ответить на вопросы:

— Как вы объясните выбор способа изображения на климатической и физической карте?

— Какие способы изображения на картах не использованы на картах в ваших атласах?

Используемая литература:

УМК И.И. Баринова География России. Природа — изд., М. «Дрофа» 2010г

В. И. Евдокимов Сборник задач и упражнений по географии – Изд., «Экзамен» 2011г

Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии — М. изд., «Вако»2014г

multiurok.ru

Конспект урока по географии Введение (8 класс)


УРОК 1 8 – А – 06.09.17; 8 – Б – 07.09.17.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ.
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для знакомства учащихся с особенностями курса «География России», ознакомления учащихся с объектами изучения курса «География России» раскрыть особенности УМК, структуру учебника.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для привития интереса к изучению географии России.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта, телевизор, ноутбук, проектор, экран, флешь-носитель (А – 2 – 8, А – 3 — «ВВЕДЕНИЕ 8 КЛАСС»)ХОД УРОКА
I ОРГ. МОМЕНТ
II Д/З Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
— Где располагается Россия?
— Какое место занимает Россия среди других стран по площади?
IV МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель читает стихотворение Н.Забила.
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы….
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.
Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.
Обучающиеся составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.
Продолжают фразы, написанные на доске:
1.Для нас Россия ассоциируется с……
2.Мощь России невозможна без….
3.Для меня Россия- это….
4.Я, как гражданин России обязан…..
V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением. (А – 3)
Отвечают на вопросы:
1.Что относится к государственной символике?
2. Что обозначает триколор российского флага?
3. Что изображено на гербе РФ?
4. Кто является главой РФ?
Прослушивают гимн РФ- видео.
Государственные символы РФ.
Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.
Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.
В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.
Государственный гимн Российской ФедерацииГосударственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должнос

univerfiles.com

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ — ВВЕДЕНИЕ — ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ПРИРОДА 8 класс — ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ по учебнику И. И. Бариновой — разработки уроков — авторские уроки

ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

 

Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Первому уроку отводится особая роль, ведь именно на нём предоставляется возможность заинтересовать школьников, показать важность курса географии России. Перед учителями стоит трудная задача — показать великое прошлое и великое будущее России, научить гордиться своей Родиной. Поэтому урок можно начать с поэтических образов. Они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту, неповторимость родной природы. Знакомство с ними позволяет рассматривать обучение в эмоциональном и интеллектуальном единстве.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

(Н. Забила.)

Учитель. Сегодня мы начинаем новый курс — курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия — это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша — Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия — это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.

Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.

Учитель. Итак, что такое Россия?

Высказывания учащихся.

Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.

«Что за страна? Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте — низкорослые жалкие рощи…

По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намёка на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края».

Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.

«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».

 

II. Получение новых знаний.

1. С целью формирования у школьников знаний о главном предмете изучения физической географии учитель поясняет, что отдельные компоненты природы изучают самостоятельные географические науки, например: горные породы, строение и развитие земной коры изучает геология; рельеф Земли — геоморфология; типы климатов земного шара — климатология и т. д. Современная физическая география не только несет знания, добытые этими науками о компонентах природы, но она имеет и свой предмет изучения — географическую оболочку и её составные части – природно-территориальные комплексы. Физикогеографы занимаются комплексным изучением природной среды, ведут учёт и дают хозяйственную оценку природным богатствам с целью их полного и разумного использования. Учёные стремятся ко всё более глубокому и точному познанию природных связей между компонентами природных комплексов, их взаимодействия и влияния друг на друга.

Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может…» — писал М. В. Ломоносов.

Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).

2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.

Традиционные методы:

• статистический,

• картографический,

• исторический

Новые методы:

• космический — изучение поверхности Земли по космическим снимкам,

• диахронический — изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени,

• метод моделирования — искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,

• исследовательский эксперимент — создание искусственных условий и их изучение,

• географический прогноз — предвидение будущего состояния геосистем.

3. Следующий этап урока — знакомство учащихся со структурой курса физической географии России. Учитель говорит также о главных требованиях к знаниям и умениям учащихся.

4. Оставшееся время на уроке следует посвятить различным источникам географических знаний.

Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.

Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.

Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.

Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:

1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?

2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?

3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.

4. Задание 1, 3 на с. 2 — 4 в рабочей тетради.

 

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с. 3 — 6; закончить задания 1, 3 в рабочей тетради; подобрать дополнительный материал по теме «Освоение и изучение территории России».

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *