Химия 8 класс металлы: Металлы. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

Содержание

Металлы. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Распознавание металлов по знакам химических элементов

Сложность: лёгкое

1
2. Общие физические свойства металлов

Сложность: лёгкое

2
3. Распространение металлов в природе

Сложность: среднее

2
4. Сплавы металлов и их применение

Сложность: среднее

4
5. Распределение металлов по группам

Сложность: среднее

2
6. Классификация металлов по плотности и температуре плавления

Сложность: среднее

3
7. Взаимодействие металлов со сложными веществами

Сложность: среднее

3
8. Восстановление металлов из оксидов

Сложность: среднее

3
9. Коррозия металлов и способы защиты от неё

Сложность: среднее

3
10. Вычисление массы прореагировавшего металла

Сложность: сложное

4
11. Уравнения реакций взаимодействия металлов с неметаллами

Сложность: сложное

6
12. Составление уравнений реакций металлов

Сложность: сложное

6

Общая характеристика элементов металлов — урок. Химия, 8–9 класс.

Металлы в природе

Из \(118\) известных на данный момент химических элементов \(96\) образуют простые вещества с металлическими свойствами, поэтому их называют металлическими элементами.

 

Металлические химические элементы в природе могут встречаться как в виде простых веществ, так и в виде соединений. То, в каком виде встречаются металлические элементы в природе, зависит от химической активности образуемых ими металлов.

 

Ряд активности металлов

\(Li, K, Ba, Ca, Na, \)\(Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Sn, Pb\)h3\(Cu, Hg, Ag, Pt, Au\)

активные

металлы

металлы средней

активности 

 

неактивные

металлы

 

Металлические элементы, образующие химически активные металлы

 (Li–Mg), в природе чаще всего встречаются в виде солей (хлоридов, фторидов, сульфатов, фосфатов и других).

Соли, образуемые этими металлами, являются главной составной частью распространённых в земной коре минералов и горных пород.

 

Сильвин  хлорид калия

KCl с примесями

Минерал галит состоит

из хлорида натрия

NaCl

Минерал кальцит

состоит из карбоната

кальция CaCO_3

 

В растворённом виде соли натрия, кальция и магния содержатся в природных водах. Кроме того, соли активных металлов — важная составная часть живых организмов. Например, фосфат кальция Ca3(PO4)2 является главной минеральной составной частью костной ткани.

 

Металлические химические элементы, образующие металлы средней активности (Al–Pb), в природе чаще всего встречаются в виде оксидов и сульфидов.

Минерал корунд

 состоит из оксида

алюминия Al_2O_3

Оксид железа(\(III\)) Fe_2O_3

образует минерал

гематит

Минерал галенит

 cостоит из сульфида

свинца(\(II\)) PbS

 

Металлические элементы, образующие химически неактивные металлы (Cu–Au), в природе чаще всего встречаются в виде простых веществ.

 

Самородное золото AuСамородное серебро AgСамородная платина Pt

 

Исключение составляют медь и ртуть, которые в природе встречаются также в виде химических соединений.

 

Минерал медный блеск 

состоит из сульфида

меди \(I\)) Cu_2S

Гидроксокарбонат

меди(\(II\)) (CuOH)_2CO_3  

малахит

Минерал киноварь

состоит из сульфида

ртути(\(II\)) HgS

 

Положение элементов металлов в Периодической системе, особенности строения и свойств их атомов

В Периодической системе химических элементов металлы занимают левый нижний угол и находятся в главных (А) и побочных (Б) группах.

 

Положение металлов в Периодической системе. Знаки металлических химических элементов выделены красным цветом

 

В электронной оболочке атомов металлов на внешнем энергетическом уровне, как правило, содержится от \(1\) до \(3\) электронов. Исключение составляют только металлы \(IV\)А, \(V\)А и \(VI\)А группы, у которых на наружном энергетическом уровне находятся соответственно четыре, пять или шесть электронов.

 

Радиусы атомов металлов больше, чем у атомов неметаллов того же периода. В силу отдалённости положительно заряженного ядра атомы металлов слабо удерживают свои валентные электроны (электроны внешнего энергетического уровня).

 

 

Характер изменения радиусов атомов химических элементов в периодах и в группах. Радиусы атомов металлов существенно больше, чем радиусы атомов неметаллов, находящихся в том же периоде

 

Главное отличительное свойство металлов — это их сравнительно невысокая электроотрицательность (ЭО) по сравнению с неметаллами.

 

 

Величины относительных электроотрицательностей (ОЭО) некоторых химических элементов (по Л. Полингу). ОЭО металлических химических элементов (выделены красным цветом) уступает соответствующей величине неметаллических химических элементов

 

Атомы металлов, вступая в химические реакции, способны только отдавать электроны, то есть окисляться, следовательно, в ходе превращений могут проявлять себя в качестве восстановителей.

Химия металлов. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

Вход Вход Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Новости Переменка Отправить отзыв
  • Предметы
  • Химия
  • 8–9 класс
  1. Щелочные металлы и их соединения

  2. Щелочноземельные металлы и их соединения

  3. Алюминий и его соединения

  4. Железо и его соединения

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2021 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

Модульный урок по химии «Металлы» 8 класс

Модульный урок «Простые вещества – металлы»

Цели урока:

Образовательная: изучить свойства простых веществ – металлов.

Развивающая: формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование: на столах учащихся – программы деятельности, коллекция металлов, образцы металлов (железо, алюминий, медь, цинк), вода, спиртовка, спички, тигельные щипцы, алюминиевая фольга, стальная проволока, справочники физических величин.

МОДУЛЬ 0. КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ.

  1. При изучении темы вы должны повторить материал о типах химической связи в металлах, положении металлов в периодической системе

  2. Вы изучите физические свойства металлов.

МОДУЛЬ 1. ВВОДНЫЙ.

УЭ1. Входной контроль.

  1. Выпишите формулы простых веществ: H2, CuO, NaCl, Na, MnSO4, Mg, CuSO4,Cl2, O3, S, H2S.

  2. Распределите простые вещества на металлы и неметаллы.

  3. Определите тип связи в следующих веществах: Na, Na2O, O2, SO2

  4. Составьте схемы строения атомов магния и хлора. Укажите элемент металл и неметалл.

  5. Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств: Mg – Al –Na.

Проверьте правильность выполнения, взяв ключ у учителя. Если вы допустили ошибки, повторите соответствующий материал по учебнику и пройдите контроль повторно.

Если вы не допустили ошибок, то переходите к модулю 2.

МОДУЛЬ 2. МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА.

УЭ 0.

Вы должны знать

— положение металлов в периодической системе химических элементов;

-физические свойства простых веществ – металлов.

УЭ1. Положение металлов в периодической системе химических элементов.

  1. Обратитесь к периодической таблице. Каких элементов металлов или неметаллов больше? Проведите мысленную диагональ от бериллия к астату. В какой части периодической таблицы расположены металлы? Запишите ответы на вопросы в тетрадь.

  2. Металлы со сходными свойствами объединяют в семейства. Найдите в периодической таблице металлы следующих семейств:

Щелочные металлы: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций

Щелочноземельные металлы: кальций, стронций, барий, радий.

В каких группах периодической системы они находятся? Выучите представителей каждого семейства.

УЭ 2. Физические свойства металлов.

  1. Рассмотрите коллекцию «Металлы». Что можно сказать при внешний вид металлов?

Выполните лабораторный опыт «Физические свойства металлов».

Сформулируйте цель работы. Запишите ее в тетрадь.

Рассмотрите выданные вам образцы металлов. Какое они имеют агрегатное состояние? Какой цвет имеют металлы? Имеют ли металлы блеск, запах. Согните образцы металлов. Обладают ли они пластичностью? Исследуйте, растворимы ли металлы в воде?

Нагрейте на спиртовке алюминиевую фольгу и стальную проволоку. Что можно сказать о температурах плавления этих металлов? Результаты работы оформите в виде таблицы

Данные про плотность и температуру плавления возьмите из справочников.
  1. Используя материал учебника, объясните наличие у металлов пластичности, металлического блеска, электропроводности, теплопроводности.

  2. Ответьте на вопросы:

А) Каковы общие свойства металлов?

Б) Чем объясняется то, что физические свойства металлов схожи.

4. Сделайте выводы по работе.

УЭ 3. Применение металлов

Используя дополнительные источники информации, найдите где используют следующие металлы: железо, вольфрам, хром, медь, серебро. На каких свойствах этих металлов основано их использование?

УЭ 4 Контроль.

Выполните задания. Ответы проверьте по ключу.

  1. Выберите правильные утверждения для простых веществ — металлов:

а) все металлы твердые вещества при обычных условиях

б) медь не растворима в воде

в) золото – самый пластичный металл

г) серебро обладает хорошей теплопроводностью

д) свинец – легкий металл

е) вольфрам – самый тугоплавкий металл

ж) все металлы имеют блеск

з) все металлы имеют серый цвет

е) общие свойства металлов объясняются наличием у них металлической кристаллической решетки.

  1. Как человек использует свойства алюминия:

а) пластичность

б) легкость

в) высокую прочность

г) неядовитость

д) высокую электропроводность

е) высокую теплопроводность.

Проверьте свои ответы по ключу у учителя. Выставьте себе самооценку за урок. Подумайте, какой материал урока вам необходимо дополнительно проработать дома.

Урок «Простые вещества — металлы» | Методическая разработка по химии (8 класс) на тему:

Тема урока      «Простые вещества — металлы»

Урок с элементами исследовательской деятельности

Цели:        

  1. создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
  2. способствовать пониманию зависимости между кристаллическим строением металлов и их физическими свойствами
  3. создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента
  4. воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторный.

  1. Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь,  железо;  алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь, периодическая система химических элементов, мультимедиапроектор, компьютер, электронная презентация.

План урока:

  1. Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
  2. Формирование знаний о физических свойствах металлов.
  3. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
  4. Закрепление знаний.
  1. Контроль знаний.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

 Проверка отсутствующих учащихся, готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель:  Сообщение темы урока и запись ее на доске. (Слайд 1)

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

        Беседа по вопросам: (Слайд 2)

1.        Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?

Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома.

2.        Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов?

Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1 до 3).

3.        А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.

Планируемый ответ: Номер периода химического элемента — заряд ядра; номер периода — число электронных уровней; номер группы -число электронов на последнем уровне.

4.        Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики». (Слайд 3)
     К    Li     В        Не   F    А1

Са   Mg    О        К    Na   Са

Р      Al    S        Р    Сu    N

Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь – линию, связывающую только металлы

  1. Целеполагание и мотивация  Сообщение целей и задач урока.

Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества — металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.

Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и  мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

— Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?

Поднялся каменщик: (далее слова учеников).

1-й ученик: Разумеется, храм — это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы — каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, — вмешался плотник, — но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита — как радует он взор! Мы — плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

3-й ученик: Смотри в корень, — прервал его землекоп. — Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:

— Кто сделал твой инструмент?

1-й ученик: — Конечно, кузнец, — ответил удивленный каменщик.

Учитель: А твой? — обратился царь к плотнику.

2-й ученик: Кто же, как не кузнец, — не раздумывая, сказал тот.

Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? — поинтересовался Соломон у землекопа.

3-й у ч е н и к: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, — был его ответ.

Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

— Вот кто главный строитель храма, — воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним.

  1. Формирование новых знаний.

Учитель. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов».

Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполнять таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов». Работают по инструктивной карточке.

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Металл

Прозрачность

Блеск

Прочность

Электропроводность

Тепловодность

Пластичность

А1

Zn

Сu

Fe

Инструктивная карточка

Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.

  1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».
  2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».
  3. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».
  1. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-».
  2. Проделайте тоже самое с цинком,  медью, железом.

Далее учащиеся работают, комментируя свои действия по одному. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу.

Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.

Демонстрация: Теплопроводность металлов.

Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.

Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»).

Демонстрация: Электропроводность металлов.

Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы — прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.

Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность»).

Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. (Слайд 4)

Запись учащихся в тетрадь.

Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.

Учитель: Металлы отличаются друг от друга по перечисленным физическим свойствам, кроме того по температуре плавления, по твердости, по плотности. В каждой номинации есть свой победитель, то есть самый…

Самый блестящий – серебро (Слайд 5)

Самый лучший проводник тепла и электричества – серебро (Слайд 6)

Самый пластичный – золото: один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной три километра (Слайд 7)

Самый легкий – литий (плотность – 0,53 г/см3)  (Слайд 8)

Самый тяжелый – осмий (плотность – 22, 6 г/см3) (Слайд 9)

Самые мягкие – щелочные металлы: они легко режутся ножом (Слайд 10)

Самый твердый – хром : он царапает стекло (Слайд 11)

Самый легкоплавкий – ртуть (tпл. = — 38,9°С) (Слайд 12)

Самый тугоплавкий – вольфрам (tпл. = 3390°С) (Слайд 13)

Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.

  1. Закрепление

Учитель: Я прочитаю вам стихи,  после чего вы ответите на мои вопросы.

Да! Целые века недаром,

 Назвали именем металлов

О! Металлическая связь!

О ней скажу я, не скупясь:

Волшебница и чаровница

Иная, вряд ли с ней  сравнится.

Придаст металлам блеск чудесный,

И механизм тут интересный.

Свет, поглощается поверхностью металла

В ответ же электроны (их не мало)

Нам посылают волны излучения.

И это электронное волнение,

С тобою мы, как блеск воспринимаем,

Металл от неметалла отличаем.

А лучше всех известно всем давно,

Свет отражает: ртуть, медь, серебро.

Не тратьте понапрасну силы   даром,

Металл не враз разрушите ударом.

Природа очень мудро поступила

 Пластичностью металлы наградила

И в этом свойстве миллионы лет

У золота соперников достойных нет!

Кусочек малый весом грамм всего

В нить можно вытянуть до дома моего.

Свет вдруг погас. И сразу безысходность..

Металлов свойство — электропроводность

 Позволило вдохнуть в ночную тьму

Искусственные «солнце» и «луну».

Бежит, спешит ток в медных проводах

В посёлках, деревнях и городах,

И сразу в каждом доме мир светлей,

Добрее, интересней и теплей.

Металлам свойство важное дано

Они проводят хорошо тепло.

Забыл, как это свойство называется.

Пусть кто-нибудь помочь мне постарается.

 На этом рассуждение прерву

Металлам оду после допишу.

Вопросы:

  1. Какие века называли в честь металлов?
  2. Какой вид связи в металлах?
  3. Какие физические свойства обуславливает металлическая связь?
  4. Назовите самый пластичный металл?
  5. А какой металл лучше проводит электричество?
  6. Какое свойство просит подсказать автор?
  1. Контроль знаний.

Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.

«Атом        __ имеет заряд ядра         __,        __электронных уровня,  _______ электронов на последнем уровне. Простое вещество        _________ обладает следующими свойствами __________________________________________________________________»

(1 вариант – магний, 2 вариант — алюминий).

Учащиеся заполняют карточки-задания. Правильные ответы – слайды 14,15.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок. Комментарий учителя.
  2. Рефлексия

Я попрошу вас  ответить на вопросы

«Что вы сегодня узнали нового?»,

«Что хотели бы еще узнать?»

Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________

Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________

  1. Домашнее задание. § 13, составить схемы электронного строения атомов азота, серы, хлора (в тетради для домашних работ)

Онлайн урок: Металлы. Общая характеристика по предмету Химия 8 класс

Все металлы обладают общими физическими и химическими свойствами.

Физические свойства вещества определяются типом его кристаллической решётки

Атомы металлов, в отличие от атомов неметаллов, содержат небольшое число электронов на внешнем уровне (1-3) и обладают большими радиусами. 

Поэтому они легко отдают свои внешние электроны и превращаются в положительно заряженные ионы. 

Поэтому металлы имеют особую кристаллическую решётку – металлическую.

В узлах такой решетки находятся положительно заряженные ионы металлов, окружённые относительно свободными электронами, движущимися по всему объёму кристалла.

Электроны равномерно распределяются между ионами и соединяют их, в результате чего кристаллическая решётка металлов является устойчивой. 

Так образуется металлическая связь.

Именно специфические свойства металлической связи определяют металлический блеск и непрозрачность.

Эти же электроны обеспечивают электропроводность металлов.

 

При понижении температуры колебание ионов в узлах решётки ослабляется и электропроводность металлов растёт. 

Около абсолютного нуля у многих металлов наблюдается сверхпроводимость – весьма интересное свойство, при котором металл полностью теряет внутреннее сопротивление.

Это важное свойство широко применяется в электронике!

 

Кроме того, что металл приобретает бесконечную проводимость, в нем не затухают токи наведения, например, при воздействии магнитного поля. 

Этим объясняется эффект левитации: металл, охлажденный до очень низкой температуры, способен парить над постоянным магнитом.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть