Урок 5. КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ | Поурочные планы по географии 8 класс
Задачи: познакомить учащихся с географическими исследованиями и открытиями на территории России; научить характеризовать этапы освоения территории России.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте часовых поясов».
Возможные варианты проверки:
1. Письменная проверочная работа.
Вариант 1
1) Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.
2) Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?
3) Что такое декретное время? С какой целью оно введено?
Ответы:
1) 18 часов.
2) В VI часовом поясе.
Вариант 2
1) Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.
2) Город Л. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?
3) Что такое местное время?
Ответы:
1) 22 часа.
2) В VIII часовом поясе.
Вариант 3
1) Определите поясное время Владивостока, если в Петропав- ловске-Камчатском полночь.
2) Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город JL, если разница во времени между ними 3 часа?
3) Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учитывается?
Ответы:
1) 22 часа.
2) Во II или в VIII часовых поясах.
2. Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний предыдущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.
II. Получение новых знаний.
1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учителем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:
Этап | Освоенная территория | Известные географические объекты |
1 | 2 | 3 |
XI — XV вв. | Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север — от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье | Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда |
XV — XVI вв. | Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Манга- зеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь | Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь. Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген |
Продолжение табл.
|
Окончание табл.
|
III.Закрепление материала.
Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:
1) Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?
2) По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?
3) По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?
4) Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?
5) Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.
6) Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.
7) Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII-XIX вв?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.
План-конспект урока по географии (8 класс) по теме: Урок географии в 8 классе на тему «Освоение и изучение территории России».
Тема: Освоение и изучение территории России.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.
- рассказать учащимся о русских путешественниках и учёных, внесших большой вклад в изучении нашей Родины;
- продолжить учить учащихся работать с картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта России, портреты русских путешественников, справочники.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Часовые пояса».
- Изучение нового материала.
(работа в группах)
Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.
1 группа.
- Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.
- Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.
- Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».
- Что такое волоки? Кто такие поморы?
2 группа.
- Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.
- Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.
- Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?
- Каково значение похода Ермака?
3 группа.
Географические открытия конца 16 – 17 века.
- По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.
- Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?
- Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.
- Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?
4 группа:
Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)
- По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.
- В честь кого названо море Лаптевых?
- Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.
5 группа:
Географические исследования в 19 веке.
- В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?
- Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.
- Определить, где проходит Северный морской путь.
Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.
Новгородцы-поморы | XII-XV в. | Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею. |
Ермак | XVI в. | Начало освоения Сибири. |
Иван Москвитин | XVII в. | Первым достиг Охотского моря. |
Курбат Иванов | XVII в. | Открытие озера Байкал. |
- Закрепление:
Географический диктант:
- Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)
- Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)
- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)
- Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)
- К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)
- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)
- Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)
- В честь братьев названо море… (Лаптевых)
- Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)
- В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)
- Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)
- Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)
Задания по контурным картам:
- Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
- Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).
- Домашнее задание:
- Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.
Тема: Особенности рельефа России.
Цели:
- познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;
- познакомить с новыми терминами и понятиями;
- формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
- Продолжить работу с географическими картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученного.
Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.
nsportal.ru
Разработка урока по географии 8 класс «Формирование территории России»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛИМОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УРОК ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
Тема: Формирование территории России
Составила:
учитель географии
Алиева Хатидже Айдеровна
Тема. Формирование территории России
Цели урока:
• Осуществить межпредметные связи географии с курсом истории по вопросу формирования территории России.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать с текстом и картами учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представлений о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории страны.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами учебника; 2) извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу; 3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны; осознание вклада первопроходцев и исследователей в освоение территории России
Оборудование: атласы, учебники, политическая карта мира, раздаточный материал карта «Формирование территории России», видеопроектор.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация изученного материала
Работа с картой
2.1. Покажите на карте города-миллионеры России. Определите, в какой
части России расположены
2 2. Покажите на физической карте основные природные объекты и
объекты, созданные человеком, по которым следует
ориентироваться, и назовите их.
Теория
2.3 Что такое районирование? Назовите основные способы
районирования.
2.4. В чем особенности административно-территориального деления
России?
Мотивация к учебной деятельности
Россия это самая большая по размерам страна мира, всегда ли она была такой?
Чтобы понять современную географию России, необходимо обратиться к ее истории….
4 Изучение нового материала.
Учащиеся изучают карту «Формирование территории России»
Затем приходят к выводу, что территория нашей страны исторически начала складываться за счет расширения Московского княжества
Учитель. На протяжении долгого времени существования страны неоднократно менялись название, этнический состав, занимаемая территория, основные геополитические векторы развития и государственное устройство. В итоге можно выделить несколько периодов историко-географического формирования России.
Далее выступление учащихся по опережающему (домашнему) материалу «Этапы формирования территории России».
Рассказ выступающих учащихся, сопровождается выполнением графоконспекта на контурной карте
Первый период — формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX-XII вв.) .
Киевская Русь сложилось вдоль торгового пути «из варяг в греки», являвшегося самой восточной «связкой» между государствами Балтийской, или Северной, Европы (Швеция и др.) и Средиземноморской, или Южной, Европы (Византия и др.). Соответственно оно имело два главных центра: Киев, через который шла основная торговля с Византией, и Новгород, являвшийся главным центром для связей с североевропейскими странами. Основные связи (не только экономические, но также культурные, политические и др.) Киевской Руси были направлены на Европу, составной частью которой она являлась.
Но территориальное развитие государства шло в северном и восточном направлениях, поскольку здесь располагались территории, населенные малочисленными и миролюбивыми финно-угорскими народами (мурома, меря, чудь и др.). На Западе в то время уже располагались сравнительно плотно заселенные территории европейских государств (Польша, Венгрия и др.), а на юго-востоке — степные территории, населенные воинственными кочевыми народами (печенегами, половцами и др.), против которых приходилось строить оборонительные линии на границе степей и лесостепи. В 1147 г. на этой территории впервые в летописях упоминается город Москва, основанная Юрием Долгоруким. К концу периода территория государства составила около 2,5 млн км2.
Второй период — распад Киевской Руси на отдельные княжества и монголо-татарское завоевание (XIII-XV вв.). Уже в XII в. Киевская Русь начала распадаться на отдельные удельные княжества, враждовавшие друг с другом. Главным (столичным) из них первоначально считалось Киевское, затем — Владимиро-Суздальское, но это было лишь формальное верховенство. Практически удельные князья, как правило, не подчинялись главным (великим) князьям, а при возможности старались захватить столицы (Киев или Владимир) и объявить себя на этом основании великими князьями всей Руси. Из-за разногласий между отдельными древнерусскими княжествами в середине XIII в. они все сравнительно легко попали под власть монголо-татарских завоевателей, пришедших с востока. А затем (в XIV в.) западные и южные княжества (Полоцкое, Киевское и др.) оказались в составе Великого княжества Литовского. Освоение новых территорий в этот период было возможным только в северном направлении. Сюда и двинулись русские переселенцы, быстро достигнув берегов Белого, а затем и Баренцева морей. Переселившиеся на побережье этих морей люди с течением времени стали основой формирования особого русского этноса — поморов. Территория всех русских земель к концу периода составляла около 2 млн км2.
Третий период — формирование и развитие Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.). Уже с XIV в. Московское княжество стало играть особую роль среди других русских земель. Благодаря своему географическому положению (в центре наиболее населенного Волжско-Окского междуречья) и выдающимся правителям (Иван Калита и др.) именно это княжество постепенно стало главным в экономическом, политическом и религиозном отношениях среди других, подчинявшихся созданному монголо-татарами государству Золотой Орде. В частности, именно московские князья получили титул Великих князей и право сбора дани со всех русских земель для передачи ее в Золотую Орду. В 1380 г. объединенные войска русских княжеств под предводительством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, впоследствии названного Донским, впервые разгромили монголо-татарскую армию в открытом сражении на Куликовом поле. После этого началось быстрое территориальное расширение Московского княжества во всех направлениях: на север (был присоединен Великий Устюг), восток (Нижний Новгород), юг (Тула), запад (Ржев)..
К середине XVI в. Великий князь Московский Иван IV (Грозный), впоследствии принявший титул царя всея Руси, объединил под своим владычеством все русские княжества, подчинявшиеся до этого монголо-татарам, и начал дальнейшее наступление на остатки Золотой Орды. В 1552 г. после длительной войны он присоединил к Московскому государству Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское ханство. Это привело к включению в состав Русского государства территорий, населенных представителями других этносов и религий (татарами, марийцами, башкирами и др.), что резко изменило этнический и конфессиональный состав населения мононациональной и православной до этого страны.
После этого Иван IV попытался расширить территорию государства на запад, напав на слабые к тому времени немецкие религиозные рыцарские ордена в Прибалтике.
Но в итоге развязавшейся Ливонской войны земли орденов отошли к Швеции и польско-литовскому государству Речи Посполитой, а Русское государство лишилось выхода к Финскому морю в Балтийском заливе. После поражений на западе вектор развития Русского государства направился на восток и на юг.
В 1586 г. были основаны города Тюмень (первый русский город в Сибири), Воронеж (самый крупный русский город в Черноземье), Самара (первый русский город в Поволжье), Уфа (первый русский город на Южном Урале). Продвижение на восток привело к выходу русских землепроходцев в 1639 г.к побережью Тихого океана. Россия стала огромной державой, не только европейским, но и азиатским государством. Ее территория раскинулась от берегов Балтийского моря на западе до Тихоокеанского побережья на востоке.
К концу периода площадь государства достигла 7 млн км2.
Далее учитель обращает внимание на стр. 21 учебника и учащиеся знакомятся текстом «Русские землепроходцы. Освоение Сибири и Дальнего Востока»:
1581—1582 гг. Отрядами под руководством Ермака к России присоединено Сибирское ханство, и русские закрепились за Уралом.
1639 г. Отряд Ивана Москвитина вышел к берегам Охотского моря. Вскоре там был основан Охотск — первый русский порт на Тихом океане.
1644 г. Первый русский отряд Василия Пояркова разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру.
1648 г. Семён Дежнёв первым из европейцев прошёл проливом между Азией и Америкой.
1650 г. Ерофей Хабаров основал первые русские укрепления по берегам Амура,
1733—1743 гг. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция под руководством В. Беринга и А. И. Чирикова — одна из крупнейших русских экспедиций. В экспедиции участвовало около 3 тыс. человек — несколько самостоятельных отрядов, собравших обширный материал по Азиатской России и прилегающим странам. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Карского моря до устья Колымы, крайняя северная точка Евразии, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Составлены подробные описания крупных рек от Печоры до Колымы, уточнено взаимное расположение Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки.
1737—1741 гг. Степан Крашенинников самостоятельно провёл комплексное географическое исследование Камчатки.
Динамическая минутка
Четвертый период — становление Российской империи (XVIII — начало XIXв.). Уже с середины XVII в. вектор российской геополитики вновь начал разворачиваться в западном направлении. В 1654 г. по решению Переяславской Рады произошло объединение с Россией Левобережной Украины (территории вдоль Днепра и к востоку от него).
Но особенно большие усилия по признанию России европейским государством приложил царь Петр I. В начале XVIII в. в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, завладев устьем Невы и территориями современных Эстонии и Латвии. В 1712 г. столицей России стал основанный на берегу Финского залива Балтийского моря Санкт-Петербург, что резко облегчило связи России с европейскими странами. В 1721 г. Россия провозгласила себя империей. Во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой, в состав России вошли земли Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. В этот же период в результате побед над Османской империей в состав государства входят побережья Черного и Азовского морей (Новороссия). В начале XIX в. произошло присоединение к Российской империи Финляндии, части Польши и территории между реками Днестр и Прут (Бессарабия). К концу периода площадь Российской империи превышала 16 млн км2.
Пятый период — развитие и крушение Российской империи (середина XIX — начало XX в.) Дальнейшее территориальное расширение в западном направлении становилось все более трудным, так как встречало сопротивление развитых европейских государств. Поэтому постепенно вектор российской геополитики вновь стал южным, юго-восточным и восточным. Первый вектор геополитики России. В 1800 г. по просьбе грузинских царей в состав Российской империи вошла Грузия. Также мирным путем вошла в состав России территория Армении, В начале XIX в. в результате войны с Персией (Ираном) в состав России была включена территория современного Азербайджана. Окончательно горные районы Северного Кавказа вошли в состав России только в конце XIX в.
Вторым вектором расширения территориальных владений. государства в XIX в. стал среднеазиатский. Еще с XVIII в. начался процесс вхождения в состав России казахских племен. Главным российским центром на территории Казахстана стала основанная в 1854 г. крепость Верная (позднее — город Алма-Ата). При наличии отдельных локальных конфликтов в целом казахи добровольно вошли в е носилсостав России.
Присоединение Средней Азии: Бухарского, Хивинского ханств и других среднеазиатских земель к России — происходило в конце XIX в. В итоге границы Российской империи в этом регионе были расширены до пределов Персии и Афганистана.
Третий вектор расширения страны в этот период — восточный. Сначала в начале XVIII в. были присоединены территории Аляски, расположенной на североамериканском континенте. Во второй половине XIX в. Российская империя присоединила земли Приамурья и Приморья, воспользовавшись слабостью Китая, ослабленного междоусобицами и поражениями от англичан и французов
И в 1867 г. России пришлось продать Соединенным Штатам Аляску, что стало первой крупной территориальной потерей Российской империи. Началось сокращение площади государства, которая достигла 24 млн км2.
Новым подтверждением слабости государства стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., после чего Россия лишилась Южного Сахалина, Курильских островов.
Окончательный распад Российской империи наступил в 1917 г., когда тяготы тяжелейшей внешней войны сложились с внутренними противоречиями, приведшими к революциям и гражданской войне. Договоры о независимости были подписаны с Финляндией и Польшей. Фактически были отделены от государства территории, оккупированные немецкими и румынскими войсками,- Украина, Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия. На оставшейся территории централизованное государственное управление было нарушено.
В конце 1917 г. на большей части территории Российской империи было провозглашено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), столица которой переместилась в Москву. Позднее в результате военных успехов советской Красной армии были провозглашены советские социалистические республики на Украине, в Белоруссии и Закавказье. В 1922 г. эти четыре республики объединились в единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
Во время Второй мировой войны и по ее итогам (1939-1947 гг.) в состав СССР вошли сначала Бессарабия (на территории которой была образована Молдавская ССР), Прибалтика (Литовская, Латвийская и Эстонская ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия, а также юго-восточная часть Финляндии (Выборг и окрестности), а затем Тува. После войны в состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова, Калининградская область и северо-восточная часть Финляндии (Печенга) — в состав РСФСР, а также Закарпатье — в состав Украинской ССР. В конце периода площадь государства СССР составила 22,4 млн км2.
Современное развитие страны (начиная с 1992 г.). В конце 1991 г. СССР распался на 15 новых независимых государств, крупнейшим из которых стала Российская Федерация. Притом территория и границы страны фактически вернулись к рубежу XVII-XVIII вв. Но это подтверждает факт, что современная Россия — не империя, насильно подчинившая многие окрестные территории, а исторически сформировавшееся государство, имеющее перспективы для своего дальнейшего социально-экономического и культурного развития.
Весной 2014 года Крымский полуостров воссоединился с Российской Федерацией
Площадь современной России составляет около 17,1 млн км2.
Закрепление материала
«Игровая викторина» на экран видеопроектором выводятся вопросы:
— Побережье какого моря освоили новгородцы – поморы? (Баренцево).
— Имя Великого князя впервые разгромили монголо-татарскую армию в открытом сражении на Куликовом поле? ( Великий князь Московский Дмитрий Иванович),
— Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).
— Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)
— К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).
— В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).
— Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).
— В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).
— Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).
— Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).
— Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).
Рефлексия учебной деятельности:
1 Что вам было известно, а что нет из того материала что вы сегодня услышали на уроке?
2. Как вы считаете полезным ли был сегодняшний урок? Если «да», то почему?
3 Что понравилось на нашем уроке?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), подготовить стендовый доклад на одну из тем (на выбор):
— «Русская полярная экспедиция под руководством Э. Толя»
— «Экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов»
— «Изучение внутренние части Сибири в XVIII-XIX вв»
infourok.ru
8 класс. География. Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв. — Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв.
Комментарии преподавателя
Как мы уже знаем, что к началу XVIII века территория России простиралась уже до Тихого океана. А вот сведений о ее внутренних частях, особенно Азиатской части, было крайне мало. Практически, не исследованы были Крайний Север, побережье Тихого океана. Не было карт, без которых не было возможности определить четко, где заканчивались пределы России. На сегодняшнем уроке мы и узнаем как проходили исследования этих территорий и как изменилась конфигурация и площадь страны в XVIII-XIX вв.
На западе, в начале XVIII в., благодаря усилиям Петра I , в результате многолетней Северной войны со Швецией (1700—1721 гг.) Россия овладела устьем Невы и прилегающими землями, Эстляндией и Лифляндией (современная Эстония и часть Латвии). (см. рис. 1)
Рис. 1. Территориальные изменения на западе России
В 1712 г. новый город, создаваемый с 1703 г. по плану под личным надзором Петра, стал столицей Российской империи, ее главным портом, центром судостроения, промышленности, торговли. С XVIII в. практически все внешние связи с западными странами осуществлялись через Санкт-Петербург. (см. рис.2)
Рис. 2. План Санкт-Петербурга в 1717 году (Источник)
В конце XVIII в. после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия (западная Латвия). (см. рис.3)
Рис. 3. Земли, отошедшие к России после трех разделов Речи Посполитой
В XIX в. территориальный рост на запад продолжился. В результате очередной войны со Швецией (1808-1809 гг.) к России отошли Финляндия и Аландские острова, а после войны с Наполеоном (1812-1814 гг.) — большая часть Польши.
На южных рубежах государства в XVIII в. в состав России вошла северная часть Казахстана, а в результате русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774 и 1787-1791 гг.) — Предкавказье, побережье Черного и Азовского морей (Новороссия ) и Крым (Таврия ). С этого времени русские торговые суда получили возможность беспрепятственно ходить по Черному морю.
В XIX в. южная граница еще больше продвинулась к югу. В результате успешных войн с Турцией и Ираном в состав Российской империи вошли Бессарабия, устье Дуная (позже потеряно), Дагестан, а также Северный Азербайджан, Грузия и Восточная Армения. Во второй половине XIX в. к России в результате Кавказской войны (1817-1864 гг.) были присоединены Чечня, Гор
www.kursoteka.ru
Раздаточный материал Таблица «Освоение и исследование территории России».
Таблица «Освоение и исследование территории России».
XV в.Русские вышли на Каму. Пермь – русская.
XVI в.
Осваивается Поволжье. Появились города: Симбирск (Ульяновск), Самара, Саратов, Камышин, Царицын.
Усилилось продвижение русских в лесостепную часть Восточно-Европейской равнины. Построены города: Тамбов, Воронеж.
Осваивается Северная Двина (Холмогоры – Архангельск – связь с Западной Европой.
Начинается исследование Северного морского пути от Белого моря до Берингова пролива
Конец XVI в.
Русские преодолели Уральский хребет, осваивают Западно- Сибирскую равнину.
1584-1585
Ермак с отрядом казаков идет в бассейн реки Иртыш.
Заложен Тобольск и Мангазея.
XVIIв.
Созданы крепости на Енисее, Лене. Открыт Байкал.
1639г.
Иван Москвитин прошел из бассена Лены к Охотскому морю.
1643 – 1649гг.
Василий Поярков, Ерофей Хабаров вышли на Амур.
1648г.
Семен Дежнев, Федот Алексеев-Попов прошли Беринговым проливом.
1697-1699гг.
Владимир Атласов исследовал Камчатку
1701г.
Создан С.У.Ремизовым первый атлас Сибири
« Чертёжная книга Сибири» https://yandex.ru/images/search?text=с.ремизов%20большой%20чертеж%20сибири&stype=image&lr=47&noreask=1&source=wiz
1703г.
Заложен Санкт-Петербург, водные пути-каналы, сухопутная дорога Санкт – Петербург – Москва
18в.
Создание металлургических заводов на Урале. Появились Екатеринбург, Нижний Тагил.
II половина 18 века.
Появились первые подробные карты Европейской России, географические описания Татищева, Кириллова.
Академические экспедиции, изучающие районы европейской и азиатской России.
1736-1737
Малыгин обогнул с запада полуостров Ямал, достиг устья Оби, составил карту побережья от Печеры до Оби.
1738-1745
Крашенниников исследовал п-ов Камчатку
1742
Челюскин –полуостров Таймыр.
1745г.
Великая экспедиция Беринга и Чирикова по исследованию морей Тихого океана.
1773г.
Палас юг России до Забайкальского края
19 век
Стала развиваться обрабатывающая промышленность в Петербурге, металлообработка и текстильная в Москве, судостроение в Нижнем Новгороде.
1845
Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук
Русское Географическое общество
1842
Воейков работы по климату
II половина 19 века
Развитие сети дорог
1867
Пржевальский исследовал Уссурийский край
1874
Докучаев почвы Нижегородской области.
1878-1879
Норденшельдт проплыл из Атлантического в Тихий океан за одну навигацию
1889
Кропоткин, Обручев исследовали Сибирь
Начало 20 в.
Русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на Северную Землю, Г.Я. Седова к северному полюсу.
На рубеже 20 в.
Проложена Великая Транссибирская магистраль.
infourok.ru
Таблица по географии освоение и изучение территории россии 8 класс — Все карты мира
Задачи: познакомить учащихся с географическими исследованиями и открытиями на территории России; научить характеризовать этапы освоения территории России.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте часовых поясов».
Возможные варианты проверки:
1. Письменная проверочная работа.
Вариант 1
1) Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.
2) Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?
3) Что такое декретное время? С какой целью оно введено?
Ответы:
1) 18 часов.
2) В VI часовом поясе.
Вариант 2
1) Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.
2) Город Л. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?
3) Что такое местное время?
Ответы:
1) 22 часа.
2) В VIII часовом поясе.
Вариант 3
1) Определите поясное время Владивостока, если в Петропав- ловске-Камчатском полночь.
2) Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город JL, если разница во времени между ними 3 часа?
3) Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учитывается?
Ответы:
1) 22 часа.
2) Во II или в VIII часовых поясах.
2. Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний предыдущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.
II. Получение новых знаний.
1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учителем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:
Этап | Освоенная территория | Известные географические объекты |
1 | 2 | 3 |
XI — XV вв. | Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север — от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье | Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда |
XV — XVI вв. | Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Манга- зеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь | Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь. Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген |
Продолжение табл.
|
Окончание табл.
|
При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них интерес к истории географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся, подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).
III.Закрепление материала.
Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:
1) Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?
2) По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?
3) По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?
4) Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?
5) Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.
6) Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.
7) Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII-XIX вв?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.
Source: tak-to-ENT.netПочитайте еще:
karta.uef.ru
Урок географии на тему «Изучение географических открытий на азиатской территории России в период с XV по XX век». 8-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение азиатской части территории страны.
Задачи урока:
1. Образовательные:
— сформировать представление о формировании
территории России;
— изучить историю заселения азиатской части
России;
— продолжить формирование умения работать с
различными источниками информации.
2. Развивающие:
— развивать умения работать с контурной
картой;
— развивать интерес к предмету;
— развивать логическое мышление, зрительную
память и научный подход к объекту.
3. Воспитательные:
— повысить уровень информационной культуры;
— расширить географический кругозор школьников;
— продолжить воспитание гражданина-патриота
России
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма проведения урока – практическая работа (работа в рабочих тетрадях и контурных картах)
Оборудование:
- физическая карта России, карта «Расширение Русского государства в XVI-XVII вв.»;
- атласы по истории, географии России;
- контурная карта России; репродукция картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;
- компьютерная презентация “Освоение и изучение азиатской части территории России”.
- компьютер, видеопроектор, экран, карточки № 1 и № 2.
Содержание работы: формирование территории России. Заселение азиатской части территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров. Практическая работа “ Изучить маршруты русских исследователей, путешественников в Сибирь и Дальний Восток”
План урока:
- Назвать географические объекты носящие имена русских исследователей.
- Выделить маршруты русских в Сибирь и Дальний Восток
- Географические открытия с XV по XX век на азиатской части России.
Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
1.Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. Стр.25-31
2.1. Сайты Интернет:
http://yandex.ru/clck/jsredir?from http://onustis.ru.com/?c= http://geoman.ru/geography/item/f00/s10/e0010598/index.shtml http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/1-3-3.htm http://www.diclib.com/ http://www.z-rus.ru/ru_history_10.php http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st044.shtml http://history-persons.ru/2012/05/dezhnev-semen-ivanovich/ http://tineydgers.ru/publ/ http://tineydgers.ru/publ/velikolepnaja_sotnja/ http://old.rgo.ru/2011/06/panarkticheskaya-ledovaya- http://www.gosrf.ru/news/12750/ http://turbina.ru/blogs/view/Kotch-polyarnoe- http://www.smolgazeta.ru/history/4415-nikolaj-przhevalskij-genialnyj-razvedchik.html http://yandex.ru/clck/jsredir?from= http://www.etoretro.ru/pic42920.htm http://forum.meta.ua/topic/t/108443/asc/150.html http://kazakidona.ru/node/36 http://rushkolnik.ru/docs/index-26162391.html?page=23 http://7-valleys.com/proliv-mezhdu-aziej-i-severnoj-amerikoj/ http://tv.yandex.kz/2/program/15172/event/28804820 http://900igr.net/fotografii/geografija/ http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post324582736/ http://www.mogved.by/obshchestvo/2168 http://lenta.ru/articles/2004/08/24/lostship http://www.alpklubspb.ru/ass/a585.htm http://videolain.tmweb.ru/ http://www.territorioscuola.com/wikipedia/ru.wikipedia.php http://vmnews.ru/novosti/obschestvo/2013/03/18/cerez-polus-na-sobakah http://do.gendocs.ru/docs/index-359166.htmlСпособы познавательной деятельности учащихся
1. Репродуктивный – проверка географической номенклатуры (работа по физической карте России).
2. Частично-поисковый – узнавание географического объекта (работа с контурными картами, заполнение таблицы), проблемные вопросы и ситуации.
Ход урока
1. Организационный момент — подготовка к уроку учащихся, приветствие.
2. Мотивация учащихся на освоение нового материала.
Учитель:
Путешественник И. Д. Черский писал: “Если бы
люди не путешествовали, как бы они узнали о
красоте мира, о красоте дел человеческих?”
Проанализируйте слова ученого, выскажите свое
мнение по поводу справедливости этого
высказывания.
Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования — рыбу. Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до XVII в. благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия занимала первое место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов — «мягкого золота». Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная Сибирь уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя.
Почему?
Ответ: Чем суровей климат, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее (антициклоны Восточной Сибири).
Дорогу в Сибирь искали и европейцы. Корабли Голландии, Швеции, Англии и других стран стремились проникнуть к ее арктическому побережью. Не раз под любым предлогом иностранные торговые и дипломатические посланники просили пропустить их посмотреть Сибирь или хотя бы проехать через нее в страны Востока. И всегда получали твердый отказ: «Русским людям изъян будет».
Почему?
Ответ: Изучение природных богатств стало вестись более квалифицированно, стали обращать внимание на качество руды, а также на экономическую целесообразность территории и безопасность страны.
Сформулируйте тему нашего урока? Варианты темы урока.
3. Изучение нового материала.
Запись темы в рабочую тетрадь. Тема “Изучение географических открытий на азиатской территории России в период с XV по XX век”
Цель, ход урока и результаты работы (объяснение учитель)
Выполнение практической работы (рабочая тетрадь и контурные карты)
Каждому учащиеся выдаются информационные карточки для выполнения работы
Карточка № 1.
1.Используя учебник (Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа , 2013 год) страница 25-31, заполнить таблицу в рабочей тетради:
Период | Территория страны | Русские путешественники | Географический объект |
2. Найдите соответствие.
Вопросы:
1. Кто разведал путь в Сибирь?
2. К какому морю вышел И.Москвитин?
3. Он совершил поход на Камчатку.
4. Поморы
5. Проплыл по всему Амуру, вышел в Охотское
море
Ответы: 1. Первые исследователи “Студеного
моря”
2. Ермак
3. Охотское море
4. Е.Хабаров
5. В.Атласов (Ответы: 1.2, 2.3, 3.5, 4.1, 5.4)
3. На контурной карте показать основные маршруты географических исследований азиатской части территории России с XV по XX век.
Примечание:
1. После выполнения Заданий № 1 и 2 – просмотр презентации (с целью повторение и закрепления нового материала)
2. После просмотра презентации – запись домашнего задания (на доске уже написано), т.к. скорость выполнения работы на контурной карте у учащихся разная.
Форма представления учащимися результата работы
1. Заполнение таблицы в рабочей тетради:
urok.1sept.ru