конспект урока по химии 8 класс «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ:
ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ.
РОЛЬ ХИМИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
«»
Шпетная Анна Николаевна
Учитель химии и биологии
Донсковской ООШ
филиал МБОУ СОШ №6
г.Морозовска
2015г.
ТЕМА «Введение. Первоначальные химические понятия »
УРОК №2 «Превращения веществ»
ТИП УРОКА – урок изучения нового материала на эмоционально-образной основе.
ЦЕЛЬ: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды
ЗАДАЧИ:
Обучающие: сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, роли химии в жизни человека.
Развивающие: развивать познавательные активность и интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента, развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.
ЭТАПЫ УРОКА:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | |||||||||||||||
1-й этап «Организационно-мотивационный» Постановка цели и задач урока (актуализация имеющихся у учащихся знаний) | |||||||||||||||||||
Приветствие учащихся, распределение учеников по группам, актуализация имеющихся знаний у обучающихся, определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства Анализируют задание для работы. | Работа с ресурсами: карточки с программой действия Выделение существенных характеристик | Сотрудничество с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе. | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. -Аргументация своей позиции. | Управляют своим поведением и деятельностью. Планируют пути достижения целей. | Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния. | |||||||||||||
2-й этап Осмысление содержания. Первичное применение знаний. | |||||||||||||||||||
Учитель организует работу учащихся.Демонстрационные опыты. Видеоопыты с использованием презентации. | Работают по программе деятельности Фиксируют результаты, оформляет записи в тетради. Обсуждают результаты опытов и корректировка при необходимости. Работают по карточках Обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений. | Осуществляют поиск информации с использованием учебника, делают выводы и умозаключения , составляют вопросы по данной теме | Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. | Сравнивают свою работу с партнёром по группе. Объясняют программу деятельности партнёру на своём примере. | Контроль, коррекция знаний Умение точно выражать свою мысль. | ||||||||||||||
3-Й этап Рефлексия Итоги занятия | |||||||||||||||||||
Обсуждение результатов, Проведение тестового самоконтроля | Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. Выполняют тестовое задание с выбором ответа | Выстраивание причинно- следственных связей. Осуществление сравнения обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. Участвуют в обсуждении Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. | Работа с тестовым заданием. Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. | Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения. | |||||||||||||
4-Й ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | |||||||||||||||||||
Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник. | Извлечение необходимой информации | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение. | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование результата и уровня усвоения. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, экран, презентация, приложения с заданиями для учащихся, фарфоровая чашка, парафин, спиртовка, спички, вода, мел, соляная кислота,
Ожидаемый результат
На основе наблюдений и экспериментов выяснят отличия химических от физических явлений, смогут привести примеры, объяснят положительное и отрицательное влияние химии на жизнь человека
Категория детей: учащиеся 8 класса.
ХОД УРОКА:
I ЭТАП
Приветствие
Распределение на группы
Вступительное слово учителя. Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? А на уроке мы, конечно, будем говорить о веществах, потому что
В природе с момента ее зарождения:
Всегда с веществами идут превращения.
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы: …(“Это явления!”)
Вопрос : как называются изменения происходящие в природе? (явления)
Выполнить задание №1(приложение 1)
II ЭТАП
Задание № 2
Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и попробуем объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Выберите признак сравнения (изменение состава веществ)
Задание №3 Прочитайте текст параграфа №2 «Физические и химические явления» и заполните схему приведенную ниже (слайд
Явления природы
Особенности явлений
Особенности явлений
. Классифицируйте явления по выбранному признаку
Определите, к каким явлениям относятся предложенные рисунки.(Приложение 2)
Напротив записанных вами в начале урока примеров явлений запишите тип (физические или химические).
Задание 3 (работа в группах).
Перейдем к экспериментальной работе. Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод. Формулированию выводов – это очень важно на уроках химии, для получения глубоких, прочных знаний. (Напомнить правила по технике безопасности).
Приложение 3
Попытайтесь сформулировать Вывод:
При физических явлениях строение вещества (не изменяется.) При химических явлениях из одних веществ образуются (другие новые вещества)
II. Общее представление о роли химии для человека.
Показ фильма «Химия вокруг нас”.
Очень интересной окажется работа, если дети сами снимут фильм по материалам этой темы, имеющий практическое значение для региона или определенной местности.
Перед показом учащимся предложены следующие вопросы:
1. Какие химические производства представлены в фильме?
2. Предложите пути сохранения природной среды от химических загрязнений.
(Ответы на вопросы дети оформляют на листах А-4. Листы крепятся на доске, представители от группы озвучивают свои наработки)
III ЭТАП
Явления, протекающие в чайнике.
Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.
С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.
Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.
Ответьте на вопросы:
1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет
2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет
3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет
4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими?
Учитель
Земля и небо, ты и я,
И все природные явления
По сути, все лишь проявления
Единой силы бытия…
Именно эту идею мне хотелось бы донести до вас сегодня.
Оцени свою деятельность на уроке используя лист самооценки (Прложение4)
IV ЭТАП
& 2, выполнить задания 3,4,5 с.19
Подготовить сообщения на тему: «Польза химии в жизни человека» или «отрицательное влияние химии на жизнь человека» используя учебник (с.13-18) и научно-познавательную литературу (Интернет).
ЛИТЕРАТУРА:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2011
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2009, 416 с.
Электронные учебные пособия: Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс»
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.-78с.
multiurok.ru
Разработка урока химии 8 класс по теме «Превращение веществ»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Разработка урока по химии
Автор проекта: Мелентьева Ольга Геннадьевна
Класс: 8
Дата: 05.09.2016
Предмет: химия
Тема урока: Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный урок с элементами практической работы и использованием ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: 1) Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений; 2) Дать начальные представления о химической реакции; 3) Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания; развивать речь и мышление.
Воспитательные: воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе, коммуникативные качества, умение слушать.
Оборудование: растворы – соляной кислоты и известковой воды, кусочек мрамора. Прибор для получения газов, фарфоровая чашечка для выпаривания, держатель, спиртовка, презентация «Превращение веществ».
Ход урока.
1.Дать задания ученикам на описание свойств известных веществ – соли, сахара, меди, золота, воды, железа, уксуса.2.Фронтальный опрос класса по вопросам:
— что изучает наука химия?
— что такое вещество?
-дайте определение химического элемента.
— какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
— какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
3.Дать задание ученикам – из выписанного на слайде презентации перечня учащиеся выбирают только вещества: пробирка, железо, труба, мел, лопата, колба, кислород, проволока, свеча, медь.
4.Для лучшего закрепления данной темы ученикам предлагается привести примеры тела (предмета) изготовленного из разных веществ. Пример – ваза – глина, хрусталь.
5. Обратное задание, привести примеры разных тел из одного и того же вещества. Например, из железа – гвозди, замок, инструменты, детали машин.
1.Индивидуальная работа учеников у доски (2 ученика)
2.Устные ответы на вопросы.
3.Работа в тетрадях
4 и 5. Устные ответы.
Мотивация урока.
Учитель заранее выписывает тему урока на доске.
Объяснение нового материала начинается с демонстрации опыта: взаимодействие мрамора и HCL. Учитель подробно рассказывает ход опыта. Учитель объясняет, что «закипание раствора» есть не что иное, как выделение пузырьков углекислого газа. Как доказательство этого учитель пропускает выделяющийся газ через известковую воду, которая вскоре мутнеет. Немного полученного раствора учитель переливает на предметное стекло и выпаривает его.
Учитель объясняет, что это хлорид кальция.
Ученики переписывают ее в тетрадь.
Ученики наблюдают растворение мрамора, «закипание раствора» кислоты.
Ученики наблюдают, как из прозрачного раствора выделяется белое вещество.
После завершения опыта, ученики подводят итог происшедшим изменениям. В результате взаимодействия двух исходных веществ (соляной кислоты и мрамора) были получены новые вещества – CO2 и CаСL2 белого цвета.
Изучение нового материала.
Химические реакции.
Учитель совместно с учениками формулирует определение химической реакции.
Ученикам предлагается привести примеры химических реакций (желательно из повседневной жизни) – горение, ржавление, скисание молока, порча продуктов и проч.
Очень важный вопрос – признаки химических реакций.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетрадь признаки химических реакций ( на основе увиденных реакций на прошлом уроке)
Изменение окраски
Выделение или поглощение теплоты. Иногда выделение света.
Появление запаха
Образование осадка
Выделение газа
После опроса, учитель дополняет признаки хим. реакций.
Для проверки правильности усвоения материала вопрос классу: Сколько хим. реакций вы наблюдали при проведении мною опыта?
— Чем отличается выпаривание раствора, которое вы сейчас наблюдали от хим. реакции?
Физические явления.
Учитель совместно с учениками дает определение физических явлений.
Примеры – использование духов, кипение, замерзание воды, плавление сахара и проч.
Объясняет ученикам, что принято говорить: физические явления, но химические реакции.
Для закрепления темы проводится фронтальный экспресс-опрос. Из перечисленного перечня выбрать только химические реакции: горение свечи, растворение в воде соли, скисание молока, ржавление железа, образование инея, почернение серебра, плавление металла, горение бумаги.
Значение химии.
Рассказ о значении химии в нашей жизни. Краткий опрос учащихся о значении химии. Беседа.
Ученики записывают определение химической реакции в тетрадь (слайд презентации).
Приводят примеры химических реакций.
Ученики записывают в тетрадь признаки хим. реакций (слайд презентации).
При хорошем усвоении темы ученики должны ответить, что наблюдали 2 хим. реакции – 1)выделение угл. Газа, 2) помутнение известковой воды.
Ученики должны сообразить, что при выпаривании, находящееся в растворе вещество остается на предметном стекле. Таким образом, при данном процессе не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется их агрегатное состояние.
Ученики записывают в тетрадь определение физических явлений (слайд презентации). Приводят примеры физических явлений.
Участвуют в экспресс-опросе, поднимая руки при прочтении химических реакций на слайде презентации.
Работа с учебником, стр 14-18.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия. Ученикам предлагается ответить на вопросы:
Мне захотелось…
Отвечают на вопросы слайда презентации.
Организация домашнего задания.
§ 2, учитель объясняет, наука химия прошла большой исторический путь развития. Ученикам предлагается приготовить сообщения о периодах развития химии, начиная с древнего мира. Отметить проблематичность происхождения слова химия, которое еще до конца не выяснено. Обязательно выделить роль русских ученых в развитии химии.
Записывают Д.З. в тетрадь.
Список литературы.
Габриэлян О.С. Химия. 8 класс: учебник / О.С. Габриэлян. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 270с.
Габриэлян О.С. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриэляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриэлян, А.В. Яшукова. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 192с.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.
infourok.ru
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека
Разделы: Химия
Цель урока:
- Дать представление о физических и химических явлениях и их различиях; Сформировать первоначальное понятие о химической реакции; Продолжить формирование понятий о предмете химии.
- Развитие познавательного интереса школьников, логического мышления, умения увязывать теоретический материал с практическим применением;
- Воспитание интереса к предмету химия.
Оборудование: мультимедийный проектор, СD – диски с физическими и химическими явлениями, реактивы, пробирки, спиртовка, спички, держатель.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I.. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, постановка целей урока. (1–2 мин)
II. Проверка знаний учащихся.
1. Какие вещества называют простыми, а какие – сложными? Из нижеперечисленных названий выпишите отдельно названия простых и сложных веществ: кислород, вода, ртуть, оксид меди, железо, водород, сульфид железа, оксид ртути.
2. Как можно доказать, что кислород, ртуть и водород – простые вещества, а вода и оксид ртути – сложные вещества?
3. Чем отличаются по составу и свойствам смеси от химических соединений? Приведите примеры и проведите опыт. Оборудование: пробирка, держатель, спиртовка, спички, реактивы (Fe, S, Mg).
4. Что называют химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия: “химический элемент”, “простое вещество”, “атом”? тестовое задание:
А./ В каких фразах говориться о водороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:
- Водород входит в состав воды;
- Воздушный шар наполнен водородом;
- Водород собрали в колбу;
- Газ метан состоит из водорода и углерода.
Б./ В каких фразах говориться о цинке как о простом веществе, а в каких – как об элементе:
- Железо покрыто цинком;
- Порошок цинка смешан с порошком серы;
- Оксид цинка состоит из цинка и кислорода;
- В состав белил входит цинк.
5. Задания для отдельных учеников на описание свойств выданных образцов отдельных веществ: сахара, меди, воды, парафина; на различие понятий “Химический элемент” и “простое вещество”; на различие понятий “тело” и “вещество”; на определение формы существования химического элемента. (Работа в группах.)
6. Заполните пустые клетки русскими названиям химических элементов: Ag, Br, Fe. H, O, J, Sn. (Знакомство со знаками химических элементов, учащиеся находят знаки по таблице Менделеева Д.И., опережающее задание.)
5. Разгадайте кроссворд, ключевым словом является профессия, связанная с химией: (знакомство со знаками химических элементов, по таблице Менделеева Д.И.)
1. Cl 2. Zn 3. Br 4. K 5. Ni
Проведение физминутки, гимнастика для глаз.
III. Объяснение нового материала.
Примеры | ||
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией физических (таяние льда и кипение воды, диффузия одеколона с горячей лампочки накаливания) и химических явлений (получение углекислого газа и помутнение известковой воды при его пропускании через нее), и снова физических явлений (выпаривание полученного раствора хлорида кальция на часовом стекле).
Закрепление изученного материала: определить, где физические, а где химические явления:
- При сжигании желтой серы образуется газ с резким запахом;
- При стоянии стакана с водой в холодильнике образуется лед;
- Горение древесины (опыт);
- Испарение воды (опыт);
Самостоятельно, с самопроверкой (5–7 мин). Определить где физические, а где химические явления:
- Ржавление гвоздя;
- При растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется порошок зеленого цвета;
- Плавление парафина;
- Образование облаков;
- Скисание молока;
- Таяние льда.
– учащиеся меняются листочками с самостоятельной работой и проводят взаимопроверку. Один ученик работает у доски (4 мин).
– задания для всех учащихся: привести примеры физических и химических явлений из жизни:
- Гниение органических веществ;
- Образование инея;
- Подгорание пищи на перегретой сковороде;
- Ржавление железа;
- Испарение или замерзание воды и т.д.
IV. Рассказ с элементами беседы о значении химии в жизни человека. Раскрытие диалектического единства противоположных понятий – антонимов “хемофилия” (любовь к химии”) и “хемофобия” (страх к химии).
V. Подведение итогов урока (обобщается материал учащимися, заключительное слово учителя)
Значение физических и химических явлений велико, эти явления происходят вокруг нас. Например, испарение воды, конденсация водяных паров и выпадение дождя составляют круговорот воды в природе. В промышленном производстве металлам, пластмассам и другим материалам придают определенную фому (при штамповке, прокате) и в результате получают разнообразные предметы.
Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, а также пластмасс, медикаментов, минеральных удобрений и т.д. Во многих случаях химические реакции служат источником получения энергии различных видов.
Сложные биохимические процессы, протекающие в организмах растений, животных и человека, связаны с различными химическими превращениями.
Д.З. учить § 2, упр 2,3,4. Физические и химические явления изобразить в картинках, презентации по теме урока.
25.11.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Методическая разработка урока для 8 класса по химии «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии.»
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии.
Образовательная цель:изучить химические явления, их отличия от физических явлений; достижения химии и их правильное использование; историю возникновения и развития химии; роль отечественных ученых в становлении химической науки; основные законы химии.
Развивающая цель: учить сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Воспитательная цель: учить работать с учебной литературой, выполнять аккуратно записи в тетради.
Оборудование. Пробирки, предметное стекло, тигельные щипцы.
1) Вещества и оборудование для проведения опытов:
— взаимодействия соляной кислоты с мрамором;
— помутнения «известковой воды»;
— горение бумаги, магния;
— изменение цвета индикатора фенолфталеина в щелочной среде, а потом вкислой;
— взаимодействие ацетата свинца с иодидом калия.
Методика. Педагогическая технология акад. В.М. Монахова
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Устный опрос.
1) Что изучает химия?
2) Какие методы познания существуют в химии, чем они отличаются друг от друга?
3) Что такое вещество? Привести примеры веществ и тел. Проверяем № 3
4) Из чего состоят вещества? Что называется атомом химического элемента?
5) Какие формы существования химического элемента известны?
Проверяем № 5,6,9
6) Что называется свойствами веществ?
Перечислите физические свойства веществ?
Опишите физические свойства серы, серной кислоты, алюминия и их применение.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с определением, что изучает наука химии. Сегодня на уроке разберем, что такое превращение веществ.
2. Изложение нового.
Явления, которые существуют в природе и с какими встречается человек делятся на химические и физические. Чем эти явления отличаются друг от друга? Пример с листом бумаги.
Запись в тетрадь.
Явления
физические химические (химически реакции)
Замерзание воды, распространение запаха духов.
явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, и как результат меняется их состав
Горение веществ, помутнение известковой воды при пропускании через нее углекислого газа.
Признаки химических реакций:
выделение света, тепла или поглощение тепла;
выпадение осадка;
выделение газа;
изменение цвета;
появление запаха.
Чтение в учебнике описание опыта взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
Затем демонстрация этого опыта, причем обращать внимание на физические свойства веществ.
Запись определения химические явления.
Чтение лабораторного опыта № 1 со спиртом и духами. Чтение определения и запись в тетрадь.
Привести примеры физических и химических явлений.
Сравнить чем физические явления отличаются от химических.
2 этап. Признаки химических реакций.
Демонстрация опытов:
— горение бумаги, магния;
— изменение цвета индикатора фенолфталеина в щелочной среде, а потом вкислой;
— взаимодействие ацетата свинца с иодидом калия.
Обсуждение и запись в схему.
Закрепление. Чтение примеров явлений и определение, к какому типу их относят.
3 этап. Достижения химии и их правильное использование.
Методика. Чтение параграфа 3 и ответы на вопросы:
1) Какую продукцию создает человек с помощью химических знаний?
2) Перечислите виды химической промышленности.
2) Какие последствия возникают в природе и в жизни человека при производстве веществ и от неграмотного использования продуктов химической промышленности?
4 этап. История возникновения и развития химии, роль отечественных ученых в становлении химической науки; основные законы химии.
Методика. Чтение параграфа 4 и ответы на вопросы:
1) Когда и где существовало химическое производство?
2) Что означает химия в переводе с коптского и греческого языков?
3) Что такое алхимия, и какова ее цель? Перечислите достижения алхимиков.
4) Перечислите выдающихся русских ученых химиков и их достижения в науке.
Д/З п. 3 № 1-4, п. 4 № 1(устно)
I Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы:
1) Какую продукцию создает человек с помощью химических знаний?
2) Перечислите виды химической промышленности.
2) Какие последствия возникают в природе и в жизни человека при производстве веществ и от неграмотного использования продуктов химической промышленности?
II Прочитайте параграф 4 и ответьте на вопросы:
1) Когда и где возникло и развивалось химическое производство?
2) Что означает химия в переводе с коптского и греческого языков?
3) Что такое алхимия, и какова ее цель? Перечислите достижения алхимиков.
4) Перечислите выдающихся русских ученых химиков и их достижения в науке.
I Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы:
1) Какую продукцию создает человек с помощью химических знаний?
2) Перечислите виды химической промышленности.
2) Какие последствия возникают в природе и в жизни человека при производстве веществ и от неграмотного использования продуктов химической промышленности?
II Прочитайте параграф 4 и ответьте на вопросы:
1) Когда и где возникло и развивалось химическое производство?
2) Что означает химия в переводе с коптского и греческого языков?
3) Что такое алхимия, и какова ее цель? Перечислите достижения алхимиков.
4) Перечислите выдающихся русских ученых химиков и их достижения в науке.
I Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы:
1) Какую продукцию создает человек с помощью химических знаний?
2) Перечислите виды химической промышленности.
2) Какие последствия возникают в природе и в жизни человека при производстве веществ и от неграмотного использования продуктов химической промышленности?
II Прочитайте параграф 4 и ответьте на вопросы:
1) Когда и где возникло и развивалось химическое производство?
2) Что означает химия в переводе с коптского и греческого языков?
3) Что такое алхимия, и какова ее цель? Перечислите достижения алхимиков.
4) Перечислите выдающихся русских ученых химиков и их достижения в науке.
I Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы:
1) Какую продукцию создает человек с помощью химических знаний?
2) Перечислите виды химической промышленности.
2) Какие последствия возникают в природе и в жизни человека при производстве веществ и от неграмотного использования продуктов химической промышленности?
II Прочитайте параграф 4 и ответьте на вопросы:
1) Когда и где возникло и развивалось химическое производство?
2) Что означает химия в переводе с коптского и греческого языков?
3) Что такое алхимия, и какова ее цель? Перечислите достижения алхимиков.
4) Перечислите выдающихся русских ученых химиков и их достижения в науке.
infourok.ru
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Наличие на столах учебников, тетрадей, дневников. |
— Постановка цели и задач урока (актуализация имеющихся у учащихся знаний) | — Мы с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? — А как называются изменения, происходящие в природе? | — Устные ответы учащихся — Ученики отвечают: «Явления» |
— Объяснение нового материала | — Давайте рассмотрим изображения природных явлений и попробуем объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений. — Выберите признак сравнения (изменение состава веществ) Ответ обоснуйте. | — Учащиеся отвечают, учитель записывает на доске. — Ученики записывают в тетрадях |
— Работа с учебником | — Прочитайте текст параграфа №2 «Физические и химические явления» и заполните схему приведенную ниже — Особенности явлений
| — работа с текстом и иллюстрациями учебника, параграф №2 Учащиеся заполняют схему в тетрадях |
— Практическая работа в группах — Инструктаж по технике безопасности | — Делю класс на группы для выполнения практической работы — Напоминаю правила техники безопасности. — Проведем эксперимент. Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. — С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод. — Очень важно — правильно сформулировать вывод – это очень важно. | — Ученики внимательно слушают — Учащиеся выполняют опыты, записывают свои наблюдения и, на основании наблюдений, делают вывод: «При физических явлениях строение вещества (не изменяется.) При химических явлениях из одних веществ образуются (другие новые вещества)» |
-Закрепление изученного материала — Самопроверка: на экране мультимедийной доски. | — Проецирую на экране слайд с заданием «С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми. Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей». — Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара. Ответьте на вопросы: 1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет 2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет 3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет 4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими? | — Ученики читают задание и отвечают на вопросы, записывая ответы в тетрадях. — Проверяют правильность своих ответов, с помощью мультимедийной доски |
Выводы, подведение итогов урока | — Формулирую выводы, подвожу итоги, выставляю оценки учащимся | Фиксируют выводы, подают дневники для выставления оценок |
— Домашнее задание | — Записываю на доске: «& 2, выполнить задания 3,4,5 с.19» — Подготовить сообщения на тему: «Польза химии в жизни человека» или «отрицательное влияние химии на жизнь человека» используя учебник (с.13-18) и научно-познавательную литературу (Интернет). | Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают объяснение учителя. |
kopilkaurokov.ru
конспект урока по химии 8 класс «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ:
ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ.
РОЛЬ ХИМИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
«»
Шпетная Анна Николаевна
Учитель химии и биологии
Донсковской ООШ
филиал МБОУ СОШ №6
г.Морозовска
2015г.
ТЕМА «Введение. Первоначальные химические понятия »
УРОК №2 «Превращения веществ»
ТИП УРОКА – урок изучения нового материала на эмоционально-образной основе.
ЦЕЛЬ: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды
ЗАДАЧИ:
Обучающие: сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, роли химии в жизни человека.
Развивающие: развивать познавательные активность и интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента, развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.
ЭТАПЫ УРОКА:
Деятельность учителя | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||
1-й этап «Организационно-мотивационный» Постановка цели и задач урока (актуализация имеющихся у учащихся знаний) | |||||||||||||||||||
Приветствие учащихся, распределение учеников по группам, актуализация имеющихся знаний у обучающихся, определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства Анализируют задание для работы. | Работа с ресурсами: карточки с программой действия Выделение существенных характеристик | Сотрудничество с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе. | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. -Аргументация своей позиции. | Управляют своим поведением и деятельностью. Планируют пути достижения целей. | Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния. | |||||||||||||
2-й этап Осмысление содержания. Первичное применение знаний. | |||||||||||||||||||
Учитель организует работу учащихся.Демонстрационные опыты. Видеоопыты с использованием презентации. | Работают по программе деятельности Фиксируют результаты, оформляет записи в тетради. Обсуждают результаты опытов и корректировка при необходимости. Работают по карточках Обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений. | Осуществляют поиск информации с использованием учебника, делают выводы и умозаключения , составляют вопросы по данной теме | Обсуждают условия химических реакций. | Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. | Сравнивают свою работу с партнёром по группе. Объясняют программу деятельности партнёру на своём примере. | Контроль, коррекция знаний Умение точно выражать свою мысль. | |||||||||||||
3-Й этап Рефлексия Итоги занятия | |||||||||||||||||||
Обсуждение результатов, Проведение тестового самоконтроля | Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. Выполняют тестовое задание с выбором ответа | Выстраивание причинно- следственных связей. Осуществление сравнения обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. Участвуют в обсуждении Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. | Работа с тестовым заданием. Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. | Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения. | |||||||||||||
4-Й ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | |||||||||||||||||||
Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник. | Извлечение необходимой информации | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение. | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование результата и уровня усвоения. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, экран, презентация, приложения с заданиями для учащихся, фарфоровая чашка, парафин, спиртовка, спички, вода, мел, соляная кислота,
Ожидаемый результат
На основе наблюдений и экспериментов выяснят отличия химических от физических явлений, смогут привести примеры, объяснят положительное и отрицательное влияние химии на жизнь человека
Категория детей: учащиеся 8 класса.
ХОД УРОКА:
I ЭТАП
Приветствие
Распределение на группы
Вступительное слово учителя. Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? А на уроке мы, конечно, будем говорить о веществах, потому что
В природе с момента ее зарождения:
Всегда с веществами идут превращения.
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы: …(“Это явления!”)
Вопрос : как называются изменения происходящие в природе? (явления)
Выполнить задание №1(приложение 1)
II ЭТАП
Задание № 2
Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и попробуем объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Выберите признак сравнения (изменение состава веществ)
Задание №3 Прочитайте текст параграфа №2 «Физические и химические явления» и заполните схему приведенную ниже (слайд
Явления природы
Особенности явлений
Особенности явлений
. Классифицируйте явления по выбранному признаку
Определите, к каким явлениям относятся предложенные рисунки.(Приложение 2)
Напротив записанных вами в начале урока примеров явлений запишите тип (физические или химические).
Задание 3 (работа в группах).
Перейдем к экспериментальной работе. Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод. Формулированию выводов – это очень важно на уроках химии, для получения глубоких, прочных знаний. (Напомнить правила по технике безопасности).
Приложение 3
Попытайтесь сформулировать Вывод:
При физических явлениях строение вещества (не изменяется.) При химических явлениях из одних веществ образуются (другие новые вещества)
II. Общее представление о роли химии для человека.
Показ фильма «Химия вокруг нас”.
Очень интересной окажется работа, если дети сами снимут фильм по материалам этой темы, имеющий практическое значение для региона или определенной местности.
Перед показом учащимся предложены следующие вопросы:
1. Какие химические производства представлены в фильме?
2. Предложите пути сохранения природной среды от химических загрязнений.
(Ответы на вопросы дети оформляют на листах А-4. Листы крепятся на доске, представители от группы озвучивают свои наработки)
III ЭТАП
Явления, протекающие в чайнике.
Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.
С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.
Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.
Ответьте на вопросы:
1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет
2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет
3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет
4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими?
Учитель
Земля и небо, ты и я,
И все природные явления
По сути, все лишь проявления
Единой силы бытия…
Именно эту идею мне хотелось бы донести до вас сегодня.
Оцени свою деятельность на уроке используя лист самооценки (Прложение4)
IV ЭТАП
& 2, выполнить задания 3,4,5 с.19
Подготовить сообщения на тему: «Польза химии в жизни человека» или «отрицательное влияние химии на жизнь человека» используя учебник (с.13-18) и научно-познавательную литературу (Интернет).
ЛИТЕРАТУРА:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2011
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2009, 416 с.
Электронные учебные пособия: Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс»
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.-78с.
multiurok.ru
Конспект урока с презентацией по теме «Роль химии в жизни человека» 8 класс
Ткаченко Алла Евгеньевна
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ
ТЕМА « ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ. РОЛЬ ХИМИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА »
8 класс
ТКАЧЕНКО АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Г. ПЕРМЬ, МАОУ СОШ № 84
2013г.
Раздел химии «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ».
ФРАГМЕНТ К УРОКУ « ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ. РОЛЬ ХИМИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА » — 8 класс.
Цель: Показать учащимся и положительную, и отрицательную роль химии в жизни человека.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
Учитель: Ребята! Мы живем с вами в удивительном и богатом по своему содержанию мире!
(показ слайда № 2-8)
Все в природе состоит из мельчайших частиц – атомов. А они в свою очередь образуют различные вещества. (показ слайда №9,10)
Известно, что человеку для жизни надо не так уж много: кислород (воздух), вода, пища, элементарная одежда и жилье. Однако человек, осваивая окружающий его мир, приобретая все новые знания о нем, постоянно изменяет свою жизнь. Создавая новые вещи, он делает свой быт более удобным и привлекательным; получая новые лекарства, избавляется от болезней; синтезируя новые красители и волокна, делает более красивыми одежду, жилье и т.п. К решению всех этих и множества других задач причастны и химики, потому что химия – это наука о вещест-вах и их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями. На протяжении многих столетий все необходимые человеку вещи производились им из природных веществ и материалов. Во второй половине 19 века химическая наука достигла такого уровня развития, который сделал возможным создание в химических лабораториях новых, несуществую-щих в природе веществ. Такие вещества называются синтетическими. (показ слайда № 11)
Уже с самого утра, проснувшись, вы непрерывно сталкиваетесь с химией, ее непреходящим значением в обыденной жизни. Отправились в ванную комнату,и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамическая плитки, чугунная ванна с эмалью, пластмассовые трубы сантехники и сплавы смесителя, пластиковая штора и средства гигиены (мыло, зубная паста), обеззараженная химическими средствами вода, стиральные порошки и ядохимикаты для борьбы с бытовыми насекомыми. (показ слайда №12)
Многие годы человечество использует металлы, они и сегодня играют ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности. (показ слайда № 13)
Хотя сейчас у металлов имеется очень серьезный «конкурент» в виде продуктов современной химии – пластмасс, керамика, стекло, синтетические волокна.
Достижения химии – это и продукты питания (увеличение срока их хранения и усиление их вкусовых качеств), и одежда (искусственные и синтетические ткани), и обувь (искусственная кожа и материалы), и современные лекарственные и косметические препараты, и ювелирные украшения, и различные стройматериалы и т.п. и т.д. (показ слайда № 14-17)
Прав был великий М.В. Ломоносов, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» (показ слайда №1)
Но везде химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. (показ слайда № 18)
Химия – это и «озоновые дыры», и химическое загрязнение окружающей среды, и добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, и ткани одежды, которая далеко не всегда гигиенична, и смоги больших городов, и отравленные реки и озера, и аналог атомной бомбы некоторых бедных стран – химическое оружие; и перекормленные минеральными удобрениями растения и белко-витаминными концентратами животные – это все тоже химия.
(показ слайда № 19-24)
Порой даже достоинства, используемых веществ и материалов, становятся причиной экологических бед. Например, известно, что полиэтилен не гниет. Это очень ценное качество. Однако использованные и выброшенные на свалку полиэтиленовые бутылки и мешки способны, не разлагаясь сохраняться десятки лет, создавая огромные массы мусора. (показ слайда № 25)
Когда мы хотим выразить свое отрицательное отношение к качеству какого-либо продукта, мы произносим почти ругательно: «Ну это же сплошная химия». На химию нередко и очень часто справедливо смотрят с опаской, или со страхом.
Очевидно, что только грамотное аккуратное применение достижений химии позволит сделать жизнь человека достойной и безопасной. ( показ слайда № 26)
Список используемой литературы:
О.С. ГАБРИЕЛЯН «Настольная книга учителя химии-8 класс», М. «Блик плюс», 2000г.
Н.Е. Кузнецова «Химия 8 класс» — учебник, М. «Вентана-Граф», 2008г.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
см. презентацию «Роль химии в жизни человека»
doc4web.ru