Литература 9 класс коровина ответы на вопросы слово о полку игореве – ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. В чем смысл «Слова о полку Игореве»

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. В чем смысл «Слова о полку Игореве»

Смысл «Слова о полку Игореве» в попытке призвать князей прекратить усобицы на всей русской земле. Результатом соперничества между князьями-братьями становится поражение Игоря в битве с половцами. После поражения настает «тяжелая година» для русичей. Истребив могучую дружину Игоря, половцы «тучей» двинулись на Русь. Автор «Слова…» рисует безотрадную картину народного горя:
И от края, братья, и до края
Пали жены русские, рыдая:
— Уж не видеть милых лад нам боле!
Кто разбудит их на ратном поле?
Чтобы остановить половцев, нужно союзничество всех русских князей. Святослав пытается собрать войско, но другие князья либо молчат, либо уже лежат в сырой земле, побитые врагами. Автор «Слова…» изображает трагическую гибель князя Изяслава от литовских мечей:
                    …в смертный час на помощь храбру мужу
                    Никто из братьев в бой не поспешил.
Один в степи свою жемчужну душу
Из храброго он тела изронил.
Так, многократно повторяясь, звучит в повести главная мысль автора: без помощи братьев князья бессильны перед натиском врагов. Только их объединение поможет одержать победу, сохранить границы Руси, восстановить мир, уберечь народ. Особенно полное и яркое выражение мысль автора получает в «Золотом слове» Святослава. Слово (обращение) Святослава к братьям-князьям названо золотым, потому что это мудрое и ценное слово. В нём призыв забыть старые распри и прийти на помощь южным землям в борьбе с половцами. В отдельных выразительных строчках «золотого слова» звучит голос всего русского народа. Так выражает свою позицию автор «Слова…»:

Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!
Автор «Слова о полку Игореве» представляется мудрым сказителем. Он немолод, но и не стар. Дела современности живо интересуют его. Он держится независимо и с достоинством. Ведь его «Слово…» — это не хвалебная песнь «придворного» стихотворца, а критический взгляд на политическую ситуацию Руси тех времен. Он близок к русскому народу, выражает в своем произведении народные тревоги и надежды.

class.rambler.ru

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. Вопрос про «Слово о полку Игореве»

«Слово…» создавалось в конце XII века. Весь XII век был неспокойным столетием, наполненным кровавыми междоусобными войнами. Усобицы между князьями начались в 1128 г. после смерти великого князя Владимира Мономаха. Ко времени создания «Слова…» Русь состояла из нескольких княжеств. На севере, во Владимире сидел князь Всеволод Большое гнездо, Игорь княжил в Новгороде-Северском Черниговской земли, его двоюродный брат Святослав был князем Киевским, но все остальные города киевской земли находились во власти Рюрика Ростиславовича, правнука Ярослава Мудрого.

В то же время возобновились и набеги на Русь половцев, от которых страдали именно южные земли. Часто русские князья использовали половцев в борьбе за княжеский престол. Бывшие враги становились союзниками. Так, например, в 1174 г. князь Игорь разбил орду половецких ханов Кончака и Кобяка, возвращавшихся из набега. А уже в 1180 г. Игорь повёл Кончака и Кобяка в поход на Полоцк. Летом 1184 г. киевские князья, во время большого похода на степь, поймали и позже казнили хана Кобяка. В отместку через год большой поход на Русь организовал Кончак. Его войско было разбито князьями Рюриком и Святославом, но сам Кончак спасся. Дальновидные князья решили закрепить военный успех и организовать большой поход на Кончака. Их планам помешал князь Игорь, раньше всех отправившийся в степь. Его войско было окружено и уничтожено. Половцы перешли в наступление и осадили Переславль. На помощь городу пришли киевские князья, и половцы отступили.
Набеги на Русь половцы совершали регулярно, а в 1194 г. после смерти киевского князя Святослава вновь приняли активное участие в русских усобицах. Таким образом, время, когда создавалось «Слово о полку Игореве», было временем кровавым, нестабильным. Благополучию русского народа угрожали не только половцы, но и свои — воины чужих князей. В усобицах слабела мощь русского оружия, сильнее становилась опасность для мирного населения, уставшего от войн и набегов.

class.rambler.ru

Слово о полку Игореве — Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учеб. пособия «Русская литература. 9 класс»



Слово о полку Игореве — Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учеб. пособия «Русская литература. 9 класс» — Произведения школьной программы

Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Принятие православия способствовало развитию культуры Древней Руси. Ведущую роль в ней играли архитектура и живопись. До нас дошли монументальные творения древнерусских зодчих — каменные соборы Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Чернигова…

Все виды живописи: мозаика, фреска, книжная миниатюра, иконопись — имели целью воплощение христианского вероучения. Наибольшее распространение в православной культуре получила иконопись, которая воспринималась как «писание в образах». Икону называли «евангелием для неграмотных и проповедью для язычников».

Вместе с христианством на Русь пришли книги. Вначале это были переводы Ветхого и Нового Заветов и других богослужебных книг. В то время книги ценились как редчайшие сокровища. Их собирали и хранили при монастырях и княжеских дворах. Рукописи украшали заставками, рамками, крупными заглавными буквами (буквицами). Вскоре возникнет и своя оригинальная литература.

2. За короткий срок в Древней Руси была создана богатая литература самых различных жанров. Большой популярностью пользовались жития святых, наставления и поучения, вначале переводные, а потом свои, оригинальные («Житие Александра Невского», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Эти книги были весьма популярны, так как являлись важным средством нравственного воспитания человека, содержали наглядный и доступный рассказ о том, как следует жить, чтобы приблизиться к христианскому идеалу.

Популярным жанром были хожения, в которых русские поломники описывали свои путешествия на Восток, где знакомились с христианскими святынями.

Наряду с церковными бытовали и книги светского содержания — хроники, исторические и бытовые повести, записки путешественников (хождения), сборники изречений.

Особым жанром древнерусской литературы являлись летописи — исторические повествования о текущих событиях. По объему и богатству политических, экономических, социальных, военных, географических, дипломатических и других сведений русскому летописанию не было равных в мире.

«Слово о полку Игореве»

1. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве» достаточно загадочна и драматична. Из глубины веков до нас дошел единственный список «Слова» , который был обнаружен в Спасо-Преображенском монастыре г. Ярославля в конце XVIII века. Текст неизвестного произведения на древней лощеной бумаге попал в руки собирателя русской старины графа А.И. Мусина-Пушкина. Произведение было переписано от руки, и эта копия была передана в дар царице Екатерине II. В 1800 году в свет вышло первое печатное издание «Слова», где были представлены одновременно и древнерусский текст и его перевод.

Во время пожара Москвы в 1812 году дом Мусина- Пушкина сгорел, сгорела вся библиотека, в том числе и найденный в Ярославле текст. Сохранились первый печатный текст и рукописный экземпляр, переданный Екатерине. Благодаря им продолжилась жизнь великого произведения, осуществлялись все последующие переводы и толкования.

2. В основу сюжета «Слова о полку Игореве» положены реальные исторические события, известные по летописям. Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим — набеги половцев, которых часто использовали русские князья в конфликтах друг с другом. Таким был дед князя Игоря Новгород-Северского, героя «Слова», Олег Святославич, который «своим мечом крамолу ковал», т. е. разжигал междоусобицы и использовал половцев, натравливая их на земли других князей. Позже двоюродный брат князя Игоря Святослав Всеволодович отказался от союза с половцами и предпринял поход против них. Готовясь к походу, он призывал других князей к объединению и совместным действиям против половцев. Одним из князей, обещавших помощь Святославу, был князь Игорь Новгород-Северский, известный своей храбростью. Но в силу обстоятельств он не принял участия в общем походе, а несколько позже, весной 1185 года, Игорь неожиданно для Святослава вместе со своими близкими родственниками князьями выступил в поход против половцев. Однако он был жестоко разбит, попал в плен и навлек на русскую землю воодушевленных победой над Игорем половецких князей, которые подвергли Русь страшному опустошению.

В изложении этих событий, известных по летописям, автор «Слова» не стремится к их последовательной и подробной передаче, описывая лишь четыре ключевых эпизода, связанных с определенным местом.

3. Построение произведения достаточно сложное. «Слово» делится на четыре части: 1) поход Игоря;

2) вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить «за землю Русскую, за раны Игоревы»; 3) плач Ярославны; 4) побег Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух разных манер изложения: манеры Бонна, ♦растекавшегося мыслию по древу», т. е. дававшего большой простор вымыслу, и манеры сказителей, которые точно следовали реальным событиям. Перед четвертой частью следует плач Ярославны, жены князя Игоря, которая скорбит не только о своем плененном муже, но и обо всех русских воинах. Плач — важный элемент композиции «Слова», с одной стороны, перекликающийся с предыдущими событиями, а с другой — предваряющий рассказ о бегстве Игоря из плена. Развязка произведения — побег Игоря, который, как бы услышав призыв Святослава и заклинания Ярославны, бежит из плена.

Стройность композиции поддерживается и делением «Слова» на ряд картин — песен, многие из которых кончаются словами-припевами: «ища себе чести, а князю — славы»; «О Русская земля! ты уже за холмом!» «за землю Русскую, за раны Игоревы». Благодаря этим припевам поэма как бы делится на строфы.

Цель автора — не только изложить факты, но и дать им оценку в свете своей главной идеи — сплочения всех сил русской земли для противостояния врагу. Поэтому он то сопоставляет прошлое с настоящим, то разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, то переставляет события (иногда даже вопреки хронологии). Так, например, чтобы показать силу и размах битвы Игоря и Всеволода с половцами, автор прерывает рассказ о сражении и начинает говорить об усобицах при Олеге Святославиче, уничтожавших Русь. Тем трагичнее звучит кульминация — поражение войска Игоря.

Заканчивается «Слово» ликованием Русской земли и славой не только участникам похода, но всем русским князьям: «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!..»

4. Основной идеей «Слова» является призыв русских князей к объединению: автор ставит своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство русской земли, направить мнение народное против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе. Проникшись глубокой любовью к родной земле, автор пронизывает этой идеей все «Слово», в первую очередь его образы. Рассказывая о походе Игоря, автор найдет возможность сказать и о родоначальнике «Олегова гнезда» князе Олеге, который приобрел дурную славу тем, что разжигал междоусобную вражду русских князей. Безнадежность усобиц он покажет и на примере полоцких князей. Но особое внимание автор уделит Игорю, который открыл половцам дорогу на Русь. Храбрый, мужественный воин, как и все Ольговичи, Игорь пренебрег общегосударственными интересами, думая в первую очередь о княжеской чести и личной славе. Решив совершить поход, который затмил бы успехи похода Святослава и объединившихся с ним князей, Игорь жестоко поплатился за нежелание делиться с другими князьями славой: в истории русской земли такого разгрома, такой массовой гибели воинов и пленения князей еще не было.

Узнав о поражении, Святослав произнесет «золотое слово», в котором оценит личное мужество Игоря и Всеволода, но осудит их за непослушание и желание прославиться, за то, что они открыли снова врагам дорогу на русскую землю, и призовет всех русских князей к объединению против общего врага.

5. Подобно большинству древнерусских произведений, «Слово о полку Игореве» анонимно. С момента находки этого памятника выдвигалось множество гипотез о личности неизвестного автора. Назывались и конкретные имена, например Кирилл Туровский, киевский летописец Петр Бориславич и др., а также

герои самого «Слова» — певец Боян, князь Святослав и даже сам князь Игорь, но эти предположения не получили веского обоснования. Возможно, это был участник похода, близкий к княжеской среде (старший дружинник или княжеский певец). Но одно ясно: это был человек тонкого ума и широкого кругозора, отличающийся прекрасным знанием истории, политики, военного дела и княжеского быта, культуры и фольклора, географии и астрономии. Бесспорно, что это гениальный художник, сумевший ярко и мощно рассказать о событиях своего времени. И, конечно же, это великий патриот, который переживает вместе с народом, порицает и обличает князей, в чьих «крамолах сокращались жизни людские»; это человек, горячо любящий свою землю и призывающий к сплочению всех сил русского народа для защиты Родины от внешнего врага. Эта патриотическая идея сделала произведение и его автора бессмертным.

6. «Слово о полку Игореве» служит ярким свидетельством высочайшего уровня развития культуры Древней Руси. В нем гениально воплощены традиции древнерусской книжной письменности, и в то же время оно уникально для своей эпохи. Необычен жанр произведения, в котором соединены черты воинской повести, песни и ораторского «слова». Д.С. Лихачев указывает на соединение в «Слове» «плача» и «похвалы», прославления князей с оплакиванием печальных событий. Необычна и сложна композиция произведения, в котором рассказ о походе Игоря перемежается экскурсами в прошлое, композиционными вставками, не связанными с сюжетом. Отдельные фрагменты соединяются в целостную картину согласно идейно-художественной логике автора.

Неповторим стиль «Слова», соединяющий фольклорные и книжные элементы (постоянные эпитеты, параллелизм, символика, богатые сравнения, переплетение языческих и христианских элементов, широкое использование метафор и др.).

7. Ни один текст зарубежной литературы не переводился на русский язык столько раз, сколько «Слово о полку Игореве». Сейчас известно около 120 научных и художественных, прозаических и стихотворных переводов и переложений этого произведения. Главная причина этого — художественное совершенство и особая магия древнего текста. Зачарованные «Словом», и профессионалы, и любители уже третье столетие не оставляют попыток сделать «идеальный» перевод великого произведения. Помимо прозаических переводов, близких к древнерусскому источнику, есть значительное число поэтических переводов, авторы которых как бы «соревнуются» с гениальным создателем «Слова», пытаясь донести до читателей его художественное своеобразие. Высокую оценку специалистов получили переводы В.А. Жуковского, Ап. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, И. Шкляревского, Б. Евтушенко. На 55 иностранных языков переведено «Слово», причем на некоторые неоднократно.

scribble.su

Литература 9 класс «Слово о полку Игореве»

Конспект урока по литературе в 9 классе

Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы»

Цели урока:

— обзорная характеристика древнерусской литературы;

— изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;

— знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

-развивать навыки  выразительного чтения лирического произведения;

— воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: презентация, тексты «Слова»

ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

        Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:

Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.

III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.

Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».

Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.

В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.

В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.

В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,

И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.

В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.

IV. Композиция «Слова о полку Игореве»

Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство – чувство любви к родине.

«Слово» начинается с раздумья автора над тем, как ему рассказать о горестных событиях Игорева похода. Он вспоминает старинного певца Бояна. Автор обращается к Бояну не случайно: он считает его своим предшественником. Автор не только сопоставляет свое произведение с песнями Бояна, но и противопоставляет его этим песням.

Автор переходит затем к характеристике содержания поэзии Бояна. Он певец княжеский, а автор собирается озватить события то Владимира Святославича до нынешнего Игоря Святославича, в котором храбрость возобладала над разумным расчетом. Это вступление как бы готовит читателя к восприятию горестного повествования: не о славе Игорева похода, а о пкчальных событиях, «по былинам сего времени». Автору нужно время, чтобы совладать со своими чувствами и собраться с мыслями.

Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.

Противопоставив свое печальное повествование песням Бояна, автор «Слова» рассказывает о сборах к походу: Игорь ждет брата князя Всеволода. Тот поддерживает решение брата, вспоминает о семейной славе.

Затем тревожная картина, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском в ожидании добычи.

Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев, взяв большую добычу. («то было спозаранок в пятницу»)

Снова ночуют в поле храбрые князья. Они не подозревают о большой опасности для себя. Тяжкие предчувствия автора усиливаются: надвигается гроза, наступают половцы.

Саму битву автор не описывает, он не может о ней говорить. Мы знаем, что она длилась три дня. Но обращается к Всеволоду, в пылу битвы не чувствующему ран. Упрекает его в том, что забыл об интересах княжкеского стола, о жене. Напоив «сватов» своею кровью, храбрые русичи полегли за землю Русскую.

Далее автор переходит к последствиям поражения Игоря для всей Русской земли. Он оплакивает гибель храброго Игорева полка.

Снова обращается автор к волнующей его теме – к современному ему положению Руси. Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».

Далее автор обращается к тому, как сас Святослав узнал о поражении Игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.

Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.

Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.

Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.

V. Значение «Слова о полку Игореве»

Чувство любви к родине бесконечно меняется, приобретает все новые и новые оттенки в сочетании с другими чувствами. Чувство это соединяется то с болью за судьбу русского войска, то с раздумьем о прошлом Руси, то с ненавистью к ее врагам, то с лирической задушевностью плача Ярославны, то с радостью по поводу освобождения Игоря. Композиция «Слова» подчиняется и логике мысли, и своеобразной логике чувств.

VI. Комментированное чтение «Слова…»  

( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.

Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:

 — Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?

— Какова познавательная ценность «Слова»?

( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).

-Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря? 

— Найдите в тексте фрагменты, соответствующие слайду на доске. Как иллюстратор прочувствовал текст «Слова»?

VIII. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Используемая литература:

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве» — историко-литературный очерк. Москва. Просвещкение, 1982 г.

  2. Учебник-хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Система уроков «Слово о полку Игореве» 9 класс

Урок № 1.

Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Русь времен «Слова о полку Игореве».

Цели: 1.Создать представление об исторической обстановке на Руси в 11-12 веке,  послужившей основой для «Слова», рассказать об истории «Слова».

          2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность.

          3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация.

Ход урока:

I.ВЫЗОВ. Слайд№1

1) Вступительное слово учителя.

«Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Слайд№2,3. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии. 2006 год был объявлен по Указу Президента РФ годом гуманитарных наук, годом Д.С.Лихачева.

• Так прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?

• А в чем ценность «Слова» для современного человека?

2) Задание на первичное восприятие текста.

        «Слово о полку Игореве» иллюстрировали разные художники. Из предложенных репродукций выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею «Слова». Слайд№4,5,6. (дети выбирают иллюстрацию, объясняют свой выбор, Слайд№7 – работа при помощи управляющих кнопок).

II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1) Работа с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал».

     Работа в паре: учащиеся совещаются и, пользуясь текстом «Слова», заполняют  

     первую графу таблицы. Слайд № 8.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Главные герои – исторические лица.

2.Другие исторические лица, упоминаемые в «Слове».

3.Города.

4.Реки.

5.Исторические события.

6.Предзнаменования.

7.Идея «Слова»

После обсуждения в классе (дети рассказывают, в каком контексте упоминаются герои и географические названия, читают небольшие отрывки из текста, идет работа по содержанию) учитель демонстрирует Слайд № 9, на котором представлены правильные ответы, кроме вопроса №7, он только обсуждается, окончательного ответа пока нет.

Следующий этап – заполнение второй графы таблицы (целеполагание), затем демонстрация Слайда № 10, на котором представлены цели урока. Дети могут поставить цели, соответствующие всему циклу уроков по «Слову», поэтому учителю необходимо разграничить цели данного урока и последующих.

2) Лекция учителя,

    заполнение третьей графы таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Слайд № 11. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.

«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей — 1185-1188 г.г.) — великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.  Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. Слайд № 12. На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Рукопись «Слова» была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) 1795г. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины — графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817+). Подлинная рукопись «Слова» погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по «Слову» насчитывает многие тысячи названий. Опубликованное в 1800 году, «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого, Д.С.Лихачева), искусство (В.М.Васнецов, И.Глазунов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина). Д.С.Лихачев назвал «Слово» «золотым словом русской литературы».

III.РЕФЛЕКСИЯ

1) Устная рефлексия.

• Что же узнали мы сегодня на уроке?

• Что показалось наиболее интересным?

• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

2) Работа с репродукциями.

• Какова же идея «Слова о полку Игореве»?

• Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему? Слайд № 13,14,15,16.

3) Слайд №17. Домашнее задание: 1.составить план событий «Слова»;

                2.перечитать фрагменты о походе князя Игоря;

                3.найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).

УРОК 2

Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».

Образ князя Игоря.

Цели: 1.Дать понятие о жанре, сюжете и композиции «Слова», проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.

          2.Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность.

          3.Воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.

Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского.

Ход урока:

I.ВЫЗОВ

1) Слайд №2. Прием «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?

• Жанр «Слова» — житие.

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.

• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.

• Князь Игорь правил в Киеве.

• Цель похода – завоевание новых земель.

• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.

• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.

• Князь Игорь был ранен в ногу.

• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.

2) Слайд №3. Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь».

    Эссе «Каким я представляю себе князя Игоря» (можно устно).

Учитель. Под впечатлением от «Слова» Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера «Князь Игорь». А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году. Слайд №4,5,6.

Задание: прослушайте арию князя Игоря и

напишите небольшое эссе «Каким я представляю себе князя Игоря».

Дети слушают отрывок из оперы, затем пишут эссе, после этого несколько вариантов зачитывается вслух.

II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1)Проверка домашнего задания. Слайд №7.

■ Дополнительный материал о князе Игоре (примерно).

ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.

В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.

Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “…много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской… взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.

О. М. Рапов

■ План событий «Слова».

Один из вариантов – Слайд №8.

-Вступление (зачин). Боян.

-Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.

-Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром

-Выезд Игоря. Зловещие знамения.

-Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.

-Поражение князя Игоря. Сон Святослава.

-Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.

-Плач Ярославны.

-Побег Игоря из плена.

-Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!

2)Беседа по вопросам.

▪ В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?

▪ Слайд №9. Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу?

Вывод о композиции: композиция. «Слова» подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий. 

▪ Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества? Слайд №10.

▪ Каким жанрам близко «Слово»? Слайд №11.

Вывод о жанре: «Слово» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.

Обратимся к тексту.

▪ Чтение вступления. Слайд №12.

Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь —
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.
Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.

Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.

▪ Как автор характеризует манеру повествования Бояна? Слайд №13.

▪ Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению?

▪ Какова цель похода князя Игоря?

▪ Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? Слайд №14 (чтение отрывков)

▪ Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?

▪ Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?

▪ Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?

▪ Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?

▪ Слайд №15. Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе «Олегова гнезда»?

▪ Слайд №16. О походе князя Игоря современники и исследователи «Слова» отзывались по-разному:

«Игорь — сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д.С.Лихачев).

«Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев).

«Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли… Как считает автор «Слова»,  поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»).

«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись).

▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?

▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?

III.РЕФЛЕКСИЯ

1)Прием «Телеграмма»: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.

2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд №17.

• Жанр «Слова» — житие. НЕТ

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА

• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА

• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ

• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ

• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ

• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА

• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ

• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА

3)Слайд №18. Домашнее задание: 1)выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).

Урок № 4.

«…за землю Русскую!».

Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

Цели: 1.Обобщение знаний, обсуждение идеи «Слова», проследить связь идеи единения с главными героями, автором, подготовка к сочинению.

          2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.

          3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма. Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, обложки «Слова» разных изданий, выставка творческих работ учащихся (д/з к уроку – нарисовать обложку к новому изданию «Слова»), основа кластера (Слайд №5, распечатанные заготовки на каждую парту).

Ход урока:

I.ВЫЗОВ.

Контрольный письменный опрос. Слайд №2.

-Какие исторические события легли в основу «Слова»?

-Назовите автора «Слова».

-Кем и когда было найдено «Слово»?

-Что является политическим центром «Слова»?

-Что является лирическим центром «Слова»?

-Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?

-Какие художники оставили репродукции к «Слову»?

-Чьи переводы «Слова» вы знаете?

-С какой птицей сравнивает себя Ярославна?

-Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?

-Определите жанр «Слова».

-Какова идея «Слова»?

Можно расширить круг вопросов.

Слайд №3 – самопроверка, за каждый правильный ответ – 1балл, т.о. за ответ на вопрос, предполагающий несколько вариантов ответа, учащийся получает несколько баллов.

II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1)Проверка домашнего задания: нарисовать обложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий. Слайд №4 – образцы разных обложек.

Учащиеся комментируют свою обложку, рассказывают о героях, фрагментах «Слова», показанных на обложке, идее, которую они хотели выразить.

2)Составление кластера.

• Какое слово отражает центральную идею «Слова»? Слайд №5 (единение).

• Какие герои «Слова» несут, выражают эту идею? Слайд №5 (Святослав, Ярославна, Игорь, автор).

• На слайде – основа кластера (схемы). Ваша задача, закончить кластер, показав в нем, как выражена идея единения в каждом герое. Работа в парах на заготовках.

Учащиеся дополняют кластер, обсуждают в парах, проговаривают основные положения, основываясь на материале, изученном на предыдущих уроках. Затем – обсуждение в классе.

III.РЕФЛЕКСИЯ.

1)Эссе «Мое золотое слово».

2)Домашнее задание: сочинение (или проект) на одну из тем.

-Каким я представляю себе автора «Слова».

-Как изменилась литература с появлением «Слова».

-«Слово» — величайший памятник прошлого.

-Жизнь «Слова» в других видах искусства.

nsportal.ru

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы»

Конспект урока по литературе в 9 классе

                               Лопина Алла Петровна – учитель русского языка и литературы

                      Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка и литературы

Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник  древнерусской литературы»

Цели урока:

— обзорная характеристика древнерусской литературы;

— изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;

— знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

-развивать навыки  выразительного чтения лирического произведения;

— воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: презентация, тексты «Слова»

                                                   ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

        Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:

-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

 Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.

III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

          «Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.

Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».

Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.

  В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.

  В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.

В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.

   В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,

И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.

   В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.

IV. Композиция «Слова о полку Игореве»

Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений:  от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная  по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части  гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство  – чувство любви к родине.

    «Слово» начинается с раздумья автора над тем, как ему рассказать о горестных событиях Игорева похода. Он вспоминает старинного певца Бояна. Автор обращается к Бояну не случайно: он считает его своим предшественником.  Автор не только сопоставляет свое произведение с песнями Бояна, но и противопоставляет его этим песням.

  Автор переходит затем к характеристике содержания поэзии Бояна. Он  певец княжеский, а автор собирается озватить события то Владимира Святославича до нынешнего Игоря Святославича, в котором храбрость возобладала над разумным расчетом. Это вступление как бы готовит читателя к восприятию горестного повествования: не о славе Игорева похода, а о пкчальных событиях, «по  былинам сего времени». Автору нужно время, чтобы совладать со своими чувствами и собраться с мыслями.

    Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь  говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.

Противопоставив свое печальное повествование песням Бояна, автор «Слова» рассказывает о сборах к походу: Игорь ждет брата князя Всеволода. Тот поддерживает решение брата, вспоминает о семейной славе.

   Затем тревожная картина, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском в ожидании добычи.

   Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев, взяв большую добычу. («то было спозаранок в пятницу»)

   Снова ночуют в поле храбрые князья. Они не подозревают о большой опасности для себя. Тяжкие предчувствия автора усиливаются: надвигается гроза, наступают половцы.

  Саму битву автор не описывает, он не может о ней говорить. Мы знаем, что она длилась три дня. Но обращается к Всеволоду, в пылу битвы не чувствующему ран. Упрекает его в том, что забыл об интересах княжкеского стола, о жене. Напоив «сватов» своею кровью, храбрые русичи полегли за землю Русскую.

   Далее автор переходит к последствиям поражения Игоря для всей Русской земли. Он оплакивает гибель храброго Игорева полка.

  Снова обращается автор к волнующей его теме – к современному ему положению Руси. Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».

  Далее автор обращается к тому, как сас Святослав узнал о поражении игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

    Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.

    Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он  не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование  становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

   Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.

  Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.

   Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.

V. Значение «Слова о полку Игореве»

Чувство любви к родине бесконечно меняется, приобретает все новые и новые оттенки в сочетании с другими чувствами. Чувство это соединяется то с болью за судьбу русского войска, то с раздумьем о прошлом Руси, то с ненавистью к ее врагам, то с лирической задушевностью плача Ярославны, то с радостью по поводу освобождения Игоря. Композиция «Слова» подчиняется и логике мысли, и своеобразной логике чувств.

VI. Комментированное чтение «Слова…»  

( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.

Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:

 — Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?

— Какова познавательная ценность «Слова»?

( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).

-Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря? 

— Найдите в тексте фрагменты, соответствующие слайду на доске. Как иллюстратор прочувствовал текст «Слова»?

VIII. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

 Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Используемая литература:

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве» — историко-литературный очерк. Москва. Просвещкение, 1982 г.
  2. Учебник-хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

nsportal.ru

Литература 9 класс О «Слове о полку Игореве» задание, 1

ГДЗ Вопросы Войти

Литература 9 класс

Автор: В.Я. Коровина

  • в начало книги
  • Древнерусская литература
  • О «Слове о полку Игореве»
Литература 9 класс Выбрать другой предмет

Задание: 1

открыть в полном размере

Выберите раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *