Таблица этапы развития экономики россии география 9 класс – Этапы развития хозяйства России 9 класс 2 урок

Этапы развития экономики России

Уровень развития хозяйства России, но крайней мере последние три столетия, был выше

, чем в большинстве стран мира, но в то же время ниже, чем в наиболее передовых странах. Можно выделить следующие этапы развития хозяйства нашей страны (начиная с развития крупной промышленности).

1) Вторая половина XIX — начало XX в. ознаменованы бурным ростом промышленности, особенно после отмены крепостного права (1861 г.). Как и в странах-лидерах, в России вначале развивается текстильная промышленность. а затем «угольно-металлургический цикл», сопровождавшийся строительством железных дорог. Хотя в развитии экономики традиционно большую роль играет государство, в целом хозяйство носит рыночный характер: существуют конкуренция, рынок рабочей силы (население переселяется туда, где появляются новые рабочие места) и рынок капитала (деньги направляются в наиболее прибыльные отрасли), цены изменяются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

2) Советский период (1920—1980-е гг.)— экономика страны строится не на рыночных, а на плановых началах. Мастная собственность ликвидирована, практически все предприятия становятся государственными. Сделан упор на развитие тяжелой и особенно военной промышленности.

В 1930-е гг. все ресурс страны были направлены на быстрейшую индустриализацию, создание экономики, почти независимой от внешнего мира. Средства для этого были получены за счет снижения уровня жизни населения, особенно крестьянства.

Но созданная тяжелая и военная промышленность помогла нашей стране выстоять в Великой Отечественной войне.

В послевоенный период уровень жизни населения начал расти, экономика чуть «повернулась лицом к человеку»: началось массовое жилищное строительство (с середины 1950-х гг.), росло производство потребительских товаров. Однако в целом экономика продолжала оставаться очень милитаризованной (с большой долей военной промышленности). Была поставлена цель достичь паритета (равенства) в военной области с самой мощной мировой державой — США. Началась гонка вооружений: каждая страна стремилась перегнать другую.

Груз военных расходов ложился тяжелым бременем на экономику: ведь ее эффективность была невелика. Отсутствие конкуренции и безработицы «расслабляло» наших рабочих, конструкторов, управляющих: ведь все, что бы они ни произвели, государство выкупало. Структура хозяйства менялась очень медленно, так как считалось невозможным закрытие убыточных предприятий. Особенно тяжелым было положение в сельском хозяйстве, где лучшие работники были уничтожены или высланы в период коллективизации. С 1960-х гг. СССР стал закупать зерно за рубежом.

В итоге экономика СССР вступила в период кризиса. Политические изменения начала 1990-х гг. ускорили развал социалистической системы хозяйствования,

3) С 1992 г. экономика России переходит 4на рыночные рельсы»: организуются рынки товаров, рабочей силы, капиталов. Резко снижается производство военной продукции; государство сокращает свою регулирующую роль. Однако большинство предприятий оказалось не готово к работе в новых условиях, они начали нести убытки и сокращать производство. Выпуск промышленной продукции за 1990-е гг. сократился в 2,5 раза, сельскохозяйственной — на треть. Если раньше импорт товаров строго ограничивался, то теперь он стал свободным. Продукция многих предприятий не выдерживает конкуренции с более качественными и дешевыми импортными товарами. Таким образом, возвращение к рыночной экономике идет с большими сложностями.

Все страны мира проходят определенные этапы развития хозяйства. Закономерно меняются ведущие сектора хозяйства, отрасли-лидеры в промышленности. Россия, опережая большинство стран мира, в то же время традиционно отстает по структуре экономики и по уровню ее развития от наиболее передовых стран.


worldofscience.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Урок географии в 9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Урок географии в 9 классе ГОУ школы «ТУТТИ» Учитель: Троицкая Г. Ю.

2 системы управления и развития экономики России: КОМАНДНАЯ СИСТЕМА После 1917 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА 90 -е годы ХХ века

КОМАНДНАЯ СИСТЕМА: Имела централизованный, многоступенчатый характер Заказы спускались через Госплан в Министерства и далее на предприятие Нижние ступени выполняют спущенные «сверху» заказы Предприятия ничего не могут менять в количестве заказов, источнике сырья, поставщиках деталей, потребителях продукции

Недостатки командной системы: Предприятие должно выполнять план — страдает качество продукции Невозможность остановки предприятия и невыполнения плана — затруднен переход на новые передовые технологии и реконструкция предприятия В магазинах — товары не пользующиеся спросом Промышленность милитаризована Создание предприятий-гигантов, которые трудно модернизировать Крупные предприятия со старой технологией — источники загрязнения окружающей среды

Преимущества командной системы: Способность мобилизовать и сконцентрировать ресурсы страны для решения наиболее важных задач (например, военных) Высокие темпы экономического роста Создание «ядерного щита» , нарастание военной мощи страны

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: Основана на частной собственности, конкуренции, свободе выбора — производится то, что выгодно, то есть приносит прибыль Убыточные предприятия не могут существовать Государство регулирует рыночное производство через систему налогов, законов

Недостатки рыночной системы: Цикличность развития производства — подъемы и спады экономики — причина безработицы и снижения уровня жизни

Преимущества рыночной систмы: Государство поддерживает конкуренцию, препятствует господству монополий, создает фонды поддержки безработных

Особенности перехода к рыночной экономике: Приватизированы предприятия, жилье, земля Сняты ограничения на цены — либерализация цен — снизился материальный уровень населения Создана «теневая экономика» — фирмы, которые уклоняются от уплаты налогов или занимаются нелегальным бизнесом

2 типа предприятий в России: На основе частной собственности: ИЧП — индивидуальные частные предприятия Товарищества Акционерное общество На основе государственной собственности: Федеральные предприятия Муниципальные предприятия

Россия — «полупериферия» Прошла стадию индустриализации (кроме Крайнего Севера) Огромный научно-технический потенциал (ВПК) В стране есть технопарки и технополисы (СПб, Москва, Новосибирск)

Пути развития экономики России: Вернуться к командной экономике Увеличить экспорт сырья, топлива, оружия — получение валюты для реконструкции Развитие новейших технологий на малых и средних предприятиях

Проблемы современного хозяйства России Диспропорция в развитии отраслей хозяйства Монополизация экономики Милитаризация экономики Неконкурентоспособность многих видов продукции предприятий России

present5.com

ГДЗ по географии для 9 класса А.И. Алексеев

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

resheba.me

«География России». 9 класс базовый уровень.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  • Примерной программы общего образования, авторской программы О.А. Климановой и А.И. Алексеева«География России»

Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом , в структуре содержания и организации обучения.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметы темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Примерные программы служат ориентиромдля учителя в условиях вариативности образования- с одной стороны и его стандартизации- с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6-7 и 8-9 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства,не сковывая творческий инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце примерной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета.

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а так же умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества .

infourok.ru

Этапы развития хозяйства России | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

1. Как вы думаете, почему ключевым фактором смены одного уклада другим являются научно-тех­нические достижения?

Научно-технические достижения позво­ляют коренным образом изменить струк­туру хозяйства. Их внедрение дает воз­можность развивать новые отрасли и технологии.

2. Как вы думаете, почему в каждом следующем цикле появляются новые технологические лидеры?

Подобное явление может быть связано с циклическим характером развития циви­лизаций вообще. История показывает, что любая, даже самая сильная цивилизация постепенно приходит к упадку и теряет свои лидирующие позиции. Известный российский историк и географ Л. Н. Гу­милев, не связывая это с технологически­ми укладами, выделял в развитии этносов несколько этапов, в ходе смены которых этнос (а следовательно, и страна, которую он представляет) то обладает повышен­ной энергией (пассионарностью) и спосо­бен на преобразование хозяйства, смену укладов, большие научные открытия, то теряет жизнеспособность.

Появление среди технологических ли­деров новых стран также можно объяс­нить и тем, что, анализируя опыт передо­вых стран, другие государства внедряют новые достижения в собственные произ­водства и через несколько десятилетий са­ми становятся передовыми.

3. Как вы оцениваете перспективы России по пере­ходу к новому циклу?

И в советское время в России существо­вали предприятия (в основном военно- промышленного комплекса), осуществ­лявшие научные разработки и их внедре­ние на мировом уровне. Полет в космос немыслим без развития электронной про­мышленности, вычислительной техники и программного обеспечения (компоненты 5-го цикла), поэтому Россия обладает вы­соким потенциалом для перехода к ново­му циклу. Однако экономические труд­ности, связанные с переходом нашей стра­ны к рыночной экономике, отодвинули этот момент на неопределенный срок.

4. Почему в советский период быстрее всего раз­вивалась тяжелая промышленность?

Тяжелая промышленность — группа отраслей, производящих преимущественно машины, обору­дование, сырье, топливо и др. В эту отрасль хозяйства входят черная и цвет­ная металлургия, разнообразное машино­строение, химическая, газодобывающая промышленность и др.

Опережающее развитие тяжелой про­мышленности в России в советский пери­од было связано с естественным ходом ис­тории, с процессом создания крупного ма­шинного производства. На этой основе осуществился переход от аграрного обще­ства к индустриальному.

В Великобритании процесс индустри­ализации начался в XIX в. Спустя не­сколько десятилетий эта страна преврати­лась в мощную индустриальную державу. В России индустриализация успешно раз­вивалась с конца XIX в. После Октябрь­ской революции индустриализация осу­ществлялась насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жиз­ни большинства населения и эксплуата­ции крестьянства.

5. Какие изменения происходят в структуре хо­зяйства России на современном этапе? В чем, на ваш взгляд, причина этих изменений?

В конце 90-х гг. XX в. в России наблю­далась парадоксальная ситуация. С одной стороны, страна вышла на мировой рынок как значительный экспортер сырьевых ре­сурсов, опережающими темпами шла до­быча нефти и газа, с другой стороны, непо­мерно увеличились управленческий аппа­рат, банковская сфера и торговля, т. е. отрасли, дающие наиболее быструю при­быль, расцветающие в период экономиче­ского и политического кризиса. В начале XXI в. наметились положительные сдви­ги в развитии производящих отраслей.

6. С чем связаны трудности, которые испытывает промышленность России в современный период?

Большой проблемой для промышлен­ности России является старение и износ оборудования предприятий. Так, по дан­ным статистического ежегодника (2004) 48% производственного оборудования имеют возраст свыше 20 лет, т. е. эти ме­ханизмы начали работать, когда ваши ро­дители еще ходили в школу. Степень из­носа оборудования в среднем по России составляет 51,4%, наиболее велика она в энергетике — 57,8%, более благополучно дела обстоят в газовой промышленнос­ти — 27,8%.

Высокая степень износа промышленно­го оборудования повышает риск возни­кновения аварий.

Так, из-за аварии на московской под­станции «Чагино» в мае 2005 г. без элект­ричества осталось около 2 млн человек в столице, а также в Московской, Туль­ской и Калужской областях. Сотни пред­приятий были вынуждены остановить ра­боту. Размеры ущерба колоссальны, на­пример на Петелинской птицефабрике в Одинцовском районе Подмосковья погиб­ли 700 тыс. кур. Из-за прекращения пода­чи электричества была остановлена рабо­та некоторых АЗС. Для большого числа пациентов больниц ситуация оказалась опасной для жизни в прямом смысле слова.

7. Назовите те отрасли хозяйства, по развитию которых Россия не уступает ведущим странам мира. Чем это объясняется?

Многие годы гонки вооружения и раз­вития оборонных отраслей в России при­вели к перекосу в экономике. Однако это позволило поднять военно-промышлен­ный комплекс на уровень мировых стандартов, а по многим видам продукции даже опередить конкурентов. По многим параметрам превосходят зарубежные ана­логи наши военные самолеты и верто­леты; автомат Калашникова и сейчас находится на вооружении во многих стра­нах мира.

Ниже, в таблице 3, приведены сведения о месте, занимаемом Россией по произ­водству отдельных видов промышлен­ной и сельскохозяйственной продукции в 2002 г.

Виды продукции Место, занимаемое Россией
Природный газ 1
Нефть, строительный кирпич, картофель 2
Чугун, бурый уголь, молоко 3
Электроэнергия, готовый прокат черных металлов, сталь, минераль­ные удобрения, пиломатериалы, хлопчатобумажные ткани, зерно­вые и зернобобовые культуры, сахарная свекла 4
Железная руда 5
Каменный уголь 6
Вывоз древесины, целлюлоза, животное масло, улов рыбы и добыча других морепродуктов 7
Скот и птица на убой (в убойном весе), цемент, чулочно-носочные изделия, шерстяные ткани 9
Обувь 11
Легковые автомобили, растительные масла 12

8. Основные этапы развития хозяйства для своего города, района.

Скорее всего, эти этапы такие же, как и у всей страны; особенности вашего города и района могут быть связаны с открытием уникальных ресурсов.

Далее в региональных характеристиках рассказано об этапах развития некоторых экономических районов (это может быть отдельный параграф или раздел в пара­графе):  22. Центральный район,  33. Европейский Север,  36. Поволжье,  42. Урал и т. д. Загляните немного вперед.

9. По материалам периодической печати подго­товьте информацию о предприятиях, сумевших в новых условиях добиться успехов в своем развитии. Какие условия этому способствовали?

Многие предприятия России успешно работают и развиваются. О них вы можете узнать на сайте: expoweb.ru. Эта ба­за данных содержит информацию о 58000 предприятий, представляющих 20 отрас­лей промышленности, совместные пред­приятия, представительства инофирм, ра­ботающих на территории России и стран СНГ. Кроме стандартных поисковых функций, программное обеспечение по­зволяет редактировать информацию, до­бавлять отрасли к уже существующим, создавать свои базы данных.

В 2005 г. в девятый раз состоялся кон­курс «Лучшие предприятия России», организуемый Российским союзом про­мышленников и предпринимателей при поддержке Правительства России. Ин­формацию о ходе этого конкурса и победи­телях прошлых лет вы можете узнать на сайте: lrp.ru. Материал с сайта //iEssay.ru

Среди победителей 2004 г. подмосков­ная мебельная фабрика «Шатура», чья продукция давно используется во многих квартирах и офисах России. Сегодня «Ша­тура» — это европейская система бухгал­терского учета и бюджетного планиро­вания, компьютерный центр обработки данных, крупная служба маркетинга, профессиональные кадры, новая структу­ра управления производством (практиче­ски единственная в стране). В 2002 г. объем продаж компании составил более 103 млн долл. США, что превышает ана­логичный показатель прошлого года на 8,7%. По данным журнала «Мебельный бизнес» доля мебельной компании «Ша­тура» среди отечественных производите­лей мебели составила 10,6%. По результа­там исследования «Стиль жизни среднего класса — 2002», проведенного агентством «Эксперт МА», торговая марка «Шатура» признана единственным национальным мебельным брэндом России.

Другое успешное российское предприя­тие — ЗАО «Комбинат Красный стро­итель» — старейшее предприятие отра­сли, выпускающее асбестоцементные из­делия. История предприятия началась в 1929 г., с пуска первого шиферного заво­да. В 1933 г. уже второй шиферный завод отгружал потребителям свою продукцию. А в 1935 г. был сдан в эксплуатацию ас­бестотрубный завод, в то время единствен­ный в стране. Бурно развивалось пред­приятие в 50-60-е гг. За 70 лет ЗАО «Комбинат Красный строитель», наращи­вая мощности и совершенствуя техноло­гию, превратился в самое крупное пред­приятие асбестоцементной отрасли. Бла­годаря непрерывной работе специалистов предприятия над качеством продукции, шифер и асбестоцементные трубы ЗАО «Комбинат Красный строитель» считают­ся на рынке строительных материалов од­ними из самых качественных изделий.

ЗАО «Комбинат Красный строитель» — неоднократный дипломант Российских и международных выставок.

На этой странице материал по темам:
  • этапы развития хозяйства таблица
  • география этапы развития хозяйства 9 класс
  • сообщение по литературе на тему места россии
  • развитие производства в россии кратко
  • этапы развития хозяйства россии таблица

iessay.ru

Цикличность развития экономики — ХОЗЯЙСТВО РОССИИ — География 9 класс Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И. — разработки уроков — авторские уроки

Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 

Урок 24. Цикличность развития экономики

 

Цели: Познакомить с основными циклами развития экономики, дать представление о цикличности развития экономики. Сформировать представление о вкладе русского ученого Н. Д. Кондратьева в экономику.

Оборудование: Схема циклов Н. Д. Кондратьева.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1. Что такое хозяйство России? (Хозяйство — совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.)

2. Что такое отрасль хозяйства? (Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или учреждений, оказывающих однородные услуги.)

3. Приведите примеры отраслей хозяйства. (Машиностроение, автомобилестроение, транспорт, здравоохранение и т. д.)

4. На какие сферы делится хозяйство России? (Производственную и непроизводственную.)

5. В чем различие между сферами производства? (Производственная сфера состоит из предприятий, которые участвуют в производстве материальных благ, а непроизводственная сфера предоставляет услуги.)

6. Что такое МОК (межотраслевой комплекс)? (Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга, имеющих общую цель производства.)

7. Что такое структура хозяйства? (Состав, соотношение отраслей хозяйства.)

8. Назовите ведущую отрасль хозяйства России? (Промышленность.)

9. Почему в течение XX века увеличилась доля занятых в промышленности и в непроизводственной сфере и уменьшилась в сельском хозяйстве? (Доля занятых в промышленности увеличилась в результате политики индустриализации, проводимой правительством и коммунистической партией СССР в 30-60 годах. Увеличение занятости в промышленности происходило за счет мигрирующих из сельской местности крестьян — процесс урбанизации. Увеличение занятых в непроизводственной сфере объясняется техническим процессом (автоматизация, механизация), который позволил повысить эффективность производства.)

10. Назовите 3 сектора экономики. (Первичный, вторичный, третичный.)

11. Какие структуры хозяйства характерны для этих секторов?

12. Назовите 3 этапа развития общества и экономики. На каком этапе находится экономика России? (Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Экономика России находится на индустриальном этапе развития.)

 

III. Изучение нового материала

На доске записан эпиграф к уроку:

Дела людей, как волны океана,

Подвержены приливу и отливу.

Воспользуйся приливом — и успех

С улыбкою откликнется к тебе.

С отливом же все плаванье твое

В тяжелую борьбу преобразится –

С мелями и невзгодами.

У. Шекспир

— Великий английский поэт Уильям Шекспир пишет о взлетах и падениях человеческой жизни. Но эти стихи отражают и периодичность развития общества, экономики, которую обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.

H. Д. Кондратьев выделил длинные волны в развитии экономики — или технологический циклы.

Каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Понижение волны соответствует спаду, депрессии в экономике. Таким образом, структура промышленности не остается неизменной. В каждом цикле ведущие отрасли меняются.

Развитие хозяйства не может развиваться только на подъеме. Подъемы сменяются кризисами (спадами) в экономике. Каждый цикл охватывает около 50 лет.

Работа с таблицей

Охарактеризуйте циклы Кондратьева (по табл. 6, с. 108, уч. А.). Какой цикл идет сейчас? Что является причиной смены одного цикла другим?

Задания:

По уч. Д. вопросы на с. 84-85.

1. Какие производства определили развитие каждого уклада цикла?

2. Назовите страны, являющиеся технологическими лидерами каждого цикла.

3. Дайте характеристику любому циклу (задание можно дать на группу).

4. Какие особенности имеет V цикл. (Ключевым фактором развития пятого цикла являются кибернетика, информационные системы, телекоммуникации, роботостроение, космические и лазерные технологии. Цикл начался с середины 80-х гг. XX века. Пик большой волны придется на 23017-20 гг. Далее будет период депрессии до 2040 года.)

 

Домашнее задание

По уч. А.: § 24, вопросы на с. 109.

По уч. Д.: с. 83-85, вопросы на с. 84-85.

 

Дополнительный материал

Н. Д. Кондратьев

Николай Дмитриевич Кондратьев — родился в 1892 г., окончил юридический факультет Петербургского университета. В начале 20-х гг. он выдвинул идею длинных волн (циклов) в развитии экономики. В 1928 г. в институте экономики Н. Д. Кондратьев сделал доклад «Большие циклы конъюнктуры», который и принес ученому большую известность. Работая над теорией больших циклов, Кондратьев учитывал цены, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна в ряде стран Европы за период 100-150 лет.

В советское время Н. Д. Кондратьев основал Конъюнктурный институт, где успешно работал. Н. Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов.

Н. Д. Кондратьев погиб в сталинских застенках в 1938 году.

Научные труды Н. Д. Кондратьева впервые были изданы только в 1989 г. Его теория больших циклов (длинных волн) не вписывалась в планы поступательного развития промышленности СССР. Ударные стройки, пятилетки, отрасли с тяжелой промышленности, которые должны были быстро развиваться, по планам партийной верхушки не предполагали депрессий. «Загнивающий империализм», имевший не только периоды депрессий (спадов), но и подъемы экономик по теории циклов Кондратьева имел право на развитие и существование. По теории Марксизма- Ленинизма империализм должен был уйти в небытие во всех странах.

compendium.su

Таблица этапы развития экономики россии география 9 класс — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Конспект урока по географии 9 класс на тему «Этапы развития и современное хозяйство Урала»

Составитель: Есаулкова Наталья Николаевна, учитель географии б/к МБОУ СОШ №2 г. Олекминска Республики Саха (Якутия)

Тип урока – изучение нового материала.

Форма УД – практическая работа.

Цели:

Обучающие:

  1. Изучение особенностей специализации хозяйства Уральского экономического района;

  2. Формирование умений и навыков работы с картами и таблицами;

Развивающие:

  1. Развивать географическое мышление и познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие;

УМК:

  1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл./ под ред. А.И. Алексеева.

  2. Атласы 9 класса.

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение ранее изученного материала (10 ми)

  3. Изучение новой темы (25 мин)

  4. Закрепление изученного (5 мин)

  5. Рефлексия (3 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: сначала вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Каковы природные границы Урала и соответствуют ли они границе Уральского экономического района? (Природная граница Уральских гор вытянута с Севера на Юг, а Уральский экономический район, охватывает территорию только южную часть Урала).

  • Выгодное ли экономико-географическое положение УЭР? (Выгодное)

  1. Изучение новой темы.

Постановка темы урока.

«Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешний творец!»

  • Почему Уралу отводится такая большая роль в жизни страны?

  • Почему именно этой регион, а никакой другой получил столь высокое звание?

Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы, изучив новую тему: «Этапы развития и современное хозяйство Урала».

Наша цель урока: Выявить особенности развития экономики и изучить географию важнейших отраслей хозяйства.

План урока:

  1. Этапы развития хозяйства УЭР;

  2. Современное хозяйство УЭР (промышленная и с/х специализация)

  1. Этапы развития хозяйства УЭР;

Урал в настоящее время является крупным металлургическим районом страны, а так же атомным центром России. Хозяйственное освоение Урала началось с XV века, но массовое заселение и освоение региона продолжилось в XVIII веке, при Петре I.

Задание 1. С помощью текста учебника, заполните таблицу «Этапы развития хозяйства»

Период

Развитие промышленности УЭР

XV век

Добыча соли в Усолье (Соликамске)

XVII-XVIII

Развитие металлургии при Петре I. Появились первые металлургические заводы.

Середина XVIII века

Экспорт металла на мировой рынок. Построено более 100 заводов.

XIX век

Кризис на рынке из-за отсутствия новых технологий.

1930 г.

Создание второй металлургическое базы (после Южной на Украине).

1941 – 1945 гг.

УЭР стал главным промышленным районом СССР.

  1. Современное хозяйство УЭР (промышленная и с/х специализация)

Современная специализация хозяйства УЭР – черная и цветная металлургия, ВПК, тяжелое машиностроение.

Задание 2. С помощью таблицы 2 приложений «Отраслевая структура промышленности», отобразите на столбиковой диаграмме отрасли промышленной специализации УЭР в %-соотношении с учетом 0,5 см – 10%.

Диаграмма «Отраслевая структура промышленности УЭР»

37%

Металлургический комплекс

19%

МСК

15%

Топливная промышленность

10%

Э/энергетика

7%

Пищевая промышленность

6%

Химическая промышленность

Задание 3. Используя карту УЭР, выпишите крупные промышленные центры и их промышленную специализацию.

Задание 4. Пользуясь таблицей 4 приложений, определите виды продукции по производству которого УЭР занимает 1, 2, 3, 4 место по России и вычислите его долю в общероссийском производстве.

Продукция с/х

Место

Доля в общероссийском производстве

Зерно

Сахарная свекла

Подсолнечник

Картофель

Мясо

Молоко

3

4

4

2

2

1

Закрепление изученного (5 мин)

Изучив историю развития и современное хозяйство УЭР, сделаем выводы и ответим на поставленные выше вопросы:

  • Почему Уралу отводится такая большая роль в жизни страны?

  • Почему именно этой регион, а никакой другой получил столь высокое звание?

Ответы на эти вопросы связаны с историей заселения и освоения Урала, наличием огромных запасов различных природных ресурсов.

Рефлексия.

Молодцы, справились с заданиями, узнали много нового, каждый почувствовал себя исследователем. Спасибо вам.

Выставление оценок.



Source: infourok.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *