Введение всеобщая история 9 класс – Конспект урока «Введение. Новейшая история как историческая эпоха» 9 класс скачать

Trojden | Сороко-Цюпа О. С.: Учебник по всеобщей истории. Новейшая история

Прочитать описание

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы) вопросы. Учебник снабжён современным методическим аппаратом, в основу которого положен системно-деятельностный подход в обучении. В очередное издание учебника внесена конъюнктурная правка, отражающая последние события новейшей истории.

Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в.

§ 1-2. Индустриальное общество в начале XX в.

§ 3. Политическое развитие в начале XX в.

§ 4. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

§ 5-6. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Версальско-Вашингтонская система

§ 7. Последствия войны: революции и распад империй

§ 8. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы

§ 9. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода

§ 10. США: «новый курс» Ф. Рузвельта

§ 11. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция

§ 12-13. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания

§ 14. Восток в первой половине XX в.

§ 15. Латинская Америка в первой половине XX в.

§ 16. Культура и искусство первой половины XX в.

§ 17. Международные отношения в 1930-е гг.

§ 18. Вторая мировая война. 1939—1945 гг.

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX — начало XXI в.

§ 19. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»

§ 20. Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг.

§ 21. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества

§ 22. Политическое развитие

§ 23. Гражданское общество. Социальные движения

§ 24. Соединённые Штаты Америки

§ 25. Великобритания

§ 26. Франция

§ 27. Италия

§ 28. Германия: раскол и объединение

§ 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг.

§ 30. Латинская Америка во второй воловине XX — начале XXI в.

§ 31. Страны Азии и Африки в современном мире

§ 32. Международные отношения

§ 33. Культура второй половины XX — начала XXI в.

§ 34. Глобализация в конце XX — начале XXI в.

Заключение. Глобальные проблемы современности

Терминологический словарь и хронологическая таблица

trojden.com

Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы) вопросы. Учебник снабжён современным методическим аппаратом, в основу которого положен системно-деятельностный подход в обучении. В очередное издание учебника внесена конъюнктурная правка, отражающая последние события новейшей истории.

Пример из учебника

Новейшая история -период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890-1960-е гг.) и этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг. – настоящее время). 1890-1960-е гг. в экономике -это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров. В научно-технической сфере -этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио. В социальной сфере -период бурного роста занятости в промышленности, подъёма борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления. В политике -период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества. В сфере идеологии -период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм -социализм. В культуре -период модернизма, в рамках которого на первом месте в искусстве оказывается авторское видение мира и попытки его художественного конструирования. В науке -период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.

Содержание

Введение 4
Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в.
§ 1—2. Индустриальное общество в начале XX в 7
§ 3. Политическое развитие в начале XX в 21
§ 4. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны 27
§ 5—6. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Версальско-Вашингтонская система 34
§ 7. Последствия войны: революции и распад империй 54

§ 8. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы 61
§ 9. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода 73
§ 10. США: «новый курс» Ф. Рузвельта 81
§ 11. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция 86
§ 12—13. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания 92
§ 14. Восток в первой половине XX в 108
§ 15. Латинская Америка в первой половине XX в 118
§ 16. Культура и искусство первой половины XX в 122
§17. Международные отношения в 1930-е гг 130
§ 18. Вторая мировая война. 1939—1945 гг 135
Подведём итоги 152
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX — начало XXI в.
§ 19. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» 154
§ 20. Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг 163
§ 21. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества 168
§ 22. Политическое развитие 175
§23. Гражданское общество. Социальные движения 186
§ 24. Соединённые Штаты Америки 193
§ 25. Великобритания 204
§ 26. Франция 212
§ 27. Италия 220
§ 28. Германия: раскол и объединение 226
§ 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг 237
§ 30. Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в 245
§ 31. Страны Азии и Африки в современном мире 251
§ 32. Международные отношения 263
§ 33. Культура второй половины XX — начала XXI в. 274
§ 34. Глобализация в конце XX — начале XXI в 286
Подведём итоги 290
Заключение. Глобальные проблемы современности 292
Словарь 296
Список литературы по курсу 303
Список интернет-ресурсов по курсу 304

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

Учебник соответствует современному состоянию исторической науки. В учебник включены разнообразные документальные материалы, таблицы, иллюстрации, карты. В новом издании учебника расширены хронологические рамки изучаемого периода (добавлен материал по новейшей истории зарубежных стран начала XX века, а также начала XXI века).

Содержание
Введение
Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в.
§ 1. Индустриальное общество в начале XX века

§ 2. Политическое развитие в начале XX века
§ 3. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
§ 4. Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система
§ 5. Последствия войны: революции и распад империй
§ 6. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы
§ 7. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода
§ 8. США: «новый курс» Ф.Рузвельта
§ 9. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция
§ 10-11. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания
§ 12. Восток в первой половине XX века
§ 13. Латинская Америка в первой половине XX века
§ 14. Культура и искусство первой половины XX века
§ 15. Международные отношения в 1930-е гг.
§ 16. Вторая мировая война. 1939-1945 гг.
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI века
§ 17. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
§ 18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг.
§ 19. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества
§ 20. Политическое развитие
§ 21. Гражданское общество. Социальные движения
§ 22. Соединенные Штаты Америки
§ 23. Великобритания
§ 24. Франция
§ 25. Италия
§ 26. Германия: раскол и объединение
§ 27. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-2007 гг.
§ 28. Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI века
§ 29. Страны Азии и Африки в современном мире
§ 30. Международные отношения
§ 31. Культура второй половины XX — начала XXI века
§ 32. Глобализация в конце XX — начале XXI века
Заключение. Глобальные проблемы современности
Словарь

proresheno.ru

Всеобщая история. 9 класс. История Новейшего времени. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник «Всеобщая история. История Новейшего времени» для 9 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Является продолжением непрерывного курса истории и составной частью комплекта учебников развивающей Образо-вательной системы «Школа 2100».
Учебник раскрывает основные проблемы всеобщей истории Новейшего времени и составляет единый комплекс с учебником «История России. XX – начало XXI века» для 9 класса (авторы Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, В.А. Клоков, А.В. Кузнецов, C.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин).

Пример из учебника

Мир на рубеже Нового и Новейшего времени. Здравствуй, читатель! Эта книга описывает события примерно последних ста лет истории человечества. Путешествие, начавшееся в глубине веков, подходит к дням сегодняшним. Если взглянуть на ленту времени Всемирной истории, то наша настоящая эпоха – Новейшее время – покажется необычайно короткой: всего 100 лет! Таких столетий в каждом предыдущем этапе истории человечества насчитывается от пяти до тридцати! И вдруг всего один век мы объявляем особой исторической эпохой, да еще даем ей название, очень похожее на название эпохи предыдущей.
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, давай вспомним исторический путь человечества. Более 2 млн лет назад, когда разошлись эволюционные пути предков людей и современных человекообразных обезьян, жизнь первых человеческих коллективов была довольно не-замысловатой. Прошли сотни веков, сменились тысячи поколений, пока первые люди научились добывать огонь, выращивать съедобные растения. Всего лишь 5 тыс. лет назад, построив города, придумав письменность, люди взошли на ступень цивилизации. Народы создавали государства, пророки провозглашали религии, гении изобретали: появились колесо и парус, порох и печатный станок, паровоз и электроосвещение. Люди осваивали родную планету, постепенно осознавая себя единым человечеством.

Содержание

Введение: Мир на рубеже Нового и Новейшего времени 7
Глава 1. Потрясения и последствия Первой мировой войны (мир в 1914-1923 годах)
§ 1. Империалистическая война 19
§ 2—3. Выход мира из войны, 34
Глава 2. Мир между войнами (1922-1939 годы)
§ 4. От «процветания» к катастрофе 55
§ 5. Угроза фашизма 70
§ 6. На пути к новой войне 84
Глава 3. Пожар Второй мировой войны (1939-1945 годы)
§ 7. Успехи захватчиков 102
§ 8—9. Победа над фашизмом 120
Глава 4. Во времена «холодной войны»
§ 10—11. Разделенный мир 149
§ 12. «Капиталистический Запад» 172
§ 13. «Социалистический Восток» 188
§ 14—15. Третий – развивающийся мир 200
Глава 5. Мир на рубеже тысячелетий (1985-2006 годы)
§ 16. Глобальный мир 222
Заключение Новейшая история зарубежных стран 248
Справочная часть
Краткие биографии 248
Словарь 248

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

ГДЗ к Всеобщей истории новейшего времени за 9 класс Данилов

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Французский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География

gdz.ru

Тематическое планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс

Тематическое планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс

Тематическое планирование «История России 20 в.»

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Человечество после первой мировой войны (3 ч)

Введение.

Облик мировой цивилизации в 20 в.

Трудный путь к миру

1

01.09.11

Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

1

07.09.11

2

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (3 ч)

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта

1

08.09.11

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

Альтернатива фашизма: опыт Великобритании и Франции

1

14.09.11

Милитаризм и пацифизм на международной арене

1

15.09.11

3

Человечество во второй мировой войны (3 ч) Изучается с материалами по истории России

Начальный период войны и «новый порядок» в Европе

Антигитлеровская коалиция

Трудный путь к победе

Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН

4

Мир в эпоху «Холодной войны» (2 ч) изучается с материалами по истории России

Истоки « холодной войны» и создание военно-политических блоков

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение

1

21.09.11

5

Страны Европы и Северной Америки во второй половине 20-начале 21 в.

(5 ч)

Становление социально ориентированной экономики в странах Западной Европы и США

1

22.09.11

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-е гг.

Эволюция политической мысли во второй половине 20 в.

1

28.09.11

Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже 20-21 вв.

1

29.09.11

Восточная Европа: долгий путь к демократии

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

Содружество независимых государств

1

05.10.11

6

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (4 ч)

Япония и новые индустриальные страны

Китай на пути модернизации и реформирования

Индия во второй половине 20-начале 21 вв.

1

06.10.11

Исламский мир: единство и многообразие

1

12.10.11

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

1

13.10.11

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией

1

19.10.11

7

Наука и культура в 20-начале 21в.(2 ч) Изучается с материалами по истории России

Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль

1

20.10.11

Основные направления в искусстве и массовая культура

8

Проблема мирового развития в начале третьего тысячелетия

(2 ч)

Глобальные проблемы современности

Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества

1

26.10.11

Тематический контроль и итоговое повторение

1

27.10.11

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Российская империя в первые десятилетия 20 в. 1900-1916 гг. (8 ч)

Россия на рубеже 19-20 вв.

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

1

1

09.11.11

10.11.11

Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг.

1

16.11.11

Политическая жизнь России после Манифеста 17 октября 1905 г.

1

17.11.11

Реформы Столыпина и их итоги

1

23.11.11

Российская империя в Первой мировой войне (1914-1918)

1

24.11.11

Кризис власти: 1916-февраль 1917г.

1

01.12.11

Наука и культура России в начале 20 в. (тема изучается совместно с темой «Наука и культура начала 20 в.» в курсе зарубежной истории

1

07.12.11

2

Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг. (6 ч)

Политика Временного правительства и российское общество в 1917 г.

1

08.12.11

События октября 1917 г. и их последствия

1

14.12.11

Брестский мир и его итоги

1

15.12.11

Начало гражданской войны и развитие белого движения

1

21.12.11

Советская Россия в годы гражданской войны

1

22.12.11

Повторительно-обобщающий урок по разделам 1 и 2

1

28.12.11

3

СССР в 1920-1030 гг. (9 ч)

Новая экономическая политика: цели и принципы

1

29.12.11

Создание СССР

1

11.01.12

Советская внешняя политика 1920-х гг. и Коминтерн

1

12.01.12

Идеи построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина

1

18.01.12

СССР в 30-е гг. Коллективизация и индустриализация

1

19.01.12

«Великий террор» 1930-х гг. и создание командно-административной системы

1

25.01.12

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

1

26.01.12

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

1

01.02.12

Повторительно-обобщающий урок по разделу 3

1

02.01.12

4

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (8 ч) (изучается вместе с материалами зарубежной истории по Второй мировой войне)

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.

1

08.02.12

Подготовка Советского Союза и Германии к войне

1

09.02.12

1941 г. отечественной и мировой истории

1

15.02.12

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

16.02.12

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

1

22.02.12

СССР в боях за освобождениестран Европы и Азии от фашизма

1

23.02.12

Великая Отечественная война: итоги и уроки

2

29.02.12

01.03.12

5

От сталинизма -к «оттепели»: Советский союз в 1945-1964 гг. (5 ч)

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны» Создание советской системы союзов

1

07.03.12

Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина

Первые попытки реформ и 20 съезд КПСС

1

14.03.12

СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

1

15.03.12

Противоречия развития советского общества конца 1950-х начала 1960 гг.

1

04.04.12

6

СССР в 1960-е -начале 1980-х гг. (6 ч)

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

1

05.04.12

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг.

СССР в годы разрядки международной напряженности

1

1

11.04.12

Духовная жизнь и идейно- политическое развитие СССР -от «оттепели» до «застоя»

1

12.04.12

Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества

1

18.04.12

Повторитель-обобщающий урок по разделам 5 и 6

1

19.04.12

7

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества (4 ч)

Политика перестройки: первые шаги

1

25.04.12

Гласность. Демократия и новый этап политической жизни в СССР

1

26.04.12

Новое политической мышление и завершение «холодной войны»

1

02.05.12

Обострение внутренний противоречий в СССР. Кризис и распад советского союза

1

03.05.12

8

Российская Федерация в 1991-2002 — гг (5 ч)

Начальный этап экономических реформ

1

10.05.12

Политический кризис 1993г.и принятие новой Конституции РФ

1

16.05.12

Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х гг.

1

17.05.12

Россия на рубеже 20 -21 вв.: новый этап развития

Ориентиры внешней политики демократической России

1

23.05.12

Духовная жизнь в Российском обществе

Итоговый урок

1

24.05.12

refdb.ru

План 1-го вводного урока по Новейшей истории в 9 кл. учебник Сороко-Цюпа О.С.

Урок 1. Введение в Новейшую историю

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать учащимся представление о мире XX века, его устройстве и основных проблемах, охарактеризовать основные перемены в социально-экономической жизни общества; развивать умение сравнивать состояния общества в разные периоды времени , высказывать собственное мнение по актуальным вопросам.

Прививать интерес к мировой истории, развивать мышление, воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения одноклассников.

Основные понятия: промышленно-технологическая революция, модернизация, индустриальное общество, постиндустриальное информационное общество.

Оборудование: учебник, компьютер, карта мира.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация и актуализация.

  1. Изучение нового материала.

  2. Обобщение и систематизация знаний

План новой темы.

  1. Периоды новейшей истории.

  2. Эпоха завершения развития индустриального общества

  3. Эпоха становления постиндустриального информационного общества

  4. Модернизация как процесс индустриального развития

  5. Модернизация – это реформа или революция?

Новая тема.

  1. Периоды новейшей истории.

Новейшая история – это часть всемирной истории, охватывающая период с 1890г до настоящего времени. Новейшая история делится на две эпохи:

1. эпоха завершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.)

2. эпоха становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.— настоящее время).

Рассмотрим эти эпохи подробнее и проанализируем, в чем состоит их различие.

  1. Эпоха завершения развития индустриального общества

Рассмотрим 1-й период новейшей истории (1890—1960-е годы) и выделим признаки, которые этот период характеризуют.

В экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров.

В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио.

В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъема борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления.

В политике — период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества.

В сфере идеологии — период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм — социализм.

В культуре — период модернизма, в рамках которого на первом месте оказывается в искусстве авторское видение мира и попытки его художественного конструирования.

В науке — период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.

  1. Эпоха становления постиндустриального информационного общества

Рассмотрим 2 период новейшей истории (1970-е годы — настоящее время) и выделим признаки, которые этот период характеризуют.

В экономике — этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний.

В научно- технической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нано технологии и др.

В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы.

В политике — период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества.

В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации.

В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса.

В науке — период формирования пост неклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом.

  1. Модернизация как процесс индустриального развития

В рамках Новейшего времени произошла смена эпох. Она проходила не мгновенно. Сначала только несколько передовых стран в начале 20 века вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путем ускоренной индустриализации. Для многих других стран эти задачи оставались не решенными почти весь 20 век.

Освоение в условиях традиционного общества опыта индустриального развития, считавшегося многими передовым, получило название модернизация, что означает ≪быть современным на уровне передовых стран≫. Процесс модернизации принято подразделять на два этапа: первую модернизацию (построение индустриального общества) и вторую модернизацию (становление постиндустриального общества).

МОДЕРНИЗАЦИЯ — общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми.

В отсталых странах, не готовых к изменениям, ускоренная модернизация разрушает традиционный уклад жизни, часть населения не приемлет изменений и стремится возвратиться к старым традициям или к поиску спасительных идей. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы и культурно-цивилизационные противоречия.

Это свидетельствует о том, что модернизация — это не просто копирование опыта развитых стран. Модернизация невозможна без учета традиций и опоры на национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя

  1. Модернизация – это реформа или революция?

В Новейшее время в большинстве стран мира идет борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур.

История — это смена эпох. Существует несколько трактовок исторического процесса, рассмотрим их.

  • Первоначально в науке господствовал подход о линейном, поступательном развитии истории как о продвижении к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения).

  • Затем стало складываться понимание истории как истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби).

  • Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей).

Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории.

  • Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.).

  • Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.).

  • Третьи подчеркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.)

В современной науке учитывается, что все это разнообразие точек зрения имеет право на существование. Считается, что каждый из подходов описывает только часть исторической реальности.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ КАК В ВИДЕ РЕФОРМЫ, ТАК И В ВИДЕ РЕВОЛЮЦИИ. Каким путем страны идут по пути модернизации, определяется их историческим разнообразием, традициями, укладом жизни и религией.

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Вопросы для беседы:

  1. Что такое Новейшая история?

  2. На какие эпохи делится Новейшая история?

  3. Что такое модернизация и как она может проходить?

Подведение итогов урока.

Таким образом, в этом учебном году нам предстоит изучить последний период всеобщей истории. Само по себе историческое знание не даёт готовых решений насущных проблем третьего тысячелетия. Но, позволяя увидеть истоки основных направлений современного развития, оно закладывает основу их понимания.

Домашнее задание:

Характерные признаки

Эпоха завершения развития индустриального общества

Эпоха становления постиндустриального информационного общества

Период времени (годы)

В экономике

В научно- технической сфере

В социальной сфере

В политике

В сфере идеологии

В культуре

В культуре

В науке

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *