Решение текстовых задач по алгебре в 9 классе
Решение текстовых задач на уроках алгебры в 9-ом классе
Разработала Котцова Алла Анатольевна
ЧУ СОШ «СААШ «Марина» г. Москва
Цели урока.
Образовательные:
— повторить методы решения различных типов текстовых задач;
— систематизировать знания и умения учащихся решать текстовые задачи.
Развивающие:
— совершенствование, развитие, углубление знаний, умений, навыков решения текстовых задач;
— развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сравнивать;
— развитие творческой деятельности, смекалки;
— формирование вычислительных навыков;
— развитие математической речи.
Воспитательные:
— формирование мировоззрения с помощью взаимосвязанной системы знаний по данной теме;
— формирование качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, стремления к самореализации.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате повторения данных тем учащиеся:
— закрепляют знания о рациональных уравнениях, понятие “решение уравнения”, понятие “решение системы уравнений”,
— развивают способности к анализу и синтезу изучаемого материала, умение выделять главное в тексте,
— воспитывают волю и настойчивость при решении, желание добиться результата.
Основные этапы урока
Организационный момент, вводная часть
Подготовка учащихся к активной работе (устные упражнения)
Обобщение и систематизация изученного материала (работа в группах)
Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично – поисковый, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Ход урока
Первый этап: организационный момент, слово учителя.
Второй этап: устная работа.
Перевод единиц измерения скорости
1 км/ч
1 м/с
1 км/ч
1 м/мин
Какое уравнение соответствует условию задачи, если буквой х обозначена собственная скорость лодки в км/ч?
1. Расстояние между двумя пристанями по реке 18 км. Лодка проплыла от одной пристани до другой и вернулась обратно, затратив на весь путь 5 ч. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки равна 1 км/ч.
А)
В)
Б)
18(х+1) + 18(х-1)=5
Г)
(Ответ: А)
2. Моторная лодка прошла против течения реки 80 км и вернулась обратно в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 ч. меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, сели скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
А)
В)
Б)
Г)
(Ответ: Б)
3. Моторная лодка прошла против течения реки 60 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 45 мин. меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 2 км/ч.
В)
Б)
Г)
(Ответ: Г)
lll. Задачи на проценты.
Найти 25 % от 56. (Ответ: 14)
Сколько % составит число 30 от 75? (Ответ 40)
Найдите число, 20% которого равны 12. (Ответ 60)
Какое число, увеличенное на 13% составит 339 ? (Ответ 300)
На сколько % число 150 больше числа 120? (Ответ 25)
Третий этап: работа в разноуровневых группах .
Задачи для первой группы (для более слабых учеников)
Шофер грузовой автомашины рассчитал, что, двигаясь со скоростью 40 км/ч, он прибудет в город
Решение.
Расстояние (км)
Скорость (км/ч)
Время )ч)
Расчетные
х
40
Фактические
0,4х
40
0,6х
45
Учитывая, что 20 мин =часа, имеем уравнение: , решая это уравнение, получим х=200.
Ответ: 200 км.
Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды необходимо добавить к 80 кг морской, чтобы содержание соли составило 4%?
Решение.
Обозначим нужное количество пресной воды через х кг, тогда( 80 + х) кг – масса морской воды с добавлением пресной. Поскольку морская вода содержит 5% соли, то 800,05 кг масса соли в морской воде, а (80 + х)0,04 кг масса соли в морской воде, после добавления в нее х кг пресной воды. Имеем уравнение:
(80 + х)0,04 =800,05, отсюда 400 = 320 + 4х, х = 20.
Ответ: 20 кг
Задачи для второй группы (для более подготовленных учащихся)
Автомобиль выехал из города А в город В, расстояние между которыми 234 км. Через 1ч навстречу ему из города В выехал второй автомобиль, скорость которого на 12 км/ч больше первого. Определите скорость каждого автомобиля, если они встретились на расстоянии 108 км от города В.
Решение.
Скорость (км/ч)
Путь (км)
Время (ч)
1 автомобиль
х
234-108=126
2 автомобиль
х + 12
108
Поскольку второй автомобиль выехал на 1 час позже, то первый затратил на 1 час больше, тогда можно составить следующее уравнение: . По условию задачи и . Решаем уравнение: 126х +1512 – 108х = х2 + 12х; х2 – 6х -1512 = 0; х=42 (х=-36 не удовлетворяет условию задачи). Таким образом, скорость первого автомобиля 42 км/ч, а второго – 54 км/ч.
Ответ: 42 км/ч, 54 км/ч.
Бригада рабочих должна была за определенный срок изготовить 400 деталей. В течение первых пяти дней бригада перевыполнила норму на 20%, в следующие дни изготовляла ежедневно на 15 деталей сверх плана и уже за два дня до срока изготовила 405 деталей. Сколько деталей должна была изготовлять ежедневно бригада по плану?
Решение.
Деталей ежедневно
дни
Всего деталей
По плану
х
400
Вне плана
1,2х в первые 5 дней;
х + 15 в следующие дни
405
Так как бригада закончила работу за два дня до срока и () –дней работала, изготовляя ежедневно 15 деталей сверх плана, составим уравнение:
(х+15)() = 405. При условии х решаем уравнение:
х2 +110х -6000=0, откуда х=40 (х=-150 не удовлетворяет условию задачи).
Ответ: 40 деталей.
Задачи для третьей группы (для сильных учащихся)
Из города А в город В, расстояние между которыми 120 км, выехал мотоциклист. Через 1 ч после этого из А выехал второй мотоциклист, который, догнав первого, немедленно с той же скоростью двинулся обратно и возвратился в А в тот момент, в который первый мотоциклист достиг города В. Какова скорость первого мотоциклиста, если скорость второго равна 50 км/ч?
Решение.
Пусть второй мотоциклист догнал первого в пункте С. Обозначим скорость первого мотоциклиста через х км\ч, а расстояние АС через
Скорость (км/ч)
Расстояние (км)
Время (ч)
До встречи в С
Первый мотоциклист
х
у
Второй мотоциклист
50
у
После встречи в С
Первый мотоциклист
х
120 — у
Второй мотоциклист
50
у
Учитывая то, что первый мотоциклист был в пути на 1 ч больше. Имеем систему уравнений:
Решим уравнение у2 -35у – 3000 = 0; D = 1225 + 12000 = 13225 =25529 =
= (5 23)2=1152, откуда у = 75 (у = -40 не удовлетворяет условию задачи), тогда х = 30.
Ответ: 30 км/ч.
40 %-ный раствор серной кислоты разбавили 60 %-ным, после чего добавили 5 кг чистой воды и получили раствор 20 % — ный концентрации. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг 80 % -ного раствора серной кислоты, то получился бы раствор 70 %-ной концентрации. Сколько было 40- и 60% -ного раствора серной кислоты?
Решение.
Пусть 40% -го раствора было х кг, а 60% -го у кг.
Масса раствора (кг)
% содержание серной кислоты в растворе
Масса серной кислоты в растворе
Первоначальный раствор
х
40
0,04х
у
60
0,06у
Первая смесь
х + у + 5
20
0,2(х+у+5)
Вторая смесь
х + у + 50,8
70
0,7(х+у+5)
Имеем систему уравнений откуда х=1, у=2
Ответ: 1 кг и 2 кг.
Четвертый этап. Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)
Обсуждения решений рассматриваемых задач.
Пятый этап. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.
Вывод. В обучении математике текстовые задачи занимают особое место. Решение текстовых задач учат детей сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, гибкости и критичности мышления, связывать математику с жизнью.
В результате изучения учащиеся должны уметь:
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, использовать при решении различные способы;
применять полученные математические знания при решении задач;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса.
infourok.ru
Олимпиада по математике 9 класс, задания, уравнения, задачи с ответами
Курс математики в 9 классе посвящен достаточно серьезным темам. Ученики знакомятся с решением квадратных неравенств, понятиями множества и подмножества, числовыми функциями и прогрессиями. Участие в олимпиадах по математике для учеников 9 класса является хорошей возможностью подготовки к предстоящей ГИА.
На этой странице предложены реальные примеры олимпиадных заданий по математике. Ученикам предложены уравнения и задачи с решениями и ответами.
Данный материал может использоваться на занятиях для подготовки к олимпиаде, а также во время проведения контрольных или итоговых работ по математике. Подробные решения задач, расписанные внизу страницы помогут провести работу над ошибками и восполнить пробелы в знаниях учащихся.
Уравнения
1. Решите уравнение: − − 3 = 0
2. Решите уравнение: − + 2 = 0
3. Решите уравнение: − + 4 = 0
4. Решите уравнение: ( + )( + + 2) = 3
5. Решите уравнение: x4 − + 18 = 0
6. Решите уравнение: ( − − 16)( − + 2) = 88
7. Решите уравнение: ( + )( + − 5) = 84
8. Решите уравнение: ( − 1)( + 1) − 4( − 11) = 0
9. Решите уравнение: + − − + + 5 = 0
10. При каких с не имеет корней уравнение: − + с = 0
Задачи
Задача №1
Можно ли представить дробь 2/7 в виде суммы двух дробей, числители которых равны 1, а знаменатели — различные целые числа?
Задача №2
Токарь и его ученик, работая одновременно, обычно выполняют задание за 4 часа. При этом производительность труда токаря в 2 раза выше производительности ученика. Получив такое же задание, и, работая по очереди, они справились с заданием за 9 часов работы. Какую часть задания выполнил ученик токаря.
Задача №3
Стрелок десять раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 90 очков. Сколько попаданий было в семерку, восьмерку и девятку, если десяток было четыре, а других попаданий и промахов не было?
Задача №4
На столе лежат 2005 монет. Двое играют в следующую игру: ходят по очереди; за ход первый может взять со стола любое нечетное число монет от 1 до 99, второй – любое четное число монет от 2 до 100. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто выиграет при правильной игре?
Задача №5
Имеются два сосуда, в первом из них 1 л воды, второй сосуд пустой. Последовательно проводятся переливания из первого сосуда во второй, из второго в первый и т. д., причем доля отливаемой воды составляет последовательно 1/2, 1/3, 1/4 и т. д. от количества воды в сосуде, из которого вода отливается. Сколько воды будет в сосудах после 2007 переливаний?
Ответы к уравнениям
Уравнение | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | ± | нет корней | ± | -1; 3 | ±; ± |
Уравнение | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | -4; 5 | -3; 4 | нет корней | ±1; ± | c > 36 |
Ответы к задачам
Задача 1
Можно. Например, 2/7=1/4+1/28.
Задача 2
Ученик выполнит 1\2 часть задания
Задача 3
Так как стрелок попадал лишь в семерку, восьмерку и девятку в остальные шесть выстрелов, то за три выстрела (по одному разу в семерку, восьмерку и девятку) он наберет 24 очка. Тогда за оставшиеся 3 выстрела надо набрать 26 очков. Что возможно при единственной комбинации 8 + 9 + 9 = 26. Итак, в семерку стрелок попал 1 раз, в восьмерку – 2 раза, в девятку – 3 раза.
Задача 4
Опишем стратегию первого игрока. Первым ходом он должен взять со стола 85 монет. Каждым следующим, если второй игрок берет х монет, то первый игрок должен взять 101 – x монет (он всегда может это сделать, потому что если х – четное число от 2 до 100, то (101 – x) – нечетное число от 1 до 99). Так как 2005 = 101 × 19 + 85 + 1, то через 19 таких «ответов» после хода первого на столе останется 1 монета, и второй не сможет сделать ход, т. е. проиграет.
Задача 5
«Просчитав» несколько первых переливаний, нетрудно обнаружить, что после первого, третьего, пятого переливаний в обоих сосудах будет по ½ л воды. Необходимо доказать, что так будет после любого переливания с нечетным номером. Если после переливания с нечетным номером 2k-1 в сосудах было по ½ л, то при следующем переливании из второго сосуда берется 1/(2k + 1) часть, так что в первом сосуде оказывается — 1/2 + (2/2(2k + 1)) = (k + 1)/(2k + 1) (л). При следующем переливании, имеющем номер 2k + 1, из него берется 1/(2k + 2) часть и остается (k + 1)/(2k + 1)-(k + 1)/((2k + 1)(2k + 1)) = 1/2 (л). Поэтому после седьмого, девятого и вообще любого нечетного переливания в сосудах будет по ½ л воды.
Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токареваruolimpiada.ru
ГДЗ по алгебре для 9 класс от Путина
ГДЗ от Путина Найти- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- 1 класс
gdzputina.ru
ГДЗ по Алгебре для 9 класса
gdz.im НайтиНавигация по гдз
1 класс Русский язык Математика Английский язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир 2 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Технология Человек и мир Белорусский язык 3 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 4 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир Белорусский язык Испанский язык 5 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык История География Биология Обществознание Физика Литература Информатика Музыка Технология ОБЖ Природоведение Естествознание Человек и мир Белорусский язык Украинский язык Французский язык Испанский язык Китайский язык Кубановедение 6 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий языкgdz.im
ГДЗ сборник заданий для проведения экзамена по алгебре 9 класс Кузнецова, Бунимович, Пигарев, Суворова
ГДЗ и решебники.
-
1 класс
- Английский язык
- Информатика
- Литература
- Математика
- Окружающий мир
- Русский язык
-
2 класс
- Английский язык
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- Русский язык
-
3 класс
- Английский язык
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Окружающий мир
- Русский язык
-
4 класс
- Английский язык
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- Русский язык
-
5 класс
- Английский язык
- Биология
- География
- Информатика
- История
- Математика
- Немецкий язык
- Обществознание
- Окружающий мир
- Русский язык
- Физика
-
6 класс
- Английский язык
- Биология
- География
- Информатика
- История
- Математика
- Немецкий язык
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
-
7 класс
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- Информатика
- История
- Литература
- Немецкий язык
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
-
8 класс
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- Информатика
- История
- Литература
- Немецкий язык
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
-
9 класс
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- История
- Литература
- Немецкий язык
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
-
10 класс
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- Немецкий язык
- Русский язык
- Физика
- Химия
-
11 класс
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- Немецкий язык
- Русский язык
- Физика
- Химия
torgu.net