Соловейчик с: Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Имя Симона Соловейчика хорошо знакомо тем, кому за сорок. В 80-е годы многие зачитывались его книгами и статьями, многие благодаря ему пришли в профессию. В постсоветское время педагога, писателя, публициста и философа незаслуженно забыли. Мы решили вспомнить об этом человеке, чьи мысли о воспитании удивительно перекликаются с христианским мировосприятием.

Симон Львович Соловейчик (1930–1996)

Русский публицист, педагог и философ.

После окончания МГУ в 1953 году работал пионер­вожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом

журнала «Пионер».

В 1960-х годах в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности. В середине 1980-х годов, работая в «Учительской газете», инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

По повести Соловейчика «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести «Ватага “Семь ветров”» снят 8-серийный телефильм.

Рамка портрета

Для того чтобы адекватно оценить такого писателя, как Симон Львович Соловейчик, нужно представлять себе социальные процессы, происходившие в середине ХХ века в СССР. Коммунистическое общество — возможно, единственное или первое в своем роде, насквозь пронизанное воспитательными идеями, направленными к общей цели — формированию нового, коммунистического человека. Впрочем, к концу сталинской эпохи эта социальная «технология воспитания» начала превращаться в систему жестких предписаний, не имеющую никакого отношения к реальной жизни. После XX съезда у многих появилось желание исправить этот диссонанс, возник образ «коммунизма с человеческим лицом». Сейчас, когда мы оглядываемся на тот период, то чаще всего видим именно это лицо, а идеологию воспринимаем как не слишком изящную рамку, обозначающую портрет.

«Оттепель» 60-х  можно рассматривать как одно из проявлений «холодной» гражданской войны и, в более широком смысле, как часть общецивилизационной эпохи последних романтиков. «Бархатное» столкновение техногенного сознания человека эпохи НТР и традиционного, нетехнологичного, «устаревшего» мироощущения до сих пор остается одним из основных нервов развития культуры.

Все это касается и воспитания. Общинная педагогика двора, где все друг друга знают (и воспитывают), сменилась педагогикой отдельных квартир, где ребенок предоставлен сам себе и телевизору. Психологи заметили связь между нарушениями психики и тотальным отчуждением поколений и людей друг от друга. Постоянно меняющийся мир не справляется со своими детьми. Воспитания традиционного, «как у отцов и дедов», больше не существует. Что же есть вместо него?

Как изменение системы воспитания отражается на человеке? Что ему делать в меняющемся мире? Как понять себя и окружающих? На эти вопросы пытались ответить многие авторы ХХ века, и в их числе оригинальный педагог-мыслитель Симон Соловейчик.

Библиографическая редкость

Стиль Соловейчика был для тогдашней официальной педагогики настолько необычен, что его попросту не замечали, и он существовал как бы параллельно «основному потоку». Симон Львович, еще будучи студентом, начал работать пионервожатым, несколько лет преподавал в школе, потом пришел в журналистику, занимаясь в основном педагогической тематикой, вел молодежные рубрики в детских и юношеских газетах и журналах, был одним из основателей знаменитой Фрунзенской коммуны.

Имея педагогический опыт и уже работая журналистом,  он искал и находил самых талантливых — и до сих пор самых интересных — педагогов-новаторов, таких как Сухомлинский, Амонашвили, Шаталов и многие другие. В 1992 году он основал известную каждому российскому учителю газету «Первое сентября» (его старший сын Артем сейчас возглавляет одноименный Издательский дом). Органичная Соловейчику «педагогика сотрудничества» была противоположна авторитарной советской педагогике «по циркуляру начальства»; даже и сейчас некоторые его утверждения выглядят неожиданно («Детей нельзя упрекать», «В школе нельзя публично обсуждать детские поступки и слабое учение», «Своих детей надо оставить в покое».

..), а в советские времена его книги годами лежали в редакциях. Впрочем, и сейчас они — библиографическая редкость, хотя могли бы стать учебниками во всех педагогических вузах.

Книги Соловейчика действительно написаны как учебники. Правда, это необычные учебники: в них есть не только конкретные рекомендации, но и весь ход размышлений автора, иллюстрации из самых разных источников, а иногда вопросы — к нам, читателям. «Подумаем!» — любимый призыв Соловейчика. Иногда он пишет: «Не знаю…»  Но уж если правило найдено, сформулировано — то этим правилом можно пользоваться и в педагогике, и в других сферах жизни.

Современная популярная психология только сейчас начинает внятно излагать то, что было открыто Соловейчиком сорок лет назад. Для учителей (а также учеников и их родителей) весьма ценной книгой могло бы стать «Учение с увлечением». Это тщательно выстроенная целостная система знаний от азов педагогики, проиллюстрированных письмами школьников, до сложнейших феноменов психики, участвующих в процессах человеческого мышления вообще и школьного обучения в частности, изложенная живо и интересно, почти как роман.

Там так и написано — это книга о любви между учеником и науками.

Так же обстоятельно и ярко написана и главная книга Соловейчика — «Педагогика для всех», адресованная будущим родителям. Интересно, что рабочее ее название было «Педагогика от Матвея» (Матвей — младший сын Симона Львовича, и о каждом из своих троих детей он в ней написал). В этой книге он вновь приглашает читателя «в соавторы» — к сотрудничеству, к диалогу, к размышлению… Заостряя вопрос, выбивая из колеи привычных понятий, он вынуждает читателя «работать», принимать собственное решение. Честно докапываясь до самого дна проблемы, автор подчас видит, что проблема бездонна — и это тоже становится темой для размышления. Можно не соглашаться с автором, можно иметь свое мнение, но уровень диалога, безусловно, окажется высок. В качестве отзыва на статью о «Педагогике для всех» одна мама написала: «Когда я читаю эту книгу, мне кажется, что я разговариваю с Богом о своем ребенке».

 

Главное действующее лицо педагогики

 

Учение и воспитание Симон Соловейчик — опять же, опережая свое время, — не сопрягает так жестко, как это было принято на протяжении ХХ века, а рассматривает с разных позиций. Во всяком случае, он склоняется к мысли, что не образование автоматически влечет за собой нравственный рост, а, наоборот, нравственность определяет потребность человека в образовании. Внимание к ближнему и внимание к наукам, как правило, сопутствуют и усиливают друг друга.  Но если в обучении можно дать более или менее четкую схему успеха (и то — для конкретного человека), то измерить человеческие чувства нельзя. Сознание современного цивилизованного человека толкает его к мысли, что есть технологии, позволяющие «быстро и комфортно» избавляться от любых проблем — в том числе педагогических. Масса книг рецептурного типа для родителей удовлетворяет этот спрос, однако Соловейчик даже в книгах о воспитании редко дает советы по воспитанию: он считает, что ответов на этом уровне («Что делать, если ребенок…?») не существует. Они лежат в другой сфере — этической.

Этика как фундамент педагогики и живой русский язык как полноправный участник философского разговора (наряду с автором и читателем) — это открытия, которые невозможно переоценить.

Великий философ ХХ века Мартин Хайдеггер называл язык домом бытия, а мыслителей и поэтов — хранителями этого дома. То, что Соловейчик в атеистическую эпоху «призвал на помощь» высокие слова «несерьезных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность», — не просто «особая смелость», как говорят все исследователи, но и в некотором смысле воскрешение русскоязычного богословия.

Обращаясь к этике — науке, выросшей из богословия, — и с особым вниманием открывая для себя родной язык, внимая его смыслам, Соловейчик возродил сам способ мышления, заставляющий искать религиозные ответы на жизненные вопросы. Он соединил актуальную советскую педагогику с богословской лексикой. Случайно ли, что именно педагогика 70-80-х годов дала столь мощный религиозный ренессанс? «Любовь и совесть правят миром», — писал Соловейчик, но ведь эта идея не столько педагогическая, сколько вероучительная, в ней нет ни тени идеологии.

Неудивительно, что такие книги так трудно издавались в СССР (и, кстати, не издаются сейчас). В своих работах Соловейчик чаще всего обращался к Пушкину — человеку, в свое время воскресившему русскую культуру через язык; одна из последних книг Соловейчика называется «Пушкинские проповеди».

В эпоху так называемой НТР — научно-технической революции, автоматизации жизни и массовой культуры Соловейчик снова пробуждает добрые чувства и прославляет свободу. Привычные вопросы он задает заново, заставляя читателя думать, сомневаться, вспоминать, недоумевать, жалеть о содеянном, сорадоваться истине… Удивительным образом его идеи часто совпадают со святоотеческими. Например, Соловейчик прямо называет главное действующее лицо педагогики — дух. Как тут не вспомнить знаменитый совет преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен», «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи»?

Конечно, Соловейчик говорил не о Боге, а о «стремлении к бесконечному», о влечении к добру, вообще о «кухне желаний». Однако даже само по себе представление о том, что желания лучше не подавлять, а преображать и возвышать, имеет в основе православную аскетику. О желаниях писал и Сухомлинский: «Желание быть хорошим — моя педагогическая вера. Я твердо верю в то, что воспитание лишь тогда становится ваянием человека, когда оно основано на культе человеческого достоинства. На том, чтобы человеку неприятно, мерзко было даже думать о себе как о плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим, чтобы это было сокровенное, неискоренимое желание…»

А вот слова святителя Феофана Затворника: «Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих (…) Возроди в сердце неприязнь к нему. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некоей приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собой исчезает».

Вот так — само собой исчезает! Актуальное для западной педагогики со времен Средневековья подавление греховных желаний ребенка, в том числе и с помощью учения, и вообще дисциплинарная школа, зародившаяся в иезуитских приютах, — не есть ли это борьба с «изменником в себе самих»? Не есть ли это борьба с ветряными мельницами, от этой борьбы подчас и возникающими?  В книге «Учение с увлечением» Соловейчик пишет об отрицательных целях: «Вынуждая себя помнить о своих ошибках, их держать в уме, ученик все время будет спотыкаться о них точно так же, как неопытный велосипедист наезжает на дерево, стараясь объехать его.

(…) Не лучше ли думать о том, какие у нас есть достоинства,  и их развивать и усиливать? Тогда недостатки сами собой потускнеют, и не надо будет их исправлять». Возможно, это и есть кардинальное отличие двух педагогических «вер». Неизбежный для педагога вопрос о дисциплине не является простым, потому что, по  словам Соловейчика, «правила существуют тогда, когда есть какие-то общие ценности; все правила — это правила обращения с ценностями».

 

Другой полюс человека

Так же, как повседневность является основой любой философии, привычные нормы  общения с детьми являются основой педагогики. Соловейчик призывает даже думать о ребенке только хорошее: «ничего дурного о ребенке, ни в глаза ему, ни за глаза», чтобы представление о себе у него было хорошим. Многие взрослые в должной мере не задумываются о том,  что они являются художниками, создающими образ ребенка — в первую очередь, в сознании самого ребенка. «С самых первых дней, когда нам кажется, что ребенок нас еще не понимает, мы жалуемся на ребенка соседям и гостям, рассказываем, как мы намучились с ним, вздыхаем: “Горе ты мое. ..”, старательно и тщательно превращаем душу ребенка в ничто, а потом пытаемся воспитывать его, искореняя пороки. А ведь Ничто — это другой полюс Человека».

Эту идею Соловейчик иллюстрирует фрагментом из дневника Печорина, поговорками и случаями из жизни. Это небольшой пример, показывающий, как на стыке литературы, социологии, педагогики, философии и личного опыта автора рождается объемное видение многих современных проблем. И именно такой метод изложения помогает каждому найти свой собственный способ их решения, свою долговременную позицию по каждому поводу. Подобным образом написана «Цитадель» Экзюпери —  редко читаемая, но чрезвычайно значительная книга. В то же время для такого чтения не нужно специальное образование; результатом же его может стать «хорошо поставленное» мышление. Именно такие книги становятся настольными, их перечитывают всю жизнь.

Для тех, кто полагает христианство просто сводом правил и запретов, а также препятствием для какой бы то ни было деятельной жизни, книги Соловейчика могут оказаться введением в область культуры, близкую к христианству и отражающую истинное положение вещей.

 

Учение с увлечением

***

…Среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

***

Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интересами…

***

Кто старается работать лучше — тому интересно, кто отлынивает от работы — тому скучно. Скучна самая интересная работа, если не умеешь делать ее хорошо.

***

Всякое дело платит за нашу щедрость удовольствием!

***

Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению.

***

Когда впереди опасность, у каждого человека собираются силы, притом огромные. У одних — в руках, чтобы драться, у других — в ногах, чтобы бежать.

***

Внешние причины действуют только через внутренние — это один из основных законов человеческой психики.

***

Когда человек плохо учится, он становится проблемой для всех — для отца, матери, для учителей. Постепенно он привыкает смотреть на себя как на «проблему».

***

Все, что нужно, — маленький первый успех в трудном деле.

***

Ничто так не поддерживает веру в себя, самоуважение, как однажды побежденный страх.

***

Скажи мне, чье одобрение тебе нужно, и я скажу тебе, кто ты.

***

Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика.

***

Умственный труд абсолютно невозможен без труда души, работа ума — без работы сердца.

***

Для многих самые скучные собеседники на свете — это они сами.

***

Внимание — жизнь, ясность сознания. Невнимательность — сон, расслабленность, вялость мысли и чувства.

***

Лучший способ развить внимание — научить себя быть внимательным к людям.

***

Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку.

***

Способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот — как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.

***

Учиться в классе, в котором никто не хочет и не умеет учиться, трудно. Это все равно что плыть против течения. Нужна огромная сила воли!

Педагогика для всех

***

В воспитании все начинается в детстве, это верно, но в чьем? — В детстве родителей.

***

Как бы высоко ни занесла человека судьба, как бы круто ни обошлась она с ним, счастье его или несчастье — в детях. Чем старше становишься, тем больше это понимаешь.

***

Образ Ребенка у каждого свой, а образ Человека у всех примерно одинаковый.

***

Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность.

… И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы.

***

Зависимое существо, духовный белоручка — не встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит, неразвит. К ответственному моральному выбору человек не способен, боится его, живет в полной зависимости от своего окружения, от сослуживцев, от жены, от каких-то темных сил, поднимающихся из глубин его души. Самостоятельным его никак не назовешь.

***

Воспитание — это научение свободе, научение самоосвобождению.

***

Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка. Когда бы и откуда ни вернулся сын домой, встретим его с радостью.

***

Все дети, видимо, делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

***

Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души.

***

Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно.

***

Все счастливые семьи счастливы одинаково. Почему? Да потому, что люди до ужаса изобретательны на неправду.

***

Разоблачая ложь, мы гордимся своей проницательностью, но меньше любим ребенка, и он меньше любит нас.

***

Отец-пахарь, отец-кузнец и отец-телезритель — разные воспитатели, и разная у них воспитательная сила.

***

Бывает, что родители росли в ужасной нищете, а детей им приходится воспитывать чуть ли не в роскоши. Педагогическая катастрофа! Воспитание в этом случае возможно лишь тогда, когда к материальной роскоши прибавляется и духовная, но это бывает очень редко. Обычно заботы по достижению достатка вытесняют заботы духовного ряда. Но родителям духовность заменяет их энергия, их успех, их стремление к успеху — какие-никакие, а люди. На долю же детей их не остается ничего — ни духа, ни энергии, ни собственного успеха, и они погибают душой.

***

Мы не потому не верим в детей, что они плохие, а дети потому и становятся плохими, что мы в них не верим.

***

Не смейте подозревать ребенка в дурном! Даже если для подозрения есть все основания.

***

Чем искреннее я сегодня вижу в ребенке человека, тем лучше он будет, когда вырастет.

***

Мы все тянемся к родным, близким, любящим людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами.

***

Волны воспитания — это любовные волны, они идут не по умственному каналу «понимаю — не понимаю», а по душевному каналу «принимаю — не принимаю». Понимают — умом, принимают — душой. Чувствуешь, что к тебе хорошо относятся, и любое замечание стерпишь. Не любят тебя — и слышать не хочу, всегда готов к отпору.

Поэтому речи одного человека доходят до нас, другого — нет.

***

За вопросом «виноват или не виноват?» скрывается вопрос «люблю или не люблю?». Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже весьма не похоже на любовь.  (…) И значит, мы перед ребенком виноваты во сто раз больше: на нас лежит тяжелый грех нелюбви к собственным детям.

***

Когда ребенок набедокурил, провинился, у нас есть две возможности: показать, что мы его меньше любим, что мы сердимся, негодуем; и показать, что мы по-прежнему или даже больше любим его, жалеем и разделяем с ним его неприятности. Тогда источником неприятностей и мучений совести будем не мы, родители, а сам проступок. Плохо то, что я плохо поступил, а не то, что родители узнали об этом и наказали меня. Родители всегда со мной в моих бедах.

фото Марии Митрониной

На анонсе фрагмент фото Thomas Hawk

Как Кирилл Соловейчик организовал технопарк на Петроградке?

Под вашим управлением прибыль «Ленполиграфмаша» выросла в пять раз. Понятно, что работы было проделано много, но можете назвать три главных аспекта?

Их как раз ровно три! На первом месте для меня всегда люди. Мы начали модернизировать структуру управления, перейдя к холдингу, — выделили отдельные направления — цеха, базы отдыха, пионерские лагеря, гостиницы — и воспитали новый класс управленцев, которые сами думали о зарплатах, коллективе, заказах и их выполнении.

Второе — я всегда верил в информационные технологии и сразу занялся автоматизацией производства, к счастью, прикладная математика — мое первое образование. Мы создали ПО для управления производством — формирования план-фактного анализа по всем станкам и рабочим, причем программу писали с учетом того, чтобы потом ее тиражировать на другие промышленные предприятия, — и сейчас это направление бизнеса является одним из самых важных.

Третье — модернизация и строительство нового завода. Помните, как в постсоветских фильмах изображали производство? Темный цех, все в грязи, под тусклой лампочкой чумазый токарь вытачивает деталь. Никто из молодых не пойдет работать в такие условия, а молодые — наше будущее. Я сам выходил на уборку площадок, мы с коллегами старались отмыть вековую пыль, грязь, масло. Потом построили новый производственный комплекс и перевели завод в Приморский район, на время переезда не останавливали работу, не сорвали не одного госконтракта, и, кстати, новый завод строили на свои деньги.

А как достроили — вы ушли в правительство города.

В 2010 году Валентина Матвиенко и первый вице-губернатор Михаил Осеевский пригласили меня на работу в Администрацию Петербурга, в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли — я стал заместителем председателя, курировал развитие малого и среднего бизнеса, инновации, административную реформу, программу развития конкуренции — самые боевые и интересные направления. А через два года вернулся в эти стены, для которых уже началась новая жизнь.

Соловейчик, Симон Львович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Соловейчик.

Си́мон Льво́вич Солове́йчик (1 октября 1930 года, Симферополь — 18 октября 1996 года, Москва) — советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики.

Работал в педагогической журналистике с начала 1960-х годов и до конца своей жизни. В статьях, книгах, коллективных манифестах он обобщил и представил ключевые идеи «педагогики сотрудничества». В 1984—1988 годы был (наряду с главным редактором В. Ф. Матвеевым) идейным руководителем «Учительской газеты», в 1992 году создал газету «Первое сентября».

Автор книги «Педагогика для всех» (1977—1986), в которой изложил взгляды на педагогику.

Биография

Родился в семье литработника газеты «Красная звезда» Льва Исомеровича Соловейчика (1905—1989), в дальнейшем редактора Воениздата и писателя, автора книги «Дом сержанта Павлова» (под псевдонимом Л. Савельев). Мать, Х. И. Соловейчик, во время войны была главврачом санитарного поезда, в послевоенные годы — заведующей медицинскими складами Московского военного гарнизона, позже — заведующей одной из московских аптек.

Среднюю школу окончил в Москве в 1946 году. В войну два года провёл на Урале в эвакуации. В 1953 году окончил филологический факультет МГУ. Преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова. Тогда же начал печататься в центральной прессе. По возвращении в Москву работал в газете «Строитель стадиона». С 1958 года — корреспондент журнала «Пионер». С 1956 по 1977 год — корреспондент «Комсомольской правды».

В 1960—1970-е годы — автор большого количества публикаций на общественные, семейные, школьные, музыковедческие темы как в «Комсомольской правде», так и в «Литературной газете», «Неделе», журналах «Пионер», «Семья и школа» и других.

Член Союза журналистов с 1965 года и Союза писателей с 1972 года.

Вёл передачи на радиостанции «Маяк» под названием «Я купил пластинку», в разные годы вёл на центральном телевидении ежедневные передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех».

Во второй половине 1970-х годов уходит из всех газет и работает дома, в этот период написана «Педагогика для всех» и ряд других книг.

В 1985—1988 годы — специальный корреспондент и основной автор «Учительской газеты», возглавляемой Владимиром Фёдоровичем Матвеевым. Выступает организатором встреч педагогов-экспериментаторов и редактором четырёх резюмирующих эти встречи манифестов.

В 1988 году после фактического разгрома матвеевской команды в «Учительской газете», Соловейчик становится обозревателем-колумнистом еженедельника «Новое время», где ведёт рубрику «Младший мир». В этот период он побывал во многих зарубежных школах и отразил свои впечатления в большой серии очерков школьной жизни разных стран мира.

В 1992 году основал и возглавил газету и издательский дом «Первое сентября».

Умер 18 октября 1996 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище[1].

Библиография

(В порядке выхода первого издания)

  • Книга про тебя. М., 1965.
  • Алый парус: О ребятах 16-17 лет. Сб. статей из газ. «Комсомольская правда». М., 1966.
  • Отчаюха: Повесть. М., 1969.
  • Десять тысяч уроков: Школа: какая она, какой станет в девятой пятилетке. М., 1971.
  • Про пионеров : [Кн. для октябрят / С. Соловейчик ; Рис. В. Винокура], 83, [5] с. цв. ил. 27 см, 2-е изд. М. Дет. лит., 1974 г. Переизд. в 1981 и 1984 г.
  • Мокрые под дождём. Москва: Детская литература, 1968 г.
  • Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С. Соловейчик. 1969.
  • Сухомлинский, В.А. О воспитании [печатный текст] / В.А. Сухомлинский; сост., авт. вступ. очерков: Симон Львович Соловейчик; Яковлева. — Издание 4-е. — Москва : Политиздат, 1982. — 269, [3] с.: портр.; 20 см.- Библиографический список: с. 267, 268 (35 названий).- Библиография в подстрочных примечаниях.- 200000 экземпляров
  • Воспитание творчеством, 95 c. ил. 17 см, М. Знание, 1978.
  • Ватага «Семь ветров». Л.: Детская литература, 1979 г.
  • Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. ил. 16 см. М.: Знание, 1983
  • Учение с увлечением : Роман. [Для детей] / С. Соловейчик; [Перевёл с рус. П. Венцлова], 224 с. ил. 17 см, Каунас Швиеса 1983. Изд. на русс. языке М., 1986 г.
  • Вечная радость: Очерки жизни и шк. / Симон Соловейчик, 366,[2] с. портр. 21 см, М.: Педагогика, 1986
  • Час ученичества : [Для сред. и ст. возраста] / С. Соловейчик; [Худож. Б. А. Шляпугин], 381,[2] с. ил. 22 см. М.: Дет. лит., 1986.
  • Педагогика для всех : Кн. для будущих родителей : [Для ст. возраста] / С. Соловейчик, 365,[2] с. ил. 22 см. М.: Дет. лит., 1987. Переиздания в 1989 и 2001 г.
  • Воспитание по Иванову : [Сб. о методике коллектив. творч. воспитания, разраб. педагогом И. П. Ивановым] / Симон Соловейчик, 348,[2] с. ил. 21 см. М.: Педагогика, 1989
  • Революция: Размышления перед очередной годовщиной Октября. М., 1995.
  • Последняя книга. М., 1999.
  • Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина. М., 2001 г. ISBN 5-8246-0029-5
  • Непрописные истины воспитания : избранные статьи. М.: «Издательство «Первое сентября», 2011. ISBN 978-5-8246-0158-9

Примечания

Ссылки


Соловейчик Симон Львович — ПроДетЛит

Симон Соловейчик
Симон Соловейчик
Дата рождения 01.10.1930
Место рождения Симферополь
Дата смерти 18.10.1996
Место смерти Москва
Гражданство СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский


Симон Львович Соловейчик – теоретик педагогики, журналист, писатель, общественный деятель, педагог, публицист, радиоведущий, телеведущий, корреспондент, колумнист.

Симон Соловейчик / Биография

Симон Соловейчик родился 1 октября 1930 года в Симферополе. Позже семья переехала в Москву. В годы войны семья два года прожила на Урале в эвакуации. В 1943 году, в силу сложившихся обстоятельств, семья вернулась в Москву. В это же время мама ушла на фронт, и Симон Львович остался до конца войны в крохотной семье, состоящей из него, бабушки и маленькой сестренки — за старшего.

Еще в школе, будучи учеником девятого класса, в возрасте 16 лет Симон Соловейчик начинает работать вожатым в пионерском лагере. Произошло это совершенно случайно: ему предложили срочно заменить отсутствующего вожатого в лагере Министерства иностранных дел, шефствующего над школой, где учился С.Л. Соловейчик. «И сейчас еще удивляюсь странному предложению ехать в лагерь пионервожатым, и сейчас слышу, как меня уговаривают, обещая за работу, кроме зарплаты, синие брюки, белую шелковую рубашку и дипломатические, то есть специально для дипломатов пошитые, модные ботинки» — вспоминал он. Семья жила очень скромно — на счету была каждая копейка, а это была по тем временам достаточно хорошая оплата труда, поэтому Симон Львович согласился с этим предложением. Именно эта вожатская практика, по его словам, способствовала его встрече с большой любовью на всю жизнь – педагогикой.

Окончив школу, он поступает в Московский государственный университет на филологический факультет. Так как на отделение журналистики (тогда еще не было такого факультета) пройти не удалось, он подал документы на филологическое отделение. Во время учебы Симон Львович продолжает работать вожатым. После окончания в 1953 году филологического факультета МГУ пробует себя в разных направлениях.

Я в первые десять лет довольно часто менял работу: школа в Москве, библиотечный техникум в Зубцове, несколько лет старшим вожатым в большом пионерском лагере, газета на строительстве стадиона в Лужниках, газета московских строителей, журнал «Пионер», а весной 1960 года, одновременно с рождением первого сына, я перешел в «Комсомольскую правду».

Симон Соловейчик

В это время, как он сам говорит, определились его направления работы: школа, дети, журналистика.

Еще работая в «Пионере», под псевдонимом «Вожатый Сима Соловьев» он ведет рублику «Секретно и несекретно», куда каждый мальчишка совершенно секретно мог написать и задать любой вопрос, получив ответ на страницах журнала. Из этих писем и статей сложилась первая книга Симона Соловейчика, которая называлась «Книга о тебе».

Работая корреспондентом уже в «Комсомольской правде», он основал рубрику «Алый парус», предназначавшуюся для подростков и старшеклассников. Там публиковались статьи и размышления на актуальные для них темы. Его подросток – социальный герой 1970-х годов. В «Комсомолке» его печатали целыми полосами; статьи эти были интересны и злободневны, сопровождались бурными обсуждениями.

В творчестве Симона Соловейчика было и другое время — когда даже его имя запрещали упоминать в газете, его труды не печатали. Во второй половине 1970-х годов он уходит из всех газет и работает дома; в этот период им написана «Педагогика для всех». Он много работает, пишет новые книги, в разные годы ведет на центральном телевидении передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех».

  • Симон Соловейчик
  • Педагогика для всех / Симон Соловейчик

  • Учение с увлечением / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019 / Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер

  • Учение с увлечением / Симон Соловейчик

  • Воспитание школы / Симон Соловейчик

  • Непрописные истины воспитания / Симон Соловейчик


В 1986 году приходит работать в «Учительскую газету» простым корреспондентом. По его словам, в этот момент у него закончился личный период застоя, когда его практически не вспоминали, и начался период перестройки. Именно в то время, работая в «Учительской газете», Соловейчик стал разрабатывать новое педагогическое направление — педагогику сотрудничества, в которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика, взрослого и ребенка.

Он организует первые встречи педагогов-экспериментаторов, которые до этого были известны лишь узкому кругу лиц, инициирует с ними встречи на центральном телевидении. Именно он познакомил страну с Шалвой Амонашвили из Тбилиси, Евгением Ильиным из Санкт-Петербурга, Виктором Шаталовым из Донецка… У каждого из них был свой конек, своя изюминка. К сожалению, сегодня имена многих из них, кроме Ш.А. Амонашвили, практически забыты.

Вместе с открытыми им учителями Симон Соловейчик выпускает Манифест новой демократической школы. Соловейчик обобщил опыт их работы в книге «Педагогика сотрудничества». Именно сотрудничества, ведь успех зависит от двух составляющих: учитель — ученик.

В 1992 году Симон Львович ушел из исчерпавшей себя на тот момент «Учительской газеты», и основал и возглавил газету «Первое сентября». На ее страницах он говорил о педагогике сотрудничества, знакомил с новыми именами в этой области, размышлял вместе с читателями о проблемах современной педагогики. Именно на ее страницах в 1994 году Симон Львович опубликовал Манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека.

Симон Львович творил добро. Он просто работал, он просто писал, он просто говорил, он просто организовывал, он просто собирал вокруг себя интересных людей, он просто жил. Радостно жил. Трудно, но радостно. Он просто работал. Работа для него не была службой. Он все время верил, что найдет тех, кто его поймет, кто выслушает его, постарается вникнуть в смысл произносимого: неважно, выступление ли это перед школьниками или студентами, в Доме учителя перед педагогами, перед читателями журналов и газет, общение ли с человеком, взявшим в руки написанную им книгу. Он пытался научить добру. И во многом преуспел в этом направлении.

Владимир Владимирович Шахиджанян

Жизнь Симона Львовича Соловейчика оборвалась 18 октября 1996 года в Москве, он похоронен на Востряковском кладбище.

Симон Соловейчик

Симон Соловейчик / Книги

  • Соловейчик, С.Л. Книга про тебя/ Симон Соловейчик; Оформл. О.Коровина. – 2-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1965. – 125 с. /Школьная б-ка.
  • Соловейчик, С.Л. Алый парус: О ребятах 16–17 лет. Сб. статей из газ. “Комсомольская правда” /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. – М.: – Мол. гвардия,1966. – 192 с.
  • Соловейчик, С.Л. Мокрые под дождем: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. К.Безбородова. – М.: Дет. лит., 1968. – 95 с.
  • Соловейчик, С.Л. Отчаюха: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. И.Година. – М.: Дет. лит., 1969. – 80 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Ватага “Семь ветров”: Повесть / Симон Соловейчик ; Рис. Г.Ковенчука. – Л.: Дет. лит., – 979. – 255 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019 / Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер
  • Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С.Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
  • Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством / Симон Соловейчик. 95 c. ил. 17 см, М. Знание, 1978.
  • Соловейчик, С.Л. Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. ил. 16 см. М.: Знание, 1983.
  • Соловейчик, С.Л. Час ученичества / Симон Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1986. – 381 с.
  • Соловейчик, С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / Симон Соловейчик. – М.: Педагогика, 1986. – 370 с.: портр.
  • Соловейчик, С.Л. Последняя книга / Симон Соловейчик. – М.: Первое сентября. – 1998.
  • Соловейчик, С.Л. Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина / Симон Соловейчик. — М., 2001 г.
  • Соловейчик, С.Л. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении / Симон Соловейчик. – М.: Амрита, 2017/ Антология гуманной педагогики.
  • Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик. – М.: АСТ,2018. – 384 с./ Как воспитать ребенка.
  • Соловейчик, С.Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019
  • Соловейчик, С.Л. Как разговаривать с подростками о вечных истинах / Симон Соловейчик. – М.: Издательство АСТ, 2019

Произведения в периодической печати

  • Соловейчик, С.Л. Пианистка: Очерк о пианистке Лотар-Шевченко в газете «Комсомольская правда», 19.12.1965.
  • Соловейчик, С.Л. Учение без исключения // Юность. – 1985. – № 9. – С.107–112.

О жизни и творчестве

  • Овчинникова И. Не бойтесь дождей: [О книге С.Соловейчика “Мокрые под дождем”] // Известия. – 1968. – 30 окт.
  • Спасская, Ю. [О книге С.Соловейчика “Мокрые под дождем”] // Литература в школе. – 1969.– № 2. – С. 85.
  • Чуприн, С. Радость быть учеником: [О книге С.Л.Соловейчика “Час ученичества”] // Юность. – 1973. – № 7.
  • Максименко В. Час работы…: [О книге С.Л.Соловейчика “Учение с увлечением”] // Юность. – 1977. – № 10. – С. 95.
  • 1октября исполнилось 50 лет Симону Львовичу Соловейчику // Детская литература. – 1980. – № 10. – С. 23.
  • Симон Соловейчик: Прощание // Первое сентября. – 1996. – 24 окт.
  • Умер замечательный педагог, писатель, главный редактор газеты “Первое сентября” Симон Львович Соловейчик.
  • Нуйкин, П. История одного интервью: [Симон Соловейчик (1930 – 1996)] // Книжное обозрение. – 1997. – № 28

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Соловей ( Luscinia megarhynchos ) — небольшая птица. Он также известен как рыжий или обыкновенный соловей . Раньше относился к семейству дроздов Turdidae. Он принадлежит к группе более наземных видов, часто называемых чатами.

Перелетный насекомоядный вид. Гнездится в лесах и кустарниках Европы и Юго-Западной Азии. Распространение более южное, чем очень близкий соловей дрозд Luscinia luscinia .Гнездится на земле в густых кустах или рядом с ними. Проходит зимой юг Африки. Исследования показали, что соловьи, похоже, выбирают места для размножения, которые соответствуют определенным критериям (Wink 1973):

Соловей немного крупнее малиновки, его длина составляет около 15-16,5 см. Сверху он однотонный коричневый, за исключением красноватого хвоста. Внизу от желтовато-белого до белого. Полы похожи.

Соловьи названы так потому, что они часто поют как ночью, так и днем. Это имя используется уже более 1000 лет и хорошо узнаваемо даже в его англосаксонской форме — «nihtingale».Это означает «ночная певица». Ранние авторы предполагали, что поет женщина; на самом деле это мужчина.

Песня громкая, с впечатляющим набором свистов, трелей и бульканья. Его песня особенно заметна ночью, потому что поют мало других птиц. Поэтому его название (на нескольких языках) включает «ночь». Регулярно поют по ночам только непарные самцы, а ночная песня, скорее всего, послужит привлечению партнера. Считается, что пение на рассвете, за час до восхода солнца, играет важную роль в защите птичьей территории. Соловьи поют еще громче в городской или пригородной среде, чтобы преодолеть фоновый шум. Наиболее характерная черта песни — громкое свистящее крещендо, отсутствующее в песне соловья-дрозда. У него лягушачий будильник.

  • Винк, Майкл (1973): Die Verbreitung der Nachtigall ( Luscinia megarhynchos ) в Рейнланде. Charadrius 9 (2/3): 65-80. [Статья на немецком языке] PDF полный текст
  • Роза и соловей в персидском искусстве [2]
  • Роза и соловей в персидской литературе [3]

Nightingale — Скачать

Для пользователей, которые устали от зависшего программного обеспечения, такого как iTunes, но не интересуются более распространенным программным обеспечением для управления музыкой, таким как Winamp, есть Nightingale.

Nightingale — бесплатное многофункциональное приложение для управления мультимедиа и аудиоплеер, основанное на Songbird. Более того, включение кода Mozilla делает его также и веб-браузером.

Помимо встроенного веб-браузера, Nightingale включает в себя многие функции, которые вы ожидаете от обширной программы управления медиа-библиотекой. Он воспроизводит многие из наиболее распространенных аудиоформатов, таких как MP3, WMA, FLAC и т. Д., И, тем не менее, он также воспроизводит большинство видеоформатов, распространенных в Интернете, но на самом деле он не разработан как видеоплеер.

Управление списками воспроизведения и добавление обложек альбомов очень просто, также поддерживается редактирование тегов идентификаторов аудиофайлов. Так же, как Winamp и iTunes, в Nightingale есть немного недостатков в функциональности. Он также полностью поддерживает скиннинг и поставляется с несколькими предустановленными.

Стоит отметить: при установке есть несколько плагинов, которые порекомендует установщик: Last.FM, Soundcloud, Shoutcast, MashType и mLyrics. Они обеспечивают доступ к онлайн-сервисам и потокам данных.

В заключение, Nightingale — это полноценный музыкальный проигрыватель, который также поддерживает просмотр веб-страниц из приложения.

Особенности и особенности
  • Плагины, совместимые с Songbird (с одной модификацией надстройки)
  • Возможность воспроизведения нескольких аудиоформатов, таких как MP3, AAC, Ogg Vorbis, FLAC, Apple Lossless и WMA
  • Возможность играть в Apple Аудио с кодировкой FairPlay в Windows
  • Возможность воспроизведения звука Windows Media DRM на платформах Windows
  • Медиа-файлы, хранящиеся на страницах, просматриваемых в браузере, отображаются как воспроизводимые файлы в Nightingale
  • Загрузка файла MP3
  • Возможность подписаться на блоги MP3 как плейлисты
  • Возможность создавать собственные миксы
  • Возможность сканировать компьютер пользователя на наличие всех аудиофайлов и добавлять их в локальную библиотеку
  • Настраиваемый и сворачиваемый графический интерфейс пользователя, аналогичный iTunes, и режим мини-плеера
  • Сочетания клавиш и поддержка медиа-клавиатуры
  • Последняя.fm интеграция через плагин, в комплекте с кнопками любви / ненависти
  • Поддержка устройств, совместимых с Microsoft MTP
  • Возможность редактировать и сохранять теги метаданных
  • Воспроизведение без пауз и ReplayGain
  • Наблюдать папки
Nightingale 1. 12.1 на 32-битной 64-битные ПК

Эта загрузка распространяется по лицензии как бесплатное ПО для операционной системы Windows (32- и 64-бит) на портативном или настольном ПК из программного обеспечения mp3-плеера без ограничений. Nightingale 1.12.1 доступен для всех пользователей программного обеспечения в виде бесплатной загрузки для Windows.Как проект с открытым исходным кодом, вы можете свободно просматривать исходный код и бесплатно распространять это программное приложение.


Файл:
  1. Nightingale Скачать
  2. Бесплатное программное обеспечение MP3-плеера
  3. Программное обеспечение с открытым исходным кодом и GPL
  4. Основная версия: Nightingale 1.12
  5. Программа для воспроизведения музыки

Nightingale

Nightingale
  • Эли Шварц

    Нью-Йорк


    генеральный директор
  • Саймон Сингер

    Нью-Йорк


    Президент
  • Эндрю Мартин

    Нью-Йорк


    Финансовый директор
  • Брентон Хатчинсон

    Пенсильвания


    ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ
  • Ольга Сапожникова

    Нью-Йорк


    ДИРЕКТОР ПО УЧЕТУ ИМУЩЕСТВА
  • Майкл Мюррей

    Пенсильвания


    ДИРЕКТОР ИНЖЕНЕРИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА
  • Брайан Вайнбергер

    Нью-Йорк


    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
  • Линдси Каплан

    Нью-Йорк


    СТАРШИЙ СОВЕТ ПО НЕДВИЖИМОСТИ
  • Алекс Рот

    Нью-Йорк


    ДИРЕКТОР ПО ПРИОБРЕТЕНИЯМ И УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ
  • Лиза Мамунас

    Нью-Йорк


    ДИРЕКТОР ПО КОРПОРАТИВНОЙ ОПЕРАЦИИ
  • Анита Паолуччи

    Нью-Йорк


    МЕНЕДЖЕР ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСАМ И ЗАПЛАТАМ
  • Джордан Рот

    Нью-Йорк


    Аналитик по управлению активами
  • Ванесса Кастелланос

    Нью-Йорк


    КАДРОВЫЙ БУХГАЛТЕР
  • Райан Блэк

    Нью-Йорк


    СТАРШИЙ БУХГАЛТЕР ПО ИМУЩЕСТВУ
  • Элиана Томас

    Нью-Йорк


    КООРДИНАТОР ДЕБИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Уилл Хаттон

    Нью-Йорк


    Директор по приобретениям и рынкам капитала
  • София Кимми

    Нью-Йорк


    КООРДИНАТОР АРЕНДЫ
  • Диана Тобар

    Нью-Йорк


    КООРДИНАТОР ДЕБИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бриттани Паппас

    Нью-Йорк


    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОМОЩНИК
  • Саншайн Санчес

    Нью-Йорк


    РЕГИСТРАТОР
  • Ной Уивер

    Нью-Йорк


    АНАЛИТИК КАПИТАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
  • Стефани Ариас

    Нью-Йорк


    МЛАДШИЙ БУХГАЛТЕР
  • Дональд Нил

    Нью-Йорк


    КООРДИНАТОР AP
  • Джессика Бонк

    Пенсильвания


    СТАРШИЙ МЕНЕДЖЕР НЕДВИЖИМОСТИ
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *